СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Спортивная тренировка. Мезоцикл".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Спортивная тренировка. Мезоцикл".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА. МЕЗОЦИКЛ".


















Разработчик:

Купко Дмитрий Андреевич,

тренер-преподаватель















п. Ревда
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………...…3

Что такое мезоцикл? ……………………………………………….………….….3

Типы и структура мезоциклов……………………………………………..…….5

Построение мезоцикла…………………………………………………………....9

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) ………………….…10

Вывод. ……………………………………………………………………………11

Используемая литература……………………………………………………….13






















ВВЕДЕНИЕ

Спортивная тренировка – это управляемый педагогический процесс овладения спортивным мастерством и его совершенствования. Спортивную тренировку следует рассматривать как единый круглогодичный, многолетний процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей организма.

Повышение функциональных возможностей организма, воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) происходит под влиянием оптимально повторяющихся и постепенно повышающихся требований к органам и системам, к двигательному аппарату спортсмена. На этом базируется прежде всего приобретение физической подготовленности и улучшение волевых и психических качеств. В процессе спортивной тренировки спортсмен достигает тренированности, т. е. такого состояния, которое характеризуется повышенной работоспособностью в тех упражнениях, в которых он специализируется.

Спортивная тренированность и уровень мастерства складываются из ряда компонентов:

  • технической,

  • тактической,

  • физической,

  • психологической,

  • теоретической подготовки.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны и влияют на уровень развития друг друга. Искусство тренера или тренерского коллектива (если это на сборе) заключается в том, чтобы правильно оценить способности боксера, найти способы и методику их развития. Особую роль в планировании спортивной тренировки играют мезоциклы.

ЧТО ТАКОЕ МЕЗОЦИКЛ?

Мезоцикл – средний по продолжительности цикл, включающий в себя относительно законченный ряд из 3-6 микроциклов одного или различных типов. По продолжительности – от 3 недель до 2 месяцев. Причина выделения мезоциклов в структуре спортивных тренировок – достижение кумулятивного (суммарного) эффекта, замедления и прекращения адаптационных перестроек, в ответ на однообразную по величине и направленности нагрузку.

Построение тренировочного процесса на основе мезоцикла позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание разнообразных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными процессами, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Мезоцикл может быть направлен на:

  • Повышение уровня общей физической подготовленности (общеподготовительный этап подготовительного периода подготовки);

  • Увеличение функциональных возможностей; совершенствование и расширение технико-тактических возможностей;

  • Совершенствование способности переносить большие нагрузки, адекватно на них реагировать и своевременно восстанавливаться.

  • Решающую роль в формировании структуры мезоциклов играют, в частности, следующие факторы и обстоятельства.

Планируя тренировку в мезоциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техническую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических способностей (переноса тренированности) при определении содержания занятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

Мезоциклы возникают прежде всего по той причине, что необходимо обеспечить достаточно значительный суммарный (кумулятивный) эффект тренировки и в то же время предупредить нарушения в приспособительных процессах, которые протекают в организме спортсмена под воздействием суммарных нагрузок, предъявляемых серией тренировочных микроциклов.

Внешние признаки мезоцикла:

1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно одного типа) в единой последовательности, либо чередование разных микроциклов в определенной последовательности;

2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует чаще всего и смену мезоцикла;

3) заканчивается мезоцикл восстановительным микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

ТИПЫ И СТРУКТУРА МЕЗОЦИКЛОВ

Для поддержания темпов прироста тренируемых способностей необходимо периодически (каждые 3-4 недели) обновлять содержание тренировки и изменять характер нагрузки. Для этого используют включение в тренировку мезоциклов различного типа.

Мезоцикл тренировки можно определить как серию микроциклов разного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или подэтап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позволяет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсменов.

Средние циклы чаще всего состоят из 3 – 6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячной. Их структура и содержание зависят от многих факторов:

  • этапа и периода годичного цикла,

  • вида спорта,

  • возраста и подготовленности спортсменов,

  • режима учебы и отдыха,

  • внешних условий тренировки (климатических, географических и др.),

  • околомесячных биоритмов в жизнедеятельности организма (например, менструальных циклов) и т.д.

Различают следующие типы мезоциклов:

  • «втягивающие»,

  • «базовые»,

  • контрольно-подготовительные,

  • «шлифовочные»,

  • предсоревновательные,

  • соревновательные,

  • восстановительно-подготовительный,

  • восстановительно-поддерживающий.

