Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ СОН»
ПМ 04 Осуществление профилактической деятельности
МДК.04.01. Проведение мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Сатка, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….….4
2. Цели и задачи внеклассного мероприятия…………………………..….5
3. Участники внеклассного мероприятия……………………….……..…..5
4. Оснащение и оборудование внеклассного мероприятия….………..….6
5. Организация внеклассного мероприятия…………………….…………6
6. План проведения внеклассного мероприятия с примерной
хронокартой…………………………………………………………………7
7. Ход открытого урока……………………………………………………..7
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первая часть внеклассного мероприятия посвящена «Рациональному питанию», которое является залогом здоровья.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Одной из ведущих причин распространенности неправильного питания является недостаточная информированность школьников, учителей и родителей о современных рекомендациях по здоровому питанию. Здоровое питание является основой нормального роста и развития, сохранения здоровья и снижения риска хронических заболеваний. Оно необходимо также для обеспечения нормальной физической и умственной трудоспособности, повышения способности к обучению и улучшению успеваемости в школе.
«Здоровое питание» – формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Вторая часть внеклассного мероприятия посвящена «Здоровому сну». Человек на сон тратит треть всей своей жизни. Здоровый сон жизненно необходим для нормальной жизнедеятельности организма.
Сон – естественная биологическая потребность человека, когда активизируются все восстановительные процессы в организме.
Полноценный отдых – залог крепкого здоровья. А сон – это основной вид отдыха, во время которого происходит восстановление энергетических запасов нервной системы, восстанавливается функционирование других органов. Каждый организм уникален и у него свои потребности, свой ритм жизнедеятельности.
Во время сна энергетические ресурсы восполняются, происходит очищение организма, в том числе мозга, улучшается запоминание, анализ информации, выработка новых навыков.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Цель:
– «Рациональное питание» – создать условия у учащихся для формирования здорового образа жизни посредством рационального питания.
– «Здоровый сон» – создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о сне как составляющей части здоровья человека и выяснить значение сна в жизни людей
Задачи внеклассного мероприятия:
Развивающие: развивать мыслительные навыки, умение работать с информацией, задавать вопросы, решать проблемы, выражать свои мысли.
Воспитательные: формирование навыков здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
3. УЧАСТНИКИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Студенты 2 курса специальности 31.02.01. Лечебное дело, обучающиеся 4 классов на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14».
Критерии отбора участников:
Высокий уровень мотивации к получению знаний – отличные и хорошие показатели текущей успеваемости, систематическая подготовка ко всем видам занятий, своевременное выполнение всех видов заданий.
Неординарные и творческий подход к решению поставленных задач.
Демонстрирование в процессе обучения наличия общих компетенций, готовность к дальнейшему их формированию.
Владение коммуникативными навыками, культурой поведения, культурой речи, соблюдение требований к внешнему виду студента
4. ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
– стационарный компьютер;
– мультимедийный проектор.
– 2 планшета для ведущих внеклассного мероприятия.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.Мероприятие проводится 14.02.2025 года в 11:30 на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14»
2. Данное мероприятие может проводиться на базе общеобразовательных и муниципальных учреждений, т.е. студентами для школьников.
Требования к аудитории:
1. Наличие компьютера.
2. Мультимедийного проектора.
3. Достаточное количество сидячих мест в зависимости от количества участников и зрителей.
3. 2 планшета для ведущих внеклассного мероприятия.
3.Форма одежды ведущих – белый халат.
6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРИМЕРНОЙ ХРОНОКАРТОЙ
Структурный элемент | Длительность |
Организационный момент | 2 минут |
Обсуждение темы: Рациональное питание Здоровый сон | 20 минут 15 минут 15 минут |
Вопросы и ответы | 10 минут |
7. ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, мы студентки «Саткинского медицинского колледжа». Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что желаем вам всем здоровья.
Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Организм каждого из нас имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить свое здоровье. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. И сегодня мы поговорим с вами на две темы, это «рациональное питание» и «здоровый сон».
