СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия Семейное воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью механизма идентификации – ребенок подражает своим родителям, ориентируясь на их пример, старается стать таким же.Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью механизма идентификации – ребенок подражает своим родителям, ориентируясь на их пример, старается стать таким же.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия Семейное воспитание»

Министерство образования Хабаровского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»















Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема: «Семейное воспитание»

















Разработчик: социальный педагог КСК

Копылова Татьяна Владимировна





г. Комсомольск-на-Амуре

2023 г.





ВВЕДЕНИЕ



Определение семейного воспитания



Цели и задачи семейного воспитания



Деформации родительской семьи



Стили семейного воспитания



Факторы семейного воспитания



Воспитательная позиция родителей



Особенности воспитания детей в семье



Основы организации сотрудничества школы и семьи



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Литература





Введение

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания.

А.С.Макаренко


Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью механизма идентификации – ребенок подражает своим родителям, ориентируясь на их пример, старается стать таким же.

Актуальность исследования. Актуальность рассматриваемых вопросов в представленной статье обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты семейного и общественного воспитания детей, особенно это касается воспитания детей дошкольного возраста. Но при всем многообразии исследуемых проблем малоизученным остается исторический аспект в педагогическом наследии отечественной и зарубежной педагогики. Многие ценные находки великих педагогов прошлого несправедливо забыты. Обращение к ним и объективная их оценка с позиции современности обогатит полезными советами теорию и практику воспитания и обучения детей в настоящее время. Научная новизна заключается в том, что концептуально представлена историко-педагогическая оценка заслуг видных педагогов в зарубежной педагогике, изучено ценное педагогическое наследие по вопросам семейного и общественного воспитания детей М.Ф.Квинтилиана(римский ритор, автор «Наставлений оратору» ), Я.А.Коменского( чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви), Дж.Локка( английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма), И.Г.Песталоцци (швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века) и др. Их ценные замечания, высказывания, книги, программы и советы имеют теоретическое и практическое значение для современных родителей и педагогов в воспитании и в обучении детей. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлено тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней заключаются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции другого.

Вторая задача – сделать так, чтобы подросток не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Воспитание подростка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для подростка. Подросток может приниматься родителями таким, каким он есть. Возможно, родители любят его, когда подросток соответствует их ожиданиям: когда хорошо учится и ведет себя.

Проблемы исследования:

Несоответствие системы ценностей старшего поколения с формирующейся системой ценностей младшего поколения ставит следующую проблему исследования: каковы особенности семейного воспитания, обеспечивающие формирование и развитие личности?

Предмет исследования: особенности семейного воспитания молодежи обучающейся в колледже.

Цель исследования: теоретически изучить особенности семейного воспитания молодежи обучающейся колледжа.

Задачи исследования:

  1. Актуализировать необходимость семейного воспитания.

  2. Определить спектр проблем, связанных с семейным воспитанием.

  3. Познакомиться с воспитательным потенциалом семьи.

  4. Познакомиться с особенностями воспитания одаренных детей в семье.

  5. Познакомиться с особенностями воспитания проблемных детей в семье.

Методологическая основа исследования:

Культурологический подход: основан на рассмотрении формирования субъекта общества и его особенности социальных взаимодействий в определенной культуре с её механизмами и нормами. Культурологический подход – это подход, рассматривающий события или явления с позиции культурных ценностей.

Цели и задачи семейного воспитания

Главной задачей семьи является воспитание нравственности у ребенка. Именно в семье ребенок получает первые знания и формируется как личность, а уже затем продолжает свое развитие в учебных заведениях. И от семейного воспитания впоследствии будет зависеть поведение ребенка в обществе.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

  • открытость и доверительность отношений с детьми;

  • оптимистичность взаимоотношений в семье;

  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания:

  • запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники;

  • не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Деформации родительской семьи

Учеными принято к рассмотрению два типа деформации семьи – структурная и психологическая. Структурная связана с отсутствием одного из родителей, а психологическая связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. Это ведет к дисгармонии. Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д.

Структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям.

Рисунок 1 - Уровень семейных отношений

Полученные результаты КРС на основании интерпретации симптомокомплексов подробно представлены в приложении Ж.

Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным.

I группа - 33,3% (семья 03, 07, 09, 13, 15) – состояние в семье ребенком определяется как благоприятное.

II группа – это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 26,7 % (семьи 02, 06, 08, 10).

III группа – это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 40% от общего количества (семьи 01, 04, 05, 11, 12, 14).

Полученные данные можно наглядно представить в виде диаграммы:


Рисунок 2 - Основные симптомокомплексы рисунка семьи

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по I симптомокомплексу - благоприятная семейная ситуация – 7,4 баллов, затем идет II симптомокомплекс – тревожность 5,6 баллов; III - конфликтность – 3,1 балла; IV - чувство неполноценности – 1,3 балла; V- враждебность – 1,2 балла. Данные наглядно представлены в виде диаграммы:



Влияние семьи на развитие личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации - ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей и др.

Процесс социального воспитания, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения, особенностей социального взаимодействия других членов семьи и отношений между собой родителей и близких родственников.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.

Еще одним важным моментом являются факторы родительского воспитания. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти:

- эмоциональное отношение, любовь, принятие;

- особенности требований и контроля.

Выделяют качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность - безусловность и контролируемость - не контролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка). Выделяют факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.

Ковалев С.В.(психолог, психотерапевт, доктор психологических наук, доктор философии, профессор) считает, что уровень протекции – это количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни.

При гипопротекции ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь, когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор - степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

В младшем школьном возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей - совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Особенности взаимоотношения подростков и взрослых, проявляемые в быту.

Данное направление проводилось с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

1 – доброта;

2 – согласие;

3 – теплота;

4 – готовность прийти на помощь;

5 – сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 – несогласие;

2 – равнодушие;

3 – частые конфликты;

4 – отсутствие сотрудничества;

5 – холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между подростками и родителями(участники опроса: 1-ый. 2-ой курс( 68чел.)

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы:

Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту.

Сравнив результаты тестов, мы наглядно представили данные в виде сводной таблицы, в которую ввели данные проведенных тестов:

Код семьи зашифрован

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

Тр.

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

Но.

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

Где сокращенно: Тр. – это тревожность, проявляемая ребенком в семье;

Но. – это неадекватное отношение родителей к ребенку;

1 - наличие признака; 0 – отсутствие признака.

По данной таблице видно, что 80 % показатели совпадают. Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка.

Можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

- конфликтная – наиболее распространенный тип (до 60% от числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

- аморальная – характеризующаяся забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет это обстоятельство;

- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять;

- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения;

- деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости;

- распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети, назревает распад семьи;

- распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей не живет с семьей;

- неполная семья - отсутствие одного из родителей.

- ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.!!!!!!!!

Учет неблагополучных семей 1-2 курса в КГБ ПОУ Комсомольский-на-Амуре строительный колледж ( 50 человек)

Отдельные факторы семейного неблагополучия и отклонений психофизического развития складываются в совокупность признаков достаточно полно характеризующих определенные аспекты семейной запущенности. При этом ключевыми являются проявления «материнской» или «отцовской» депривации, отчужденности и эгоистической направленности интересов родителей с гипоопекой по отношению к ребенку.

Другой вариант семейной запущенности связан с хроническими, конфликтными отношениями в семье, определяющими стойкое психоэмоциональное напряжение у ребенка, ситуацию трудного или даже безвыходного положения, что сопровождается хаотичностью и непредсказуемостью эмоциональных реакций со стороны родителей, включая случаи жестокого обращения и насилия.

Можно сделать вывод, что самое сложное в семье - это сложившаяся система детско-родительских отношений.

1. Стили семейного воспитания

1.1 Семейное воспитание

Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и выказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации - ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:

- различные стили воспитания; - факторы воспитательного воздействия;

- воспитательную позицию родителей.

Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так при взаимодействии членов семьи между собой.

1.2 Стили семейного воспитания

Существуют различные подходы к стилям семейного воспитания. Одним из подходов является традиционный подход, который выделяет следующие стили воспитания:

- авторитарный

- демократический

- попустительский

- хаотический

- опекающий

Следующий подход представлен А.Е. Личко (советский психиатр, профессор, доктор медицинских наук), который выделяет неблагоприятные стили семейного воспитания с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями:

- потворствующая гиперпротекция

- доминирующая гиперпротекция

- гипопротекция

- эмоциональное отвержение

- повышенная моральная ответственность

- жестокое обращение с ребенком

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - автократический, диктат, доминирование) - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

В подростковом возрасте авторитарности родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль воспитания

Демократический стиль (в терминологии других авторов - авторитетный, сотрудничество) родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль воспитания

Попустительский стиль (в терминологии других авторов - либеральный, снисходительный, гипоопека) - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность, или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический стиль воспитания

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важнейших базовых потребностей личности - потребность в стабильных и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Опекающий стиль воспитания

Опекающий стиль (гиперопека) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Факторы семейного воспитания

Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти: эмоциональное отношение, любовь, принятие, особенности требований и контроля. Также другой важный фактор – степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Воспитательная позиция родителей

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность - умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость — способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность - способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными. Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

Дисгармония семейных отношений

Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым подростки очень чувствительны. Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается, и прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Например, ребенок выполняет следующие роли: «любимчик» («расширение сферы родительских чувств») — чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой; «вундеркинд», «надежда семьи» — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.); «козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, происходящие переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье часто и является ребенок; «судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотический стиль воспитания, но с высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремлении проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как личности. В данном типе семей женщина занимает ролевую позицию «жена-ребенок», и возникает коалиция «мать — ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ребенком при подавлении со стороны мужа-отца.

Нарушение коммуникативных процессов

В процессе общения в семье происходят согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка. Коммуникация в семье, прежде всего напрямую связана с «Я» ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу «Я» и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, ...предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными». Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.

Особенности воспитания подростков в семье

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовлено более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастия к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребенка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом не редко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение, то же будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющихся и предпосылкой и результатом их возникновения:

-диктат;

-опека;

- невмешательство;

- сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо проблем, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Младший школьный возраст – период воспитания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Таким образом, в процессе воспитания детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны во время подсказать, направить родительское воспитание.

3. Практическая часть

3.1 Анализ методики. Опросник родительского воспитания.

Цель: выявить наличие или отсутствие шести психогенных стилей воспитания.

Исследование проводилось на базе КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж», в котором приняли участие 1 семья, состоящая из отца (41 г.), матери (41г) и подростка 16л. лет.

График 1

Анализ графика 1

На Графике 1 максимально выраженной шкалой является Потворствование потребностям (У+). Уровень данной шкалы у опрашиваемого папы составляет 8 б, что соответствует диагностическому значению (8) и свидетельствует о присутствии данной особенности в стиле воспитания. Отец стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Менее выражена данная шкала у матери, она составляет 2 б, что свидетельствует о недостаточной выраженности данной шкалы и отсутствии данной особенности в стиле воспитания.

Менее выраженной является шкала Гиперпротекция (Г+) у матери и составляет 5б. Данная шкала не достигает диагностического значения (7), и свидетельствует об отсутствии данной особенности в воспитании матери. Данная шкала менее выражена у отца и составляет 3 балла, что говорит о низкой выраженности данного показателя и отсутствия данной особенности в воспитании.

Уровень шкалы Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) у мамы составляет 3 балла, что не соответствует диагностическому значению (4), и говорит о недостаточной выраженности данного показателя. Наименее выражена данная шкала у отца и составляет 0 б, что не достигает диагностического значения (4) и свидетельствует об отсутствии данной особенности в стиле воспитания.

