Методическая разработка «Технология исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения»
Автор-составитель: Крячко Ирина Николаевна, учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №1» города Усолье-Сибирское
Учебно-исследовательская деятельность – один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности обучающихся в рамках современного учебного процесса. Исследовательская деятельность ставит ученика в условия исследователя, на место ученого или первооткрывателя. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
В ФГОС приоритетно обозначены цели формирования целостного представления о мире, приобретения опыта разнообразной деятельности, подготовки к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Среди современных технологий как оптимальный способ решения данных целей может рассматриваться практика применения системно-деятельностного подхода для формирования исследовательских навыков учащихся, что будет способствовать достижению следующих педагогических целей:
- Образовательные: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
- Развивающие: формирование навыков и умений с помощью опытов, наблюдений выдвигать гипотезы, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- Воспитательные: формирование добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Задачи методической разработки:
Развивать навыки и умения работы с физическими приборами, моделями, информационными системами.
Прививать навыки исследовательской работы.
Развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся.
Учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет);
Целевая аудитория
Обучающиеся 7-го класса, учителя разных предметов. Принцип участия в работе мастерской обусловлен добровольным желанием участвовать в работе группы (команды), стремлением к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации.
Запланированные результаты
Обучающиеся научатся
-планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;
-размышлять, опираясь на знания фактов, проведенных исследований, закономерностей науки и делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
-работать в команде, выполняя разные социальные роли, поддерживать и развивать интерес к предмету.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Информационные ресурсы – нормативно-правовые документы, методическая литература, учебно-методическое обеспечение (УМК по учебному предмету «Физика. А. В. Перышкин, 7 класс, Интернет- ресурсы, ЭОР).
Материально-технические ресурсы – компьютерный класс, мультимедийный проектор, программное обеспечение, персональные ноутбуки для обучающихся.
Оборудование – калориметры с горячей и холодной водой, термометр, кристаллики марганцовки, пластилин двух цветов, 10 горошин, линейка, фотография, штатив с держателем, два цилиндра, набор грузов, мел.
Суть и содержание методической разработки
Методическая разработка «Технология исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения» включает занятие практического урока для учащихся 7 класса ««Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».
Этапы работы мастерской
Структура занятия |
Этапы | Деятельность обучающихся |
1. Создание проблемной ситуации, работа с электронным учебником и презентацией учителя-мастера | Формулирование проблемного вопроса: «Какое молекулярное строение имеют твердые тела, жидкости и газы?» |
2. Постановка учебной задачи | Формулирование темы занятия и его задачи «Увидеть многое в малом, получить представление о молекулярном строении вещества» |
3. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем исследовательской работы, анализа информационного материала, выступление командиров групп. |
4. Обобщение и закрепление нового материала | Решение тестовых заданий с помощью Excel (Приложение ) |
5. Домашнее задание | Представление продукта на следующее занятие «Создание модели молекулы» с заполнение паспорта проекта и заполнение таблицы «Строение твердых тел, жидкостей и газов» (Приложение ) |
6. Выводы, оценивание и рефлексия | Итог занятия, подведение результатов оценивания обучающихся по набранным жетонам (актуализация – желтый цвет, исследование – зеленый цвет, закрепление – розовый цвет). Создание цветка настроения. |
Подготовка |
1. Класс делится заранее на 4 группы по социально-психологическим особенностям: «геометрическим» типам личности (состояниям вещества), каждый обучающийся выбирал изображение на картинке: «морс в квадрате» - жидкое состояние – упорство, настойчивость, рациональность, аналитичность, внимательность к деталям, креативность; «свеча в треугольнике» - плазма – решительность, нацеленность на победу, уверенность в себе, энергичность, взять ответственность на себя; «сыр в прямоугольнике» - твердое состояние – любознательность, смелость, чувствительность, настрой на своё; облако в кругу» - газообразное состояние – бесконфликтность, креативность, остроумие, интуитивность. 2. Дидактический материал – это заранее подготовленные пакеты для групп с заданиями исследовательского характера и жетонами для оценивания обучающихся на протяжении всего занятия (Приложение). 3. Презентация учителя 4. Разработка тестовых заданий, задач для обучающихся. |
Рефлексия работы мастерской |
Рефлексия. Можно воспользоваться различными методиками, например, «Все в твоих руках», «Цветок настроения» (Приложение) Приобретение учащимися и педагогами опыта разнообразной деятельности, познание и самопознание, ключевых концепций, направленных как на решение конкретных жизненных проблем, так и на поиск, анализ и обработку информации, приобретение навыков работы в коллективе, осуществление осознанного выбора будущей профессии |
Рефлексия действий участников |
Оценка оформления и выполнения работы: актуальность рассматриваемой проблемы; объем и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнения исследовательской работы, выводов и представление. Оценка представления (защиты): качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция. |
Список литературы
Понкратенко А. П. Исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках физики // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 445-447. — URL https://moluch.ru/archive/260/59692/
Альникова Т. В. Организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике // Вестник ТГПУ. Вып. 6 (57) серия: естественные и точные науки. — Издательство ТГПУ, 2016.