СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока"Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился на 1 курсе при изучении классов неорганических соединений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока"Кислоты"»

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Кузнецкий индустриальный техникум»












Методическая разработка бинарного урока по дисциплине химия и МДК «Устройство и техническая эксплуатация бульдозера» на тему «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»




Подготовила: преподаватель химии Стежко Т.М.






Новокузнецк,2015



РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

естественнонаучных дисциплин

Протокол №4 от «21 » ноября» 2013 г.

___________ Стежко Т.М.

СОГЛАСОВАНО

с методистом

« 22» ноября 2013 г.

____________ Машкина Н.Е.

























Бинарный урок по дисциплине Химия и МДК «Устройство и техническая эксплуатация бульдозера»

на тему «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»

1 курс, профессия: Машинист на открытых горных работах.

«Просто знать еще не все,

знания надо уметь использовать».

Гете.

Цель урока: Сформировать знания у обучающихся о строении кислот в свете теории электролитической диссоциации, их свойствах, получении и применении кислот в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Задачи урока:

А) образовательная – систематизировать знания учащихся о химических  свойствах кислот; формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить обучающихся, используя ряд напряжения металлов и таблицу растворимости, прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.

Б) развивающая – развивать познавательные способности, мышление, внимание, умения использовать изученный материал для познания нового.

В) воспитательная – показать учащимся необходимость изучения свойств веществ для объяснения различных процессов, происходящих в жизни; воспитать интерес к дисциплине Химия и к профессии Машинист на ОГР.

Тип урока: комбинированный, бинарный урок.

Технологии: Проблемное, практико - ориентированное, исследовательское обучение; ИКТ; элементы игровых технологий.

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (дифференцированная) работа.

Методы  и методические приемы обучения: Объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, с элементами лекции, сообщения обучающихся, демонстрация слайдов), проблемно-поисковые, практические, интерактивные; самостоятельная работа обучающихся на этапе закрепления темы.

Учебно-методическое оснащение урока: Интерактивный комплекс; презентации  по теме, выполненные в программе Power Point; оборудование и реактивы для ученического эксперимента (кислоты, пробирки, индикаторы, металлы, соли, основания), для демонстрации опыта преподавателем (ГСМ, индикаторы);

выставка продуктов, содержащих кислоты; раздаточный материал: инструктивные карты для выполнения лабораторной работы, результативные листы с дифференцированными заданиями, таблицы со степенями окисления, ПСХЭ.


Используемая литература:


  1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. [Текст]: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256с.

  2. Габриелян О.С., И.П.Воскобойникова, [ Текст]: Настольная книга для учителя.,  М.: Дрофа, 2002 г.
    3. Радецкий А.М. [Текст]: Проверочные работы по химии 8-11 кл., Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.



Ресурсы интернет:

1.Алхимик: сайт Л.Ю. Аликберовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.alximik.ru

2. Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru

3. Виртуальная химическая школа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.maratakm.narod.ru

4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

ОК 3.Анализировать ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. Нести ответственность за результат своей работы.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач.

ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.


Профессиональные компетенции:

ПК 1.3.Производить техническое обслуживание и ремонт бульдозера.

Планируемые результаты обучения.

Знать:

Формулы кислот;

состав кислот и их классификацию.

Свойства кислот;

Получение и применение кислот;

Диссоциацию кислот на ионы;

Роль кислот в ГСМ;

правила техники безопасности при работе с кислотами.

Уметь:

определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот, 

распознавать кислоты с помощью индикаторов.


























План-конспект урока

1.Организационный этап (2 мин) - приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, готовности к уроку, мотивация на урок.

(Сл.1) Девиз урока (слова Гете): «Просто знать еще не все,

знания надо уметь использовать».

(Сл.2) Цель нашего урока: сформировать знания о данном классе веществ в свете теории электролитической диссоциации, расширить и углубить знаний о их свойствах, получении, применении. Познакомиться с представителями, научиться определять их в веществах, в том числе и в ГСМ, что необходимо вам в вашей будущей профессиональной деятельности.

Работать будем и индивидуально, и в группах, осуществляя химический эксперимент, и самостоятельно на этапе закрепления знаний, также перед вами выступит преподаватель спецдисциплины «Обслуживание и эксплуатация бульдозера» с ознакомительным докладом по теме «ГСМ. Присадки. Устройство двигателя».

