СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного процесса»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 7 Лесозаводского городского округа»
Конкурс «Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Номинация «Образование в режимных моментах»
Методическая разработка
«Технология макетирования в ДОУ
как инновационная форма образовательного процесса»
Разработали:
Старший воспитатель 1 квалификационной категории
Цебро Елизавета Викторовна
Воспитатели 1 квалификационной категории:
Герр Светлана Леонидовна
Ковалева Ирина Александровна
Колоскова Людмила Александровна
г. Лесозаводск 2021 год
Оглавление
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Макет «Мой любимый детский сад»
| 9 |
2.1 Приложение № 1 Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | 14 |
2.2 Приложение № 2 Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Теремок» | 15 |
2.3 Приложение № 3 Правила безопасного поведения в детском саду «Эти правила важны, соблюдать мы их должны»
| 16 |
3. Макет «Озеро лотосов города Лесозаводска»
| 29 |
3.1 Приложение № 1 Дидактическая игра «Размести лотосы»
| 31 |
3.2 Приложение № 2 Дидактическая игра «Обитатели озера»
| 32 |
3.3 Приложение № 3 Дидактическая игра «Символика города»
| 33 |
3.4 Приложение № 4 Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Обитатели озера» | 41 |
3.5 Приложение № 5 Конспект модульной аппликация «Лотосы»
| 45 |
3.6 Приложение № 13 Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в средней группе
| 50 |
4. Макет «Слава героям» для детей 3-4 лет
| 54 |
4.1 Приложение № 1 Дидактическая игра «Посади цветы на клумбу»
| 57 |
4.2 Приложение № 2 Дидактическая игра «Парад Победы»
| 58 |
4.3 Приложение № 3 Дидактическая игра «Одень солдата»
| 59 |
4.4 Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе « Путешествие на цветочную поляну» | |
4.4 Приложение № 4 Конспект НОД по лепке во второй младшей группе «На цветочной полянке» | 74 |
4.5 Приложение № 5 Конспект НОД по художественному-эстетическому творчеству (аппликация) в младшей группе «Весенний лес - ландыш».
| 80 |
4.6 Приложение № 6 Конспект НОД по художественному эстетическому творчеству (рисование) во второй младшей группе по тему «Красивые цветы»
| 86 |
5. Заключение | 90 |
6. Список использованной литературы
| 91 |
Пояснительная записка
В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно-тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны. В практике освоения комплексно-тематической модели, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойно место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно-игровой среде.
К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры - он может строить множество игровых "миров", воплощая их в предметной форме (в виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя различные сюжетные события. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссерская игра, как одна из форм сюжетной. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. Для того чтобы игра на макетной основе получила свое развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно-средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.
Таким образом, макет – это форма организации образовательного пространства, которая способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 3-4 лет, так и для детей более старшего возраста.
Главное, чтобы работа с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Макетирование помогает детям больше узнать о природе, космосе, познакомиться с историей родного края, страны, а педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Начиная работу по использованию макета, как средства всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста, мы учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в образовательной программе МДОБУ «Д/С № 7 ЛГО», разработанной на основе ФГОС ДО и по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой).
Цель методической разработки – познакомить педагогов ДОО с опытом работы по созданию макетов и их использования в работе с детьми дошкольного возраста, для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.
Макет для детей не имеет каких-то возрастных ограничений. Малыш может увлеченно передвигать предметы на плоскости или менять их местами. И, как показывает практика, со временем дети не теряют интерес к развивающей панели. Заниматься с макетом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
В процессе игры с макетом, наши воспитанники учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают это сделать своим друзьям. Часто можно наблюдать ситуации, когда малыши совместно ищут различные способы решения возникшей проблемы. Поэтому, здесь мы видим роль макета и как формы развития коммуникативности, воспитания чувства сотрудничества и взаимопомощи дошкольников.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе макет, мы даём возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу – включиться в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширять и пополнять свои профессиональные компетенции.
Методическая разработка «Макетирование – как средство развития творческих способностей дошкольников» включает в себя три макета, рассчитанные на детей с 2-4 лет, с 4 -5 лет;
- Макет «Мой любимый детский сад» для детей раннего дошкольного возраста:
- Макет «Слава героям» для детей младшего дошкольного возраста.
- Макет «Озеро лотосов города Лесозаводска» для среднего дошкольного возраста;
Макеты отличаются друг от друга внешним видом и наполняемостью в содержании. К каждому макету дается техническое описание, его цель, задачи, которые решаются данным дидактическим пособием. Разработаны дидактические игры и упражнения, конспекты НОД с использованием макета.
Подводя итог, хочется отметить, что с внедрением макетов в предметную пространственно-развивающую среду группы и образовательный процесс наблюдается положительная динамика у детей дошкольного возраста по формированию основных психофизических функций и мелкой моторики.
«Технология макетирования в ДОУ
как инновационная форма образовательного процесса».
Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие игровых ситуаций.
Макеты – это модели, представляющие с собой уменьшенные объекты.
Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Цель макетов – создание условий для развития познавательной активности дошкольников эффективного проведения образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения знаний у дошкольников.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение детей по той или иной теме, активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического и познавательного мышления, памяти внимания, воображения, фантазии; развитие общей и мелкой моторики рук. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности (эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками).
Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, творческие способности.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
Объединив процессы создания макета и режиссёрской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течении длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умения комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Виды макетов:
Макеты-модели, предоставляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости закрепленным на ней с устойчивым сооружением-здания, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого задания. Например, «Кукольный дом» это комната с предметами мебели.
Макеты-карты, это плоскости (не менее 50на60 см.) с планом-схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
Универсальный макет – это всего лишь знак «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основной для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес – зелёный цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Макет должен быть:
- напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- настольный (размер ограничивается размером стола или его части);
- подиумный (на специальных подставках-подиумах);
- настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина).
Существуют несколько требований к макетам:
1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещать с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
2. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеум и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
3. Не зависимо от вида макета, он должен быть удобным в обращении.
4. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступным дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Этапы работы по созданию макета
I этап – предварительная работа.
1. Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.).
2. Подготовка и сбор материала для создания макета (привлечение родителей).
Макет должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой либо сюжет или действие.
Можно использовать макеты для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширять их знания об окружающем мире. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.
II этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.
В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.). Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.
Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
III этап – активизация игры с макетами.
Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Эффективность использования макетов в работе с детьми:
• позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника;
• облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью;
• дает возможность осознать вспомогательную роль изображений, объектов для удержания в памяти словесного материала;
• развивает слуховые и зрительные анализаторы;
• развивает мелкую моторику; • формирует речевую компетентность;
• повышает наблюдательность, дает возможность заметить особенности окружающего мира, дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Таким образом, макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Макет «Мой любимый детский сад»
Разработали:
старший воспитатель Цебро Елизавета Викторовна
воспитатель Герр Светлана Леонидовна
Цель: моделирование ситуаций в детском саду: безопасность, ориентировка в пространстве, знакомство с проофессиями детского сада, театрализованная деятельность.
Задачи:
1.Формировать представления о работниках детского сада, о том, что в детском саду много различных помещений.
2. Совершенствовать знания о том, что в детском саду есть другие группы, в которые ходят дети разных возрастов.
3. Формировать основы безопасности в здании детского сада и на прогулочных площадках.
4. Развивать умение ориентироваться в группе и здании детского сада
5. Пробуждать интерес к театрализованной деятельности моделируя ситуацию.
6. Воспитывать бережное отношение к детскому саду, ко всему, что есть в детском саду, так как все это сделано руками людей.
Этапы создания макета «Мой любимый детский сад»
Для макета потребуется две средних коробки (у нас они из-под яблок).
Сначала берем одну коробку для здания детского сада. Канцелярским ножом делаем разрезы по всем четырем сторонам.
Внутри обклеиваем самоклеящейся плёнкой светлого цвета.
Снаружи обклеиваем самоклеящейся плёнкой коричневого с имитацией кирпича.
Для крыши детского сада берем вторую коробку и канцелярским ножом вырезаем каркас.
Снаружи его обклеиваем самоклеящейся плёнкой светлого цвета, а по бокам коричневого цвета.
Окна и двери взяты из конструктора, для имитации стекла во внутреннюю часть был вставлен картон серебристого цвета.
Приклеиваем готовые окна и двери к зданию детского сада с помощью клеевого пистолета.
По бокам приставляем пожарные лестничные выходы из конструктора.
Вход в задание детского сада изготовлен из коробки от сока и обклеен самоклеящейся пленкой светлого цвета. В нашем детском саду по бокам от входа нарисованы жирафы. Для нашего макета мы распечатали похожих жирафов и заламинировали их. Крышу для входа сложили из двух треугольников взятых из конструктора.
Приклеиваем вход к зданию детского сада на двухсторонний скотч.
Участок детского сада изготовлен из куска фанеры и обклеен фоамираном зеленного и чёрного цвета.
На участках детского сада расположены беседки, изготовленные из коробок от соков и обклеенные самоклеящейся бумагой: зеленного, розового, голубого и оранжевого цвета.
Клумбы и ножки для скамеек изготовлены из рулонов от туалетной бумаги и бумажных полотенец. Для большего эффекта они покрашены гуашью зеленного, красного, синего, желтого и оранжевого цвета. В каждую клумбу вставлена флористическая сеть зеленного цвета, украшают её букеты из искусственных цветов.
Сами скамейки изготовлены из деревянных палочек для мороженного и покрашенных гуашью в основные цветы. Они соединены с ножками горячим клеем.
Качели сделаны из палочек для кофе, основанием стали кольца, вырезанные из картонных рулонов, разрезанных пополам и покрашенных гуашью в зелёные, синие и красные цвета. Вся конструкция была соединено горячим клеем.
Песочницы изготовлены из спичечных коробков, сверху для имитации песка приклеена флористическая сеть. Для крыши были использованы коктейльные зонтики разных цветов.
Забор и деревья взяты из конструктора и приклеены горячим клеем к основанию территории детского сада.
К участку детского сада приставляем здание.
Приложение № 1
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру "Детский сад".
Задачи:
- формировать умения детей осуществлять игровые действия в игре;
- формировать умения объединяться в игре, выполнять игровые действия по смыслу (зарядка, кушают, музыкальное занятие, осмотр врага);
- формировать простейшие взаимодействия между взрослыми и детьми.
Общая стратегия игрового взаимодействия:
1. Мотивация в игру (внесение новой куклы).
2. Распределение ролей:
-воспитатель;
-повар;
-врач;
-музыкальный руководитель;
заведующая-воспитатель.
Дети, кто работает в детском саду? (воспитатель, повар, музыкант, врач, заведующая).
