СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка сказки "Три поросенка" для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

кукольная постановка "Три поросенка" совместная творческая работа учителя-логопеда и учителя техологии для 5-6 кл, в коррекционной школе.  Цель: развитие мелкой моторики через шитье костюмов для персонажей, а также навыка работы с кукольными персонажами, развитие памяти и творческих способностей у детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка сказки "Три поросенка" для детей с ОВЗ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»









Методическая разработка




Творческий проект

«Кукольный театр своими руками»



















Составители:


Акатьева Татьяна Вениаминовна

учитель логопед-дефектолог


Сутугина Надежда Александровна

учитель технологии

Кукольный театр своими руками


Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомятся с множеством детских сказок, способствуют развитию творческих способностей, общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребенка, двигательную активность.

В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества обучающихся. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение в объединении обучающихся, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям 11-12 лет показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру и к себе.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Так возникла идея разработки проекта «Кукольный театр своими руками». Задумкой данного проекта является не только изготовление декораций, кукол для кукольного театра, но и озвучивание на материале сказки «Три поросенка». Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся.

Знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, родителям, воспитанникам школы - интернат, приглашая их на свои творческие мероприятия. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе-интернате.

На сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы-интернат, но и для других общеобразовательных и коррекционных школ. Она важна для педагогов, которые стремятся организовать досуг детей, вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства.

Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, можно судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Срок реализации проекта 1 год

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта 11-12 лет

Цель: Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей, общительности, коммуникабельности, развитие моторики рук и пальцев ребенка, двигательной активности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, научить самостоятельно изготавливать куклы; чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни, а также их художественные способности.

Развивающие: развивать индивидуальные творческие способности  обучающихся; пространственное и образное мышление детей; развивать культуру и технику речи, память, воображение, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, фантазию, интерес к сценическому искусству, артистические способности.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека; развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности; воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать социально-нравственные качества на материале сказки, способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев.

Коррекционные: развивать моторику рук и пальцев, двигательную активность, коммуникативные навыки, пространственную ориентацию, эмоциональную сферу.

Дидактические цели проекта:

Формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра; освоение первичных знаний о театральном искусстве; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности; развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия; воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Планируемым результатом реализации проекта

В результате реализации данного проекта дети научатся: изготавливать театральную куклу из различных материалов, водить куклу над ширмой, создавать декорации и афиши для спектаклей, проявлять свои творческие способности и добиваться успеха, приобретать и применять свои знания на практике, планировать проектную деятельности, работать в группе, защищать творческий проект. Каждый обучающийся будет трудиться, упорно добиваться нужного результата. Дети получат общее представление о кукольном театре, научатся самостоятельно импровизировать, выразительно читать отрывки из книг, разыгрывать сценки из спектаклей, знать театральные профессии, создавать афиши, эскизы декораций и костюмов для кукол, читать по ролям и играть в группе.

      Форма проведения занятий: коллективная, индивидуально-групповая.

Этапы работы над проектом кукольный театр своими руками

1 этап – организационно-подготовительный

Он включает в себя поиск проблемы, обоснования выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках

2 этап – разработка проекта.

Цель: составление планирования на период проекта.

3 этап - технологический.

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций по изготовлению кукол, декораций, репетиции сказки, подготовка спектакля для показа, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

4 этап – заключительный.

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед учащимися, педагогами школы.

Содержание деятельности

Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»; Выбор сказки для показа в кукольном театре, наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовлении кукол, декораций и составление технологической карты; изготовление кукол для показа сказки «Три поросенка» в кукольном театре; репетиции сказки, презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками»







Связь проекта с жизнью и общеучебными предметами

Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, технология, музыка и пение.

Предлагаем вашему вниманию методическую разработку сценария «Три поросенка»



Сценарий кукольного спектакля «Три поросенка»

Цель:

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ через участие в постановках кукольного театра.

Задачи:

- познакомить с произведением «Три поросенка»;

-формировать навыки изготовления кукольных героев, декораций к спектаклям;

- развивать память, мелкую моторику рук, наблюдательность, внимание, коммуникативные навыки обучающихся;

-развивать звукопроизношение, музыкальные способности, артистизм, ораторское мастерство;

-работать над эмоциональной сферой, способствовать повышению самооценки детей с ОВЗ;

-прививать интерес к литературе, народному творчеству, к творческой деятельности.

Звуки леса

Звучит веселая музыка.

Ведущий: Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Поросята появляются по мере представления их и кланяются зрителю

Веселятся и играют на полянке

Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

Но вот наступила Осень…

Наф-Наф: Пора нам подумать о Зиме. Давайте построим крепкий, теплый дом.

Ниф-Ниф: Нам не нужен теплый дом. Мы еще погуляем.

Нуф-Нуф: Мы еще покувыркаемся и повеселимся.

Поросята продолжают резвиться. Звучит веселая мелодия.

Смена музыкального фона «Звуки ветра».


Ведущий: Но стало холодно, подул сильный ветер, лужи стали замерзать.

