СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОД 03. ИСТОРИЯ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.01.10 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В 1900-х ГГ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке урока «Повседневная жизнь россиян в 1990 году», в рамках изучения темы: «Становление новой России (1992–1999 гг.)» представлен опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроке истории. Ключевой особенностью является подход «история повседневности», где главным объектом изучения становятся не реформы правительства, а реальный жизненный опыт людей.

Учащимся предлагается провести интервьюирование членов семьи или местных жителей по вопросам, связанным с их опытом и воспоминаниями о повседневной жизни в России в 1990-е годы (Изменения в жизни людей после распада СССР; экономические трудности и переход к рыночной экономике, культурные изменения, включая популярную музыку, моду и искусство, социальные проблемы, такие как безработица, преступность и коррупция, изменения в образовательной системе и отношении к знаниям и др.) . Они анализируют полученные данные и представляют выводы о том, как личные истории перекрываются общенациональными событиями с и трансформациями этого периода.

Разработка включает технологическую карту урока, оценочный лист и примерный список вопросов для интервью, перечень разделов семинарского занятия. Материал предназначен для преподавателей, стремящихся развивать у студентов навыки анализа исторических свидетельств и формирования многоплановой картины прошлого.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОД 03. ИСТОРИЯ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.01.10 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В 1900-х ГГ.»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ОД 03. ИСТОРИЯ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.01.10 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ















«ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В 1900-х ГГ.













Составитель: Линникова Е.А.

КГБПОУ «КрИМТ»

преподаватель истории















г. Красноярск, 2025 г.

АННОТАЦИЯ

В методической разработке урока «Повседневная жизнь россиян в 1990 году», в рамках изучения темы: «Становление новой России (1992–1999 гг.)» представлен опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроке истории. Ключевой особенностью является подход «история повседневности», где главным объектом изучения становятся не реформы правительства, а реальный жизненный опыт людей.

Учащимся предлагается провести интервьюирование членов семьи или местных жителей по вопросам, связанным с их опытом и воспоминаниями о повседневной жизни в России в 1990-е годы (Изменения в жизни людей после распада СССР; экономические трудности и переход к рыночной экономике, культурные изменения, включая популярную музыку, моду и искусство, социальные проблемы, такие как безработица, преступность и коррупция, изменения в образовательной системе и отношении к знаниям и др.) . Они анализируют полученные данные и представляют выводы о том, как личные истории перекрываются общенациональными событиями с и трансформациями этого периода.

Разработка включает технологическую карту урока, оценочный лист и примерный список вопросов для интервью, перечень разделов семинарского занятия. Материал предназначен для преподавателей, стремящихся развивать у студентов навыки анализа исторических свидетельств и формирования многоплановой картины прошлого.







































ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическое обоснование темы

Актуальность темы

Изучение повседневной жизни россиян в 1990 году является крайне актуальным по нескольким причинам:

· Исторический рубеж: 1990 год — это кульминация перестройки и одновременно начало распада СССР. Это уникальный временной срез, когда старые советские институты еще существовали, но уже не работали, а новые рыночные и демократические механизмы только зарождались. Это год острого системного кризиса, отразившегося на жизни каждого человека.

· Понимание современности: Многие социальные, экономические и политические процессы современной России берут свое начало в этом периоде. Изучение повседневности 1990 года позволяет понять истоки современных общественных явлений, трансформацию массового сознания, формирование новых социальных стратегий выживания и успеха.

· «История повседневности»: Традиционная историография часто фокусируется на макропроцессах (деятельность власти, законы, международные отношения). Исследование повседневности позволяет взглянуть на историю — глазами обычных людей, что делает историческое знание более объемным и человечным.

· Связь поколений: для старшего поколения это опыт личной памяти, для молодежи — история их семей. Изучение темы способствует межпокленческому диалогу и критическому осмыслению недавнего прошлого.

Новизна темы

Новизна подхода заключается в комплексном рассмотрении года как момента «антропологического перехода», где макрополитика напрямую определяла микропрактики выживания, а бытовые решения обычных людей, в свою очередь, влияли на ход истории.