Что делает воспитатель? (встречает детей, играет с ними).
А что будет делать повар? (готовить еду, кормить детей).
А что делает врач? (слушает детей, ставит градусник и делает прививку).
Что делает музыкант? (разучивает с детьми песни, танцы).
Ребята, а можно я буду с вами играть? Я буду заведующей и буду вам помогать! (хорошо).
А сейчас давайте распределим роли для игры. Идите готовьте свои рабочие места. 5 детей идут за детьми (куклами).
Ребенок-воспитатель: Здравствуйте! Проходите в детский сад! (здороваются).
Ребенок-воспитатель: Сейчас мы с вами будем делать зарядку! Встаем в кружок; поднимаем руки вверх, вниз; приседаем, встаем! Молодцы!
Ребенок-воспитатель: Зарядка окончена, идем в группу, будем завтракать.
Повар в это время готовит еду, разливает ее по тарелочкам.
Ребенок-воспитатель: Ребята, что нужно сделать перед едой? (вымыть руки).
Ребенок-воспитатель: Мы идем мы руки, потом садимся за стол.
Ребенок-доктор: Здравствуйте, дети! Сегодня вам будут делать прививки, пройдите ко мне в кабинет (доктор измеряет температуру, делает прививку).
Ребенок-доктор: Будьте здоровы!
Ребенок-воспитатель: А сейчас пойдем петь песни в музыкальный зал!
Ребенок-музыкант: Проходите, садитесь на стульчики. Мы будем петь песню "осень"! Поем громко, весело! Молодцы!
Воспитатель-заведующая: Тебе понравилось с ребятами в детском саду? (да).
Воспитатель-заведующая: А сейчас детский сад закрывается, до свидания!
Приложение № 2
Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Теремок»
Цель: развитие интереса к театрализованной деятельности моделируя ситуацию.
Задачи:
учить выражать свое отношение к окружающей природе через театральную деятельность;
Вызвать желание детей принимать участие в театрализованных постановках;
Развивать умение вступать в контакт с другими участниками совместной деятельности;
Развивать связную речь, внимание, память;
Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
Воспитывать у детей чувство взаимовыручки;
Оборудование: маски и костюмы животных, макет детского сада (Теремок), набор посуды, муляжи продуктов.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок»;
Распределение ролей;
Разучивание слов.
Действующие лица: автор, Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-побегайка, Волчок-серый бочок, Медведь косолапый.
Ход деятельности:
Автор: стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка-норушка: что за славный теремок
Не большой, не маленький,
Кто, кто в теремочке живет?
Автор: никто не отзывается.
Мышка-норушка: хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Автор: вошла мышка-норушка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка-квакушка: что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет,
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет?
Ну-ка, говорите!
Мышка-норушка: я, Мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка-квакушка: а я Лягушка-квакушка.
Мышка-норушка: иди ко мне жить.
Для тебя найдется место
Веселее жить вдвоем
Вот сейчас замесим тесто
А потом чайку попьем!
Автор: лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Зайчик-побегайчик: что за славный теремок
Вырос среди леса?
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Мышка-норушка: я, Мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: а я Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик-побегайчик: а я, Зайчик-побегайчик.
Мышка-норушка: иди к нам жить!
Автор: заяц скок в теремок. Стали они втроем жить. Идёт мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Лисичка-сестричка: вот так терем- теремок
Он не низок, не высок!
Кто тут в тереме живет
Ну-ка, говорите!
Мышка-норушка: я, Мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: а я Лягушка-квакушка.
Зайчик-побегайчик: а я, Зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка-сестричка: а я, Лисичка-сестричка.
Мышка-норушка: иди к нам жить!
Автор: забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
Волчок-серый бочок: вот хоромы, так хоромы
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Мышка-норушка: я, Мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: а я Лягушка-квакушка.
Зайчик-побегайчик: а я, Зайчик-побегайчик.
Лисичка-сестричка: а я, Лисичка-сестричка. А ты кто?
Волчок-серый бочок: а я, Волчок-серый бочок.
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк
Сами посмотрите!
Лисичка-сестричка: ладно, Серый, заходи
Только не кусайся!
Мышка-норушка: иди к нам жить!
Автор: волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь-косолапый: терем- теремок! Кто в теремочке живет?
Мышка-норушка: я, Мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: а я Лягушка-квакушка.
Зайчик-побегайчик: а я, Зайчик-побегайчик.
Лисичка-сестричка: а я, Лисичка-сестричка.
Волчок-серый бочок: а я, Волчок-серый бочок. А ты кто?
Медведь-косолапый: а я, Медведь-косолапый.
Мышка-норушка: иди к нам жить!
Автор: медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть.
Медведь-косолапый: я лучше у вас на крыше буду жить.
Волчок-серый бочок: да ты нас раздавишь!
Медведь-косолапый: нет, не раздавлю!
Волчок-серый бочок: ну так полезай!
Автор: влез медведь на крышу. Только уселся – бах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка и Волчок-серый бочок – все целы и невредимы.
Лисичка-сестричка: что ж ты Медведь натворил, Теремок наш развалил!
Медведь-косолапый: ну, простите вы меня Я ведь не нарочно!
Волчок-серый бочок: хоть и виноват Медведь Мы ему поможем!
Мышка-норушка: чем о домике жалеть, Лучше новый сложим!
Автор: принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
Приложение № 3
Правила безопасного поведения в детском саду
«Эти правила важны, соблюдать мы их должны»
Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасности на участке и в детском саду.
