Тема: Повторение изученного по разделу «Синтаксис и пунктуация»
Цели: научиться различать простые и сложные предложения; познакомить с малыми фольклорными жанрами (приговорка, побасенка, прибаутка); формирование монологической речи, умений строить конструктивный диалог; формирование грамотного письма; воспитание интереса к изучению родного языка; воспитание личности, уважительно относящейся к родной культуре, фольклору
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технологии: здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, развивающее обучение, поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход в обучении, информационно-коммуникационные, индивидуальная и коллективная проектная деятельность, самодиагностика результатов обучения
Решаемая проблема: каковы признаки простых и сложных предложений
Планируемые результаты:
предметные: научиться различать простые и сложные предложения;
метапредметные УУД
коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения;
личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
Сценарий урока
1. Целеполагание
- чем будем заниматься на уроке? Какие задачи можно поставить перед собой?
- обратите внимание на определения на доске, прочитайте эти термины.
- какое отношение они имеют к уроку русского языка?
В школе на уроках литературы мы знакомимся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, загадками, но ведь есть и другие. И сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
2.Мотивация.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
Слово учителя.
Будет урок занимателен, слушайте, дети, внимательно, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Как богат наш язык! А как невыразительно зачастую говорим мы.
3.Актуализация и пробное учебное действие
Цель: подготовить мышление учащихся к восприятию темы урока, организация осознания внутренней потребности к построению нового способа действий.
1) Взяли в руки карточку №1
Карточка №1
Прочитайте текст.
- Батюшки, никак кума Федосья пришла? – радос..но восклица..т Настасья Демьяновна.
- Не мало ли вас, на надо ли нас?
- Здорово, Настасьюшка!
- Здравствуйте, здравствуйте! Прох..дите да хвастайте, - сияя улыбкой, отзывается хозяйка.
Перед вами одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная – встреча 2-х знакомых, уже немолодых женщин. Одна пришла в гости к другой. Это не отрывок из художественного произведения, а запись беседы. Вместо обычных: «Здрастье!»- «Здрастье!» - какой прекрасный диалог.
Грамматическое задание:
- вставьте пропущенные буквы;
- определите вид по цели высказывания выделенных предложений;
- найдите в тексте предложение восклицательное.
2) Знакомство с прибаутками.
- что такое прибаутка?
- взяли в руки карточку№2, прочитайте определение прибаутки.
Карточка №2
Прибаутка - это рифмованное выражение, чаще всего шуточного содержания, употребляющееся для украшения речи.
1) Грамматический разбор. У доски самостоятельно
- вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
- сколько грамматических основ в предложении?
- как называются такие предложения?
- определить вид предложения по цели высказывания.
- ответить на вопрос: в каком слове количество букв на равняется количеству звуков? почему?
Мы люди бли..ки: мы по..дим из одной миск...
2) Работа с классом.
К прибауткам относятся многочисленные шуточные приглашения войти, сесть за стол, ответы на вопросы, приветствия. Родители, например, любили пошутить, сказать о дочери.
- запишите предложения:
Маша – радость наша. Олюшка – одно горюшко.
- найдите в предложениях грамматические основы;
- объясните постанову знака препинания в предложениях (тире между подлежащим и сказуемым);
- определите вид предложений по наличию второстепенных членов;
- как вы думаете, какое отношение родителей к дочери можно услышать во 2-м предложении? Почему? (Ласковое, суффикс –ЮШК – ласкательный).
- можем мы сказать, какое это предложение, раз в нем одна грамматическая основа?
4.Выявление места затруднения
Цель: осознание недостаточности знаний или способностей
- почему мы не можем точно дать определение предложению, в котором одна или несколько грамматических основ?
- значит, что мы должны узнать на уроке? (Как называются предложения по количеству грамматических основ.)
5.Построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способов действий
1) Построение алгоритма.
- давайте подумаем: что надо сделать, чтобы определить вид предложения по количеству грамматических основ?
Найдите на карточке соответствующее задание, отмечайте в карточке, что и как будем делать.
найти грамматические основы, посчитать их.
- это будет алгоритм нашего способа действия.
2) Построение гипотезы: найдите на карточке соответствующее задание, рассуждайте по образцу
Если в предложении 1 грам. основа, то такое предложение может называться … или …
Если в предложении 2 грам. основы, то такое предложение может называться… или …
- попробуйте дать сформулировать правило, какое предложение называется простым, а какое – сложным?
- давайте проверим себя. Куда надо обратиться за ответом?
3) Работа с текстом учебника
- открыли учебник на стр.152, п.28;
- прочитайте название параграфа, вопросы перед параграфом;
- чтение параграфа до цифры 2;
- какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
- какие предложения называются сложными? Какие – простыми?