Оценивать буду работу на каждом этапе урока по оценочному листу по бальной системе Приложение1, (Сл. 3) , в конце, при подведении итогов, выставлю оценку за урок наиболее активным ребятам, а за задания «Соответствия», «Лабораторный опыт», «Задания на закрепления», которые вы мне сдадите, оценка будет выставлена по бальной системе по следующим критериям:( см. слайд 3 . ).Оценку объявлю на следующем уроке. За подготовку докладов, презентаций оценку поставлю тоже сегодня. Т.О., сегодня за урок вы можете получить 3 оценки. Удачи!

2.Проверка домашнего задания (12 мин):

1) фронтальный опрос по теме «Теория электролитической диссоциации»:

1.Что такое электролиты?

2.Приведите примеры электролитов.

3.Что такое неэлектролиты?

4.Приведите примеры неэлектролитов.

5.Что такое диссоциация веществ?

6.Ионные уравнения?

7.В каких случаях уравнения являются ионными?

8.Алгоритм написания ионных уравнений.

2)Задания на соответствие: выбрать сильные, слабые электролиты и неэлектролиты. (На листах обучающиеся распределяют вещества по группам, через 5 мин. обмениваются листами, осуществляем взаимопроверку выполненной работы (1 обучающийся работает у интерактивной доски)). Приложение 2.

3.Изучение новой темы(50 мин.):

Преподаватель: А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Изучим с вами 1 из классов неорганических соединений, а какой же, давайте угадаем.

(Сл.4) «Этих веществ очень много на свете,

Их опасаются взрослые, дети!

Если не так их смешаешь с водой,

Может все обернуться бедой!»

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …..» (Кислоты)

Преподаватель: Да, ребята, мы сегодня действительно познакомимся с одним из классов Неорганических соединений – кислотами.

(Сл.5) Запишите тему урока: «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации».

Изучать тему будем по плану (Сл.6) :

1.Определение кислот.

2.Формулы кислот.

3.Классификация.

4.Физические свойства.

5.Химические свойства.

6.История получения.

7.Представители.

8.Применение.

Преподаватель: Вот они кислоты: лимон, аскорбинка, уксусная кислота, кислое яблоко.

Мы знаем, что в химии на вкус ничего пробовать нельзя, но сегодня мы нарушим это правило: вот лимон, аскорбинка. Попробуйте вещества.

Так что же такое кислоты? Что это за вещества? Какие они на вкус? Где мы встречаемся с кислотами в природе?

«Кислота» - кислые на вкус, отсюда и название.

(Сл.7) «От кислых яблок – сразу кисну». В.Шекспир

– Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса?

1.Дадим определение:

«Кислоты-это вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка».(сл.8)
2. Обратимся к составу кислот, посмотрим на формулы: (слайд 8).

НСl – соляная кислота
HNO3 – азотная кислота
H2SO4 – серная кислота
H2CO3 – угольная кислота
H3PO4 – фосфорная кислота.

H2S-сероводородная

HI-йодоводородная кислота

HBr-бромводородная кислота

H2SiO3-кремниевая кислота.

Все состоят из водорода и кислотного остатка(сл.9) .

«Мы состоим из двух частей:

Во первых, водород-о,кей

Во вторых, остаток наш,

Вот и весь наш экипаж!»

«Кислоты-это вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка».

3.Классификация кислот:

Делятся на органические и неорганические (сл.10-17).

А. по количеству водорода: 1-основные, 2-основные, 3-основные.(сл.18-21)

Б. по наличию водорода: бескислородные, кислородсодержащие.

В. По состоянию: жидкие, твердые.

4.Физические свойства:

(сл.22) Кислоты могут быть жидкие, твердые вещества, растворимые в воде (кроме H2SiO3), вызывают ожоги! Опасны!

Послушаем стихотворение о свойствах кислот:

«Попробовать на вкус решил я кислоту:

Глядь, а языка уж нет во рту.

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор во рту все жжет!

Сунул палец я в пробирку,

Вместо пальца теперь дырка.

Чтоб жизнь свою не подвергать опасности

Ты свято соблюдай технику безопасности!»

5.Химические свойства:

Чтобы перейти к химическим свойствам кислот, нам нужно повторить технику безопасности при работе с кислотами (сл.23) .

Назовите мне «3 не» при работе с кислотами ( не пробовать, не разливать, не нюхать!)

