МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
Ухтинский государственный технический университет
(УГТУ)
Индустриальный институт (СПО)
Методическая разработка учебного занятия
Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Дисциплина: УПП.02 Литература
Тема: «А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Выразительное чтение и анализ глав поэмы»
Разработчик: Чернявская Анастасия Борисовна,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
Индустриального института (СПО) УГТУ
Ухта, 2024
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины УПП.02 Литература по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность предусматривает проведение занятия по теме «А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Выразительное чтение и анализ глав поэмы».
Данная методическая разработка представляет подробный план-конспект занятия по указанной теме.
Планируемые образовательные результаты:
В ходе проведения занятия обучающиеся достигают следующих результатов:
Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны, ценность демократического общества.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, видеть связь поэмы с произведениями устного народного творчества, соотносить оценку критиков с собственной оценкой, строить развёрнутое связное высказывание.
Вид занятия: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Педагогические технологии:
Формы обучения:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний
Преподаватель: Перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте ответим на ряд вопросов.
- Вспомним годы жизни А. А. Ахматовой. (1889- 1966 гг.)
- Её мы знаем как очень известную поэтессу Серебряного века. К какому литературному течению она принадлежала? (Акмеизм)
- Кто еще из поэтов стоял у истоков этого течения? (Николай Гумилёв, который впоследствии стал её мужем)
- Какие исторические события произошли в стране в это время? (Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, коллективизация, массовые репрессии, которые начались в 1937г., Великая Отечественная война).
- Как вы считаете, нашли ли отражение эти события в литературе той эпохи? (Да, нашло. Но каждый литератор по-своему отреагировал на те исторические события).
Преподаватель: Анна Андреевна Ахматова – великая русская поэтесса, совесть русской интеллигенции; у нее не было восторженных стихов о революции 1917 года, о строительстве социализма, о пятилетках и коллективизации, и нет ничего удивительного в том, что ее творчество, официально не запрещенное, всегда находилось под бдительным оком партийно – литературной номенклатуры. В своих дневниковых записях Ахматова писала: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращение моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском Марию Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать».). После постановления ЦК Анну Андреевну лишили продовольственных карточек. В 35 лет Ахматовой определили нищенскую пенсию… по старости, которой хватало, как писала Надежда Яковлевна Мандельштам, на спички и папиросы. Поэтесса, скажет кто-то, могла жить на гонорары за книги. Какие книги?! До 1921 года вышло пять стихотворных сборников. После этого, в течение 19-ти лет, - ни одной новой книги, пока ею в конце 1939 года – и почему-то с благосклонностью?! – заинтересовался Сталин. В 1940 году вышел сборник «Из шести книг», но через полтора месяца книжка была запрещена к продаже и выброшена во всех библиотеках страны: Сталин принял «Клевету» (1922) за современное произведение (автор не поставил под стихотворением дату). Трижды арестовывали единственного сына (многие годы он проведет в советском ГУЛАГе), такая же участь постигнет и мужа. Ответом Поэта на ужасы Большого террора (Ахматова называла это время только «террор») стал «Реквием». (Обучающиеся делают краткие записи по ходу лекции преподавателя)
Определение темы урока
Преподаватель: Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? (Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.)
Целеполагание
Преподаватель: Какие цели вы поставите каждый для себя на сегодняшний урок? (Ответы обучающихся)
Открытие «нового» знания
Преподаватель:
- Вспомните, что значит слово «реквием» по словарю? (Богослужение в католической церкви, заупокойная служба)
- Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»? (Моцарт)
Преподаватель: А. Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
- Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)
- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)
Преподаватель: Мы начнём знакомство с «Реквиемом» с сообщения о непростой истории его создания и публикаций.
Преподаватель: Но сначала обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце занятия. Для этого запишем слова Александра Солженицына в тетрадь. А. И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына: Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?
Преподаватель: Перед началом работы с текстом поэмы я предлагаю прослушать ее в актёрском исполнении (http://www.staroeradio.ru/audio/12485).