Как видно на графике более выраженной шкалой является Чрезмерность требований-запретов (З+). Уровень данной шкалы у опрашиваемого отца составляет 4 б, что соответствует диагностическому значению (4) и говорит о присутствии данной особенности в стиле воспитания.

Как видно на графике происходит значительное снижение уровня шкал. Уровень шкалы Чрезмерность санкций (С+) у матери составляет 1б, это говорит о том, что данный показатель не соответствует диагностического значения (4) и свидетельствует о низкой выраженности данного показателя. Данная особенность не является отличительной чертой стиля воспитания. Уровень данной шкалы у отца составляет 0 б, что не соответствует диагностического значения (4) и свидетельствует об отсутствии данной особенности в стиле воспитания.

График 2

Анализ графика 2

Как видно на графике наиболее выраженными шкалами являются Недостаточность требований-обязанностей (Т-) у опрашиваемого отца и Минимальность санкций у опрашиваемой матери.

Уровень шкалы Недостаточность требований-обязанностей (Т-) у опрашиваемого родителя (отца) составляет 5 б, что превышает диагностическое значение (4), это свидетельствует о высоком уровне показателей по данной шкале. Уровень данной шкалы у мамы составляет о б, что не достигает диагностическое значение (4) и свидетельствует об отсутствии соответствующей особенности в стиле семейного воспитания.

Менее выраженной шкалой является Гипопротекция (Г-) у опрашиваемой мамы и составляет 4 балла, что не соответствует диагностическому значению (8), и свидетельствует о недостаточной выраженности данного показателя. Таким образом, данная особенность не является отличительной особенностью стиля воспитания. Уровень данной шкалы у папы составляет 2 балла, что говорит о низком уровне гипопротекции.

Уровень шкалы Игнорирование потребностей у опрашиваемого папы составляет 2 б, что не соответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует о низком уровне по данной шкале. Данная особенность не является отличительной чертой стиля воспитания.

Уровень шкалы Недостаточность требований-запретов у отца составляет 3 балла, что соответствует диагностическому значению (3) по данной шкале. Это указывает на то, что отец не желает установить какие-либо рамки в поведении ребенка. Таким образом, данный стиль воспитания стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка. Уровень шкалы Недостаточность требований-запретов у мамы составляет 2 балла, что не соответствует диагностическому значению (3), и свидетельствует о незначительной выраженности данного показателя и отсутствии данной особенности в стиле воспитания.

Как видно на графике происходит увеличение уровня шкал. Уровень шкалы Минимальность санкций составляет у матери 5 б, что превышает диагностическое значение (4) и свидетельствует о чрезмерной выраженности данной особенности воспитания. По данной шкале отец набрал 4 балла, что соответствует диагностическому значению (4) и говорит о присутствии данной особенности в стиле воспитания. Это говорит о том, что отец и мать предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.

3.2 Качественный анализ родителей

Качественный анализ (отца)

Уровень протекции в процессе воспитания

Гиперпротекция (Г+). По данной шкале отец (С.С.И) набрал 3 балла, что не соответствует диагностического значения (7) и свидетельствует о низком уровне гиперпротекции, что говорит об отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.

Гипопротекция (Г-). По шкале Гипопротекция отец набрал 2 балла, что говорит о низком уровне гипопротекции и свидетельствует об отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.

Степень удовлетворенности потребностей ребенка

Потворствование (У+). По шкале Потворствование потребностям отец набрал 8 баллов, что достигает диагностического значения (8), и говорит о присутствии соответствующей особенности стиля воспитания. Родитель стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. При потворствовании отец бессознательно проецируют на детей свои раннее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (У-). По шкале Игнорирование потребностей ребенка опрашиваемый родитель набрал 2 балла, что не соответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует о низком уровне по данной шкале и говорит об отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования-обязанности

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+).По данной шкале отец набрал 0 баллов, что говорит об отсутствии данной особенности стиля воспитания.