- Как вы думаете, какими химическими свойствами будут обладать кислоты?

Как кислоты окрашивают цвета индикаторов? Заслушаем стихотворение:

Лакмус- Ничего не могу я поделать с собой:

Как едкая щёлочь от страха синею,

А с кислотой-совершенно другой,

От пылкой любви мгновенно краснею.

( опыт с лакмусом и растворами серной кислоты и воды демонстрирует обучающийся)

Метилоранж -Как на прогулке от мороза,

От кислоты я стану розов,

А в щелочи мой вид смешен,

Я сразу желтый , как лимон.

( опыт с метилоранжевым и растворами серной кислоты и воды демонстрирует обучающийся)

-Давайте вспомним, какие вещества существуют в природе?

Ответы: соли, металлы, неметаллы, оксиды, щелочи.

-Как вы думаете, с какими из них могут взаимодействовать кислоты?

-Предположите свойства кислот. 

-Предлагаю химические свойства изучить самостоятельно, работая в группах(10-12 мин.).

 Каждая группа получает  инструктивную карту (всего 4 карты, содержащих по одному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, пишут уравнения и делают выводы. (инструктивные карты см. приложение 3 (сл. 24):

1.  Устойчива ли гашеная известь к действию кислот?

2. Почему нельзя варить компот в алюминиевой кастрюле?

3. Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются?

4. Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

 Преподаватель: Итак, мы с вами выяснили и подтвердили, что кислоты взаимодействуют с металлами, основаниями, солями, изменяют цвета индикаторов. Но кислоты могут находиться в топливе и вызывать коррозию двигателя и составных частей. Т.К. вы -будущие машинисты, хочу обратить ваше внимание на материал, который будет полезен вам в будущей профессиональной деятельности при эксплуатации горнотранспортного оборудования.

Мы заслушаем преподавателя спецдисциплины с докладом «Система смазки» (см. приложение 4), (сл. 25-34.), затем проведем эксперимент «Определение кислот в ГСМ», и вы должны будете ответить на вопрос: влияют ли кислоты и щелочи на свойства топлива и на работу двигателя , каким образом? Должны ли они там присутствовать в идеале?

Даны водные вытяжки ГСМ: отработанное масло (синтетика), минеральное масло, соляра(приложение 5).

Наша цель: определить наличие кислот или щелочей в ГСМ.

В готовые водные вытяжки мы добавим индикаторы: в первые 3 пробирки -спиртовой раствор фенолфталеина, в 3 следующих-раствор метилоранжевого. При наличии кислот-окраска с метилоранжевым приобретет красный цвет, при наличии щелочей-фенолфталеин окрасится в розовый цвет.

Результаты занесем в таблицу.(сл.35)

Вывод о химических свойствах кислот: сл.36.

6.История получения кислот: (сл.37) Получение: 1. Из неметаллов. 2.Из солей

7.Представители: выступления докладчиков. (приложение 6)

(сл.38) Применение:

1.Удобрения.

2.электролит.

3.паяние.

4.в лечебных целях.

5.в пищевой промышленности.

(Сл.39) Вывод:  

1.Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется один или несколько атомов водорода и кислотный остаток.  2.Кислоты классифицируются по 4 признакам. 3.Кислоты реагируют с металлами, солями, основаниями. 4.В топливе не должны присутствовать ни кислоты, ни щелочи, т.к. они вызывают коррозию и ухудшают свойства топлива.

4.Закрепление изученного материала(20 мин.):

Работа по «Результативным листам с заданиями для закрепления темы «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»» (приложение 7, сл.40)



5.Итог урока(4 мин): Выставление оценок, рефлексия (сл.41) : Обучающиеся оценивают работу по критериям: «Я, Группа, Преподаватель» Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны: 1 – мне было комфортно на уроке. 2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы. 3 – я принимал активное участие во всех этапах урока 6.Домашнее задание(2 мин.) (сл.42):

 1. параграф 22 учебник Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей горного профиля».

2. Определить кислоты в продуктах питания при помощи лакмуса.





Приложение 1

Оценка работы обучающихся на различных этапах урока:

ФИ обучающегося

1.Задания на «Соответствия»

2.Внеаудиторная самостоятельная работа, ответы на уроке

3.Лабораторные опыты

4.Работа на закрепление «Результативные листы»

5.Рефлексия

Итог












































































































Критерии оценки: 20 баллов - оценка «5», 19-14 баллов-«4»,
13-8 баллов-«3».



