СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка тематической викторины "Звездный час"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая викторина «Звездный час» посвящена Дню космонавтики. Викторина, как одна из форм игровой деятельности,  направлена  на развитие познавательного интереса, общей эрудиции, эмоционально  - чувственной сферы подростков, формированию комфортного микроклимата в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка тематической викторины "Звездный час"»

Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Республики Коми

Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

естественнонаучных дисциплин

Черепянская Н.Ф.

______________

Протокол № 7 от 23.03.18





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тематическая викторина «Звездный час»







Разработала: преподаватель

Черепянская Н.Ф.





2017 - 2018 учебный год





Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..стр. 3

  2. Цели и задачи викторины…..……………………………….стр. 4

  3. Сценарий мероприятия…….………………………………..стр. 7

  4. Источники информации……………………………………..стр. 14

































Пояснительная записка

Тематическая викторина «Звездный час» посвящена Дню космонавтики. Викторина, как одна из форм игровой деятельности, направлена на развитие познавательного интереса, общей эрудиции, эмоционально - чувственной сферы подростков, формированию комфортного микроклимата в коллективе:

  • викторина моделирует жизненные ситуации соревновательности;

  • вовлекает в игру любую аудиторию;

  • создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

  • сплачивает коллектив;

  • выявляет личностные качества играющего - ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность;

  • участник получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

  • способствует проявлению положительных качеств личности.

Викторина организована по следующим требованиям:

  1. Простые правила (вопрос-ответ).

  2. Охватывает всех участников.

  3. Вопросы викторины соответствуют интеллектуальным и физическим возможностям участников.

  4. Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил, оценивать проведение викторины и определять победителя.

  5. Награды победителям.

Этапы викторины:

I. Цепочка космических загадок.

II. Викторина в форме вопросы-ответы «Что мы знаем о космосе?»

III. Награждение победителей

IV. Рефлексия. Звездный час

Универсальность данной разработки в том, что игру можно проводить для обучающихся любого возраста, а ее элементы и задания дополнять в зависимости от темы и задач, актуальных для коллектива в настоящий момент.

Тематическая викторина: «Звездный час»

Тип занятия: классный час

Время занятия: 45 мин.

Классный руководитель - Н.Ф.Черепянская

Участники: студенты группы ПК-22 ГПОУ «СТТТ» и воспитанники ГУ РК «Детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Возраст: 7- 15 лет

Форма работы: групповая, индивидуальная

Вид занятия: интерактивная игра

Используемая технология: игровая, приемы ТРКМ (мозговой штурм)

Цель: формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности обучающихся

Задачи:

  1. Создание условий для проявления индивидуальности подростка, его интеллектуальных и творческих способностей, активности, самостоятельности.

  2. Расширение понятий и представлений об истории развития космонавтики, природе солнечной системы, космосе, Вселенной.

  3. Реализовывать требования ФГОС по формированию коммуникативного и нравственного потенциала личности обучающегося.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

Подготовительный этап:

  1. Подготовка вопросов-ответов по теме

  2. Подготовка презентации

  3. Подготовка наград победителям викторины

Структура и этапы мероприятия:


Ход мероприятия:


Время

1.

Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры.

3 мин


2.

Цепочка космических загадок.

10 мин.

3.

Викторина в форме вопросы-ответы «Что мы знаем о космосе?»

25 мин

3.

Подведение итогов.

2 мин

4.

Рефлексия. Звездный час

5 мин.



Сценарий викторины «Звездный час»

  1. Организационный момент

Вступительное слово ведущего. Объяснение правил игры. Каждый участник отвечает на вопросы самостоятельно. За каждый правильный ответ получает жетон. Победитель получает право обратиться к остальным участникам, высказать все свои пожелания – это его «звездный час».

2. ЦЕПОЧКА КОСМИЧЕСКИХ ЗАГАДОК



Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

(телескоп)
 

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

(астроном)
 

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

(Луна)
 


До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

(Ракета)
 

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

(Космонавт)
 

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —

На орбите как назло
Появилось …

(НЛО)

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

(Гуманоид)
 

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

(Света)
 

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты — …

(Кометам)
 

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —

Это черная …

(Дыра)
 

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

(Звездолёт)
 

Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

(Галактики)


А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
(О. Емельянова )
 

ЗАГАДКИ ПРО КОСМОС
 

Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт ...
(Гагарин)
 

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на...
(ракете)
 

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в ...
(телескоп)
 

Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе ...
(звездочет)
 

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — ...
(комета)
 

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический ...
(метеорит)
 

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный ...
(спутник)
 

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ...
(Луна)
 

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
(Земля)
 

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(космос) 



3. Вопросы и ответы «Что мы знаем о космосе?»

  1. Что такое солнце? Солнце – звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.

Солнышко — это монетка, — скупой проворчал.
Нет, сковородка! — обжора вскричал.
Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
Компас, — сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, — астроном объявил.
Доброе сердце, — мечтатель решил.


2. Можно ли гулять по Солнцу? Нет. Солнце – звезда, огромнейший раскалённый газовый шар. Если что упадёт на солнце, сразу превратится в газ. Вот такая на солнце немыслимая жара!
3. Почему люди солнце называют ласково «солнышко»? Потому что люди любят Солнце. Оно светит, греет, происходит водоворот воды в природе, растения вырабатывают кислород, солнечные электростанции вырабатывают электроэнергию.
4. Где ночует солнышко? Наша планета Земля всё время вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок (тогда наступает день), то другой бок (тогда наступает ночь).