Поросята уходят за ширму

И ленивым поросятам пришлось строить домики.

Звучит музыкальная тема трех поросят.

Появляется дом из соломы и поросенок Ниф-Ниф.

Имитация строительства дома


Ниф-Ниф: Вот я какой дом построил из соломы. Раз-два и готово!

Сейчас положу последнюю соломинку и готово!

Ниф-Ниф поет песенку:

Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь,

Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь!

Убираем дом Ниф-Нифа

Звучит музыкальная тема трех поросят.

Ставим дом из прутьев. Появляется Нуф-Нуф

Имитация строительства дома

Ведущий: Поросенок Нуф-Нуф не стал долго думать и решил построить себе домик из прутьев.

Нуф-Нуф: Вот и готово! Вбил в землю колышки, переплел их прутьями.

На крышу досок навалил. Листьев набросал и готово!

Нуф-Нуф поет песенку:

У меня хороший дом,

Новый дом, прочный дом.

Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром.


Убираем дом из прутьев.

Звучит музыкальная тема трех поросят.

Ставим каменный дом. Появляется Наф-Наф.

Имитация строительства домика


Ведущий: А Наф-Наф уже несколько дней занят работой. Натаскал камней, намесил глины и построил прочный дом, в котором можно укрыться от ветра, мороза и страшного волка.

И дверь сделал тяжелую, дубовую с засовом.

Наф-Наф поет песенку:

Я, конечно, всех умней, всех умней, всех умней!

Дом я строю из камней, из камней, из камней!

Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь.

Не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь.

Убираем кирпичный домик и поросенка

Ставим дом из соломы

Появляются поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф


Ведущий: Поросят Ниф-Ниф и Нуф-Нуф та весело резвились, что совсем не заметили как разбудили Серого волка.


В стороне под кустом сидит Серый волк и наблюдает за поросятами

Звучит музыкальная тема трех поросят.

Поросята танцуют и поют:

Где ты ходишь, хитрый волк,

Старый волк, страшный волк!

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Ведущий: Волк тихо подкрался к домику Ниф-Нифа, (Волк крадется к дому.) дунул на домик и соломенный домик развалился!


Поросята, увидев волка, с визгом прячутся за дом.

Звучит музыкальная тема волка.

Волк дует на дом.

Дом и поросята улетают.


Ведущий: Тогда поросята спрятались от волка в домике Нуф-Нуфа и весело запели свою любимую песенку.

Ставим дом из прутьев поросята прячутся за дом.

Песенка поросят:

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк.

Звучит музыкальная тема волка. Крадется волк.

Ведущий: А коварный серый Волк продолжал охотиться за поросятами, но и домик из прутьев он тоже с легкостью разрушил

Дует под музыку. Трясет дом. Убираем дом.

Ставим дом из камней.

Ведущий: Прибежали поросята.

спрятались в крепком доме Наф-Нафа.

А Наф-Наф запел песенку.

Наф-Наф поет:

Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь.

Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!

Звучит музыкальная тема волка.

Ведущий: Волк сильно разозлился. Он и дул на дом. А дом ни с места!

Он и царапал дом когтями! Дом ни с места!

Тогда волк решил залезть в дом через трубу на крыше.

Но не удержался и свалился в котел с водой!

Завыл волк от боли и удрал из леса навсегда!

А три поросенка весело зажили в крепком, теплом доме из камней.

финал

Все артисты выходят вместе с куклами и реквизитом и поют песенку «Всем на свете нужен дом!»























Приложение 1

Текст песни «Ни кола и ни двора»


Ни кола и ни двора, ну и что ж такого?

Ля-бду-бда-бду-бда-бду-та-ба-да!

Раз-два-три и все дела!

Раз-два-три и все дела!

И жильё готово!


Всем на Свете нужен дом

Людям и зверятам

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!


Хорошо придти домой, как приятно это

Ля-бду-бда-бду-бда-бду-та-ба-да!

Очень жалко, что зимой

Очень жалко, что зимой

Не бывает Лета!


Всем на Свете нужен дом

Людям и зверятам

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!

















Приложение 2



Первая примерка игрушки



Готовим лекало


Реквизит







Закулисье

Руководители

Татьяна Акатьева Надежда Сутугина

Наш коллектив юных театралов





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

список литературы для педагога и родителей

  1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2014 г

  2. Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия, 2013 г

  3. Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж, 2012 г

  4. Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 2014 г

  5. Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2014 г

  6. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 2010 г

  7. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 2014 г

  8. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2012 г

  9. Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение, 2013 г

  10. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2015

  11. Интернет-ресурсы:

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  • http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»

  • Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193

  • Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html

  • Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/

Список литературы для обучающихся:

  1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2014 г

  2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2013 г

  3. Белянская Л.Б. «Хочу на сцену» М., Просвещение, 2015 г

  4. Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2014 г

  5. Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 2014 г

  6. Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками» М., 2001 г

  7. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2015 г

  8. Интернет-ресурсы:

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  • http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»

  • Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193

  • Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html

  • Театр-студия «Арт-Мастер»

http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/



14