СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Да здравствует Победный Май - Бал Победы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это внеурочное мероприятие, почвящённое Дню Победы. Для более глубокого понимания истории Великой Отечественной войны, в данном мероприятии интегрированы предметы история, литература, МХК и принимали участие обучающиеся разных возрастных категорий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия "Да здравствует Победный Май - Бал Победы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А. А.





Городская конференция учителей истории

«Современные подходы

к преподаванию истории Великой Отечественной войны»

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории Великой Отечественной войны

«Да здравствует Победный Май – Бал Победы»







Авторы-составители:

учитель русского языка и литературы

Васильева Людмила Вячеславовна

учитель истории и обществознания

Савош Людмила Леонидовна



















1.Пояснительная записка.

Приходит поколение ребят, которое, к огромному сожалению, станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг советских солдат. И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием война. На уроках истории обучающиеся знакомятся с событиями Великой Отечественной войны. Экспозиции в музеях, посещение мемориалов, посвящённых этой теме, помогают воспроизвести картины тех далёких событий. Информация остаётся в памяти детей. Но мы поняли, что этого мало, для того чтобы понять, что такое война. Какие беды и разрушения она несёт.

В преддверии празднования одного из самых значимых исторических событий, Победы в Великой Отечественной войне, был разработан сценарий внеурочного мероприятия - «Да здравствует Победный Май» - Бал Победы.

Актуальность – данное мероприятие позволяет показать значимость сохранения памяти о тех людях, которые героически сражались за нашу Родину.

2.Целевая аудитория.

Особенность этого мероприятия состоит в том, что в организации и проведении принимают участие обучающиеся разного возраста. Мы привлекли обучающихся 1-Д, 3-Г, 5-В, 7-Б, 8-В, 10-А и 11-Б классов.


3. Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы классного руководителя, учителя истории.

Данное мероприятие позволяет объединить творческие и интеллектуальные способности классных руководителей разные ступеней обучения. В рамках этого мероприятия осуществляется интеграция учебных предметов – история, литература, музыка, изобразительное искусство. Так же позволяет реализовать системно-деятельностный подход в рамках изучения предмета история. Необходимы не только знания по истории Великой Отечественной войны, но умения их применить в конкретной ситуации. Важно, чтобы дети не просто излагали факты, прочувствовали и поняли через какие испытания пришлось пройти нашему народу в годы Великой Отечественной войны.


4. Цели и задачи внеурочного мероприятия.

Цели:

- подвести к пониманию важности сохранения памяти событий Великой Отечественной войны;

- сформировать чувство гордости и патриотизма за свою Родину.

Задачи:

- познакомиться с разными видами источников по истории Великой Отечественной войны;

- научиться применять полученные знания.


5. Планируемые результаты

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению истории Великой Отечественной войны;

- воспитание чувства гордости и патриотизма за свою страну.

Регулятивные УУД:

- составлять план действий в соответствии с поставленными целями;

- работать с разными источниками информации.

Познавательные УУД:

- умение получать и применять информацию, полученную из исторических источников;

- способность устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- способность работать в команде;

- умение распределять обязанности в команде, чётко выражать свою позицию.

6. Формы организации деятельности обучающихся:

Групповая работа, индивидуальная работа. Чтение монолога, участие в викторине, работа с исторической картой.

7. Ресурсы и оборудование для проведения внеурочного мероприятия.

Внеурочное мероприятия проводится в актовом зале. Зал украшен в соответствии с темой. (так как такое мероприятие уже было проведено в Приложении к разработке будут представлены фотографии). Заранее готовится музыкальное сопровождение. Для участников мероприятия готовят элементы военной формы и костюмы в соответствии с номером (танцевальным или музыкальным).


8. Ход проведения мероприятия.

Сцена оформлена. Классы-участники рассаживаются в зале в определенном порядке за столами, покрытыми скатертями. На столах стоят флажки, военные фляжки, цветы, солдатские треугольники, фото-рисунки.