Недостаточность требований-обязанностей (Т-). По данной шкале опрашиваемый родитель набрал 5 баллов, что превышает диагностическое значение (4), это свидетельствует о высоком уровне показателей по данной шкале. Отец предъявляет ребенку недостаточно требований.

Требования-запреты

Чрезмерность требований-запретов (З+). По данной шкале папа набрал 4 балла, что соответствует диагностическому значению (4) по данной шкале. Данный подход может лежать в основе типа негармонического воспитания - «доминирующая гиперпротекция». Родитель предъявляет ребенку огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка.

Недостаточность требований-запретов (З-). По данной шкале опрашиваемый набрал 3 балла, что соответствует диагностическому значению (3) по данной шкале. Отец не желает установить какие либо рамки в поведении ребенка. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком

Чрезмерность санкций (С+). По данной шкале отец набрал о баллов, что говорит об отсутствии данной особенности стиля воспитания. Для опрашиваемого не характерна приверженность к применению строгих наказаний и чрезмерное реагирование на незначительные нарушения поведения.

Минимальность санкций (С-). По данной шкале обследуемый набрал 4 балла, что соответствует диагностическому значению (4). Это говорит о том, что опрашиваемый родитель предпочитает обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.

Качественный анализ обследуемого родителя (матери)

Уровень протекции в процессе воспитания

Гиперпротекция

По данной шкале мама (С.З.Р) набрала 5 баллов, что не соответствует диагностическому значению (7), и говорит о том, что данный показатель имеет недостаточную выраженности и говорит об отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.

Гипопротекция

По данной шкале мама набрала 4 балла, что не соответствует диагностическому значению (8), и свидетельствует о недостаточной выраженности данного показателя и отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Потворствование

Уровень шкалы Потворствование у опрашиваемого родителя (мамы) составляет 2 балла, что не соответствует диагностическому значению (8), и указывает на низкий уровень выраженности данного показателя. При потворствовании родитель стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Родители бессознательно проецируют на детей свои раннее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий. Но в данном случае потворствование не является отличительной чертой воспитания, так как имеет низкий уровень по данному показателю.

Игнорирование потребностей ребенка

По данной шкале мама набрала 1 балл, что не соответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует о низкой выраженности данного показателя и отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания. Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования-обязанности

Чрезмерность требований-обязанностей.

По данной шкале опрашиваемый родитель (мама) набрала 3 балла, что не соответствует диагностическому значению (4), и говорит о недостаточной выраженности данного показателя. Опрашиваемый родитель предъявляет к ребенку высокие требования, которое не содействует полноценному развитию личности, но и представляет риск психотравматизации. Но в данном случае данный показатель недостаточно выражен, поэтому данное качество не является отличительной особенностью воспитания.

Недостаточность требований-обязанностей.

По данной шкале опрашиваемый набрал о баллов, что говорит об отсутствии данной особенности стиля воспитания. В этом случае ребенок не имеет минимальное количество требований в семье.

Требования-запреты

Чрезмерность требований-запретов

Уровень шкалы Чрезмерность требований-запретов обследуемого составляет 2 балла, что не соответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует о незначительной выраженности данного показателя. Данный подход может лежать в основе типа негармонического воспитания - «доминирующая гиперпротекция». Родитель предъявляет ребенку огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Но в данном случае данный показатель недостаточно выражен, поэтому следует говорить о незначительном влиянии данного показателя на воспитание ребенка.

Недостаточность требований-запретов

Уровень шкалы Недостаточность требований-запретов у мамы составляет 2 балла, что не соответствует диагностическому значению (3), и свидетельствует о незначительной выраженности данного показателя. Когда данный показатель ярко выражен, родители не хотят или не могут установить какие-либо рамки в поведении ребенка. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка. Но в данном случае данный показатель недостаточно выражен, поэтому следует говорить о незначительном влиянии данного показателя на воспитание ребенка.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком

Чрезмерность санкций

По данной шкале опрашиваемый набрал 1 балл, что не соответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует о низкой выраженности данного показателя и говорит об отсутствии данной особенности стиля воспитания.