Методические рекомендации по проведению урока

Во время урока проводится индивидуальная форма работы, демонстрируются различные виды деятельности как учителя, так и учеников. Через систему заданий, направленных на развитие мышления студентов происходит обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: семинар

Оборудование: ПК, проектор

Форма работы: индивидуальная

Цель урока: сформировать у учащихся представление о социально-бытовых условиях жизни в России в 1990 году, показать взаимосвязь между масштабными политическими реформами и изменениями в частной жизни граждан.

Задачи урока:

1. Образовательные: сформировать у учащихся представление об изменениях в повседневной жизни россиян в 1990-е годы, вызванных переходом к рыночной экономике и политическими реформами.

2. Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления и критического восприятия исторической информации через сравнение повседневных практик и экономических реалий эпохи застоя, перестройки и современности.

3. Воспитательная: способствовать формированию уважения к историческому прошлому своей страны и эмпатии к людям, пережившим сложный переходный период, осознанию ценности стабильности и человеческой стойкости в условиях социально-экономических кризисов.

Формируемые компетенции:

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 01.

  • уметь критически анализировать для решения познавательной задачи ‎аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, ‎аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., ‎оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; ‎выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе ‎с историческими источниками;

  • владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени;

  • уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени

ПК


ОК 02.

  • уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту ‎и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

  • уметь объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать при работе специфику современных источников социальной и личной информации; объяснять значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран; приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности



ОК 04.

  • приобретать опыт осуществления проектной деятельности в форме участия ‎в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том числе – ‎на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);

  • приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры,‎ национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России



ОК 05.

  • уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, ‎в том числе используя источники разных типов;

  • отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной истории



ОК 06.

  • понимать значимость России в мировых политических и социально-‎экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине ‎и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

  • знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;

  • уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, ‎в том числе используя источники разных типов;

  • уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, ‎процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии ‎с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления,‎ процессы;

  • уметь устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать ‎их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России ‎и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.;

  • уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России‎ и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;

  • уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига ‎народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской ‎истории;

  • знать ключевые события, основные даты и этапы истории России ‎и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры;

  • понимать значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени;

  • уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру;

  • иметь сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы и ход занятия

№ п/п

Название этапа занятия

Задача, которая должна быть решена на данном этапе (в рамках достижения планируемых результатов)

Формы организации деятельности обучающихся

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Диагностика достижения планируемых результатов

1

Организационный этап занятия

Студенты проводят интервью с членами семьи или местными жителями по вопросам, связанным с их опытом и воспоминаниями о повседневной жизни в России в 1990-е годы (Изменения в жизни людей после распада СССР; экономические трудности и переход к рыночной экономике, культурные изменения, включая популярную музыку, моду и искусство, социальные проблемы, такие как безработица, преступность и коррупция, изменения в образовательной системе и отношении к знаниям и др.) . Они анализируют полученные данные и представляют выводы о том, как личные истории перекрываются общенациональными событиями с и трансформациями этого периода.

Углубить понимание взаимосвязей междуличными историями и более крупными историческими событиям.

Смешанная: Аудиторная/Внеаудиторная работа

Преподаватель озвучивает тему урока, формат урока, постановка проблемной задачи для учащихся, постановка ключевых вопросов, необходимых раскрыть. Раздает учащимся список примерных вопросов для интервью, с учетом тем семинарского занятия.

Слушают преподавателя, формулируют задачи, проводят интервьюирование/

Студенты составляют

доклад (3-4

страницы), включая

отрывки из интервью и

выделяя ключевые темы

и контексты. Проводят

сравнение личных

историй с

историческими

событиями и дают

простую оценку

различий и сходств.

Устный опрос

2

Основной этап занятия

Углубить понимание взаимосвязей между личными историями и более крупными историческими событиям.

Аудиторная работа

Заслушивает доклады, выделяя ключевые моменты. Выясняет какие ключевые вопросы удалось раскрыть.

Выступают с докладами.

Остальные слушают, выполняют метаплан

Опрос-беседа, метаплан

3

Заключительный этап занятия

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в

отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

• способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

• умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

Аудиторная работа

Подводит итоги. Делает выводы совместно с учащимися.