Гости приглашаются в зал. Ветераны сидят рядом с детьми.


Ведущая:

Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы сегодня особенно рады приветствовать наших особенных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны, наших славных победителей.

Сегодня у нас в гостях (называют ФИО ветеранов).

Ведущая:

С днем 9 Мая навечно связана история каждой российской семьи, история нашей страны, нашего народа. Победа в Великой Отечественной войне – этот великий подвиг наших отцов и дедов, явивший миру беспримерные мужество, героизм и стойкость. Та Победа весной 1945 года вселяет в нас уверенность в лучшем будущем, веру в собственные силы.

(тихо звучит «В городском саду играет Духовой оркестр…») Совсем скоро на улицах, в садах и парках нашего города зазвучат песни военных лет, но в этом году, наверное, как-то по-особенному. На танцплощадках - духовые оркестры. Сотни людей направляются в Парки культуры и отдыха. И я с удовольствием в этот весенний прекрасный день приглашаю вас в наш парк. Представьте… Весна,

все молодые, энергичные, красивые, полны огня и задора.

ТАНЕЦ «РОСТОВ-ГОРОД» (7-Б)


Сцена 1. Начало

На сцене установлен белый экран (театр теней).

Внук: «Бабушка, завтра у нас в школе отмечают Праздник 9 мая. К нам в гости придут ветераны. И мне нужно прочитать стих. Послушай!

Ведущая-Бабушка: «Назар, подожди, ты неправильно читаешь этот стих (сажает на колени). Дело не в том, что ты читаешь, а как ты это делаешь. Ты говоришь о Подвиге нашего народа. Да, это великая радость. Но это и огромная боль. Нет не одной семьи в нашей стране, которая не потеряла бы родного человека на этой войне. Как не вернулся с этой войны и твой дед. Как сейчас помню день нашего знакомства, 21 июня 1941 года.



Сцена 2. Улица

Ведущая:

21 июня 1941 года…. Я помню этот день. Как обычно в городском парке играл духовой оркестр, кружились в вальсе пары, гуляли влюблённые, дети бегали друг за другом, играя в салочки. Люди старшего поколения степенно прогуливались, обсуждая житейские проблемы, кто-то читал газеты, кто-то просто наблюдал за прохожими. Каждый был друг другу знаком. И вдруг…

Запись «Голос Левитана о начале войны»


Сцена 3.

Песня-инсценировка «До свидания, мальчики»

Ведущая:

Мальчишки и девчонки сорок первого. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Юные герои большой войны, они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули юные сердца.

Маленькие герои большой войны.


Сцена 4.

Монологи героев войны

(После прочтения последнего чтеца звучит мотив из к/ф «Мы из будущего-2»)


Ведущая:

Война... Страшное слово. Двадцать семь миллионов человеческих жизней заплатил наш народ за победу. Во многих семьях жива память о войне, о близких, не вернувшихся с кровавых полей. Но как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу - смерти.

Сегодня мы должны учиться у героев Великой Отечественной войны беззаветной преданности и люби к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Ведущая:

Детство, опаленное войной

Оно досталось многим, к сожаленью,

Не пролетело мимо, стороной,

А ворвалось стремительно, в мгновенье.

Детство, опаленное войной,

Но, не смотря на все невзгоды, беды,

Сражались дети вместе со страной

До радостной минуты, до Победы!


После ухода мужчин на войну все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. «Дети войны» – так часто говорят о маленьких гражданах нашей страны, детство которых пришлось на тяжелые и трагические годы Великой Отечественной. Тем, чье детство выпало на военное лихолетье, посвящается….

