СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине УПП.02 Литература на тему «М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  учебной дисциплины УПП.02 Литература по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность предусматривает проведение занятия по теме «М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Данная методическая разработка представляет собой подробный план-конспект занятия по указанной теме и краткую технологическую карту занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по дисциплине УПП.02 Литература на тему «М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»»



























Методическая разработка учебного занятия



Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Дисциплина: УПП.02 Литература

Тема: «М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»







Разработчик: Чернявская Анастасия Борисовна,

преподаватель

ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный

технический университет»































Ухта, 2025

АННОТАЦИЯ



Рабочая программа учебной дисциплины УПП.02 Литература по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность предусматривает проведение занятия по теме «М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

Данная методическая разработка представляет собой подробный план-конспект занятия по указанной теме и краткую технологическую карту занятия.



Планируемые образовательные результаты:

В ходе проведения занятия обучающиеся достигают следующих результатов:

  1. Личностные: совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание духовных ценностей российского народа.

  2. Метапредметные: познавательные – самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; коммуникативные – владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; регулятивные - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы.

  3. Предметные: способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания; сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, об индивидуальном авторском стиле.

Цель занятия: выявить с обучающимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Вид занятия: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающая;

  • проблемного обучения;

  • коммуникативная в рамках педагогики сотрудничества.



Формы обучения:

  • групповая;

  • фронтальная.

Средства обучения:

  • Технические: проектор, компьютер

  • Мультимедийные: компьютерная презентация

Программное обеспечение: MS Power Point.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Актуализация мотивов учебной деятельности.

  1. Актуализация опорных знаний

Преподаватель: Перед тем как приступить к изучению новой темы, вспомним, что вам известно о таком писателе, как Максим Горький? (ответы обучающихся). Какие факты биографии нашли отражение в его творчестве? (ответы обучающихся)


  1. Мотивация учебной деятельности.

Формулирование темы и постановка цели занятия

Преподаватель: Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в  этом мире. Само время  – рубеж столетий, столкновение эпох – делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает силу, действующую во имя добра, и  силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних романтических произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

Преподаватель: Перед вами слова М. Горького, выбранные в качестве эпиграфа для нашего занятия: «ЕСЛИ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, ТО ЗАЧЕМ ТЫ?» (М. Горький) – СЛАЙД 1

СЛАЙД 1

Преподаватель: Как вы их понимаете? Как они соотносятся с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль», прочитанным вами дома? (ответы обучающихся).

Преподаватель: Попробуйте сформулировать тему занятия. Какую цель перед собой поставим? (Ответы обучающихся)


  1. Открытие «нового» знания. Работа над темой занятия

4.1. Аналитическая беседа

Преподаватель: Мы вспомнили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма, используя облако слов - СЛАЙД 2

СЛАЙД 2

Преподаватель: Верно, чертами романтизма будут: два мира у героя – идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.

Преподаватель: В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? Какие природные образы вы могли бы выделить? Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? Почему именно таким показан пейзаж в природе? Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы? (ответы обучающихся)

4.2. Слушание пересказа легенды о Ларре в исполнении заранее подготовленного обучающегося.

Преподаватель: Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу,  – тень Ларры.) Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он – сын орла.) Племя его приговорило к  одиночеству, а  это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. А что добавила Изергиль непосредственно от себя? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов. СЛАЙД 3

СЛАЙД 3

Преподаватель: Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость. Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. (ответы обучающихся).

4.3. Слушание пересказов легенды о Данко, библейской истории о Моисее в исполнении заранее подготовленных обучающихся.

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.


  1. Создание проблемной ситуации

Преподаватель: Вы прослушали библейскую историю о Моисее. Чем похожи и чем отличаются Данко и Моисей? Сопоставив этих двух героев по предложенным вопросам, вы сможете охарактеризовать каждого из них. Обратите внимание на слайд. На нем вы видите ряд вопросов, которые помогут нам провести сопоставление этих историй. СЛАЙД 4

СЛАЙД 4


  1. Систематизация новых знаний и умений

Преподаватель: Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу. СЛАЙД 5

Концепция жизни Ларры и Данко

СЛАЙД 5

  1. Первичное закрепление изученного материала, контроль усвоения

Преподаватель: Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко? Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом? (ответы обучающихся).



  1. Применение знаний

Преподаватель: У нас остался еще один персонаж, которому необходимо дать характеристику. Кто это? (Старуха Изергиль).

Преподаватель: Работать над образом старухи Изергиль вы будете в группах:

1 группа: Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и  старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. (Примерный ответ: Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени. Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.).

2 группа: Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре? (Примерный ответ: Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых. Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.).

  1. Обобщение

Преподаватель: Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с  композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни. Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в  помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям. Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательная философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех», – гордые, сильные и  красивые люди. Но их гордость неодинакова. В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня» в  тёмной степной дали. Ларра превращается в  вечную неприкаянную тень  — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества. СЛАЙДЫ 6 - 10

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8





СЛАЙД 9

СЛАЙД 10



  1. Рефлексия. Выставление оценок

Преподаватель: Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? Чему вы сегодня научились? Выполнили ли задания? Что вызвало затруднение в процессе работы?



