СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии в 9 классе. Тема: Европейский юг.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 9 классе. Тема: Европейский юг.»

ТЕМА УРОКА: Европейский Юг. Состав. Географическое положение.

Цели урока:

- Создать образ Европейского Юга.

- Определить состав и географическое положение Европейского Юга.

- Выявить особенности природных условий и ресурсов Европейского Юга.

Тип урока: изучения нового материала

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Мотивационный этап.

Вначале учитель выясняет, какие ассоциации возникают у школьников при упоминании о Европейском Юге. На основе рубрики «Что мы знаем о Европейском Юге» (с. 118 учебника) и собственных ассоциаций учащиеся создают схему (кластер).

После того как совместными усилиями создана ассоциативная схема, школьники получают задание сформулировать, с чем у них в первую очередь ассоциируется Европейский Юг и чем это вызвано. Важно, чтобы учащиеся эмоционально высказывали свои суждения, акцентируя внимание на поездках к местам отдыха, ярких впечатлениях от них, запоминающихся пейзажах, обилии жарких солнечных дней, теплом море, благоухающей южной растительности и т. д.

3. Изучение нового материала

Далее по карте «Административно-территориальное деление России» (с. 228—229 Приложения учебника) учащиеся знакомятся с составом района (задание 1 на с. 122 учебника). В связи с тем что район образуют восемь республик, два края и одна область, для лучшего запоминания нужно составить схему.

Состав Европейского Юга

Республики:

Адыгея

Дагестан

Кабардино-Балкария

Карачаево-Черкесия

Северная Осетия — Алания

Ингушетия

Чечня

Крым




Края:

Краснодарский

Ставропольский









Область:

Ростовская


Затем учащиеся, работая с текстом (с. 119 учебника) и физической картой Европейского Юга (рис. 21 учебника), устанавливают особенности географического положения района:

— находится на перекрестке между тремя морями - Черным, Азовским, Каспийским, на юге европейской части России;

— занимает самое южное положение из районов России;

— в природном отношении выделяются равнинная, предгорная и горная части;

— граничит со странами Закавказья, в связи с чем имеет важное геополитическое значение.

На основе ранее полученных знаний по географии (§ 7) учащиеся дают характеристику Кавказским горам.

Они вспоминают, что это молодые складчатые горы, образовавшиеся в кайнозойскую эпоху горообразования. По карте «Тектоника и минеральные ресурсы» (с. 232—233 Приложения учебника), рисунку 22 (с. 121 учебника) они выясняют, какими полезными ископаемыми богат район, а информацию заносят в таблицу.

Ресурсы Северного Кавказа

Группы прир. рес. Природные рес. Где расположены

Полезные ископаемые Уголь Восточное крыло Донецкого бассейна на западе Ростовской обл.

Нефть и газ Предгорья Кавказа, Майкоп, Грозный, Ставрополье

Свинцово-цинковые руды Вблизи Владикавказа

Вольфрамово-молибденовые руды Тырныауз в Кабардино-Балкарии

Минеральные воды Кавказские Минеральные Воды на юге Ставропольского края

Рекреационные

ресурсы Теплый климат, море, горы, минеральные источники.

Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе

Агроклиматические

ресурсы Умеренно континентальный и субтропический климат, плодородные почвы

Черноморское побережье Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края

На основе анализа таблицы школьники делают вывод о природно-ресурсном потенциале района.

Затем учащиеся на основе текста рубрики «Читаем карту» (с. 119—122 учебника) дают характеристику климата, водных ресурсов, а по карте «Природные зоны» (с. 238учебника) знакомятся с природными зонами района. На данном этапе урока целесообразно обратить внимание на экологические проблемы Европейского Юга: эрозию почв, загрязнение ряда целебных источников и прибрежных вод в районе курортных зон, загазованность воздуха.

Закрепление.

В завершение урока ученики в ходе групповой работы:

— составляют схему «Самое-самое о Европейском Юге», обращая внимание на то, что этот район России самый южный, самый многонациональный, самый курортный и т. д.;

— выполняют задание: прокомментируйте слова о том, что «Европейский Юг — особый район. Горы и море в сочетании с теплым климатом, наличие месторождений минеральных вод сделали этот район одним из самых комфортных для отдыха и лечения россиян».

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание: 1) изучить § 28; 2) ответить на вопросы 2, 4, 7 на с. 122 учебника;

опережающие задания:

— первая группа готовит сообщение об обычаях и традициях народов Европейского Юга

— вторая группа готовит сообщение о кухне народов Европейского Юга

— третья группа готовит сообщение о народных промыслах Европейского Юга;

— четвертая группа готовит сообщение о традиционном доме народов Европейского Юга;

— пятая группа готовит сообщение на тему «Кто такие казаки»