Песня «Дети войны»


Ведущая:

Особая тема «Дети блокадного Ленинграда». В окружении вместе со взрослыми оказалось более 400 тысяч детей. Лишь 3% жизней унесли артобстрелы и бомбежки, 97% жителей блокадного Ленинграда погибли от голода. Нормы хлеба постоянно снижались. Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Ну как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему нет еды? Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их всего было 17, то уже в 42 году- 98, куда было принято более 40 тысяч детей-сирот. У каждого такого ребенка – вашего сверстника - была своя страшная история жизни. У большинства блокадных детей родители умерли на глазах. Но и в самые суровые дни блокады в городе работали школы. Уроки были по 25 минут, так как больше не выдерживали ни учителя, ни дети.

Хотя обстановка в Ленинграде была очень тяжелой, тем не менее было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем городе звучала музыка, выступали артисты, танцевали дети, читали стихи. Но главное, в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, а каша – роскошная еда по тому времени. А ещё в город привезли мандарины и раздали их детям.

Песня «Тачанка»

Стихотворение «О ленинградцах»

Танец «Полька-Бабочка»

Ведущая:

Аплодисменты нашим маленьким артистам!

Страдая от холода и голода, дети - не сидели сложа руки, а боролись за родной город как могли. Работали на заводах, тушили пожары, уничтожали зажигательные бомбы, помогали в госпиталях. Они учились, сражались, трудились:15,5 тысяч школьников

были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Ведущая:

Что мы знаем о той войне, мужестве и героизме советских воинов, об истинной цене Победы? Что мы сохраним потомкам об этой войне?

Сегодня как никогда актуальны эти вопросы…

Напомню, дорогие друзья, что сегодня в нашем Парке проходит не просто встреча, а конкурс среди участников Бала Победы. Прошу выйти командиров отделений. У вас не простая задача: определить по карте название военной операции и кратко изложить основные моменты сражения. (задания с картой смотрите в Приложении)

Карты (работа с историческими картами), смотрите приложения.

Отделениям приготовится к викторине на знание Великой Отечественной войны. (вы можете составить вопросы по истории Великой Отечественной войны

Викторина

А на нашей танцплощадке звучит знакомый всем вальс…


Вальс «В лесу прифронтовом»


Ведущая:

Что помогало людям переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы? Песня…, песня военных лет. Именно песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых.

Песня «Смуглянка»

Песня «Пора в путь дорогу»








Ведущая:

Кажется, так уже давно прошел по русской земле огненный смерч Великой и страшной войны. Но память о тех страшных днях не стареет, не умирает. Память живет в стихотворениях отечественных поэтов о великих днях Великой Отечественной войны. Это живой голос свидетелей-очевидцев.

Чтение стихотворений


Ведущая:

Сегодня, когда не стихают громкие исторические споры и дискуссии о Великой Отечественной войне, именно военная поэзия — лучшее и беспристрастное свидетельство о нашей истории. День 9 Мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Памяти, Днем Печали о всех тех, кому не суждено было вернуться.

Танец «Маки»

Чтение стихотворения «Письмо папе на фронт»


Ведущая:

Одним из памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.


Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновьям берег


Ведущая:

Непростое было задание у некоторых ребят: написать письмо, прикоснуться ко времени, к эпохе…

Чтение писем


Ведущая:

Во многих семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты. Письма с фронтов Великой Отечественной – как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остаётся одним из символов той грозной эпохи.


Ведущая:

И вот настал он долгожданный день 9 мая 1945 года! Победа! Победа! Победа!

 Хотя мы давно знали, что день победы близок, но все же утро 9 мая было таким особенным, таким светлым! Прошел страх, пришло спокойствие, пришла радость, пришел мир, вселился покой. Было такое ощущение, что чего-то не хватает, что-то ушло. Что ушло? Потом стало понятно, ушло напряжение, которое, как обруч сковало наши сердца в годы войны. Было обыкновенное утро 9 мая.

Танец «Народов»


Майский Вальс


В праздник Победы мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, величайшая стойкость и любовь к Отечеству.

Низкий поклон вам мужественные солдаты Великой Отечественной и труженики тыла. Живите! И будьте как можно дольше рядом с нами!