Обсуждение темы в игровой форме (с презентацией)
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию (слайд 1).
Ребята, поднимите руки те, кто ведет здоровый образ жизни.
Все!
Сейчас мы это проверим. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете ДА или НЕТ.
– Соблюдать режим дня?
– Кушать много сладкого?
– Кушать овощи и фрукты?
– Мыть руки перед едой?
– Пить с товарищем из одного стакана?
Ребята, скажите какие нужно выполнять требование для рационального питания? (ответ детей)
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять следующие условия:
– регулярность;
– умеренность;
– разнообразие.
зависимости от вида деятельности (слайд 2-3).
А сейчас, я вам расскажу о пяти самых вредных для вашего детского организма продуктов (попробуйте для начала назвать их – ответ детей).
Топ-5 самых вредных для детей продуктов питания (слайд 4)
По мнению врачей-диетологов, одним из самых вредных на рынке продуктов питания является
Сладкие газировки. Один вред и никакой пользы. Как правило, в них содержится аспартам и бензоат натрия. Эти консерванты способны не только изменять порог чувствительности вкусовых рецепторов, но и вызывать неконтролируемые вспышки гнева, злости, депрессии или паники. А также вялость, аллергические реакции, в больших количествах – пищевые отравления и нарушения сердечной деятельности.
На втором месте
Чипсы. О том, что это кладезь жиров, углеводов, массы красителей, усилителей вкуса и канцерогенов слышали, наверное, все. Но кроме этого чипсы могут в разы увеличить риск возникновения рака, спровоцировать болезни сосудов, анемию, гипертонию, расстройство пищеварения и даже гастрит.
На третьем месте занимают
Фастфуд. Ребенок вообще не должен знать этого слова. Шаурма, беляши, картошка фри, бургеры и т.д. – отнюдь не детская еда. Потому как все это жариться в обильном количестве масла, которое не меняется иногда по несколько дней, фастфуд становится не просто вредной, а опасной едой для ребенка. Самым легким последствием употребления таких «изысков» может стать пищевое отравление или расстройство желудка, а вот в будущем – эта «диета» грозит ожирением, слабоумием, нарушением обмена веществ, болезнями почек и сосудов.
На четвертом месте по степени вредности – сосиски и дешевая колбаса. В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет. Нитрит натрия в организме превращается в нитрозамины – потенциальный канцероген. Американскими исследователями было выявлена связь между употреблением содержащих его продуктов и раком кишечника, поэтому, чем меньше вы едите сосисок, тем для вашего здоровья полезнее.
На пятом месте
Кондитерские изделия (торты, пирожные с кремом, свежая выпечка). В избытке содержат жиры, сахар и консерванты, что вредно отражается на работе детского желудка, печени и кишечника.
Теперь мы поговорим с вами о витаминах, которые содержатся в продуктах питания (слайд 5-9).
Витамины – группа химических веществ со сложной структурой, которые необходимы человеку для активной и полноценной жизни.
Дети, а какие витамины вы знаете и в каких продуктов они содержаться? (ответ детей)
Некоторые витамины, содержащиеся в продуктах питания (смотрим презентацию по витаминам).
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы активно двигаться, не уставать. Другие делают организм более сильным и выносливым. А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться.
Ребята, часто ли покупают вам витамины родители? А где они их покупают? (Ответы детей)
Не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины «живут» рядом с нами. Сможете отгадать загадки?
Загадки
1.Он совсем-совсем зелёный
И овальный, удлинённый.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
(Огурец)
2.Я вырос на грядке
Характер мой гладкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу.
(Лук)
3.Все узнают молодца,
Что растёт на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий,
Тоже держится за плеть,
Приходите посмотреть.
(Кабачок)
4.Красная девица сидит в темнице,
А коса – на улице.
(Морковь)
5.Воду пьёт – себя торопит,
И растёт, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине – кочерыжка.
(Капуста)
6.Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей,
Из урожая нового
Красавица лиловая.
