Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (теоретическое) № 7
Тема занятия:
Группа как социально-психологический феномен. Личность и группа
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 2-й
Дисциплина: ОП.09. Психология
Цели занятия:
Образовательные: получить общие представления о предмете психологии, научиться применять в повседневной жизни и в профессии полученные умения и навыки.
Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии медицинского техника; создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии.
Междисциплинарные связи: Основы философии, культура речи в профессиональном общении, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, основы профилактики, общественное здоровье и здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, здоровый человек и его окружение.
Внутридисциплинарные связи: Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения.
Место проведения: Лекционная аудитория
Тип занятия: теоретическое
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения) – методическая разработка
Литература:
Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
Студент должен знать:
- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
- задачи и методы психологии;
- основы психосоматики;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
- особенности делового общения.
Студент должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент должен обладать:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Структура занятия:
Организационный момент - 2 мин.
Цели занятия (мотивация) - 3 мин.
Введение нового материала - 70 мин.
Закрепление материала - 10 мин.
Задание на дом - 2 мин.
Подведение итогов - 3 мин.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к лекции.
Цели (мотивация) занятия. Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимание полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения их в повседневной жизни.
Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):
а) введение
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Такое общение происходит в группах и коллективах, при этом все эти общности неоднородны. Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, живущих и работающих в различных общностях (группах).
б) основная часть
1. Понятие социальная группа.
2. Классификация групп.
3. Психология малой группы.
4. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах.
5. Образование и развитие малых групп.
6. Психологические процессы в малой группе.
7. Лидерство.
8. Отличительные черты лидера.
9. Стили руководства.
в) выводы:
Психология тщательно изучает и анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития социально-психологических явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям. Социальная психология изучает, во-первых, те изменения, которые происходят, с психикой человека под влиянием общения с другими людьми, и, во-вторых, те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: группы, коллективы и другие общности.
4. Закрепление материала.
Устный опрос:
1. Раскройте содержание понятия социальная группа.
2. Какие группы людей можно выделить?
3. Что такое малая группа.
4. Особенности межличностных взаимоотношений в группах и коллективах.
5. Каковы отличительные черты лидера?
6. Какие бывают стили руководства?
5. Домашнее задание: Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
1. Читать стр. 98 – 113 учебника.
2. Устно ответить на вопросы на стр. 113 (4-7).
6. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов.
Преподаватель: Бударина О.П.
Тема: «ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА».
1. Понятие социальная группа.
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Такое общение происходит в группах и коллективах, при этом все эти общности неоднородны.
Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, живущих и работающих в различных общностях (группах).
Психология тщательно изучает и анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития социально-психологических явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям.
Социальная психология изучает, во-первых, те изменения, которые происходят, с психикой человека под влиянием общения с другими людьми, и, во-вторых, те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: группы, коллективы и другие общности.
На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Сначала это семья, дальше идет группа детского сада, потом школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и наконец кружок пенсионеров.
Недаром говорят, что жизнь человека – сплошное хождение по группам.
Так что же такое группа?
Социальные группы – устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и традициями.
Группа – реальная социальная общность людей, выделяемая на основе определенного признака (нация, партия, бригада, класс и т.п.), в которой возможно общение между людьми.
Признаки группы:
- включенность в систему общественных отношений;
- наличие причины находиться сообща;
- сходство участников;
- длительность существования группы;
- разделение ролевых позиций;
- наличие инстанций координации;
- осознание участниками принадлежности «мы» и «они»;
- признание группы извне.
Примеры групп: Семья. Класс. Студенты медколледжей Крыма. Пенсионеры России. Христиане. Россияне.
2. Классификация групп.
Группы могут находиться на разных уровнях развития, различаться по степени сплоченности, организованности, стилю руководства (лидерства), социально-психологическому климату.
Классификация видов групп:
1. По размеру:
большие – общности людей, существующие в масштабах общества, страны (этносы, нации, политические организации, возрастные группы);
средние – предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города);
малые – небольшие контактные общности, члены которых имеют контакты, связанные с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними;
микрогруппы – это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся своей близостью отношений между их членами.
2. По организованности:
организованные – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время;
неорганизованные – не имеют налаженных отношений, являются только что созданными и существуют непродолжительное время.
