СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока - концерта на тему: Музыка моего народа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока - концерта на тему: Музыка моего народа выполнена для 4 класса. Обобщающий урок - раскрывается  методика обобщения и заерепления  знаний   о русской народной песне и многообразии жанров народной музыки и песни

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока - концерта на тему: Музыка моего народа»

Методическая разработка урока - концерта на тему: Музыка моего народа


Цели и задачи урока:

Обучающие: обобщить и закрепить знания детей о русской народной песне и многообразии жанров народной музыки и песни

Развивающие: закрепить народную манеру пения, развивать певческие навыки учащихся; развивать творческие способности детей; развивать творческую инициативу и самостоятельность детей

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русской музыке

Оборудование: На доске эпиграф к уроку:  «Народная песня – зеркало жизни народа», компьютер, магнитофон, фонохрестоматия музыкального материала 4 класс, выставка рисунков «Жизнь русского народа в русской песне», музыкальные инструменты: баян, гармошка, балалайка и др.


Ученики входят в класс под оркестр народных инструментов.

Звучит музыкальное приветствие:

  1. Здравствуйте, ребята

  2. Здравствуйте (трезвучие)

Вопрос. Под какую музыку вы вошли в класс?

Это музыка композиторская или народная?

Написана в народном духе.

 Учитель. Сегодня на уроке мы обобщаем тему четверти «Музыка моего народа». Русский писатель Николай Васильевич Гоголь сказал, что он не знает ни одного народа в мире, где было бы столько песен, сколько их на Руси.

Русские народные песни различны по своему содержанию, музыкальному характеру, передаваемому настроению.

Вопрос. Какие жанры русской народной песни вы знаете?

Игра- слоги названия жанров РНП.

Ученики.

Трудовые

Лирические

Колыбельные

Свадебные

Обрядовые (калядки, например)

Солдатские

Хороводные

Плясовые

Частушки

Учитель. Перед нами выставка рисунков, выполненных вами, ребята на тему «Жизнь русского народа в русской песне». Вопросы: Какие жанры русской народной песни вы изобразили на своих рисунках? Какую песню изобразили? К какому жанру относится? Что хотели показать? (музыкальная иллюстрация).

Итог: народные песни, как звучащая летопись, раскрывают историю нашего народа. В них отражена вся жизнь русского народа.

И поэтому мы с вами с удовольствием разучим РНП «Летели две птички». Это сибирская народная песня. Перед разучиванием мы с вами подготовим свои музыкальные инструменты – голосовые аппараты.

Распоемся, а для распевки возьмем короткую детскую песенку-дразнилку.

Андрей – воробей не гоняй голубей

Гоняй галочек из под палочек

Не клюй песок не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок

Певческая установка: стоя, плечи свободные, ноги расслаблены. Звук летит вперед, как будто кричите другу на горе (эй). Звук должен быть звонким, полетным серебристым.

  1. Просто спеть - повтори

  2. По группам – кто лучше споет

  3. По динамике – эхо (девочки-мальчики).

Как звучит песня, которую разучиваем, звучит быстро (значит плясовая), спросить к какому жанру ее можно отнести. В песне что передается, удаль, веселое настроение. Мелодия скачками или плавная, ритм, динамика темп и т.п. Динамика какая (где громче, где тише)?

Какое настроение у музыки?

Проговариваем слова в характере, можно с хлопками. И спели. Обратите внимание это русская сибирская народная песня (хороводная).

Разделить на 2 части: хор, оркестр.

Веселая переменка – упражнения – танцуем на стульях.

Учитель. Для исполнения русских народных песен используются музыкальные инструменты. Какие вы знаете музыкальные инструменты?

А теперь проверим как вы хорошо знаете музыкальные инструменты? (7 слайдов)

Музыкальные загадки

 

  

 

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак и буян

Голосистый мой



Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием?

На этом инструменте часто играли пастухи, это пастуший …

 

 

 

От гармони он родился, с пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь?

Какой русский народный инструмент очень похож на испанские кастаньеты?

Струнный инструмент, напоминающий балалайку?

 



В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь. Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь

Как зовут ее?




Послушаем стихотворение о гармошке.

Ученик.

Гармонист играет песни,

Песни Родины моей

Ах, на свете нет чудесней

Песни русской веселей


Ширь да удаль льет тальянка,

Переливчатой волной

Будто где-то на гулянке

Слышишь голос молодой.


Учитель играет на гармошке.

Учитель. И еще об одном народном инструменте у нас есть стихотворение.

Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны

Говорят: «Из моды вышли

Песни русской старины»

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась не спроста!

В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!


О каком инструменте говорится в этих строках?

Ученик играет на балалайке.

Игра учеников на народных инструментах.

Учитель. Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Как называются песенки с короткими куплетами, при этом их сочиняют очень много и исполняя частят – частят, отсюда их назвали …….. частушки.

Одно из домашних заданий было сочинить частушки. Ученики поют свои частушки.

Потом исполняются школьные частушки.

Учитель. И еще одно задание я приготовил для вас.

Ребята, давайте разгадаем кроссворд


Кроссворд «Музыка моего народа»

1










 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Исполнение музыки голосом (песня)

2. Русская пляска в кругу (хоровод)
3. Короткая песня, с юмором (частушки)
4. Жанр русской песни (свадебная, обрядовая)
5. Жанр русской песни (лирическая)
6. Мамина песня на ночь (колыбельная)


Учитель. О краевом ансамбле Краса - фрагмент

Учитель. Песня русская живет и в сердцах наших односельчан. В ДК есть фольклорная группа «Малинушки». Участники этой группы сегодня пришли в гости порадовать нас своими песнями.

В заключении поем финал «Барыня» - ученики и фольклорная группа «Малинушки»



5