Приложение 2

Фамилия:…………………… № гр………


Неэлектролиты:………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

Сильные электролиты…………………………….

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

Слабые электролиты………………………………

………………………………………………

………………………………………………

0 ошибок-5 баллов, 1-4 ошибки -4 балла, 5-6 ошибок -3 балла, более 7 ошибок-2 балла.

Фамилия:………………… № гр………


Неэлектролиты:…………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

Сильные электролиты…………………………….

……………………………………………

……………………………………………

……………………………………………

Слабые электролиты………………………………

……………………………………………

……………………………………………

0 ошибок-5 баллов, 1-4 ошибки -4 балла, 5-6 ошибок -3 балла, более 7 ошибок-2 балла.















Приложение 3

Инструктивная карта №1

ФИО обучающегося:…………………………………………………………

 Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются?

  1.  Опорные знания: взаимодействие кислот с металлами,  электрохимический ряд напряжений (ряд активности) металлов, реакции замещения.

  2. Цель эксперимента: Исследовать действие кислот на  различные металлы.

  3. Ход эксперимента:

1.) В первую пробирку с 1-2 мл. соляной кислоты поместить железный порошок. Что наблюдаете?

2) Во вторую пробирку с 1-2 мл. соляной кислоты поместите порошок меди. Что наблюдаете?

3.) В третью пробирку с 1-2 мл. соляной кислоты поместите цинковую гранулу. Что наблюдаете?

Составьте  уравнение  реакции между кислотой и металлами в молекулярном и ионном виде.

5.Заполните таблицу:



Название кислоты

Металл

Наблюдения

Уравнения реакции

Уравнения реакции в ионном виде

1.Соляная кислота

Fe




2.Соляная кислота

Cu




3.Соляная кислота

Zn




6.Сделайте вывод о взаимодействии кислот с  металлами ………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………

Критерии оценивания: верно выполненные и оформленные опыты: 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, 5-6 ошибок-2 балла, более 7 ошибок-1 балл.

Приложение 3

Инструктивная карта №2

ФИО обучающегося:…………………………………………………

Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить компот?

Опорные знания: алюминий, из которого изготовлена  кастрюля, покрыт неядовитой оксидной пленкой. Типы реакций.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать оксид алюминия с кислотами.

Ход эксперимента:

1.   В первую пробирку с 1-2 мл  Серной  кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?

2.   Во  вторую пробирку с 1-2 мл  Соляной  кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?

3. В третью пробирку с 1-2 мл. Азотной кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?

Составьте уравнение  реакции между оксидом алюминия и кислотами   в молекулярном и ионном виде.

Заполните таблицу:

Кислота

Оксид

Наблюдения

Уравнения реакции

Уравнения реакции в ионном виде

1.Серная кислота

AL2O3




2.Соляная кислота

AL2O3




3.Азотная кислота

AL2O3




Сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов………………………….

Критерии оценивания: верно выполненные и оформленные опыты: 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, 5-6 ошибок-2 балла, более 7 ошибок-1 балл.



Приложение 3

Инструктивная карта №3

ФИО обучающегося:…………………………………………………………

Известно, что гашеная известь, входит  в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов. Устойчива ли она к действию кислот?

Опорные знания: гашеная известь Сa (OH)2;взаимодействие кислот с основаниями, реакция нейтрализации, реакции обмена.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать гашеная известь с кислотами.

Ход эксперимента:

1.В  первую пробирку с 1-2 мл  гидроксида кальция Сa (OH)2 добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете?

2. Во вторую пробирку с 1-2 мл  гидроксида кальция Са(OH)2 прилейте немного серной кислоты. Что наблюдаете?

3. В третью пробирку с 1-2 мл  гидроксида меди Сu (OH)2 прилейте немного Серной кислоты. Что наблюдаете?

Заполните таблицу:

Кислота

Основание

Наблюдение

Уравнение реакции

Реакция в ионном виде

1.Соляная кислота

Сa (OH)2




2.Серная кислота

Са (OH)2




3.Серная кислота

Сu (OH)2




Сделайте вывод о взаимодействии кислот с основаниями………………….