Пусть будет мирным наше небо, богатыми поля, полноводными реки, пусть здравствует и процветает наша Родина, ведь именно за это, сражались вы и трудились в тылу.

С праздником Вас – дорогие ветераны!







ПРИЛОЖЕНИЯ.

Задания для работы с исторической картой.

Добрый день!

Для вашей группы следующее задание.

Вам необходимо внимательно прочитать задание и дать правильные ответы на следующие вопросы.


Ваша группа работает с картой «Московская битва».

1.С целью обороны Москвы и разгрома, наступавших на неё ударных группировок немецко-фашистских войск советским командованием было подготовлено и проведено два этапа.

  • Назовите эти этапы и укажите их даты.

2.Этот город Гитлер рассматривал как одну из главных политических и военных целей операции «Барбаросса»

  • Назовите его и покажите на карте.

3.Битва, за какой город задержала немецкое наступление на Москву на два месяца?

  • Назовите этот город, покажите его на карте, назовите дату битвы.

4.Сколько фронтов было создано для обороны Москвы?

  • Назовите их, покажите на карте и назовите фамилии командующих фронтов.

5. Этот город славился самоварами и производством оружия. Во время Великой Отечественной войны в районе этого города проходили ожесточённые бои.

  • Назовите этот город и покажите его на карте.

6.Известно, что наступательная операция немцев на Москву называлась «Тайфун». По замыслу немцев мощные удары наносились в районах Духовщина, Рославль, Шостка. Далее необходимо было окружить силы Красной Армии и уничтожить их районы городов…………..

  • Назовите эти города и покажите их на карте.

7.Определите итоги и значение битвы под Москвой.


ОТВЕТЫ.

1 вопрос

- оборонительный этап – 5 декабря 1941- 7 января 1942;

- наступательный этап – 7-10 января – 20 апреля 1942.

2 вопрос

-Москва

3вопрос

- Смоленск (10 июля – 10 сентября 1941).

4 вопрос

Калининский фронт – Конев

Западный – Жуков

Юго-Западный – Тимошенко

Брянский – Черевиченко

5 вопрос

- Тула

6 вопрос

- Брянск и Вязьма

7. Значение битвы под Москвой

1.Поражение немецких войск под Москвой означало провал «блицкрига» - плана молниеносной войны с СССР.

2.Под Москвой немецкая армия потерпела первое серьёзное поражение в ходе Второй мировой войны. Поражение в Московской битве развеяло мифы о непобедимости германских войск.


Ваша группа работает с картой «Сталинградская битва».


1.С целью обороны Сталинграда было разработано два этапа.

  • Назовите эти этапы и укажите их даты.

2.Какой фронт был создан для противостояния немцам?

  • Укажите название фронта и дату его создания.

3. Первыми вступили в бой с противником на рубеже рек Чир и Цимла передовые отряды 62-ой армии.

  • Покажите эти реки на карте.

4.Какое название получила наступательная операция наших войск?

  • Согласно этой операции, необходимо было организовать наступление наших войск по сходящимся направлениям на Калач и Советский. Покажите эти пункты на карте.

5.Сколько фронтов было создано для обороны Сталинграда?

  • Назовите их, покажите на карте и назовите фамилии командующих фронтов.

6.Тяжёлые бои развернулись между реками Аксай и Мышковка. Покажите их на карте.

7. Определите итоги и значение битвы под Сталинградом.


Ответы


1 вопрос

- оборонительный этап – 17 июля-18ноября 1942;

- наступательный этап – 19 ноября1942 – 2 февраля 1943.

2 вопрос

Сталинградский фронт, 12 июля 1942.

4 вопрос

операция «Уран»

5 вопрос

Юго-западный фронт – Ватутин

Донской – Рокоссовский

Сталинградский – Ерёменко, Тимошенко

7. Значение битвы под Сталинградом

1.Начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

2.Началось изгнание немецко-фашистских захватчиков с оккупированных территорий СССР

3.Моральный дух германского вермахта был подорван гибелью 6-йи немецкой армии в Сталинграде.