Задачи:
1) Расширять и закреплять у детей знания о правилах безопасного поведения в детском саду.
2) Формировать у детей умения применения изученных правил безопасного поведения.
3) Формировать у детей потребность вести себя в соответствии с правилами безопасности.
4) Приучать детей делиться своими знаниями со сверстниками и педагогом.
Методы и приёмы:
1) Практические;
2) Наглядные;
3) Словесные: беседы, художественное слово;
4) Сюрпризный момент.
Материалы и оборудование:
1) Кукла Маша;
2) Знаки опасности;
3) Карандаш (для опыта);
4) Медали-награды;
5) Энциклопедия: «Правила поведения для воспитанных детей»
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет не просто занятие: мы с вами найдём в группе опасные места и подумаем, как же можно избежать неприятностей. А ещё постараемся вспомнить правила поведения в детском саду.
(ребёнок рассказывает стихотворение о детском саде)
Кто-то стучит в дверь.
-Ребята, по-моему, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим.
(в дверях появляется кукла Маша)
-Здравствуй Маша.
-(Маша) Здравствуйте. Примите меня, пожалуйста, в свою группу. Я тоже хочу играть и учиться с ребятами.
-Ребята, возьмём Машу в свою группу?
(Ответы детей)
-Проходи Маша, садись на стульчик вместе с ребятами.
(Маша бежит и ударяется об угол стола, начинает плакать)
-Ребята, мне кажется, Маша уже нашла одно опасное место в нашей группе. Как вы думаете, какое?
(Ответы детей)
-Молодцы ребята, конечно же, это стол. Ребята, а почему вдруг стол стал опасным? Он кусается? Царапается?
(Ответы детей)
-Ребята, стол не будет для нас опасен, если мы с вами не будем бегать в группе. Ведь так? Ребята, а давайте мы все вместе подумаем, что для нас может стать опасным, если мы свами будем бегать в группе. Давайте найдём эти места.
(Дети по одному подходят к воспитателю, берут знаки опасности и отмечают ими опасные места)
-Ну что, Маша, теперь ты поняла, почему ударилась?
-(Маша)Поняла, я больше не буду бегать в группе.
-Вот и молодец, а теперь ты можешь сесть с ребятами.
(Маша подходит к стульчику и встаёт на него ногами)
-Что ты делаешь, Маша? Ты же опять можешь упасть!
(Кукла падает со стульчика)
-Ребята, давайте пожалеем Машу и объясним ёй, что же она опять сделала не так.
(Ответы детей)
-Молодцы ребята. Вот мы с вами рассказали ещё одно правило поведения в детском саду: нельзя залазить на высокие предметы ( стульчики, столы, шкафы, подоконники)
-Ребята, а кто из вас может назвать ещё правила поведения в детском саду?
( Дети рассказывают стихи о правилах поведения)
-( Маша) Спасибо ребята, вы сколькому меня научили, а хотите я вам что-то покажу.(Опыт :дверь и карандаш). Посмотрите, ребята, что может случиться, если засунуть пальчик в закрывающуюся дверь.
( Герой подходит к двери, держит карандаш в проёме и резко закрывает дверь. Карандаш ломается)
-Ребята, что произошло с карандашом?
( Ответы детей)
-Да, ребята, карандаш сломался, но ведь на месте карандаша мог быть чей-то пальчик. Как думаете, это очень больно?
( Ответы детей)
-Вот нам ещё одно правило: нельзя баловаться дверьми и засовывать пальчики в дверную щель.
-Ребята, вы устали? Давайте мы с вами поиграем.(проводится игра «Сделай как я») Молодцы, ребята! А теперь садитесь на стульчики мы поиграем в игру «Что хорошо, что плохо».
-Ребята, сегодня вы все молодцы. Мы все вместе вспомнили очень много правил безопасности. Объяснили Маше, как нужно вести себя в детском саду, чтобы не попасть в беду. Маша ты всё запомнила?
-( Маша) Да, ребята, я все-все правила запомнила и обязательно буду их соблюдать. Ещё я знаю, как нужно правильно ходить по лестнице. А вы знаете?
(Ответы детей: не бежать, не толкаться, держаться за перила)
-Молодцы, ребята. Вы все правила запомнили?
( Ответы детей)
-Ребята, а зачем же нам нужны все эти правила?
(Ответы детей)
-Ребята, я думаю, что сегодня вы все заслужили медали. Я сейчас вас всех награжу за то, что вы хорошо знаете правила безопасного поведения в детском соду и помогли Машу научить этим правилам .
( Детям вручаются медали)
-А теперь берите Машу за руку и можете идти играть.
Макет «Озеро лотосов города Лесозаводска»
Разработала:
воспитатель средней «А» группы
Колоскова Людмила Александровна
Цель: знакомство с озером лотосов г. Лесозаводска.
Задачи:
1. Знакомство детей с флорой и фауной озера родного города.
1.Формировать представления о понятии символ, стелла (герб г. Лесозаводска).
2. Развивать умение ориентироваться на плоскости.
3. Пробуждать интерес к малой Родине моделируя ситуацию.
5. Заложить основы патриотического воспитания, через любовь к природе.
Этапы создания макета «Озеро лотосов г. Лесозаводска»
Для макета потребуется 1 лист пенопласта прямоугольной геометрической формы, размером 1 метр на 1,20. По периментру листа промазываем серой акриловой краской, для эфекта земли. На месте размещения озера приклеиваем креповую бумагу голубого цвета.