……………………………………………………………………………………

Критерии оценивания: верно выполненные и оформленные опыты: 5 баллов,1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, 5-6 ошибок-2 балла, более 7 ошибок-1 балл.



Приложение 3

Инструктивная карта №4

ФИО обучающегося:……………………………………………………

Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

Опорные знания: В состав эмали зубов входят  соли: карбонаты и фосфаты кальция (Сa CO3,   Сa3 (PO4)2 ); угольная кислота неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ.

Цель эксперимента: определить, как реагируют  соли с кислотами.

Ход эксперимента:

1.В  первую пробирку с  карбонатом кальция СaCO3 добавьте1 мл. соляной кислоты.. Что наблюдаете?

2.  Во   вторую пробирку с   карбонатом кальция СaCO3. добавьте серной кислоты. Что наблюдаете?

3.В третью пробирку с гидроксидом меди CuSO4 добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете?

Заполните таблицу:

Кислота

соль

наблюдения

Уравнения реакции

Уравнения реакции в ионном виде

1.Соляная кислота

СaCO3






2.серная кислота

СaCO




3.Соляная кислота

CuSO4




Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями…………………………

……………………………………………………………………………………

Критерии оценивания: верно выполненные и оформленные опыты: 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, 5-6 ошибок-2 балла, более 7 ошибок-1 балл.


Приложение 4

Преподаватель МДК «Устройство и техническая эксплуатация бульдозера»

А теперь давайте с вами проанализируем каким образом вы сможете применить знания полученные на уроке химии в вашей будущей профессиональной деятельности, при эксплуатации бульдозера.

Двигатель является самой важной частью «сердцем» бульдозера, представляющим собой сложный агрегат включающий ряд узлов и систем. Одной из составляющих надежной работы двигателя является правильное применение ГСМ, используемых при его эксплуатации.

К горюче-смазочным материалам (ГСМ) как особому виду производственных запасов относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

А какое же влияние горюче-смазочные материалы (ГСМ) оказывают на характеристики и работу двигателя?

Использование топлив для двигателей

Качество применяемого топлива, независимо от типа двигателя, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих его высокие технико-экономические показатели. Для обеспечения надежной и долговечной работы двигателей, применяемые топлива должны отвечать следующим основным эксплуатационным требованиям:

- иметь высокую теплоту сгорания и его рабочей смеси, обеспечивающую высокую экономичность двигателя;

- обладать хорошими смесеобразующими свойствами, обуславливающими легкий запуск двигателя, его плавный переход с одного режима работы на другой, а также обеспечивать устойчивую его работу при эксплуатации в различных климатических условиях;

- не образовывать нагароотложений на деталях, приводящих к перегреву а также не вызывать повышения износов двигателя;

- быть стабильным при транспортировке и хранении, т. е. не изменять своих первоначальных свойств после их получения;

- иметь антикоррозионные свойства, т. е. не вызывать коррозии деталей как при непосредственном контакте с топливом, так и от образующихся продуктов сгорания;

А наличие, каких же веществ может вызвать коррозию деталей?

Во-первых, это:

Органические кислоты, не полностью удаленные из бензина при его производстве и образующиеся в нем при длительном хранении, дают с медными и железными сплавами мыльный осадок. Содержание органических кислот в топливе принято оценивать кислотностью.

Содержание серы, неорганических водорастворимых кислот и щелочей в топливах вызывают коррозию и увеличивают износ деталей двигателя.

В результате взаимодействия сернистого и серного ангидридов с парами воды образуются агрессивные сернистая и серная кислоты. Они вызывают очень сильную химическую коррозию нижнего пояса гильзы цилиндра, а попадая с отработавшими газами в картер двигателя, смешиваются с маслом и распространяясь по всей системе смазки, поражают подшипники, шейки валов и другие детали. Наиболее уязвимы подшипники из свинцовистой бронзы.

Смазочные материалы

В бульдозерах, да и в любых других машинах имеется много тру­щихся поверхностей, условия, работы которых совершен­но различны (разные скорость, температура, удельное давление и т. д.). Поэтому чаще всего один вид смазоч­ного материала не может быть использован для всех трущихся поверхностей. Так, для смазывания агрегатов бульдозера используют до 10 видов сма­зочных масел и пластичных смазок.