Втягивающий мезоцикл характеризуется повышением объема тренировочных нагрузок, вплоть до значительных величин с постепенным повышением интенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается подготовительный период. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит из трех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо от квалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовки для повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. Это делается для того, чтобы создать предпосылки для дальнейшей работы, повышающей уровень специальной подготовленности спортсмена. В определенном объеме используются и социально-подготовительные средства.

Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основная тренировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физических способностей, на совершенствование уже освоенных технико-тактических приемов. Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этих мезоциклов входит стабилизация и закрепление достигнутых перестроек в организме. По своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительными и специально-подготовительными, а по эффекту воздействия на динамику тренированности– развивающими и поддерживающими. Каждый вид базового мезоцикла может включать несколько мезоциклов соответствующего типа, но в разных комбинациях. Например, развивающий мезоцикл может состоять из 4 мезоциклов – двух объемных, одного интенсивного и восстановительного: МЦобъемный + МЦобъемный + МЦинтенсивный + МЦвосстановительный + Стабилизирующий состоит всего из двух объемных микроциклов.

Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собой переходящую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно тренировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, которые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять из двух-трех собственно тренировочных микроциклов и одного микроцикла соревновательного типа.

Предсоревнователъные мезоциклы типичны для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспечена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах. Если соревнования являются не очень ответственными для спортсмена или команды и проводятся в обычных климатических и географических условиях, то непосредственная подготовка к ним обеспечивается в рамках соревновательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревновательных и восстановительных микроциклов. При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях, уже целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.

Как правило, предсоревновательный мезоцикл состоит из модельно-соревновательных, подводящих и собственно тренировочных микроциклов, которые могут сочетаться в различной последовательности и с разной частотой. Например, при необходимости обеспечить более основательную тренировочную работу на фоне подготовки к состязанию, эффективен вариант: МЦмодельно-соревноват. + МЦсобственно трениров. МЦсобствен-но трениров. + МЦмодельно-соревн. + МЦсобственно трениров. + МЦподводящий.

В практике предсоревновательной подготовки используется также нетрадиционный вариант построения заключительного этапа подготовки к ответственному соревнованию по «принципу маятника», который предусматривает чередование контрастных и специализированных микроциклов.

Соревновательные мезоциклы – это типичная форма построения тренировки в период основных соревнований. Количество и структура соревновательных мезоциклов определяют особенности существующего спортивного календаря, программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов. Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов.

Восстановительные мезоциклы подразделяются на восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Первые планируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных микроциклов. Их основная задача – восстановление спортсменов после серии основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько нервных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перерастания кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко используя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в основном характерны для переходного периода.

ПОСТРОЕНИЕ МЕЗОЦИКЛА

Набор микроциклов и порядок их сочетания определяются общей логикой тренировочного процесса и конкретными особенностями периода или этапа подготовки. Решающую роль при построении мезоцикла играют 3 фактора:

1) мезоциклы являются необходимой формой построения тренировки, так как они позволяют управлять кумулятивным тренировочным эффектом серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы развития тренированности и предупреждать нарушение приспособительных процессов, которые возможны в результате хронического наслаивания тренировочных нагрузок;

2) на длительность мезоциклов и характер распределения в ней нагрузки влияют так называемые физические биоритмы;

3) мезоциклы приобретают различные типовые особенности в зависимости от места в общей системе построения тренировки или в зависимости от периодов макроцикла.

Являясь относительно цельными этапами тренировочного процесса, мезоциклы позволяют систематизировать процесс, достичь преемственности в развитии различных качеств и способностей, кроме того, построение периодов макроцикла, как системы различных мезоциклов, дает возможность на ряду с достижением высокого тренировочного эффекта избежать переутомления спортсмена.

ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ В СРЕДНИХ ЦИКЛАХ (МЕЗОЦИКЛАХ)

Большое значение при построении мезоцикла играет чередование и величина (малые, средние, большие и ударные) микроциклов различной направленности (силовой, выносливости, скоростной, гибкости и координации движений). Длительность мезоцикла должна обеспечивать достижения нового уровня развития отдельных физических качеств. Микроциклы разного типа служат своего рода «строительными блоками», из которых складываются средние (мезо-) циклы тренировки.