6.Реализация построенного проекта
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений их применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.
1) Запишите предложения
Ноги пляшут, руки машут. Язык песенки поет.
- охарактеризуйте предложения по количеству грамматических основ;
- рассуждение стройте по образцу на карточке;
- проверьте себя по эталону, правильно ли вы расставили знаки препинания в предложениях (на доске схема предложений).
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: усвоение нового способа действий
1) Спишите предложение с доски:
У нас в Рязан.. есть гр..бы с гл..зами: люди их берут, они б..гут, люди их едят, они гл..дят.
- вставьте пропущенные буквы;
- определите вид предложения по количеству грамматических основ; что для этого надо сделать?
- найдите грамматические основы;
- какое перед нами предложение? Почему?
2) Устно. Слово учителя: раньше любили пошутить над жителями какой-либо местности.
Вот как звучит такое предложение:
У нас в Рязани грЯбы с глазами: их бЯрут – они бЯгут, их ЯдЯть – они глЯдЯть.
- как вы думаете, в чем причина такой шутки?
Рязанцев, например, поддразнивали за их «якающий» говор. Это такая особенность их фонетической стороны речи.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия
1) Знакомство с приговорками.
Карточка №2
- прочитайте определение приговорки.
Приговорка – это рифмованное речение, она рассказывает о чем-то серьезном в жизни; приговорки связаны нередко с каким-либо действием, они учат, что и как надо делать.
2) Самостоятельная работа в парах с проверкой по эталону:
- определите, какие это предложения по количеству грамматических основ.
Ты сей овес в грязь, ты - князь. Рожь любит в пору да в золу.
- проверьте себя по эталону, верно ли вы выполнили задание.
3) Проверка выполнения самостоятельной работы с проговариванием во внешней речи
- какие это предложения по количеству грамматических основ?
- объясните известные вам орфограммы;
- как понимаете смысл этой прибаутки?
Так говорили, поучая нерадивых земледельцев.
4) Знакомство с побасенками. Работа с карточкой №4
- прочитайте определение.
Побасенки – поэтические миниатюры, в назидание, поучения, воспроизводящие какую-либо жизненную ситуацию.
Карточка №4.
Прочитайте побасенку.
- Федул, что ты губы надул?
- Беда у меня случилась, кафтан я прожег.
- Так ты зашей его…
- Да иглы нет.
- Велика твоя дыра?
- Один ворот остался.
Вопросы:
- найдите в тексте сложное предложение. Почему оно сложное?
- прочитайте простые предложения. Почему они называются простыми?
- выпишите предложение «Велика твоя дыра?»
- синтаксический разбор «Велика твоя дыра?»
- какие знаете способы выражения сказуемого? как определить способ выражения?
9. Рефлексия учебного действия
Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
- какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- достигли мы цели?
- оцените свою деятельность на уроке. Что знал? Что узнал? Что знаю или умею?
- Какие цели поставите перед собой при выполнении домашнего задания?
Проектирование дифференцированного домашнего задания:
- а с чем еще познакомились на уроке? Прибаутками, приговорками, побасенками
- как мы использовали на уроке тексты прибауток, побасенок и приговорок?
- понравился вам такой урок? Проведем такой же урок, но с другими фольклорными жанрами?
- давайте попробуем составить краткосрочный проект на тему « Пословицы и поговорки русского языка» для использования его на уроке русского языка. Действуйте по алгоритму подбора материалов, исходя из того, что и как делали на уроке.
Записываем на доске:
- что надо подготовить, на ваш взгляд? Примеры пословиц и поговорок.
- где будем искать? В сборниках пословиц и поговорок или в учебнике литературы.
- найти в словаре или в учебнике литературы определение пословицы и поговорки;
- выберем руководителя проекта. Ему дается задание на листочке, он распределяет между вами задания, консультирует, проверяет степень выполнения;
- определим срок выполнения: к какому числу выполним задание?
Домашнее задание на следующий урок: стр.152, п.28, выучить определения; повторить план синтаксического разбора по приложению; упр.413 или 414(1).
Слово учителя.
Был урок занимателен?
Слушали дети внимательно. Никто невзначай не уснул. Никто ни с чем не уйдет.
Выставление оценок за урок.
Заявка на участие в конкурсе
сценариев уроков, внеурочных мероприятий и проектных работ по русскому языку
Ф.И.О. | Медведева Лариса Николаевна |
Дата рождения | 21.12.1960г. |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ с.Углезаводск |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Контактный телефон | 89147409675 |
Номинация | «Лучшая разработка урока по русскому языку» |
Название | «Мал золотник, да дорог» |