3. По общественному статусу:
формальные – официальные группы, функционируют в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями; создаются на основе штатного расписания, устава, положения, инструкции или другого официального документа;
неформальные – неофициальные складываются на основе личных симпатий и антипатий, возникают сами по себе, их никто специально не создает и не фиксирует их состав, объединение происходит на основе общих интересов.
4. По уровню развития:
слаборазвитые – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, их часто называют диффузными (ассоциации, корпорации);
высокоразвитые - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системой отношений, сплоченностью (коллективы).
5. По значимости:
референтные – эталонные группы, существующие или воображаемые, на которые люди ориентируются в своих симпатиях и антипатиях, взгляды которых служат образцом для личности;
нереферентные – группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
6. По непосредственности отношений:
реальные (контактные) – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности; это объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями, с целями и задачами;
условные – общность людей, составленная номинально; группы выделяют на основе какого-либо общего признака (например, по возрасту, полу, профессии и т.д.).
3. Психология малой группы.
Психология малой группы – это социально-психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе.
Малая группа – немногочисленная по составу группа (от 3 до 15-20), участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Малая группа, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые функционируют в виде:
1.Взаимоотношений.
2.Групповых устремлений, мнений.
3. Групповых настроений.
4. Традиций.
4. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах.
Размер группы – чем он меньше, тем больше вероятность формирования неформальной структуры, и, наоборот, по мере увеличения группы ее организация в большей степени будет сводиться к формальным взаимоотношениям.
Система межличностных отношений в малой группе складывается порой стихийно. В большинстве случаев она трудно различима, часто организационно не оформлена. Между тем, она чрезвычайно значима, т.к. поскольку на основе межличностных отношений формируются все основные компоненты малой группы и многие элементы их составляющие: взаимные требования и нормы совместной деятельности, межличностные оценки, сопереживание и сочувствие; соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
1. Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
1)Общественно-политические взаимоотношения – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведении общественных и других мероприятий в группе.
2) Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для её членов целей.
Деловые (служебные) отношения создаются в ходе выполнения служебных, профессиональных обязанностей, регламентированных официальными документами: инструкцией, уставом, постановлением, административным приказом и т.п.
Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:
1) деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива, имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции (две медсестры, два врача и т.п.)
2) деловые отношения подчинения. Принцип субординации – принцип должностного подчинения младшего по должности старшему, основанный на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи, психологической совместимости (врач-медсестра, медсестра-санитарка). Этот принцип является стержнем в работе медицинского коллектива.
3)Внеслужебные (личные) взаимоотношения – это отношения, складывающиеся между членами малой группы вне служебной деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависят эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависят сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.
Все взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.
Взаимоотношения должны отвечать требованиям определенных принципов:
- принцип уважения и субординации – соответствие нормам общественной морали и нравственности, традициям, учет индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, запросов, соблюдение и учет профессионального и социального статуса каждого члена;
- принцип сплоченности членов группы – формирование у всех членов чувства взаимопомощи, поддержки, взаимодействия, взаимопонимания;
- принцип гуманизма – чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях, а также доверие, искренность и доступность.
2. Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.
Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определённым фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри её, так и за её пределами.
Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.
В процессе своего формирования групповое мнение проходит три этапа:
1) Выяснение и изучение индивидуальных мнений – члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношение к нему.
2) Выработка правильных оценочных суждений – члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, превращаясь постепенно в общую точку зрения.
3) Обобщение и объединение мнений – выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.
3. Групповые настроения – это сложные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определённый период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её членов.
4. Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта и совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, ставшие потребностью каждого её члена.
Виды традиций: трудовые, учебные, боевые, спортивные, политические, моральные, художественные, правовые, религиозные, профессиональные и т.д.
Действенность и живучесть традиций определяются степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности.
5. Образование и развитие малых групп.
Образование и развитие малой группы обычно включают несколько стадий:
Первая стадия – период появления зачатков системы межличностных отношений, начало формирования группового самосознания.
Вторая стадия – отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях ее членов.
На третьей стадии – группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство.
6. Психологические процессы в малой группе.
1. Групповое принятие решений – совокупность действий с целью оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения.
2. Групповое давление. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.
Функции такого давления:
1) стремление обеспечить достижение групповых целей;
2) сохранение группы как целого;
3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
4) определение ими своего отношения к социальному окружению.