Именно правильно выбранное смазочное масло хо­рошего качества позволяет обеспечить длительную работу любого агрегата в самых неблагоприятных услови­ях эксплуатации. Неправильно же подобранное масло способно за короткое время вывести из строя двигатель самой удачной конструкции. Таким образом, ресурс техники в значительной степени зависит от знания эксплуатационных свойств используемых сма­зочных материалов, умения правильно и грамотно их применять.

Ко всем смазочным материалам предъяв­ляются общие требования. Любое смазочное масло дол­жно иметь достаточную вязкость, обеспечивающую на­дежную работу трущихся поверхностей при всех возмож­ных режимах и хорошие смазывающие свойства для уменьшения скорости изнашивания трущихся деталей. Все смазочные материалы предохраняют поверхности от коррозионного разрушения и ржавления.

Разрушающее действие кислот нейтрализуют добавлением в масла противокоррозийных присадок. Это специальные вещества, добавляемые в моторные масла для улучшения их качества.

Вязкостные (загущающие) присадки. Их добавляют к маловязким маслам. Такие присадки повышают индекс вязкости моторных масел, увеличивают вязкость масла в области высоких температур и вместе с тем придают маслу способность в меньшей степени увеличивать свою вязкость при понижении температуры.

Антиокислительные присадки. Эти присадки препятствуют образованию в работающем масле кислот и химических соединений, вызывающих коррозию деталей.

Моющие присадки. Их применяют для удержания частиц, загрязняющих масло при его работе, во взвешенном состоянии и тем самым уменьшая осаждение лаков и осадков на поверхностях деталей двигателя и в маслопроводах.

Антикоррозийные присадки. Они способствуют образованию на поверхности деталей защитной плёнки, предохраняющей от коррозии.

Вывод: Поскольку минеральные кислоты и щелочи, находящиеся в горюче-смазочных материалах, являются одной из причин, вызывающих коррозию деталей двигателя, то горюче-смазочные материалы, содержащие их, непригодны к эксплуатации.

А определить содержание кислот в топливах можно простейшими (качественными) методами. Достаточно в готовые водные вытяжки добавить индикаторы: в первые 4 пробирки - спиртовой раствор фенолфталеина, в 4 следующих - раствор метилоранжевого, При наличии кислот - окраска с метилоранжевым приобретет красный цвет, при наличии щелочей-фенолфталеин окрасится в розовый цвет.

Давайте, поэкспериментируем. В идеале, в качественном ГСМ не должны быть обнаружены ни кислоты, ни щелочи. Проверим.

















Приложение 5

Лабораторный опыт « Определение водорастворимых кислот и щелочей в ГСМ»

Цель: Определить содержание водорастворимых кислот и щелочей в смазочных маслах;

Оборудование: Пробирки, водные вытяжки ГСМ: синтетическое масло, минеральное масло, соляра, бензин АИ-92, керосин; индикаторы: фенолфталеин и метилоранжевый, пипетки, вода дистиллированная, колбы конические, воронки.

Инструкция к выполнению:

Сущность метода заключается в извлечении водорастворимых кислот и щелочей из ГСМ водой и определения реакции среды с помощью индикатора.

1.Пробоотборники заполните нефтепродуктами на 3\4 объема, содержимое взболтайте в течение 3 мин.

2. В цилиндры на 100 мл. налейте керосин до метки 50 мл, долейте испытуемые нефтепродукты до 100 мл, взболтайте в течение 30 с.

3. После расслоения вытяжки, находящиеся в нижней части воронок, слейте в 10 пробирок.

4. Добавьте в 5 пробирок с вытяжками из ГСМ по 3 капли фенолфталеина.

5.В другие 5 пробирок с вытяжками из ГСМ добавьте по 2 капли метилоранжевого.

6.Наблюдения занесите в таблицу:

название

Окраска фенолфталеином

Окраска метилоранжевым

1.Водная вытяжка отработки синтетического масла.



2.Водная вытяжка минерального масла.



3.Водная вытяжка соляры.



7. Вывод: Какой из представленных образцов ГСМ приведет к наименьшей степени коррозии деталей и двигателя?





























Приложение 6:

История кислот (доклады)

1.Уксусная кислота ( около 3 тысяч лет) – самой первой кислотой , которую научился добывать и использовать человек была, видимо, уксусная. Почему уксусная оказалась первой догадаться несложно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Уксусную кислоту на рубеже17-18 веков в России называли„ кислой влажностью” или „древесной кислотой.”