Преподаватель: (Обучающиеся делают записи по ходу лекции). Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был бы переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть.
Преподаватель: Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру.
Преподаватель: Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».
Преподаватель: Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).
Преподаватель: После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.
Преподаватель: «Вместо предисловия» написано прозой.
Преподаватель: Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)
Преподаватель: Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.)
Анализ глав поэмы
Преподаватель: Теперь мы приступаем к анализу глав этой поэмы. Для этого обратимся к тексту поэмы. (Приложении 1)
Преподаватель: Прочитаем главу «Посвящение».
Преподаватель: Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)
Преподаватель: Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)
Преподаватель: Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль?
Преподаватель: А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)
Преподаватель: Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)
Преподаватель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.
Преподаватель: Читаем Вступление. Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе? Каким рисует она Ленинград? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте. Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».)
Преподаватель: Приступаем к анализу непосредственно глав поэмы. Для этого вы должны разделиться на группы. Каждая группа анализирует отдельные главы. Результатом анализа станет подготовка сообщения по предложенным заранее вопросам.
Групповая практическая работа.
Группа 1. Три лирических отступления о матери. Главы II, III, IV. Дайте характеристику образу матери. Какими способами он создаётся?
Группа 2. Три воспоминания о сыне через воспоминания матери. V, VI, VII. Какие приёмы использует автор для изображения переживаний матери?
Группа 3. Два лирических отступления о материнских чувствах. Главы VIII, IX. Почему лирическая героиня ждёт смерти и воспринимает своё состояние как безумие?
Группа 4. Лирическое обобщение, объединяющее в одно целое сына и мать. Глава X «Распятие». Объясните эпиграф к главе. Какой подтекст приобретают в главе «Распятие» библейские образы? Эпилог, ч. 1. Какое обобщение делает автор в первой части эпилога? В чём он перекликается с началом поэмы – частями «Вместо предисловия» и «Посвящением»?
Фронтальная работа.
Преподаватель: Прочитаем «Эпилог».
- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)
- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Лирическая героиня в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)
Преподаватель: Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.
- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)
- Это конкретный портрет или обобщенный? (В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Лирическая героиня сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»)
- О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала «широкий покров».)
- Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора.)
- Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)
- Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)
- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)
- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)
- А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.
- Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)
- В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)
Преподаватель: «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
Обобщение
Преподаватель: Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А. И. Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». (Ответы обучающихся)
Рефлексия
Преподаватель: Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием»,
-я задумался ...
-я понял...
-я осознал...
-я пересмотрел...
Преподаватель: Как вы считаете, достиг ли наш урок поставленных вами целей?
Домашнее задание
Написать сочинение «Средства художественной выразительности в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
Приложение 1
Анна Ахматова
Реквием
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961
Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо(там все говорили шепотом):— А это вы можете описать? И я сказала:— Могу.Т огда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957 Ленинград
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
Март 1940
Вступление
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
I
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
1935
Москва
II
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938
III
Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939
IV
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…
1938
V
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939
VI
Легкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Весна 1939
VII
Приговор
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
1939
Фонтанный Дом
VIII
К смерти
Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой, —
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
19 августа 1939
Фонтанный Дом
IX
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):
Ни сына страшные глаза —
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.
4 мая 1940
Фонтанный Дом
X
Распятие
«Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи»
1
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
1938
2
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940
Фонтанный Дом
Эпилог
1
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.
2
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Март 1940
Фонтанный Дом
1934 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Буслакова Т. П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. – М.: Высшая школа, 2001.
Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: ВАКО, 2004. — 368 с. — (В помощь школьному учителю).
Литература: учебник-практикум в 2 ч. Ч. 2: Литература XX века / Р. М. Сафиулина, Е. В. Ушакова. – Москва: Университет «Синергия», 2021. – 259 с.
Русские писатели. XX век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В. В. Аганесов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др. – М.: Дрофа, 2000. – 432 с.