3. Конфликт – трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в межличностных отношениях между членами группы.
Основные причины конфликтов:
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителем и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами);
3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами группы.
Основные виды разрешения конфликтов:
- подчинение,
- подавление,
- компромисс,
- сотрудничество,
- игнорирование,
- соперничество или конкуренция.
Характеристика ролей в малой группе:
Лидер, Эксперт, Пассивные, Крайний, Противник, Мученик, Моралист, Перехватчик, Любимчик, Агрессор, Шут, Провокатор, Спасатель, Жертва и др.
7. Лидерство.
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Без лидера ни одна группа не может существовать.
Лидер – (от англ. – ведущий) – это член группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели.
В группе могут быть как официальные, так и неофициальные лидеры.
Неофициальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определенным, личным качествам, в большинстве своем положительное (но бывает и отрицательное).
Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качестве зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности.
Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс ее внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления.
Основные различия руководителя и лидера:
Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
Лидерство можно констатировать в условиях микросреды, а руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
Лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается целенаправленно;
Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
У руководителя есть система санкций, у лидера – нет;
Процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, тогда как лидер принимает более непосредственные решения;
Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Но и лидер, и руководитель призваны стимулировать группу на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи были решены.
Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы.
Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Выделяют две основные модели руководства:
- директивную - в ее основе лежит единоначалие руководителя;
- кооперативную - возможность активного коммуникативного взаимообмена между членами группы и их руководителем.
Управление группой обеспечивает выполнение ею ряда задач, таких как:
- целеполагание - выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности,
- информирование - передача членам группы необходимого для их работы объема информации и сбор информации, поступающей от них,
- принятие решений - создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализацию принятого решения,
- контроль за деятельностью группы в важнейших сферах ее активности,
- обратная связь - поток информации, обеспечивающий взаимопонимание членов группы по важнейшим для группы проблемам.
8. Отличительные черты лидера.
Классификация лидеров:
1. В зависимости от официального положения:
1) официальный (формальный) – назначается официально, извне, ему требуются официальные полномочия для управления людьми;
2) неофициальный (неформальный) – выдвигается «снизу».
2. С точки зрения масштабности решаемых задач:
1) бытовой тип лидерства (в классах, студенческих группах, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
3.В зависимости от определяющих функций:
1) лидер-организатор – нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует;
2) лидер-творец – способен видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми, даже опасными. При этом не командует, а лишь приглашает к обсуждению;
3) лидер-борец – волевой, уверенный в своих силах человек, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу;
4) лидер-дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять;
5) лидер-утешитель – готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно.
Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от него требуется способность выражать интересы группы.
Личностные качества лидера:
- интеллигентность в вербальном и символическом планах;
- инициативность, т.е. способность направлять активность;
- уверенность в себе – благоприятная самооценка;
- привязанность к сотрудникам;
- решительность;
- зрелость;
- мотивационные способности.
9. Стили руководства.
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом.
Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, ему требуется и власть – возможность влиять «сверху» на поведение других людей.
Власть может принимать следующие формы:
- власть, основанная на принуждении;
- власть, основанная на вознаграждении;
- экспертная власть – основана на специальных знаниях, которые не имеют другие;
- эталонная власть, или власть примера – подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя;
- законная, или традиционная, власть – один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации.
Наиболее эффективен вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.
Некомпетентный руководитель:
- не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;
- проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;
- проявляет тенденцию отворачиваться или пренебрегать информацией, которая ему непонятна;
- проявляет тенденцию недооценивать противника;
- проявляет нерешительность в принятии решений;
- проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы;
- склонен верит в мистические силы – в судьбу, фатальность неудач и т.п.
Управленческие стили:
1) Авторитарный – наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.
2) Авральный – девиз этого руководителя «Давай-Давай! Потом разберемся!»
3) Деловой – противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам.
4) Демократический – к нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения – одна из возможных».
5) Либеральный – годится для сплоченного коллектива единомышленников.
6) Компромиссный – в его основе способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей.
Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Авторитет руководителя зависит от его личных нравственных качеств, профессиональной компетентности, деловых качеств, от его отношения к своей профессиональной деятельности, от понимания и учета психологии подчиненных.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления и авторитета руководителя.