Семейные ценности и традиции
(методическая разработка воспитательного занятия)
Учитель: Мясникова Наталья Робертовна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
«Семейные ценности и традиции». Данная тема актуальна во все времена. Семья – основа всех основ. Именно в семье закладывается фундамент нравственности. Учащиеся должны знать, ценить семейные ценности и традиции и передавать следующему поколению.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 12-15 лет
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя Данное мероприятие проводится в рамках осуществления направления духовно-нравственного воспитания.
1.5.Цель занятия: углубить представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
формировать навыки ответственного поведения в семье;
развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
развивать творческие способности.
воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Беседа с элементами игры
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Беседа, проблемный вопрос, анализ притч, коллективная работа, практические, творческие работы
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Оборудование:
медиа-оборудование;
презентация «Семейные ценности и традиции»;
фонограмма песни «Родительский дом»;
фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов);
альбомные листы, карандаши, фломастеры, листы формата А3 для составления коллажа, ножницы, клей.
Основные термины, понятия: семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данную разработку могут использовать классные руководители по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная подготовка к занятию:
составление генеалогических деревьев;
составление семейных альбомов;
проведение анкетирования учащихся и их родителей;
поиск фотографий о фирменном семейном блюде.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Содержание
I. Организационный момент:
Здравствуйте, дорогие ребята!
«Круг радости»
Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.
Сегодня у нас с вами необычное занятие.
Тему его вы узнаете, разгадав этот
ребус «7 Я»:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
II. Сообщение темы и вводная беседа:
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Правильно, сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого
человека.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Что объединяет семью, не даёт ей распасться?
Это что-то важное, дорогое…
(О семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед
любыми жизненными трудностями, о семейных традициях).
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои
всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И
если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.
В русской литературе встречается много произведений, где рассказывается о семье, семейных традициях и семейных ценностях. Например, в произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь детей должно быть в каждой семье. Ведь издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки, проведем упражнение «Ассоциация». Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом. Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ»
(группы учащихся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
По ходу ассоциаций – их обсуждение.
III. Работа по теме урока:
- Так что же такое СЕМЬЯ?
Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
(Ответы уч-ся:
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные
люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья?
Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная
общими интересами.
В современной научной литературе семья определяется как «…малая
социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных
отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства,
правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием
детей».
В словарях дается такое определение: семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Игра: «Рассыпанные пословицы. Составьте из данных слов пословицу о семье».
- Как вы их понимаете? (Ответы учащихся)
1. На что лад в семье, коли клад.
На что клад, коли в семье лад.
2. Семья холодно – ней печка: как, собираются все к.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
3. Семья на душа месте вместе – вся .
Семья вся вместе – душа на месте.
- Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Действительно,
почему для человека так важна семья. (Ответы учащихся)
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали
(Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем
хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и
получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои
собственные. Семья очень важна для каждого человека, но не только, семья –
это основа общества, но и нравственные ориентиры. Вы - дети, и наше
будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас
выбрать правильные ориентиры в жизни. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
Проблемный вопрос: Что же может объединять семью?
Анализ легенды и притч.
- Я расскажу вам одну легенду.
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого
верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель
убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:
«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот
быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же
слово.
- Как вы думаете, какое это слово? (Ответы учащихся) ("понимание").
Давайте с вами попробуем составить правила, которые ведут к
взаимопониманию.
Коллективная работа учащихся.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремись все делать как можно лучше.
16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.
- Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список
ценностей счастливой семьи.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги
постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав,
а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая
хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает.
Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от
пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу
поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и
разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно.
Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
- Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)
Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!
Крепка бывает та семья. Где нет места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.
- Давайте попробуем назвать качества счастливой семьи.
(Работа в группах) Ответы выложить в виде солнца.
Я называю определения терминов – задача учеников соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтобы получилось солнышко)
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство
Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка
Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность
Умение уступать друг другу - компромисс
Нежная забота друг о друге - любовь
Преданность друг другу - верность
Чуткое отношение друг к другу - нежность
Прислушиваться друг к другу - умение слушать
Уважение и благодарность - признание
Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость
Чувство безопасности и уверенности - доверие
ХОРОШАЯ СЕМЬЯ
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.