Сверху на покрашенную поверхность приклеивает искусственную траву. В правом верхнем углу макета размещаем заранее изготовленную стелу города Лесозаводска. Для создания эффекта цветов и деревьев по краям макета озера добавляем искусственные цветы и деревья.
Фоторепортаж знакомства детей средней «А» группы
с макетом «Озеро лотосов г. Лесозаводска»
Приложение № 1
Дидактическая игра «Обитатели озера»
Цель: знакомство детей с обитателями озера и моря, с их внешним видом.
Оборудование: макет «Озеро лотосов города Лесозаводска», картинки с изображением обитателей моря и озера.
Ход игры:
1 вариант игры
В игре участвуют один взрослый и 2-3 ребенка.
Воспитатель на макете раскладывает карточки с изображением обитателей морей и озера. Ребятам предлагается убрать карточки тех, кто «заблудился» и не живет в озере, а живет в море.
2 вариант игры
Воспитатель предлагает ребятам обосновать свой выбор, объяснить, почему морские обитатели не могут жить в озере.
Приложение № 2
Дидактическая игра «Символика города Лесозаводска»
Цель: закрепление знаний о понятии символ (герб города Лесозаводска) и стела, знаний о животных Уссурийской тайги.
Оборудование: макет стелы города Лесозаводска, карточки с изображением диких животных.
Ход игры:
В игре участвуют один взрослый и 2-3 ребенка.
Воспитатель раскладываются карточки с изображением диких животных обитателями Уссурийской тайги. Ребятам предлагается выбрать того, кто изображен на гербе Лесозаводска, сравнить свой выбор с изображением на макете стелы.
Приложение № 3
Дидактическая игра «Размести лотосы»
Цель: закрепление ориентировки на плоскости, счета в пределах 5, цветов и оттенков.
Оборудование: макет «Озеро лотосов города Лесозаводска», модель лотосов (белые, бледно-розовые и ярко розовые).
Ход игры:
1 вариант игры
Воспитатель предлагает ребенку выбрать и разместить на поверхности озера только белые (бледно-розовые, ярко-розовые) цветы лотоса, проговорить название цвета.
2 вариант игры
Воспитатель предлагает выбрать 4 белых (5 розовых) цветков лотоса и поместить их на поверхность озера. Просит показать первый цветок, последний, третий.
3 вариант игры
Воспитатель просит взять из коробки цветок лотоса и поместить его в центре озера, вверху, слева, внизу, справа.
4 вариант игры
Воспитатель раскладывает карточки с изображением цветущих растений и предлагает ребятам разместить растения, растущие в воде, на суше в дикой природе, в саду.
Макет «Слава Героям»
Разработала:
воспитатель 2 младшей группы
Ковалева Ирина Александровны
Цель: знакомство с площадью «Слава Героям»: ознакомление с цветами, которые могут расти около памятника, с военной техникой, парадом и военной профессией – пехотинец (солдат).
Задачи:
1.Формировать представления о том, что такое памятник, солдат, военная техника, парад, через моделирование ситуации парада Победы на площади.
2.Совершенствовать знания о том, что такое цветок, какие они бывают и их строение, через моделирование ситуации на клумбе.
3. Развивать умение ориентироваться на плоскости.
4. Сформировать основы патриотического воспитания, через любовь к природе.
Этапы создания макета «Слава Героям»
Для макета потребуется 3 лист пенопласта геометрической форме, размером 50 на 50см.
Скрепляем с внутренней стороны листов деревянными зубочистками.
Сверху покрываем искусственной травой. Загибаем края и закрепляем клеем с внутренней стороны.
Вверху макета проделывает поперечный разрез канцелярским ножом, в который устанавливаем макет памятника «Слава Героям», изготовленного из картона и самоклеящейся бумаги. Буквы заранее распечатываем нужного размера и ламинируем. Фиксируем на памятнике с помощью двухстороннего скотча.
Отдельно в зеленные горшки насыпаем землю и представляем к макету.
Приложение № 1
Дидактическая игра «Посади цветы на клумбу»
Цель: закрепление знаний о понятии цветок и его строении, закрепление умения ориентироваться на плоскости.
Оборудование: макет «Слава героям», семена цветов колокольчика, ландыша, бархатцев, земля, лопатки, лейки, грабельки.
Ход игры:
1 вариант игры
В игре участвую 1 взрослый и 2-3 ребенка. Воспитатель предлагает детям насыпать землю в клумбы и посеять в них семена. Один ребенок с помощью воспитателя лопаткой насыпает землю в клумбы, второй ребенок грабельками делает луночки, в которые третий ребенок сеет семена ландыша. Остальные дети сеют семена колокольчиков и бархатцев. В конце посадки вместе с воспитателем поливают из леек клумбы.
1 вариант игры
В течении учебного года с детьми можно менять посадку цветов и растений в зависимости от времени года. Летом – это могут быть ромашки, колокольчики, осенью – бархатцы, зимой - овес, весной - ландыши, одуванчики.
Приложение № 2
Дидактическая игра «Парад в День Победы»
Цель: закрепление знаний о военной технике и военных профессиях, умение ориентироваться на плоскости (государственного символа России - флага).
Оборудование:
макет «Слава героям», военной техники и солдат, флага России.
