Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка
Творческий проект
«Кукольный театр своими руками»
Составители:
Акатьева Татьяна Вениаминовна
учитель логопед-дефектолог
Сутугина Надежда Александровна
учитель технологии
Кукольный театр своими руками
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомятся с множеством детских сказок, способствуют развитию творческих способностей, общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребенка, двигательную активность.
В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества обучающихся. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение в объединении обучающихся, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям 11-12 лет показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру и к себе.
Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.
Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Так возникла идея разработки проекта «Кукольный театр своими руками». Задумкой данного проекта является не только изготовление декораций, кукол для кукольного театра, но и озвучивание на материале сказки «Три поросенка». Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.
Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся.
Знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, родителям, воспитанникам школы - интернат, приглашая их на свои творческие мероприятия. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе-интернате.
На сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы-интернат, но и для других общеобразовательных и коррекционных школ. Она важна для педагогов, которые стремятся организовать досуг детей, вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства.
Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, можно судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.
Срок реализации проекта 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта 11-12 лет
Цель: Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей, общительности, коммуникабельности, развитие моторики рук и пальцев ребенка, двигательной активности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:
Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, научить самостоятельно изготавливать куклы; чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни, а также их художественные способности.
Развивающие: развивать индивидуальные творческие способности обучающихся; пространственное и образное мышление детей; развивать культуру и технику речи, память, воображение, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, фантазию, интерес к сценическому искусству, артистические способности.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека; развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности; воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать социально-нравственные качества на материале сказки, способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев.
Коррекционные: развивать моторику рук и пальцев, двигательную активность, коммуникативные навыки, пространственную ориентацию, эмоциональную сферу.
Дидактические цели проекта:
Формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра; освоение первичных знаний о театральном искусстве; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности; развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия; воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.
Планируемым результатом реализации проекта
В результате реализации данного проекта дети научатся: изготавливать театральную куклу из различных материалов, водить куклу над ширмой, создавать декорации и афиши для спектаклей, проявлять свои творческие способности и добиваться успеха, приобретать и применять свои знания на практике, планировать проектную деятельности, работать в группе, защищать творческий проект. Каждый обучающийся будет трудиться, упорно добиваться нужного результата. Дети получат общее представление о кукольном театре, научатся самостоятельно импровизировать, выразительно читать отрывки из книг, разыгрывать сценки из спектаклей, знать театральные профессии, создавать афиши, эскизы декораций и костюмов для кукол, читать по ролям и играть в группе.
Форма проведения занятий: коллективная, индивидуально-групповая.
Этапы работы над проектом кукольный театр своими руками
1 этап – организационно-подготовительный
Он включает в себя поиск проблемы, обоснования выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках
2 этап – разработка проекта.
Цель: составление планирования на период проекта.
3 этап - технологический.
Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций по изготовлению кукол, декораций, репетиции сказки, подготовка спектакля для показа, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.
4 этап – заключительный.
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед учащимися, педагогами школы.
Содержание деятельности
Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»; Выбор сказки для показа в кукольном театре, наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовлении кукол, декораций и составление технологической карты; изготовление кукол для показа сказки «Три поросенка» в кукольном театре; репетиции сказки, презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками»
Связь проекта с жизнью и общеучебными предметами
Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, технология, музыка и пение.
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку сценария «Три поросенка»
Сценарий кукольного спектакля «Три поросенка»
Цель:
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ через участие в постановках кукольного театра.
Задачи:
- познакомить с произведением «Три поросенка»;
-формировать навыки изготовления кукольных героев, декораций к спектаклям;
- развивать память, мелкую моторику рук, наблюдательность, внимание, коммуникативные навыки обучающихся;
-развивать звукопроизношение, музыкальные способности, артистизм, ораторское мастерство;
-работать над эмоциональной сферой, способствовать повышению самооценки детей с ОВЗ;
-прививать интерес к литературе, народному творчеству, к творческой деятельности.
Звуки леса
Звучит веселая музыка.
Ведущий: Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Поросята появляются по мере представления их и кланяются зрителю
Веселятся и играют на полянке
Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила Осень…
Наф-Наф: Пора нам подумать о Зиме. Давайте построим крепкий, теплый дом.
Ниф-Ниф: Нам не нужен теплый дом. Мы еще погуляем.
Нуф-Нуф: Мы еще покувыркаемся и повеселимся.
Поросята продолжают резвиться. Звучит веселая мелодия.
Смена музыкального фона «Звуки ветра».
Ведущий: Но стало холодно, подул сильный ветер, лужи стали замерзать.
Поросята уходят за ширму
И ленивым поросятам пришлось строить домики.
Звучит музыкальная тема трех поросят.
Появляется дом из соломы и поросенок Ниф-Ниф.