- А что означает слово традиция?
(Ответы учащихся)
Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и
передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения)
- Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся)
Чтобы семья была крепкой и дружной.
- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?
Сообщение учащегося с элементами театрализации «Русская изба. Семейные традиции» с использованием экспонатов школьного историко-краеведческого музея
Историческая справка
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с
красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали
дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда
назывались наши предки. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей
избе отдельно от других семей.
Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала
печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю
семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не
разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный
угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по
православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья
«трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На
столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были
символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за
столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола
занимал отец. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и
только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко
разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно
почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали.
Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские
люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
Семьи у крестьян были большие и дружные.
Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец
наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом
и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16
годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с
ним.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть,
плести из кудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду,
воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило
осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все
женскую работу.
Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы
помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют
распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни
семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Какие же традиции сохранились в современных семьях?
1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это было распространено среди знати.
В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Традиция «Мое родословное древо»
Человек рождается на свет, растёт и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С. Пушкина.
(Знакомство с родословной А. С. Пушкина)
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
2. Ещё одной из традиций является присвоение отчества ребенку.
Сообщение учащегося
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об
этом относится к 945 году.
- А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: Отчество - часть
родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию:
дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки,
проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма
вежливости).
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на
«-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси;
«подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально
образовывались так: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван
Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».
3. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных,
строителей, артистов, учителей.
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
4. Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
Традиция «Составление семейного альбома»
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.
Звучит песня «Семейный альбом».
Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.
Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,
Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?
А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.
От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.
Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,
Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.
А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,
И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!
(Выставка семейных альбомов)
5. Традиция хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколение.
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.
6. Одна из замечательных традиций, сохранившаяся в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !
7. Весьма распространённая русская традиция – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо
кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте
были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
– Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными
праздниками?
(Ответы учащихся)
8. Поскольку с момента крещения Руси русский народ стал православным, то нельзя не сказать о духовных семейных традициях:
- жить по заповедям Божиим;
- совершать мудрые поступки, которые должны войти в привычку;
- быть целомудренным;
- жить честным и полезным трудом, работая не только ради денег, но и ради укрепления Отечества;
- любить ближнего и помогать ему;
- почитать православные праздники (Пасха, Троица, Рождество Христово, Крещение).
9. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Для чего нужны «Семейные праздники»?
— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость - чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
А какие семейные праздники в ваших семьях?
Обсуждение ответов.
10. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»
Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Подростки, названные в честь кого-либо из родственников, рассказывают о них.
11. Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.
Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье,
производительность труда напрямую зависят от качества семьи. В семье
закладываются основы усердия и трудолюбия.
- Расскажите о традициях в ваших семьях. (Ответы учащихся)
Анализ итогов анкетирования учащихся и их родителей.
Презентация проекта «Традиции моей семьи».
12. Традиция «Семейный герб»
Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Знакомство с примером семейного герба.
— Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба. Для этого, вам нужно подумать:
Каким может быть герб семьи?
Как вы его представляете?
Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
Что может быть в гербе?
(возможные ответы)
- Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (Появляются голубой цвет и голубь.)
- Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (Появляется солнце.)
- Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи, они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно. (Появляются руки.)
- А мне семья представляется в виде цветка: центр — это ядро семьи, а лепестки — это мы, её члены. (Появляется цветок.)
- А мамины руки нежно держат этот цветок.
— Прекрасно. А на чём держится семья?
(Семья держится на любви и верности).
— А как их можно изобразить?
Любовь — в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей. (Появляется амур и лебеди.)
— Ребята, как вы думаете, этого достаточно?
— Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.
Творческое домашнее задание: нарисовать герб своей семьи.
Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия.
Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Правильно, семья!
Это близкие и родные люди.
Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Музыкальный фон песня «Родительский дом».
И в завершении нашей встречи предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку
Разноцветная семья
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
и от того какое окончание будет в Вашей сказке, я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.
(Каждая команда получает лист с началом сказки, в течении 3 минут необходимо дописать продолжение).
Идёт обсуждение полученных ответов.
Притча «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
* Притчу можно разобрать в классе или дать для осмысления дома.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.