5. Почему бывает зима и бывает лето? Воображаемая ось планеты Земля наклонена. Планета Земля движется по орбите вокруг Солнца целый год. Когда северное полушарие, в котором находится наша страна, отворачивается от солнца, наступает зима. В это время в южном полушарии лето. Земля бежит дальше по своей орбите, и потихоньку северное полушарие поворачивается к Солнцу и здесь наступает весна, а потом лето. В южном же полушарии сначала наступает осень, а потом зима.


6. На какой планете целый год длится день, и целый год длится ночь? На Меркурии. Почему? Меркурий мчится вокруг Солнца по своей орбите намного быстрее, чем космический корабль, а вокруг себя вращается очень медленно: год – день, год – ночь.


7. Сколько планет в Солнечной системе? Восемь. В какой последовательности они находятся от солнца?


По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Автор: Аркадий Хайт


8. Почему Марс красный? Красно – бурого цвета земля на Марсе.
9. Какая планета самая большая? Юпитер.


10. Как называется звезда, которую видно даже днём? Это - планета Венера. Она кажется блестящим серебристым шаром, но она не сама светится, а просто отражает солнечный свет. Вблизи её поверхность красновато – коричневая.


11. Почему всё падает на Землю? Действует сила земного притяжения.


12. Почему Луна не падает на Землю? Луна – спутник Земли (вращается вокруг Земли по своей орбите). Как Земля и другие планеты Солнечной системы - спутники Солнца (вращаются вокруг него).


13. Почему Луна на вечернем небе то полная, круглая, то видна лишь половинка, то тонкий серпик? Луна совершает круг вокруг нашей планеты за 28 дней. И светлой бывает та часть Луны, которую освещает Солнце.


14. У каких планет нет спутников? У Меркурия и Венеры.
У какой планеты больше всего спутников? У Юпитера сейчас известно 60.


15. У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.

У Сатурна самая развитая система колец. Из чего же состоят кольца Сатурна? Кольца Сатурна из пыли и льда.


16. Что такое звёзды?

Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!




17. Можно ли сосчитать звёзды на небе? Нет.

18. Могут ли звёзды падать с неба? Нет. Это маленькие твёрдые метеорные тела, падая из космического пространства, раскаляются и, сгорая, начинают светиться, как звёздочки.
19. Что сделали астрономы, чтобы лучше ориентироваться на небе? Астрономы поделили небосвод на районы, а звёзды – группы, созвездия. Самые яркие звёзды в группе они соединяли между собой воображаемыми линиями и смотрели, что это напоминает. Так появились на небе Рак, Лебедь, Кассиопея, Геркулес, Большая Медведица и Малая Медведица…




20. Как называются астрономические здания, в которых учёные наблюдают и изучают звёзды? Обсерватории. Они находятся далеко от населённых пунктов или в горах. Оборудованы телескопами. Ведь наблюдать за звёздами можно только при ясном небе.

21. Как называются приборы, в которые можно наблюдать за звёздами? Телескопы.
22. Млечный путь. Что это?

Подвижная игра «Соберём звезды»

Ковш большой виден на небе.
(Большая Медведица)


Ночью смотрит в темноту
Через огромную трубу.
Хочет он открыть свою
Очень далёкую звезду.
(Астроном)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …(телескоп).


На небе в темноте сияют,
Хотя никто их не включает.
(Звёзды)


Вы из космоса к нам прибываете,
Длинный хвост за собою тянете.
Некоторые из вас
Навещают нас не раз.
(Комета)


Ты – пустые участки Вселенной
Вне границ небесных тел.
Ты – темнота, почти вакуум,
Будоражишь учёных умы.
(Космос)


Двенадцать раз в году рождается,
То худеет, то поправляется.
Ясную ночь освещает,
Но не согревает.
(Луна, месяц)


Твёрдое тело из Космоса
Весом от грамма до тонн.
Через атмосферу пролетает,
На Землю попадает.
(Метеорит)


Широкая белая полоса по небу пролегла
Ночное небо, разделив пополам.
(Млечный Путь)


Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут как шатёр над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой.
(Небо)

Вокруг Земли летает,
Научную работу выполняет.
По заданной орбите летит.
Звёздочкой в небе горит.
Это солнце его освещает.
Он свет его отражает.
(Искусственный спутник Земли)

  1. Итоги викторины

  2. Рефлексия «Звездный час»





Источники информации

  1. Викторина как средство развития познавательного интереса [Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/viktorina-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-796862.html

  2. Интерактивные игры для школьников. Учебно-методический кабинет. Иновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно-ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий [Электронный ресурс], режим доступа: http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/interaktivnye-igry-dlja-shkolnikov-10-11-klasa.html

  3. Интерактивные игры. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс], режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/26/interaktivnye-igry

  4. Особенности проведения тематической викторины для детей. [Электронный ресурс], режим доступа: http://izhevsky.ru/2007/02/14/osobennosti-provedeniya-viktorin-dlya-detej.html

  5. Пустарнакова А.С. Воспитание творчеством . Режим доступа: http://www.sibirskschool.narod.ru/teach/pustr.html

  6. Стефаненко Т. В. Методика проведения тематической викторины. [Электронный ресурс], режим доступа: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619812/









10