Имитация строительства дома
Ниф-Ниф: Вот я какой дом построил из соломы. Раз-два и готово!
Сейчас положу последнюю соломинку и готово!
Ниф-Ниф поет песенку:
Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь!
Убираем дом Ниф-Нифа.
Звучит музыкальная тема трех поросят.
Ставим дом из прутьев. Появляется Нуф-Нуф
Имитация строительства дома
Ведущий: Поросенок Нуф-Нуф не стал долго думать и решил построить себе домик из прутьев.
Нуф-Нуф: Вот и готово! Вбил в землю колышки, переплел их прутьями.
На крышу досок навалил. Листьев набросал и готово!
Нуф-Нуф поет песенку:
У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром.
Убираем дом из прутьев.
Звучит музыкальная тема трех поросят.
Ставим каменный дом. Появляется Наф-Наф.
Имитация строительства домика
Ведущий: А Наф-Наф уже несколько дней занят работой. Натаскал камней, намесил глины и построил прочный дом, в котором можно укрыться от ветра, мороза и страшного волка.
И дверь сделал тяжелую, дубовую с засовом.
Наф-Наф поет песенку:
Я, конечно, всех умней, всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней, из камней, из камней!
Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь.
Не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь.
Убираем кирпичный домик и поросенка
Ставим дом из соломы
Появляются поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф
Ведущий: Поросят Ниф-Ниф и Нуф-Нуф та весело резвились, что совсем не заметили как разбудили Серого волка.
В стороне под кустом сидит Серый волк и наблюдает за поросятами
Звучит музыкальная тема трех поросят.
Поросята танцуют и поют:
Где ты ходишь, хитрый волк,
Старый волк, страшный волк!
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!
Ведущий: Волк тихо подкрался к домику Ниф-Нифа, (Волк крадется к дому.) дунул на домик и соломенный домик развалился!
Поросята, увидев волка, с визгом прячутся за дом.
Звучит музыкальная тема волка.
Волк дует на дом.
Дом и поросята улетают.
Ведущий: Тогда поросята спрятались от волка в домике Нуф-Нуфа и весело запели свою любимую песенку.
Ставим дом из прутьев поросята прячутся за дом.
Песенка поросят:
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк.
Звучит музыкальная тема волка. Крадется волк.
Ведущий: А коварный серый Волк продолжал охотиться за поросятами, но и домик из прутьев он тоже с легкостью разрушил
Дует под музыку. Трясет дом. Убираем дом.
Ставим дом из камней.
Ведущий: Прибежали поросята.
спрятались в крепком доме Наф-Нафа.
А Наф-Наф запел песенку.
Наф-Наф поет:
Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь.
Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!
Звучит музыкальная тема волка.
Ведущий: Волк сильно разозлился. Он и дул на дом. А дом ни с места!
Он и царапал дом когтями! Дом ни с места!
Тогда волк решил залезть в дом через трубу на крыше.
Но не удержался и свалился в котел с водой!
Завыл волк от боли и удрал из леса навсегда!
А три поросенка весело зажили в крепком, теплом доме из камней.
финал
Все артисты выходят вместе с куклами и реквизитом и поют песенку «Всем на свете нужен дом!»
Приложение 1
Текст песни «Ни кола и ни двора»
Ни кола и ни двора, ну и что ж такого?
Ля-бду-бда-бду-бда-бду-та-ба-да!
Раз-два-три и все дела!
Раз-два-три и все дела!
И жильё готово!
Всем на Свете нужен дом
Людям и зверятам
Всем на Свете нужен дом
Даже-даже-даже-даже поросятам!
Всем на Свете нужен дом
Даже-даже-даже-даже поросятам!
Хорошо придти домой, как приятно это
Ля-бду-бда-бду-бда-бду-та-ба-да!
Очень жалко, что зимой
Очень жалко, что зимой
Не бывает Лета!
Всем на Свете нужен дом
Людям и зверятам
Всем на Свете нужен дом
Даже-даже-даже-даже поросятам!
Всем на Свете нужен дом
Даже-даже-даже-даже поросятам!
Приложение 2
Первая примерка игрушки
Готовим лекало
Реквизит
Закулисье
Руководители
Татьяна Акатьева Надежда Сутугина
Наш коллектив юных театралов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
список литературы для педагога и родителей
Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2014 г
Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия, 2013 г
Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж, 2012 г
Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 2014 г
Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2014 г
Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 2010 г
Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 2014 г
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2012 г
Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение, 2013 г
«Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2015
Интернет-ресурсы:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»
Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193
Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/
Список литературы для обучающихся:
Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2014 г
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2013 г
Белянская Л.Б. «Хочу на сцену» М., Просвещение, 2015 г
Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2014 г
Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 2014 г
Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками» М., 2001 г
«Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2015 г
Интернет-ресурсы:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»
Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193
Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
Театр-студия «Арт-Мастер»
http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/
14