Каждый мезоцикл включает чаще всего 3-6 микроциклов, преимущественно одного типа или различных типов, образуя относительно законченную стадию тренировочного процесса. «Набор» микроциклов и порядок их сочетания определяются общей логикой тренировочного процесса и конкретными особенностями того или иного его этапа.

В тренировке спортсменов могут применяться микроциклы, средства и направленность которых способствует:

  • подготовке к последующей напряженной работе;

  • повышение уровня отдельных сторон подготовленности;

  • восстановление и создание условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов.

Современная тренировка высококвалифицированных спортсменов, в основном, в видах соревнований, связанных с проявлением выносливости характеризуются суммированием нагрузок отдельных микроциклов и прогрессирующим утомлением от одного микроцикла к другому. Это способствует предельному развитию функциональных систем организма, предъявляет высокие требования к психической сфере спортсмена. Однако эффект может быть достигнут лишь в том случае, когда после нескольких напряженных микроциклов следует разгрузочный микроцикл, позволяющий восстановить функциональные возможности спортсмена и обеспечить эффективное протекание адаптационных процессов. Игнорирование этого положения неизбежно приводит к физическому и нервному переутомлению.

Однако режим работы, при котором нагрузка одного микроцикла наслаивается на выраженное последующее, приемлем лишь при тренировке высококвалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, на этапе максимального использования индивидуальных возможностей или сохранение достижений. В тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки такой режим нагрузок противопоказан. Здесь необходимо чередовать микроциклы чтобы последующий микроцикл с проводился в условиях восстановления функциональных возможностей спортсмена после предыдущего. Чем выше нагрузка в ударных микроциклах, тем ниже они должны быть в восстановительных. Чем продолжительнее период напряженной работы, тем длительнее должно быть время, отводимое на восстановление. Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависит от этапа многолетней подготовки.

ВЫВОД:

Мезоциклы возникают прежде всего по той причине, что необходимо обеспечить достаточно значительный суммарный (кумулятивный) эффект тренировки и в то же время предупредить нарушения в приспособительных процессах, которые протекают в организме спортсмена под воздействием суммарных нагрузок, предъявляемых серией тренировочных микроциклов.

Следует отметить, что современная тренировка квалифицированных спортсменов в наиболее напряженные периоды работы характеризуется суммированием нагрузок отдельных микроциклов и прогрессирующим утомлением от одного микроцикла к другому. Это способствует предельной мобилизации возможностей функциональных систем организма, предъявляет высокие требования к психической сфере спортсмена. Однако эффект будет достигнут лишь в том случае, когда после нескольких микроциклов следует относительно разгрузочный микроцикл, позволяющий восстановить функциональные возможности спортсмена и обеспечить эффективное протекание адаптационных процессов. Игнорирование этого положения неизбежно приводит к физическому и нервному переутомлению.

Опыт последних лет свидетельствует о необходимости строгого соответствия между периодами напряженной работы и относительного восстановления в мезоциклах. При этом нужно учитывать продолжительность этих периодов, величину нагрузки в каждом из них. Чем выше нагрузки в ударных микроциклах, тем ниже они должны быть в восстановительных; чем продолжительнее период напряженной работы, тем длиннее должно быть время на восстановление. При планировании в мезоцикле 2 – 3 микроциклов с особо напряженными программами часто недостаточно одного недельного восстановительного микроцикла для полноценного восстановления и эффективного протекания адаптационных процессов. Количество таких микроциклов может быть доведено до двух, а при непосредственной подготовке спортсменов к соревнованиям – даже до трех. Таким образом, продолжительность мезоциклов может достигать 5 – 6 недель.














ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Байковский Ю. В. Основы спортивной тренировки. – М., 2006.

  2. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 2009.

  3. Железняк Ю. Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М., Физкультура и спорт, 2003.

  4. Запорожанов В. А. Контроль в спорте. – М., 2005.

  5. Зябкина С. В., Кореневская Г. П., Леганьков С. В. Организация и методика проведения занятий по волейболу: Методические рекомендации. - Смоленск, 2006.

  6. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 2007.

  7. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 2007.

  8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2001.

  9. Никифоров Ю. Б., И. Б. Викторов. Построение и планирование тренировки в спорте. - М.: ФиС, 2008.

  10. Сыч В. Л. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования. Современная система спортивной подготовки. М., 1995.

  11. Теория спорта / Под ред. проф. В. Н. Платонова. – М.. 2007.