Методическая разработка урока
по русскому языку
для учащихся 5 классов
по теме
«Путешествие в город Синонимы».
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Федус Ольга Вячеславовна
Иркутск, 2019
Организационный этап.
Приветствие. На столах раздаточный материал. Лист оценивания для каждого учащегося. После каждого задания ученик самостоятельно должен оценить свою работу.
Этап мотивации учебной деятельности.
Информация на экране. Учащимся предлагается сравнить 2 предложения.
В лесу мы увидели рыжую плутовку.
В лесу мы увидели рыжую лису.
Чем эти предложения похожи?
Ответ. В этих предложениях представлена одинаковая информация.
Чем эти предложения отличаются?
Ответ. Эти предложения отличаются всего лишь одним словом: плутовка – лиса.
Как называются такие слова?
Ответ. Такие слова называются синонимами.
Сформулируйте тему и цель нашего урока.
Цель урока: расширить представления учащихся о синонимах; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; формировать навыки самостоятельного подбора подбора синонимов.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать понятие «синонимы», «синонимический ряд», «стилистически нейтральные синонимы»; отличия синонимов друг от друга; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы в данным словам; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, в парах, в группах.
Этап актуализации знаний. Фронтальный опрос.
Что вы знаете о синонимах? Приведите примеры.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, но они отличаются оттенками лексического значения. Бежать – мчаться, товарищ – друг, скупой – жадный.
Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление.
Первое задание.
Деление класса на 4 группы. На столах учащихся находится распечатанный текст.
Задание. Учащимся предлагается прочитать данный текст, найти в нем синонимы. Доказать, что данные слова являются синонимами. Что обозначают найденные вами синонимы? Какую роль играют синонимы в нашей речи? Каждая группа отвечает на все вопросы. Каждой группе по очереди задаются данные вопросы. Участники разных групп могут дополнять ответы своих одноклассников.
Лесная сказка.
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц...
– Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
Ответ. В данном тексте два ряда синонимов. Первый ряд – собрались, сбежались, приплелись. Данные глаголы обозначают действие, в результате которого зайцы разного возраста встретились. Второй ряд – хихикнули, засмеялись, улыбнулись. Данные глаголы обозначают действие, характеризующее эмоции зайцев разного возраста. Данные слова являются синонимами, так как они принадлежат к одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Синонимы выполняют важную роль в нашей речи. Они помогают избежать нам повторы, разнообразить и обогатить нашу речь, сделать ее выразительной.
После работы с текстом следут ввести понятие «синонимический ряд».
Сначала следует спросить у учащихся их предположения по поводу данного термина.
? Как вы думаете, что такое синонимический ряд?
Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, предложить им свой вариант ответа.
Синонимический ряд – совокупность синонимов во главе со стилистически нейтральным синонимом.
Стилистически нейтральный синоним – это слово, никак не прикрепленное к определенному стилю речи, а значит лишено стилистической окраски.
Подберите стилистически нейтральный синоним к нашему ряду синонимов.
Первый ряд – собрались, сбежались, приплелись.
Ответ. Стилистически нейтральный синоним – прийти.
Дополните данный синонимический ряд своими синонимами.
Ответ. Столкнулись, сошлись, встретились, соединились, нахлынули.
Второй ряд – хихикнули, засмеялись, улыбнулись.
Ответ. Стилистически нейтральный синоним – смеяться.
Дополните данный синонимический ряд своими синонимами.
Ответ. Усмехнулись, захохотали, фыркнули, заржали, залились.
Второе задание.
Учащиеся выполняют данное задание по вариантам.
Задание. Подберите синонимы к словам. Попробуйте определить «стилистически нейтральный синоним».
1 вариант – вьюга
2 вариант – храбрый
3 вариант – товарищ
Ответ. 1 вариант – метель, пурга, буран (вьюга).
2 вариант – отважный, мужественный, смелый, героический, бесстрашный, доблестный (смелый).
3 вариант – друг, приятель, напарник, союзник, помощник, сослуживец, компаньон (друг).
Третье задание.
Каждый учащийся должен заменить выделенное слово в словосочетании подходящими по смыслу синонимами. Взаимопроверка.
Исчезать с горизонта, багряный закат, глаза светились, блистать на солнце, задрожать от страха, трепетать на ветру, фантастическая красота.
Примерный ответ. Исчезать – скрываться, пропадать. Багряный – красный, алый. Светились – сияли, сверкали. Блистать – переливаться, сиять, сверкать. Задрожать – испугаться. Трепетать – колебаться, трепыхаться. Фантастическая – удивительная, невероятная, загадочная.
Четвертое задание.
Работа в парах. Перед учащимися находится картина З.Е. Серебряковой «За обедом». Опишите, как дети смотрят, используя синонимы.
Примерный ответ. Учащиеся могут подобрать следующие синонимы: глядеть, всматриваться, вглядываться, таращиться, засмотреться, вылупиться, пялиться, зырить, глазеть, уставиться, присматриваться, приглядываться.наблюдать.
Выводы.
О каких словах шла речь на уроке?
Ответ. О синонимах.
Что нового вы узнали о синонимах?
Ответ. Синонимы могут входить в «синонимический ряд», доминирующим синонимом в котором является «стилистически нейтральный синоним».
Зачем нам нужны синонимы?
Ответ. Синонимы нам нужны, для того чтобы избежать повторов, сделать нашу речь красивее и выразительнее.
Рефлексия.
Учащимся предлагается создать кластер по теме «Синонимы». К выполнению задания стоит подойти творчески.
Подведение итогов.
Выставление оценок за работу на уроке. Сдают Листы оценивания и кластер.
Домашнее задание.
Используя интернет, выпишите в тетрадь 5 пословиц, в которых есть синонимы.
Приложение
Лист оценивания
Фамилия, Имя_______________________________________________
№ задания | Критерии оценивания |
| Отвечал | Подавал идеи | Не участвовал | Не прислушались | Выполнил верно |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
Итого: | | | | | |
Список литературы
Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015;
Челышева И.Л. Русский язык. 5 класс: планы-конспекты уроков / И.Л. Челышева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
https://sinonim.org/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B
Источники иллюстрации – ресурсы мировой Сети.
https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC&lr=63&clid=2186617