Рефлексия.

•Что вам больше всего понравилось на уроке? Почему?

•Какое сложилось мнение о жизни людей в 1990-х гг.?

•С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?

•Каких успехов добилась Россия в социальной, экономической сферах в XXI в.?


Ответы на вопросы

Опрос, дискуссия


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Код и наименование формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

Р 5

Самооценка и взаимооценка

Презентация докладов

Результаты выполнения учебных заданий


ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 5, Тема 5.1

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 5, Тема 5.1

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 5, Тема 5.1

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Р 5, Темы 5.1

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ

Введение

1. Сколько вам было лет в 1990 году? Где вы жили (большой город, маленький город, село)?
2. Кем вы работали или учились (школа, институт, какая специальность)?
3. Какая общая атмосфера царила в обществе? Какие чувства вы испытывали: надежда, страх, растерянность, эйфория?

Экономика и дефицит

1. Продовольствие: что было в обычном продуктовом наборе вашей семьи? Какие продукты было невозможно купить?
2. Талоны: В вашем городе были введены талоны? На что именно (сахар, водка, масло, крупы)? Расскажите, как ими пользовались.
3. Очереди: Какую самую долгую или запомнившуюся очередь вам приходилось стоять? Что в итоге купили?
4. «Достать» и «Купить»: как решали проблему дефицита? Были ли связи («блат»), спекулянты («фарцовщики»), поездки в другие города за продуктами?
5. Новые явления: помните ли вы первые кооперативные ларьки или коммерческие магазины? Что в них продавали и по каким ценам?
6. Импорт: Появление первых иностранных товаров. Как к ним относились?

Быт и досуг

1. Деньги и зарплата: сколько примерно составляла зарплата/стипендия? На что её хватало?
2. Жильё: В каких условиях вы жили (коммунальная квартира, отдельная, общежитие)? Были ли проблемы с горячей водой, отоплением?
3. Техника в доме: Какая бытовая техника была у вас дома (телевизор, холодильник, стиральная машина)? Мечтали о чем-то?
4. Одежда: где покупали одежду? Была ли мода на что-то конкретное?
5. Досуг: как проводили свободное время? (кино, телевизор, походы в гости, дача, дворовая компания, дискотеки).
6. Культура: Какие фильмы, музыку, книги вы любили? Какие передачи смотрели по телевизору («Взгляд», «До и после полуночи»)?

Информация и политика

1. Пресса: Какие газеты и журналы читали? Как относились к новым «разоблачительным» публикациям в прессе?
2. Телевидение: Какую роль играл телевизор в получении новостей? Помните ли прямые трансляции съездов народных депутатов?
3. Слухи: насколько важны были неофициальные разговоры, слухи, «радиоголоса»?
4. Политика: насколько вы и ваше окружение были вовлечены в политику? Ходили на митинги, обсуждали Горбачева, Ельцина?



Общество и личное

1. Мечты и планы: о чем вы мечтали в то время? Какие были планы на будущее на фоне нестабильности?
2. Поездки: была ли возможность путешествовать по СССР или за границу? Если да, то куда?
3. Отношение к Западу: Как изменилось восприятие Западных стран и образа жизни?
4. Чернобыль: Помните ли, как узнали о аварии на ЧАЭС и как это повлияло на повседневность (например, страх перед дождем, определенными продуктами)?
5. Национальные вопросы: Чувствовалась ли напряженность в межнациональных отношениях (например, события в Нагорном Карабахе, Прибалтике)?

Заключение

1. Сравнение: Как бы вы одним предложением охарактеризовали 1990 год по сравнению с предыдущими советскими годами и последующими российскими?
2. Самое яркое воспоминание: Какое самое сильное, эмоциональное воспоминание от того года у вас осталось?
3. Итог: Как вы думаете, как тот год и опыт жизни в эпоху дефицита повлиял на вас и ваше поколение?

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Повседневная жизнь россиян в условиях реформ.

  2. Свобода средств массовой информации.

  3. Свобода предпринимательской деятельности.

  4. Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и науки.

  5. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.

  6. Безработица и детская беспризорность.

  7. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.