Тема: Г.Х.Андерсен «Чайник». Создание сказки по аналогии.
Цель:
формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки; жизненное самоопределение;
развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
приобщать учащихся к литературе как к искусству слова, учить осмысливать нравственные ценности;
воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим.
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент:
- Начнем наш урок с викторины
(Слайды)
2. Актуализация знаний.
-Послушайте и скажите о ком идёт речь?
Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных,
писателей, художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это … (Дети: Ганс Христиан Андерсен)
(слайд)
-Перед вами портрет писателя, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, народного певца – Г.Х.Андерсена. С детства вам знакомы его сказки, со многими его произведениями вы знакомились в школе.
(слайд)
Выставка книг
Что вы знаете об Андерсене?
(Дети:Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал. В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).
-Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен?
(Дети: Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость. Ведь , Андерсен – великий сказочник. Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого.)
-Кто из вас скажет, как называется в литературе этот приём? (олицетворением)
-В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают.
Чтобы продолжить работу, давайте вспомним, что мы знаем о сказках, какие особенности присущи им? (зачин, троекратные повторы, развитие действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские)
-Давайте вспомним основные сюжетные линии авторских сказок
(Дети: завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка).
Появляются на доске слайд - основные сюжетные линии
-Как вы думаете, почему такой сюжет в авторских сказках?
(Дети: Сюжетные линии сказки помогают нам понять замысел автора, задуматься о жизни.)
- Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!
3. Тема, цель урока.
На партах лежат карточки с заданиями, выполните задания, передавая карточку по кругу.
1.Зачеркни все буквы, обозначающие твердые согласные звуки. Ж Ч Ш
2. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё А Ю
3. Найди согласный, который всегда мягкий. Л П С Й
4. Зачеркни все глухие согласные. П Н Ф С Ч
5. Найди гласный звук, указывающий мягкость согласных. О У Ы А И
6. Зачеркни все звонкие согласные. В Р К М
-Запишите слово, которое у вас получилось ______________ЧАЙНИК_________
- Какой герой сказки хочет рассказать о себе?
- Кто ему в этом поможет?
(ученики формулируют название темы урока – Г.Х.Андерсен «Чайник»)
Тема появляется на слайде и на доске, учитель дополняет словами.
Г.Х.Андерсена «Чайник».
-Сформулируйте цель урока.
(Дети:- познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Чайник»;
- развивать умение анализировать авторскую сказку;
- развивать речь
- развивать в себе добро и видеть красоту мира)
4. Первичное знакомство с произведением.
Прослушивание сказки, чтение учителем ( в ходе прослушивания, дети подчеркивают непонятные слова)
-Я прошу вас при прослушивании сказки работать карандашом, подчёркивать те слова, значение которых вам непонятно.
-Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться?
(Дети: Волшебный мир: одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами…)
- Какие слова подчеркнули?
Словарная работа:
Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой (найдите в словаре)
Добротный– доброкачественный (хорошего качества), прочный(найдите в словаре)
Что значит «беспечальной юности»?(Дети: Всё хорошо, носик у него не разбит, он стоит на столе …)
Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение (найдите в словаре)
Будем работать с текстом по рабочим листам и проследим как развиваются основные сюжетные линии, дадим характеристику главному герою
.
Выборочное чтение и работа по вопросам в листах.
5. Физминутка(дыхательная, пластическая гимнастика)
(покажите качества чайника: гордый, высокомерный, дых.гимнастика как кипит)
6.Закрепление.
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне( оформите работу фломастерами)
Выразите своё отношение к чайнику в синквейне.
1. Чайник.
2. Гордый, заносчивый.
3. Рассуждает, пропадает, любуется (лежит, держит, валяется).
4. Воспоминаний никто не отнимет.(Забывать себя ради других)
5. Надежда (обновление, счастье, радость).
7.Рефлексия.
- Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?
- Так как же Андерсен относится к своему герою?
- Почему это произведение – сказка? Что в нем сказочного?
- Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других)
- Как вы думаете, каким быть лучше, красивым снаружи или внутренне красивым?
- Это философская сказка и философский вопрос, на который вам ещё предстоит ответить и каждому по-своему. И в этом вам помогут различные произведения и в том числе философские сказки Ганса Христиана Андерсена, которых у него много.
Лист самооценки
1.Я справился (не справился) с большинством заданий.
2.Оцени себя по 10 бальной системе.
3. Понравилось или нет произведение, прочитанное на уроке_______________.
4. Какие выводы я сделал для себя после прочитанного______________.
8. Оценивание. Комментированное выставление оценок.
- Вы все очень хорошо работали на уроке.
9. Домашнее задание
- Я прошу вас дома стать сказочниками и написать свою сказку, например, «Воспоминание старой обуви». Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.
Работа над созданием сказки по аналогии:
- Что такое аналогия? Как вы понимаете это слово?
- У любой вещи есть своя история? Попробуйте придумать свою сказку по аналогии со сказкой Андерсена.
- Мы попробуем устно составить сказку все вместе:
1) Выберем предмет
2) Какой у него характер
3) Где и с кем он живет? Как вы думаете кто его соседи? Как они к нему относятся? Как ему живется рядом с ними?
4) О чем он мечтает? Какие у него проблемы?
5) История жизни ( как прожил долгую жизнь, где он побывал)
- По такому же плану придумайте свою сказку «Воспоминание старой обуви»
10. Итог урока.
-Завершить урок мне хочется словами Г. Х. Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».
- А наш герой Чайник остался очень доволен вашей работой, он рад, что у него появились друзья и хочет угостить вас ароматным чаем.