Ход игры:
В игре участвую 1 взрослый и 2-3 ребенка. Воспитатель предлагает, разместит детям на макеты военную технику и солдат. Дети располагают на макете возле памятника военных, а на площади военную технику, в центр площадки устанавливает государственный символ - флаг России.
Приложение № 3
Дидактическая игра «Одень солдата»
Цель: закрепление знаний о военной профессии – пехотинец (солдат) и его обмундировании,
Оборудование:
макет «Слава героям», картинки с изображением силуэта солдата, его обмундированием (каска, сапоги, военная форма, автомат).
Ход игры:
В игре участвую 1 взрослый и 1 ребенка. Воспитатель предлагает одеть солдата. Ребенок на силуэт солдата кладёт необходимое обмундирование. Затем помещает одетого солдата к памятнику «Славы героев» для несения военной службы.
Приложение № 4
Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе « Путешествие на цветочную поляну».
Цель: закрепление у детей названий полевых цветов, расширение представления о частях растений.
Задачи:
Образовательная
- закрепить в речи детей названия полевых цветов;
- расширить представления о частях растений.
Развивающая
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
- развивать мелкую моторику рук и речевое дыхание;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
Развитие словаря
- продолжать развивать связную речь детей,
- продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- закреплять навыки правильного произношения;
- закреплять умение соотносить речь и движения.
Воспитательная
- воспитывать доброе бережное отношение к растениям;
- воспитывать любознательность.
Материал:
- демонстрационный материал «Цветы на поляне», макет «Слава Героям»
- пособие цветок;
- искусственные букеты цветов.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, что бы у нас было хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг).
Воспитатель: «Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка - земля!
Здравствуйте, мои друзья!»
Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в группу
Дети: (подсолнух).
Воспитатель: Он приглашает нас в гости на цветочную поляну (макет клумбы). Пора в путь! (звучит музыка)
Воспитатель: Обратите внимание, на какую красивую поляну привел нас подсолнух! Сколько вокруг разных цветов! Какие цветы вы видите на этой поляне (макете).
Дети перечисляют, какие цветы они видят, уточняют название цветка и цвет.
Воспитатель: ребята, какая красивая бабочка сидит на цветке! Как этот цветок называется, кто знает?
Дети: ромашка
Воспитатель: а этот цветок не простой, волшебный, в нем какая то игра. Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Мы гадали Машке
В поле на …
Дети: на ромашке.
Воспитатель: В пышный белый сарафанчик
Нарядился …
Дети: одуванчик.
Воспитатель: Синяя головка, тонкий стебелек.
В рожь зачем ты спрятался
Вася - …
Дети: василек.
Воспитатель: Качает стрекозу красный гамак –
Сонный цветок под названием …
Дети: мак.
Воспитатель: Лугом музыка плывет –
С каждым шагом звонче,
Это муравей трясёт
Синий …
Дети: колокольчик.
Воспитатель: Посмотрите, а бабочка села на другой цветок, он наверно то же волшебный. Как он называется? (ответы детей). Что это в нем?
Физкультминутка «Колокольчик».
Воспитатель | Дети |
Дон – дон – дон – Колокольчик звенит. | Покачивают головой из стороны в сторону. |
Ля – ля – ля – Что-то он говорит. | Выполняют ритмичную пружинку. |
Динь – динь – динь – Наклоняет головку. | Ритмично покачивают головой вперед. |
Бом – бом – бом – Растрепал всю прическу. | Ритмично проводят по волосам ладошками. |
Дзынь – дзынь – дзынь – Солнцу он улыбнулся. | Поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. |
Дили – дон – Наконец то проснулся. | Стучат пальцами одной руки о пальцы другой. |
Дидактическая игра «Сложи и расскажи».
Каждому ребенку выдается пособие «Цветок», предлагается выложить цветы (как пазл). После окончания работы опрос детей:
Воспитатель: как называется цветок?
Дети: одуванчик
Воспитатель: какого цвета?
Дети: желтого
Воспитатель: какой величины у цветка листья – большие или маленькие?
Дети: большие
Воспитатель: какой формы?
Дети: продолговатый
Воспитатель просить детей закончить начатые фразы:
Воспитатель: это один красный мак, а на лугу много …
Дети: красных маков
Воспитатель: это один желтый одуванчик, а на лугу много
Дети: одуванчиков
Воспитатель: это один синий колокольчик, а на лугу много …
Дети: колокольчиков
Воспитатель: это одна белая ромашка, а на лугу много …
Дети: ромашек
Воспитатель: ребята, с какими цветами мы сегодня с вами познакомились?
Дети: василёк, ромашка, одуванчик, мак, колокольчик.
Воспитатель: какое строение есть у цветка?
Дети: у каждого цветка есть корень, стебелек, листочки.
Воспитатель: какие ребята вы молодцы.
Приложение № 5
Конспект НОД рисование во второй младшей группе
по тему «Красивые цветы»
Цель: создание условий для развития навыков рисования нетрадиционным способом (тычкование).
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знания о частях растения (листок, стебель, лепесток, серединка);
-учить передавать в рисунке части растения;
- закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть.
Развивающие:
- совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее;
- способствовать развитию фантазии у детей;
- продолжать развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста, развивать эстетическое восприятие.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе;
- учить видеть прекрасное.
Методы и приемы:
Игровые: загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, сюрпризность, эмоциональность (слушание аудиозаписи звук природы, пальчиковая игра «Нежные цветы»).
Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово.
Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, показ способов действия и построения образов.
Практические: показ способа рисования цветка, поручения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных видов цветов, букет цветов, д/и "Собери цветок", «Посади цветы».
Оборудование: макет «Слава Героям», картинки с изображением букета цветов, краски, альбомный лист размер А4, кисти, стаканчик непроливайка с водой, аудиозапись звука природы (релаксация).
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: ребята проходите садитесь на ковер, я вам загадаю загадки.
Воспитатель:
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
Дети: ромашка
Воспитатель: Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк
Дети: одуванчик
Воспитатель: Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит
Дети: колокольчик
Воспитатель: скажите, а про что эти загадки
Дети: про цветы.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: весна.
Воспитатель: А после весны наступит, какое время года?
Дети: лето.
Воспитатель: Солнышко начинает пригревать больше, на улице становиться очень тепло.
Воспитатель: А весной, что происходит природой, с растениями?
Дети: все начинает расти, расцветать.
Воспитатель: А что, ребятки начинает расцветать?
Дети: листочки на деревьях, в огороде овощи растут, расти начинают цветочки.
Воспитатель: А какие цветы бывают?
Дети: красные, желтые, синие.
Воспитатель: А цветы еще бывают полевые и садовые. Полевые, которые сами растут, а садовые, которые люди сами выращивают, для того чтобы было красиво.
Воспитатель: мы сейчас встанем и покажем, как растут цветы
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
Воспитатель | Дети |
На лугу растут цветы | Потягивания — руки в стороны |
К солнцу тянутся цветы С ними потянись и ты | Потягивания — руки вверх |
Ветер дует иногда, | Дети машут руками, изображая ветер. |
Наклоняются цветочки, | Наклоны |
А потом опять встают | Потягивания — руки вверх |
Воспитатель: Молодцы, присядем, закроем глаза и представим, что мы находимся в поле, где растут цветы, как они колышутся, какой приятный запах в поле, как светит солнышко, как шумит трава.
(В это время воспитатель раскладывает картинки – цветы, дети открывают глаза).
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие бывают цветы. Воспитатель показывает картинки с изображением разных цветов. Дети рассматривают картинки вместе с воспитателем. А теперь ребята, посмотрите какие цветы растут на клумбах нашего макета.
Дети: колокольчики, ландыши.
Воспитатель объясняет, что у цветка есть серединка желтая, потом лепестки, стебелек, листочки (зеленые).
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем нарисовать свои цветочки.
Воспитатель показывает прием рисования лепестков: примакиванием.
Перед тем как мы начнем рисовать, мы разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Нежные цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Пальчики к рисованию готовы.
Дети проходят на свои рабочие места. Все необходимые предметы рисования готовы на столах.
Основная часть:
Дети выбирают, каким цветом будут рисовать цветы. Использование красок разного цвета.
Воспитатель напоминает правила приема рисования кистью.
Заключительная часть:
Воспитатель: Какие красивые и яркие у нас получились цветы, Молодцы ребятки. Вы очень сегодня постарались.
Приложение № 6
НОД по художественному-эстетическому творчеству (аппликация) во второй младшей группе «Весенний лес. Ландыш»
Цель:
закрепление умений составлять задуманный предмет из частей, отрывая от салфетки небольшие кусочки, скатывая их между ладонями в комочки и наклеивая на лист бумаги в нужном месте.
Задачи:
- Учить понимать и анализировать содержание стихотворения, познакомить детей с внешним видом ландыша.
- Развивать умение составлять задуманный предмет из частей, отрывать от бумажной салфетки небольшие кусочки, скатывать их между пальцами в комочки и наклеивать на картон в нужном месте.
- Развивать образное мышление, сообразительность.
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
- Приучать понимать и анализировать содержание стихотворения.
Интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Материалы:
Бумажные салфетки, иллюстрация или фотография ландыша, листы картона, заготовки из цветной бумаги (нарисованные листья и стебельки ландыша, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки влажные, клеенки-подкладки.
Предварительная работа:
Знакомство детей со строением цветов, их делением на садовые, лесные, полевые. Чтение стихотворения Е. Серовой «Ландыш».
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки, а ответ на эти загадки будет темой нашей аппликации:
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Дети: ландыш
Воспитатель: Белые горошки
На зелёной ножке.
Дети: ландыш
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами сегодня будем клеить цветок ландыша. Посмотрите, какой это красивый цветок. А кто помнит, где эта красота живет?
Дети: в лесу, в тени.
Воспитатель: а чем еще хорош этот цветок?
Дети: является лекарственным растением, очень красивый и ароматный, занесен в Красную книгу, его нужно беречь.
Воспитатель: с чем сравниваются в стихотворении цветки ландыша?
Дети: с бусами, горошинками.
Воспитатель: как вы думаете, почему?
Дети: похожи на горошинки
Воспитатель: а теперь посмотрите на материалы, из которых мы будем делать аппликацию. Бумага и салфетки. Как вы думаете, зачем нам нужны салфетки?
Дети: делать ландыши.
Воспитатель: правильно, стебель и листья из бумаги, а цветки ландыша будем делать из шариков салфетки (показ образца). А теперь возьмите в руки салфетки и скажите, какая она (дети - мягкая, нежная, белая, рыхлая, легко можно поделить на кусочки). А теперь отщипните небольшой кусочек и подуйте на него. Что вы еще можете сказать про него?
Дети: легкая, воздушная.