Ваша группа работает с картой «Курская битва».


1.Сражение на Курской дуге являлось важнейшей частью стратегического плана летне-весенней кампании 1943. Оно включало в себя три операции.

  • Назовите эти операции и укажите их даты.

2.Какие фронты были созданы для сражения на Курской дуге.

  • Назовите их, покажите на карте и назовите фамилии командующих фронтов.

3.5 августа 1943 года был освобождён город Орёл.

  • Определите название стратегической наступательной операции по освобождению этого города и покажите её на карте.


4. В рамках Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции были проведены Белгородско-Богодуховская и Белгородско-Харьковская фронтовые наступательные операции.

  • Определите стратегическое название Белгородско-Харьковской операции. Какие города были освобождены в ходе этих операции. Покажите их на карте.

5.В этом сражении принимали участие около 2-х миллионов человек, 6 тысяч танков.

  • Определите место этого сражения и покажите его на карте.


6. 5 августа 1943 года впервые за всю войну был дан салют в Москве.

  • В честь освобождения, каких городов был дан салют? Покажите их на карте.

7. Определите итоги и значение битвы под Курском.


Ответы


1.Курская оборонительная операция (5-23 июля 1943)

Орловская операция (12 июля-18 августа 1943)

Белгородско-Харьковская (3-23 августа )

2. Центральный фронт – Рокоссовский

Воронежский – Ватутин

Степной – Конев.

3.Стратегическая наступательная операция «Кутузов».

4.Стратегичекая наступательная операция «Румянцев»

Белгород, Богодухов, Харьков.

5. Прохоровка

6. Орёл и Белгород.

7. Значение битвы под Курском.

1.Завершился коренной перелом в ходе Великой отечественной войны.

2.Всему миру было продемонстрировано превосходство Красной Армии на германский вермахт в боевом мастерстве, вооружении и стратегическом руководстве.

Ваша группа работает с картой «Оборона Севастополя».


1.Этот город СССР в числе первых 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут подвергся налёту фашистской авиации.

  • Определите название этого города. Покажите его на карте. Сколько дней длилась оборона этого города?


2. Для защиты города Севастополь был создан СОР.

  • Что означает эта аббревиатура? Какая армия вошла в данное образование? Покажите её на карте и назовите командующих.

3.Большую роль в срыве 16-ти суточного наступления немцев сыграла Керченско- Феодоссийская десантная операция.

  • Укажите дату проведения этой операции и покажите её на карте.

4.1942 год – наши войска начали продвижение на запад и юго-запад.

Это были следующие направления Старый Крым, Карагоз, Коктебель.

  • Покажите их на карте.

5.В ожесточённых боях в районе этой деревни принимали участие танки

Т-26.

  • Определите название этой деревни и покажите её на карте.

6.В плане Керченско-Феодоссийской операции предусматривалась высадка десанта. Она была успешно осуществлена.

  • Покажите на карте место высадки десанта и названия объектов.

7. Определите итоги и значение Севастопольской обороны.

Ответы.

1.Севастополь (250 дней).

2.Севастопольский оборонительный район. Приморская армия . Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С.Октябрьский; командующий по сухопутной обороне генерал –майор И.Е. Петров.

3.26 декабря- 1941 год – 2 января 1942.

4.деревня Владиславовка.

6. район деревни Ак-Монай у основания косы Арабатская стрелка.

7. Итоги и значение Севастопольской обороны.

1.Образец длительной активной обороны приморского города и крупной военно-морской базы, оставшихся в глубоком тылу противника.

2.Были нарушены планы продвижения немецких войск на южном крыле советско-германского фронта.

3.Немецкая армия потеряла убитыми и ранеными 300 тысяч человек.

4.В результате Керченско-Феодоссийской операции, советские войска предотвратили возможность вторжения немецких войск на Кавказ через Таманский полуостров.



Фото мероприятия

«Да здравствует Победный Май» - Бал Победы.