СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Повторение изученного по разделу "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Проблема: признаки простого и сложного предложения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Повторение изученного по разделу "Синтаксис и пунктуация"»

Тема: Повторение изученного по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Цели: научиться различать простые и сложные предложения; познакомить с малыми фольклорными жанрами (приговорка, побасенка, прибаутка); формирование монологической речи, умений строить конструктивный диалог; формирование грамотного письма; воспитание интереса к изучению родного языка; воспитание личности, уважительно относящейся к родной культуре, фольклору

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технологии: здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, развивающее обучение, поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход в обучении, информационно-коммуникационные, индивидуальная и коллективная проектная деятельность, самодиагностика результатов обучения

Решаемая проблема: каковы признаки простых и сложных предложений

Планируемые результаты:

предметные: научиться различать простые и сложные предложения;

метапредметные УУД

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения;

личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи











Сценарий урока

1. Целеполагание

- чем будем заниматься на уроке? Какие задачи можно поставить перед собой?

- обратите внимание на определения на доске, прочитайте эти термины.

- какое отношение они имеют к уроку русского языка?

В школе на уроках литературы мы знакомимся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, загадками, но ведь есть и другие. И сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

2.Мотивация.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Слово учителя.

Будет урок занимателен, слушайте, дети, внимательно, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.

Как богат наш язык! А как невыразительно зачастую говорим мы.

3.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовить мышление учащихся к восприятию темы урока, организация осознания внутренней потребности к построению нового способа действий.

1) Взяли в руки карточку №1

Карточка №1

Прочитайте текст.

- Батюшки, никак кума Федосья пришла? – радос..но восклица..т Настасья Демьяновна.

- Не мало ли вас, на надо ли нас?

- Здорово, Настасьюшка!

- Здравствуйте, здравствуйте! Прох..дите да хвастайте, - сияя улыбкой, отзывается хозяйка.

Перед вами одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная – встреча 2-х знакомых, уже немолодых женщин. Одна пришла в гости к другой. Это не отрывок из художественного произведения, а запись беседы. Вместо обычных: «Здрастье!»- «Здрастье!» - какой прекрасный диалог.

Грамматическое задание:

- вставьте пропущенные буквы;

- определите вид по цели высказывания выделенных предложений;

- найдите в тексте предложение восклицательное.

2) Знакомство с прибаутками.

- что такое прибаутка?

- взяли в руки карточку№2, прочитайте определение прибаутки.

Карточка №2

Прибаутка - это рифмованное выражение, чаще всего шуточного содержания, употребляющееся для украшения речи.

1) Грамматический разбор. У доски самостоятельно

- вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

- сколько грамматических основ в предложении?

- как называются такие предложения?

- определить вид предложения по цели высказывания.

- ответить на вопрос: в каком слове количество букв на равняется количеству звуков? почему?

Мы люди бли..ки: мы по..дим из одной миск...

2) Работа с классом.

К прибауткам относятся многочисленные шуточные приглашения войти, сесть за стол, ответы на вопросы, приветствия. Родители, например, любили пошутить, сказать о дочери.

- запишите предложения:

Маша – радость наша. Олюшка – одно горюшко.

- найдите в предложениях грамматические основы;

- объясните постанову знака препинания в предложениях (тире между подлежащим и сказуемым);

- определите вид предложений по наличию второстепенных членов;

- как вы думаете, какое отношение родителей к дочери можно услышать во 2-м предложении? Почему? (Ласковое, суффикс –ЮШК – ласкательный).

- можем мы сказать, какое это предложение, раз в нем одна грамматическая основа?

4.Выявление места затруднения

Цель: осознание недостаточности знаний или способностей

- почему мы не можем точно дать определение предложению, в котором одна или несколько грамматических основ?

- значит, что мы должны узнать на уроке? (Как называются предложения по количеству грамматических основ.)

5.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способов действий

1) Построение алгоритма.

- давайте подумаем: что надо сделать, чтобы определить вид предложения по количеству грамматических основ?

Найдите на карточке соответствующее задание, отмечайте в карточке, что и как будем делать.

найти грамматические основы, посчитать их.

- это будет алгоритм нашего способа действия.

2) Построение гипотезы: найдите на карточке соответствующее задание, рассуждайте по образцу

Если в предложении 1 грам. основа, то такое предложение может называться … или …

Если в предложении 2 грам. основы, то такое предложение может называться… или …

- попробуйте дать сформулировать правило, какое предложение называется простым, а какое – сложным?

- давайте проверим себя. Куда надо обратиться за ответом?

3) Работа с текстом учебника

- открыли учебник на стр.152, п.28;

- прочитайте название параграфа, вопросы перед параграфом;

- чтение параграфа до цифры 2;

- какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

- какие предложения называются сложными? Какие – простыми?