  1. Домашнее задание

Преподаватель: Прочитать пьесу М. Горького «На дне».











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Литература: учебник-практикум в 2 ч. Ч. 2: Литература XX века / Р. М. Сафиулина, Е. В. Ушакова. — Москва: Университет «Синергия», 2021. — 259 с. — (Общеобразовательная подготовка в колледжах). — DOI: 10.37791/978-5-4257- 0488-7-2021-1-259.

  2. Титаренко Е. А. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. – М. : Эксмо, 2012. – 320 с.

  3. Фефилова, Галина Евгеньевна. Ф45 Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие  / Галина Фефилова.  — Москва  : Издательство АСТ, 2016.   — 447, [1] с. — (Средняя и старшая школа. Лучшие методики обучения).





































Технологическая карта занятия



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Чернявская Анастасия Борисовна

Место работы

Колледж безопасности и права ФГБОУ ВО УГТУ

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАНЯТИЮ

Курс, специальность:

1 курс

40.02.02 Правоохранительная деятельность

Тема урока

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Уровень изучения (базовый, углубленный):

углубленный

Тип урока:

изучение и закрепление нового материала

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание духовных ценностей российского народа.

Метапредметные: познавательные – самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; коммуникативные – владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; регулятивные - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы.

Предметные: способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания; сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, об индивидуальном авторском стиле.

Ключевые слова: романтизм, смысл противопоставления героев рассказа, композиция рассказа, романтический сюжет, легенда, идея произведения

Краткое описание (аннотация к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Вид урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Цель урока: выявить с обучающимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, коммуникативная в рамках педагогики сотрудничества

Формы обучения: групповая, фронтальная



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА



Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Типы оценочных мероприятий

Организационный момент (1 мин)

Приветствует обучающихся.

Проводит актуализацию мотивов учебной деятельности

Обучающиеся приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к образовательной деятельности

Наблюдение

Актуализация опорных знаний (2 мин)

Задает вопросы

Обучающиеся обобщают знания по изученным ранее произведениям М. Горького

Устный контроль


Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели занятия

(7 мин)

Читает мини-лекцию о композиции рассказа.

Организует работу с эпиграфом



Обучающиеся слушают мини-лекцию. Отвечают на вопрос преподавателя, слушают ответы других, дополняют и уточняют сказанное. Формулируют тему и цель урока.

Анализ устных ответов

Открытие «нового» знания. Работа над темой занятия

(30 мин)

1. Организует работу с облаком слов.

2. Совместно с обучающимися обобщает их знания о романтизме.

3. Организует аналитическую работу по рассказу «Старуха Изергиль».

4. Предлагает прослушивание пересказов легенды о Ларре, легенды о Данко и библейской истории о Моисее.

1. Обучающиеся работают с облаком слов.

2. Обобщают знания о романтизме совместно с преподавателем.

3. Обучающиеся анализируют рассказ, отвечают на вопросы преподавателя, уточняют и дополняют ответы одногруппников.

4. Прослушивают пересказ легенды о Ларре, отвечают на вопросы преподавателя, уточняют и дополняют ответы одногруппников.





Наблюдение

Анализ устных ответов

Создание проблемной ситуации

(10 мин)

Организует сопоставление Данко и Моисея

Сопоставляют героев, делают выводы, отвечают на проблемный вопрос

Наблюдение

Анализ устных ответов

Систематизация новых знаний и умений

(10 мин)

1. Организует заполнение таблицы «Концепция жизни Ларры и Данко»

2. Беседа по содержанию рассказа.


Обучающиеся обобщают услышанное, сопоставляют двух героев, заполняют таблицу в тетради


Наблюдение. Анализ устных ответов.

Наблюдение за заполнением таблицы.

Анализ письменного задания

Закрепление (первичное) изученного материала, контроль усвоения

(7 мин)

Организует обобщающую беседу.


Обучающиеся анализируют рассказ, отвечают на вопросы преподавателя, уточняют и дополняют ответы одногруппников.


Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение

Анализ устных ответов


Применение знаний

(15 мин)

Организует групповую работу над образом старухи Изергиль

Обучающиеся сопоставляют героев рассказа, рассуждают. Обучающиеся самостоятельно делают выводы по изученному на уроке, отвечают на вопросы аргументированно, свободно высказывают свое мнение

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение

Анализ устных ответов


Обобщение

(5 мин)

Обобщает материал занятия

Слушают преподавателя, делают записи из презентации в тетрадь

Наблюдение


Рефлексия. Выставление оценок

(2 мин)

1. Организует рефлексию

2. Выставляет оценки с комментированием каждой

Обучающиеся самостоятельно делают выводы по изученному на уроке, отвечают на вопросы аргументированно, свободно высказывают свое мнение, рефлексируют.

Обсуждение выставленных оценок

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение

Анализ устных ответов

Домашнее задание

(1 мин)

Преподаватель предлагает задание для

самостоятельного выполнения: прочитать пьесу М. Горького «На дне».

Обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями. Выполняют задание

Метод

устного

контроля