2 .Серная кислота ( 10 в) – с серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Серную кислоту получали нагреванием железного купороса в глиняной реторте. В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии концентрированной серной кислотой на поваренную соль выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (от слова «мурия» - рассол, солёная вода). Пристли назвал кислотой мурия соляную кислоту и её иногда до сих пор называют так. 

3.Соляная кислота ( 15в) – Соляную кислоту называли соляным спиртом. В 17 веке в русских аптеках среди лекарство обязательно было и вещество по имени – дух из солей-( по латыни- спиритус салис) или кислый спирт. Соляную кислоту получали в аптеках прокаливанием смеси поваренной соли с железным купоросом.

4. Азотная кислота (15в) – В России азотную кислоту называли в старину „зияющей красным гасом кислотой” или „селитряной дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил азотную кислоту, он обнаружил её необычайную химическую активность. Она растворяла все металлы, и железо и медь и серебро, только золото оставалось в этой кислоте неизменным.

5. Угольная кислота (18в) – Угольную кислоту впервые получил Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекислый газ, этот раствор он назвал содовой водой, а так как она получила широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.



































Приложение 7

Результативный лист с заданиями для закрепления темы

«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»


ФИО………………………………………………№ группы………


Профессия…………………………………Время выполнения…………….

Задания на 3 балла(все правильно выполненные задания-3 балла):

1.Расставьте степени окисления водорода и кислотных остатков у кислот:

HCL , H3PO4 , H2SO4 , H2CO3 , H2S , HI, HBr, HNO3 , HF.

2.Подчеркните 1-основные кислоты:

HCL , H3PO4 , H2SO4 , H2CO3 , H2S , HI, HBr, HNO3 , HF.

3.Определите относительные молекулярные массы (Mr) угольной и соляной кислоты.

Дано: Решение:









Рефлексия: Я-…., Группа-…., Преподаватель -…..( поставьте оценку по 5-бальной шкале.)

Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:

1 – мне было комфортно на уроке.

2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

3 – я принимал активное участие во всех этапах урока.





Приложение 7

Результативный лист с заданиями для закрепления темы

«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»


ФИО………………………………………………№ группы………


Профессия…………………………………Время выполнения…………….

Задания на 4 балла(все правильно выполненные задания-4 б) :

  1. Расставьте степени окисления и распишите диссоциацию кислот:

H2S …………………………………………

H3PO4………………………….. ………….

H2SO3…………………………. …………..

H2CO3…………………………. …………..

HCL …………………………….. ………….

HI……………………………………………

H2SO4……………………………………….

  1. Допишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде:

HCL + К=………………………………………………………...

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

3.Подчеркните кислоты: H2O, HCL , NH3, CO2 , H3PO4 , H2SO4 , H3CO8 , H2S , HI, KOH , NaBr, HNO3 , HF.

4.Рассчитайте массовую долю каждого элемента в серной кислоте

Дано: Решение:





Рефлексия: Я -…., Группа -…., Преподаватель -…..(поставьте оценку по 5-бальной шкале.)

Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:


1 – мне было комфортно на уроке.

2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

3 – я принимал активное участие во всех этапах урока.


Приложение 7

Результативный лист с заданиями для закрепления темы

«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»


ФИО………………………………………………№ группы………


Профессия…………………………………Время выполнения…………….

Задания на 5 баллов (все правильно выполненные задания-5 б) :

1.Подчеркните вещества, с которыми реагирует соляная кислота: Zn , H2O , H2SO4 , Cu , KOH, Н2, К, Na.

2. Составьте уравнения реакции взаимодействия соляной кислоты с металлом:

……………………………………………………………………………………………

3.Допишите уравнения реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах: H2SO4+ Na2O=………………………………………………

………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

4.Определите относительную молекулярную массу кислоты, относительную плотность паров ее по водороду и воздуху, если известно, что она 1 основная, кислородсодержащая и в ее состав входит Азот (N).

Дано: Решение:

5.Определите Коэффициент растворимости серной кислоты, если масса раствора 50 г, а занимаемый объем равен 150 мл.

К=…………………

Рефлексия: Я-…., Группа-…., Преподаватель -…..( поставьте оценку по 5-бальной шкале.)

Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:


1 – мне было комфортно на уроке.

2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

3 – я принимал активное участие во всех этапах урока.

Фото с открытого урока: