СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Основные мотивы лирики"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по литературе предназначена для обучающихся СУЗов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Основные мотивы лирики"»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)






Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

Своеобразие художественного мира поэта.

Основные мотивы лирики



Методическая разработка учебного занятия

по учебному предмету ООПб.02 Литература

(Раздел «Развитие русской литературы и культуры

первой половины XIX века»)









Разработчик:

ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна,

преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»













2018 г.


ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Специальность: специальности технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей

Учебный предмет: ООПб.02 Литература

Тема учебного занятия: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

Своеобразие художественного мира поэта. Основные мотивы лирики

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-практикум

Средства обучения:

  • технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные: компьютерная мультиме-дийная презентация к уроку; видеофрагмент «М. Ю. Лермонтов» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/

  • дидактический материал: тексты стихотворений,
    раздаточный материал для работы в группах, иллюстративный материал по теме урока.

Цели урока:

методическая: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся при анализе текста стихотворения;

образовательная: ознакомление с основными этапами жизненного и творческого пути М. Ю. Лермонтова; с мировоззрением, идеалами автора
в юности, его нравственным и творческим выбором; показать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им
реального мира;

содержательная: развитие у обучающихся умения осуществлять анализ стихотворения, развитие умений выделять главные, существенные моменты в лирическом стихотворении, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; обогащение словарного запаса обучающихся; совершенствовать навыки выразительного чтения;

воспитательная: воспитание нравственности, эстетического вкуса и художественного восприятия поэтического слова, развитие культуры речи обучающихся;




Планируемые результаты:

а) предметные:

  • сформированность представления об основных вехах жизненного и творческого пути М. Ю. Лермонтова;

  • определение основных мотивов поэзии М. Ю. Лермонтова;

  • владение умением учитывать историко-культурный контекст в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

б) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение рационально распределять рабочее время;

  • умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • владение устной и письменной речью;

  • познавательные:

  • умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;

  • умение анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

  • умение анализировать и обобщать информацию;

  • коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

в) личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения и контроля:

  • вербальные: беседа;

  • наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

  • практические: чтение литературного произведения, различные виды анализа текста художественного произведения (включая проблемно-тематический анализ);

  • методы контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль, самоконтроль.


Нормативный документ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.


Образовательные ресурсы:

  1. Литература. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профил. уровни). Часть 1 / Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.

  2. Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.alleng.ru/d/lit/lit169.htm

  3.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. – М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1376 c. 

  4. Литература: книга для преподавателя [базовый и профильный уровни]: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.

  5. Литература. 11 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Г.Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. – 219 с.


Основные термины и понятия: романтизм, лирический герой, мотивы лирики





































ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Содержание учебного материала:

1) Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).

2) Темы, мотивы и образы лирики М.Ю. Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество.


  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3 мин)

  2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (7 мин)

Вопросы для беседы:

– Вспомните, когда вы впервые познакомились с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Какое впечатление произвели на вас его произведения?

- Какой факт из жизни М. Ю. Лермонтова вы бы назвали самым ярким? Почему?

- Какие поэтические произведения поэта запомнились вам из программы по литературе школьного курса? Почему?

Далее преподаватель говорит о том, что время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном
положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…» — писал А. И. Герцен. Он имел в виду время, наступившее после 14 декабря 1825 года — восстания декабристов.
В русской литературе того периода происходят заметные изменения. Постепенно уходит в прошлое поэзия пушкинской поры с её верой в конечное торжество разума, просвещения, с её стремлением к ясности и точности поэтического языка. Появляется новый тип психологической и философской лирики с подчёркнутой склонностью к самоанализу, к осмыслению всеобщих законов природы и бытия.
Говоря о произведениях М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинский очень проницательно заметил, что в них «нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни.

Формулирование темы и целей учебного занятия.


  1. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (60 мин)

Алгоритм работы над «открытием» нового знания:

1. Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве

М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах).

2. Обучающиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества М. Ю. Лермонтова в тетрадях.

3. Знакомство с мировоззрением, идеалами юного поэта, его нравственным и творческим выбором. Чтение наизусть.

4. «Начало поэтической славы»: аналитическая работа с текстом

стихотворения «Смерть поэта» (история создания, выразительное чтение,

анализ стихотворения)

1) Слушание сообщения заранее подготовленного учащегося об истории создания стихотворения

2) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным обучающимся стихотворения «Смерть поэта».

3) Аналитическая беседа

• Как в стихотворении выражены любовь Лермонтова к Пушкину и горечь утраты? Определите оттенки авторского чувства.

• Какие черты Пушкина — человека и поэта — воссоздал Лермонтов в стихотворении?

• Почему Лермонтов назвал своё стихотворение не «Смерть Пушкина», а «Смерть поэта»?

• Некоторые строки стихотворения навеяны поэзией Пушкина. Какие именно? Какие пушкинские образы использовал Лермонтов? В чём заключается их новое содержание в данном произведении?

• «Погиб поэт!» — этими словами начинается стихотворение Лермонтова. Затем он ещё несколько раз повторяет горькую весть, но каждый раз говорит об этом иначе:
• «…Пал, оклеветанный молвой…»; • «…и убит! Убит!»;
• «…Угас, как светоч, дивный гений…»; • «…И он убит — и взят могилой…»;
• «…И умер он…»; • «…Приют певца угрюм и тесен…».

• Какие чувства поэта отражаются в часто повторяемых словах о гибели Пушкина?
• Чем отличается интонация последних 16 строк от интонации предыдущих строк стихотворения «Смерть поэта»?
• Имел ли основание современник Лермонтова назвать его стихи «воззванием»?

  1. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Обучающиеся составляют тезисы).



  1. Включение нового знания в систему имеющихся знаний (20 мин)

Работа с таблицей.


Прочтите названия стихотворений и определите мотивы лирики поэта, выраженные в этих поэзиях.


  1. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (10 мин)


Написать «Что нового я открыл для себя в лирике и в личности
М. Ю. Лермонтова».

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.













18