Минимальность санкций

По данной шкале опрашиваемый набрал 5 баллов, что превышает диагностическое значение (4), что свидетельствует о чрезмерной выраженности данной особенности воспитания. Это говорит о том, что мать предпочитает обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.

Вывод

Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что стиль воспитания отца доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителя. Но в тоже время отец лишает его самостоятельности, ставя многочисленные запреты и ограничения. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обуславливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что стиль воспитания мамы повышенная моральная ответственность. Мать от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагает на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать. Наиболее трудно переживается подростками психоастенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт.

Выводы:

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.

Последствия неблагоприятных стилей воспитания на подростка.

При доминировании такого стиля воспитания как Доминирующая гиперпротекция происходит нарушение позиций ребенка в семье, ребенок вырастает несамостоятельным, безответственным, неприспособленным к жизни человеком.

При доминировании следующего стиля семейного воспитания: Повышенная моральная ответственность, ребенок вырастает с развитым чувством долга, высокой степенью ответственности перед окружающими людьми, активной жизненной позицией.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание подростка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие семьи и близких родственников в жизни подростка;

  • всегда стараться находить время, чтобы поговорить с подростком о его проблемах, взаимоотношениях со сверстниками;

  • интересоваться проблемами подростка и по возможности вникать во все возникающие в его жизни сложности. Помогать ребенку, развивать свои умения, навыки и таланты;

  • не оказывать на подростка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

  • уважать право ребенка на собственное мнение;

  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

  • с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться;

Таким  образом,  в  свете  современных  требований  к  оптимизации  учебной  деятельности учащихся,  студентов, необходимо  вовремя вовлекать  их  в  среду различных  конкурсов, олимпиад по предметам, участие в спортивных соревнованиях, привлекать к научно-исследовательским  работам, что   является  важным  элементом  формирования  их  профессиональной  компетентности.  Будущий рабочий, специалист,  несомненно,  должен  быть  готов  к  осуществлению  научно-исследовательской  деятельности,  что  позволит,  в  дальнейшем,  в  его  профессиональной  работе  и  на  научном  уровне,  используя  исследовательские  методы,  решать  возникающие  задачи.














Литература

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика/ Ю.П. Азаров. – М.: НПО «МОДЭК», 1985. – 160с. – ISBN 5-03-327541-4.

  2. Бодалева, А.А. Популярная психология для родителей/ А.А. Бодалева. – М.: Прогресс, 1988. – 240с. – ISBN 5-09-001419-9.

  3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни/ И.В. Гребенников. – М.: Прогресс, 1990. – 206с. – ISBN 5-09-000944-9.

  4. Ковалев, С.В. Психология семейной жизни/ С.В. Ковалев. – М.: ИКФ «Фолиант», - 1988. – 206с. – ISBN 5-09-00427-7.

  5. Кулик, Л.А. Семейное воспитание/ Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М.: Дрофа, 1990. – 188с. – ISBN 5-81327-067-5.

  6. Луньков, А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома/ А.И. Луньков. – М.: НПО «МОДЭК», 1995. – 198с. – ISBN 5-03-326584-4.

  7. Нефедов, В.И. Искусство воспитания в семье/ В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань. – Минск: Прогресс, 1971. – 160с. – ISBN 7-56-424681-9.

  8. Радугина, А.А. Психология и педагогика/ А.А. Радугина. – М.: Дрофа, 1997. – 210с. – ISBN 5-88860-010-5.

  9. Писаренко, В.И. Педагогическая этика/ В.И. Писаренко. – М.: Дрофа, 1990. – 142с. – ISBN 5-64325-971-5.

  10. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка/ Д.И. Фельдштейн. – М.: Прогресс, 1988. – 186с. – ISBN 5-05-002-0587-9.

  11. Козырева, О.А. Общие основы педагогики: программа контрольно- измерительные материалы. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология»/ О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2005. – 216с. – ISBN 5-85117-125-1.