Воспитатель: А перед выполнением работы давайте с вами поиграем и подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: а теперь приступаем к работе. Берем цветную бумагу и по нарисованному контуру будем выкладывать наш ландыш.
Воспитатель: вот мы с вами вырезали стебель и лист нашего цветка, а теперь из ваты нужно скатать маленькие шарики. Для этого мы отщипываем небольшие кусочки ваты (5 кусочков) и двумя пальчиками – указательным и большим скатываем шарики (показ). Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот мы с вами почти все сделали, осталось только наклеить наши заготовки на картон. Но сначала я предлагаю поиграть:
Физкультминутка.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают - ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (приседают, руки свободные).
Воспитатель: вот еще раз поиграли, а теперь приступаем к наклеиванию. Сначала располагаем стебель, как будем наклеивать, потом берем кисточку, обмакиваем в клей, намазываем на стебель и снова прикладываем на картон. Чтобы работа была аккуратной, используем салфетку (показ).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: теперь то же самое проделываем с листом ландыша: прикладываем к стеблю как будем клеить, обмазываем и приклеиваем (показ). Дети выполняют задание.
Воспитатель: а теперь приступаем к наклеиванию шариков. Для этого рисуем клеем вдоль стебелька 5 маленьких кружков и пока они не высохли, быстренько прикладываем на них наши шарики из ваты (показ). Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот и сделали мы аппликацию. Молодцы! Все справились, очень красивые ландыши получились у нас. А вам самим понравилось занятие?
Дети: да
Приложение № 7
Конспект НОД по лепке во второй младшей группе
«На цветочной полянке»
Цель: формирование умений лепить бутоны цветов из шара приёмом сплющивания, лепестки – приёмами вытягивания, прощипывание, продолжение развития у детей мелкую моторику пальцев рук, формировать чувство цвета и формы. Воспитывать любовь к природе.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель читает загадку:
Пчёлы кружатся над ними,
Собирают с них нектар,
И тем самым опыляют,
Получая урожай!
Дети: цветы
Цветочная поляна.
На ухоженной полянке
Тараторили козявки
А напротив муравьишки
Непоседы – шалунишки.
Мышки устилали норки
Открывали ставни – шторки
А гусеница сама
Нить шелковую плела.
Все загружены работой
Своей главной заботой,
Малых деток накормить
И от невзгоды оградить.
Беседа с детьми. Дети делают вывод, что цветы рвать нельзя. Они нужны животным и насекомым.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют цветы, которые растут в поле, саду, в лесу?
Дети: В поле - полевые цветы, в саду – садовые, в лесу – лесные Воспитатель: Правильно! На лугах, в поле цветы растут сами по себе и не нуждаются в заботе человека. И ухаживает за ними не человек, а природа. Полезные вещества они получают из почвы. Кто поливает цветы?
Дети: Дождик.
Воспитатель: А какие вы знаете полевые цветы?
Дети: Одуванчик, колокольчик, ромашка
Воспитатель: А в саду или огороде? Ухаживают и сажают растения люди.
Воспитатель предлагает отгадать загадки, с каждой отгадкой показывает картинку с изображением цветка.
Воспитатель: Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу - ка в карманчик
Бывший
Дети: одуванчик
Воспитатель: В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный
Дети: мак
Воспитатель: Жалко только, не звенят.
Синие бутончики –
Это
Дети: колокольчики
Воспитатель: Цветики – корзинкой,
С желтой серединкой,
Белая рубашка –
Хороша
Дети: ромашка
Воспитатель: дети, а зачем нужны цветы?
Дети: цветы радуют наш глаз своей красотой и разнообразием, украшают поля и луга.
Воспитатель: Ребята, а цветы можно рвать?
Дети: Нет
Физминутка «Мак»
Маленький для маленьких (Показывают высоту от пола)
Мак поднялся аленький (поднимаются на носочках)
Аленький поднялся (руки подняты высоко вверх)
Таким и остался (застыть в последней позе)
Огляделся, присмотрелся, (крутят головой)
На солнышке согрелся (гладят плечи).
Воспитатель показывает заранее приготовленную полянку из пластилина. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас с вами есть поляна, но на ней растёт одна трава.
Давайте украсим нашу поляну цветами.
Уточнение строения цветка. У цветка есть корни, стебель, листья, бутон. Воспитатель выставляет картинки с изображением цветов. Рассматривает с детьми каждый цветок, уточняет цвет, форму.
Воспитатель: Подумайте и скажите, какой бы цветок вы слепили для нашей поляны?
Дети: предлагают цветы, которые можно слепить (ромашка, мак, колокольчик)
Воспитатель уточняет для ромашки, нужен Жёлтый – для серединки, белый – для лепестков, зелёный - для стебля и листочков. Для Мака.
Воспитатель: Какой пластилин потребуется?
Дети: Красный и зелёный.
Под звуки музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов» воспитатель читает небольшой отрывок из стихотворения И. З. Сурикова.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блески.
Целуют пчелы их и пьют
Благоухающие слезки…
Воспитатель: ребята, посмотрите, какая у нас получилась цветочная поляна. Какие красивые цветы на ней выросли. Молодцы!
Заключение
Таким образом, модели-макеты имеют огромное значение, как для интеллектуального развития детей, так и для предметно-развивающей среды. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Список использованной литературы:
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997 Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.:
Клевцова, М. Н. Макетирование в детском саду / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45559/ (дата обращения: 02.03.2021).