СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: «Милосердие и сострадание» в курсе ОРКСЭ по модулю Основы Православной культуры

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подготовлена для проведенияурока по  предмету ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Урок проводилсяв 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: «Милосердие и сострадание» в курсе ОРКСЭ по модулю Основы Православной культуры»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6, с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края








Методическая разработка урока:

«Милосердие и сострадание» в курсе ОРКСЭ по модулю

Основы Православной культуры












Работа выполнена

учителем начальных классов

МОУ «Сош № 6

с. Солдато-Александровского

Советского района»

Ставропольского края

Славновой Оксаной

Афанасьевной







Тема. Милосердие и сострадание.

Цель: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагараживающего и улучщающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам;

Обучающая: создать условия для формирования понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; научить понимать христианское значение слова «ближний»;

Воспитывающая: дать понять, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Тип урока:комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»;

Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня, долг, ответственность, любовь к врагам.


Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка, технология, окружающий мир, русский язык.


Ресурсы:

Основные ресурсы: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры» 4-5 класс издательства «Просвещение»;


Основные вопросы урока:

- Чем милосердие отличается от дружбы?

- Кого называют ближним?

- Как христианин должен относится к людям?

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.


Добрый день, ребята !

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю всем нам хорошей работы на уроке. Мы спокойны и добры, приветливы, радостны.

  1. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

Начать этот урок я хотела бы со стихотворения Дмитрия Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую, 

К милосердию всех зову, 

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою.

- Скажите, пожалуйста, к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

- О чём же мы сегодня будем говорить с вами? (О милосердии)

- Тема нашего урока: Милосердие и сострадание.(СЛАЙД1)

Мы отправимся с вами в город Милосердия и Сострадания.

- Там живут удивительные люди, которые помогут нам понять истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

Вы узнаете: (Слайд 2)

  • Кого называют ближним.

  • Как христианин должен относиться к людям.

3. Работа над понятием Милосердие и сострадание.

- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?(Слайд 3)

( Милое сердце)

- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце.

- Подберите еще слова, близкие по значению слову «милосердие».(Слайд 4-5)

Доброта,

Сострадание,

Любовь,

Сочувствие,

Забота

- Обратите внимание на слово «со - страдание». Вспомните, что обозначает приставка со-? (Соединение с чем или кем-либо) Объясните значение слова. (Это совместное страдание, способность переживать боль другого человека, как собственную.)(Слайд 6)

- Подберите еще слова с приставкой со-, близкие по значению слову «сострадание». (Сочувствие, сопереживание, соболезнование.)

В толковом словаре В. И. Даля дано толкование слова «милосердие». Давайте прочитаем. «Милосердие – сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость». (Слайд 7)

- Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным.

4. Работа с евангельской притчей:

- Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей.

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и любовь к человеку. Прочитаем, что ответил Христос.

«Люби ближнего как самого себя»(Слайд 8)

- И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?»

А как бы вы ответили на этот вопрос? (В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».)

- В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине (т.е. человеке неместном, приезжем). (Слайд 9-10)

Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос? (с. 42-43)

- В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, прочтите их про себя.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча- рассказ с нравоучением.

Самаряне- жители одной местности в Палестине.

Жить достойно- жить по заповедям Христа.

Возмездие- отплата за преступление, зло.

Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи

Покаялся- признал свою вину.

Падший- нравственно разложившийся.

Душа- внутренний мир человека, его сознание.

Прощение- простить кого-либо

- У кого есть вопросы по словарю,

- Читаем вслух притчу.

БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:

- Понравился вам самарянин? (да)

- Чем он вам понравился? (он добрый, помог ближнему )

- Чему учит притча? (Нужно помогать ближнему, независимо от цвета кожи).

- Назовите главную заповедь Христа.( Люби ближнего, как самого себя)

- Кто такой ближний? (Слайд 11)(Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)

- А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)

- Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43

- Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (Начнутся войны, ссоры и горе).

- Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?(Прощение стоит выше, чем возмездие).

-Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.(Слайд 12)

- Назовите главный призыв Иисуса Христа?(Любите врагов ваших).(Слайд 13)

- Как вы думаете, легко ли любить врагов? Почему?(Трудно переступить через свои обиды)

- Какие дела милосердия можете совершать вы?

- Как они могут изменить нас?

5. Динамичная пауза (под музыку «Песенка Кота Леопольда»)

- Давайте и мы, ребята, подарим друг другу немного доброты и улыбок.

- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?

7. Исследовательское чтение текста

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

Продолжение обсуждения темы:

- К чему еще призывал Христос? (Всякому просящему у тебя – давай)

- Одно из дел милосердия – милостыня.

- Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)

А как вы себе представляете, что такое милостыня.

- Давайте посмотрим, как наш учебник дает ответ на этот вопрос. (С. 44-45, статья «Милостыня».)

- Что же такое «милостыня»? Слайд14.

Слайд. - Как учил Христос? (Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня.)

 

- А как о милостыне пишет русский историк Василий Осипович Ключевский? Слайд15.

- А как святой Дорофей поясняет, что милостыня изменяет самого человека? (Такой человек умножил количество добра в мире. Он добро принес самому себе. От этого его душа стала светлее.)

- Какая пословица встретилась в тексте? («Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Богатый человек подает милостыню нищему «Во имя Христово» и проявляет милосердие, а нищий за богатого молится и желает ему всех благ. И неизвестно кто кому дает больше!)

8. Продолжение обсуждения темы:

- Послушайте одну историю. (Врезка «Это интересно». Рассказывает ученик.)

И постарайтесь найти ответ на вопрос: «Какие милосердные дела совершили герои этой истории?»

(Юноша думал только о себе, не замечая ничего вокруг. Совсем недавно он хотел покончить с собой, совершить грех. Но, оказывая помощь ближнему, он стал думать не о себе, и его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Прохожий отвлек юношу от мыслей, тоже сделал милосердное дело. Он не прошел мимо, а спас ближнего своего.)

- Ребята, послушайте, историю о Святой Ульяне Муромской. (Слайд 16)

- В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.

- Хотелось ли вам иметь рядом таких людей как Ульяна? (Да)

- А можно ли брать плату за милосердную помощь?

-А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему? (Сестры милосердия) Слайд 17.

9. Итог:

Сад Добродетелей.( На доске )

- Ребята, в городе Милосердия мы встретились с разными людьми.

- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей


Ребята, а сейчас поработаем в группах.

1 ряд: - Перед каждым из Вас волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело Вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно.

2 ряд: - Ответить на тестовые вопросы по теме урока.

3 ряд: - Представьте, что душа человека- это дерево, на котором рядом с прекрасными листочками соседствуют и плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.

На доске слова: месть, доброта, послушание, злорадство, трудолюбие, терпение, обида, равнодушие, жадность, честность.

- Давайте уберём слова, значения, которых не соответствуют милосердию.

(Убираем слова: «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».)

-Что же у нас растет на дереве добродетелей? (проверим на доске).

-Придадим сил нашему дереву добрыми делами (добавить листочки с записями)

- Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит алтайская пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании».

- Замечательное дерево добродетелей у нас получилось!

- Проверим, как справились с вопросами ученики 2 ряда.

- Какого человека называют «добрым самарянином»?

- Какой поступок человека можно назвать милосердным?

- Когда у человека должно быть сострадание?

- Я думаю, что сегодняшний урок заставит Вас о многом задуматься. Нашу встречу можно закончить словами Михаила Пляцковского.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.


10. Дом. задание:

1. Стр. 44 «Это интересно»

2. Задание 1 в рубрике «Вопросы и задания»

  1. Спросить родителей какие книги о милосердии и сострадании они посоветовали вам прочитать