6.Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений их применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

1) Запишите предложения

Ноги пляшут, руки машут. Язык песенки поет.

- охарактеризуйте предложения по количеству грамматических основ;

- рассуждение стройте по образцу на карточке;

- проверьте себя по эталону, правильно ли вы расставили знаки препинания в предложениях (на доске схема предложений).

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение нового способа действий

1) Спишите предложение с доски:

У нас в Рязан.. есть гр..бы с гл..зами: люди их берут, они б..гут, люди их едят, они гл..дят.

- вставьте пропущенные буквы;

- определите вид предложения по количеству грамматических основ; что для этого надо сделать?

- найдите грамматические основы;

- какое перед нами предложение? Почему?

2) Устно. Слово учителя: раньше любили пошутить над жителями какой-либо местности.

Вот как звучит такое предложение:

У нас в Рязани грЯбы с глазами: их бЯрут – они бЯгут, их ЯдЯть – они глЯдЯть.

- как вы думаете, в чем причина такой шутки?

Рязанцев, например, поддразнивали за их «якающий» говор. Это такая особенность их фонетической стороны речи.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия

1) Знакомство с приговорками.

Карточка №2

- прочитайте определение приговорки.

Приговорка – это рифмованное речение, она рассказывает о чем-то серьезном в жизни; приговорки связаны нередко с каким-либо действием, они учат, что и как надо делать.

2) Самостоятельная работа в парах с проверкой по эталону:

- определите, какие это предложения по количеству грамматических основ.

Ты сей овес в грязь, ты - князь. Рожь любит в пору да в золу.

- проверьте себя по эталону, верно ли вы выполнили задание.

3) Проверка выполнения самостоятельной работы с проговариванием во внешней речи

- какие это предложения по количеству грамматических основ?

- объясните известные вам орфограммы;

- как понимаете смысл этой прибаутки?

Так говорили, поучая нерадивых земледельцев.

4) Знакомство с побасенками. Работа с карточкой №4

- прочитайте определение.

Побасенки – поэтические миниатюры, в назидание, поучения, воспроизводящие какую-либо жизненную ситуацию.

Карточка №4.

Прочитайте побасенку.

- Федул, что ты губы надул?

- Беда у меня случилась, кафтан я прожег.

- Так ты зашей его…

- Да иглы нет.

- Велика твоя дыра?

- Один ворот остался.

Вопросы:

- найдите в тексте сложное предложение. Почему оно сложное?

- прочитайте простые предложения. Почему они называются простыми?

- выпишите предложение «Велика твоя дыра?»

- синтаксический разбор «Велика твоя дыра?»

- какие знаете способы выражения сказуемого? как определить способ выражения?

9. Рефлексия учебного действия

Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- достигли мы цели?

- оцените свою деятельность на уроке. Что знал? Что узнал? Что знаю или умею?

- Какие цели поставите перед собой при выполнении домашнего задания?



Проектирование дифференцированного домашнего задания:

- а с чем еще познакомились на уроке? Прибаутками, приговорками, побасенками

- как мы использовали на уроке тексты прибауток, побасенок и приговорок?

- понравился вам такой урок? Проведем такой же урок, но с другими фольклорными жанрами?

- давайте попробуем составить краткосрочный проект на тему « Пословицы и поговорки русского языка» для использования его на уроке русского языка. Действуйте по алгоритму подбора материалов, исходя из того, что и как делали на уроке.

Записываем на доске:

- что надо подготовить, на ваш взгляд? Примеры пословиц и поговорок.

- где будем искать? В сборниках пословиц и поговорок или в учебнике литературы.

- найти в словаре или в учебнике литературы определение пословицы и поговорки;

- выберем руководителя проекта. Ему дается задание на листочке, он распределяет между вами задания, консультирует, проверяет степень выполнения;

- определим срок выполнения: к какому числу выполним задание?

Домашнее задание на следующий урок: стр.152, п.28, выучить определения; повторить план синтаксического разбора по приложению; упр.413 или 414(1).

Слово учителя.

Был урок занимателен?

Слушали дети внимательно. Никто невзначай не уснул. Никто ни с чем не уйдет.

Выставление оценок за урок.















































Заявка на участие в конкурсе

сценариев уроков, внеурочных мероприятий и проектных работ по русскому языку

Ф.И.О.

Медведева Лариса Николаевна

Дата рождения

21.12.1960г.

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ с.Углезаводск

Должность

Учитель русского языка и литературы

Контактный телефон

89147409675

Номинация

«Лучшая разработка урока по русскому языку»

Название

«Мал золотник, да дорог»