(Свёкла)
Так, где живут витамины? (Дети отвечают – в овощах). Ну а во фруктах их тоже очень много.
Ребята, какие фрукты вы любите?
А есть фрукты, какие вы не любите? (Ответы детей).
Надо есть как можно больше овощей и фруктов, они помогают человеку быть всегда бодрым и здоровым, т.к. в них много витаминов.
Золотые правила питания:
Главное – не переедайте. Ешьте в меру.
Старайтесь употреблять в пищу полезные продукты, много овощей и фруктов.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Перед едой мойте руки с мылом.
Фрукты и овощи надо хорошо мыть.
Во время еды не разговаривайте и не читайте.
Следующая тема, которую мы сегодня затронем о полезной привычке как сон (слайд 10.)
Обсуждение темы в игровой форме (с презентацией)
Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил (слайд 11.)
А как вы думаете, что такое сон?
Сон – это состояние человека, при котором всё его тело отдыхает.
Как вы думаете, зачем человек должен спать?
Во время сна тело работает в спокойном замедленном ритме. Человек отдыхает и набирается сил (слайд 12).
Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
Глаза слипаются, мы зеваем, пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся. (Картинка)
Маленьким детям нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
А чтобы сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь в кровать со своей любимой мягкой игрушкой (слайд 13).
Правила здорового сна
Каждый из вас знает: если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему? Когда вас отправляют спать, не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень вас любят и охотно посидели бы с вами подольше. Но родители знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым. Поэтому они и следят, чтобы вы ложились вовремя в постель. А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.
Правила здорового сна
Правило первое. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. А время подъема и время сна у нас записано в «Режиме дня». Давайте на модели часов покажем, в котором часу вы должны вечером ложиться спать. Теперь покажем время подъема утром. Высчитаем, сколько времени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Ученые и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет – не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ (слайд 14).
Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа - умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы (слайд 15).
Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен (слайд 15).
Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один-два часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно. Ребята, покажите на модели часов время ужина (слайд 15).
Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть (слайд 15).
Правило шестое. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне - 20°С.
Правило седьмое. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника (слайд 16).
Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком (слайд 17).
Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идете спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова?
(Ответы детей: «Спокойной ночи!», «Доброго сна!» и другие.)
Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называются эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки успокоили ребенка и глазки сами собой закрывались.)
« Гигиена сна»
1. Вставать и ложиться в одно и то же время.
2. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна; не рекомендуются мясные, рыбные, гороховые блюда, шоколад, кофе, чай.
3. Перед сном следует исключить шумные игры, усиленную умственную работу.
4. Перед сном нужно 20-30 минут погулять.
5. Не рекомендуется спать при включенном радио, телевизоре.
6. Необходимо проветривать комнату перед сном,
7. Постель должна быть не слишком мягкой и жесткой.
8. Постельное бельё хлопчатобумажное или фланелевое.
9. Подушка не должна быть слишком жесткой или больших размеров.
10. Одеяло легкое - шерстяное или пуховое.
Заключение
Питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма.
Сон – это абсолютно необходимая неотъемлемая часть жизни человека, физиологическое значение которого состоит в отдыхе тела, укреплении моторных функций, памяти, закреплении навыков. Нарушения сна вызывают усталость, слабость, возбудимость, торможение моторных функций, нарушение способности концентрироваться.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы! Готовы ответить на ваши вопросы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. – 2-е изд. , перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. – ISBN 978-5-9704-5562-3. – Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html (дата обращения: 24.05.2023). – Режим доступа : по подписке.
Медико-психологические аспекты здорового сна / Е. С. Курасов, Р. С. Ремизевич, Т. И. Дьяконова. – СПб.: СпецЛит, 2022. – 71 с.
Мисетова, Е. Н. Профилактическая деятельность. Курс лекций: учебное пособие для спо / Е. Н. Мисетова. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 420 с. – ISBN 978-5-8114-9260-2. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/189380