СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема программы :   «Техническое обслуживание двигателей»

 

Тема урока:                «Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма и газо-распределенного механизма грузовых автомобилей»

 

Цели урока: Научить обучаю

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»

Тема программы : «Техническое обслуживание «двигателей»»

Тема урока: «Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма и газо-распределенного механизма грузовых автомобилей»

Цели урока: Научить обучающихся выполнению мероприменения, проводимых при техническом обслуживании ГРМ и КШМ; ознакомить с основными неисправностями ГРМ и КШМ двигателей, способами их обнаружения и устранения; показать последовательность выполнения работ при техническом обслуживании ГРМ и КШМ двигателей; освоить меры безопасности при обслуживании ГРМ и КШМ.

Учебно-метериальное оснащение урока: автомобиль Газ-53 , набор трудовых ключей, ключ свечной , отвертка , динамометрический ключ , компрессометр, щуп для регулировки тепловых затворов клапанов, инструкционная карта, плакаты.

Ход урока:

  1. Организационная часть (вступительная) . Проверить наличие обучающихся, готовность к занятию, их внешний вид.

  2. Вводный инструктаж – Сообщаю тему урока и цель.

Актуализация опорных знаний обучающихся:

На занятиях обучающиеся изучили назначение, устройство и работу двигателя внутреннего сгорания. Поэтому для восстановления в памяти обучающихся ранее приобретенных знаний задаю им вопросы:

  1. Назначении и краткое устройство двигателя.

  2. Работа 4-х тактного двигателя.

  3. Состав КШМ и ГРМ.

Инструктирование обучающихся по материалу урока.

Необходимо научить обучающихся правильно и последовательно выполнить комплекс мероприятий по техническому обслуживанию ГРМ, КШМ двигателя.

Напоминаю обучающимся, что на автомобиле Газ-53 устанавливается двигатель ЗМЗ-511.10 Заволжского моторного завода. Двигатель V-образный, восьмицилиндровый, карбюраторный, 4х-тактный. Рабочий объем цилиндров 4,25 л при диаметре цилиндров 92мм и ходе поршня 80мм, порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8, степень сжатия 7,0-7,6, контрольный расход топлива в летнее время движущегося с полной нагрузкой на 4 передачи со скоростью 60км/час 20 литров на 100км.

Основными неисправностями механизмов двигателя являются: падение мощности; увеличение расхода топлива и смазочного материала; дымность выпуска; снижение давления кольца такта сжатие; хлопки в карбюраторе или глушителе; стуки в двигателе.

Падение мощности и увеличения расхода топлива вызваны: неисправностями системы питания и зажигания; накопление нагара в камере сгорания; отложениями во впускной системе; наличием накипи и загрязнений в охлаждающей системе; неправильной регулировкой механизма газораспределения; пропуске воздуха через уплотнения выпускной системы.

Повышенный расход смазочного материала и дымность двигателя при исправной вентиляции картера наблюдается при: износе и поломке поршневых колец; потере упругости износе канавок под поршневые кольца; износе гильз цилиндров; подсосе смазочного материала через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками; нарушение уплотнений коленчатого вала. На дымность выпуска двигателя большое влияние оказывает неисправность топливной аппаратуры.

Снижение давления в цилиндрах двигателя в конце такта сжатие происходит при износе поршневых колец и гильз цилиндров, неплотном применении клапанов к сёдлам, износе направляющих втулок клапанов, ослабление затяжки гаек крепления головок цилиндров, повреждение прокладки головки цилиндров, нарушение зазоров в газораспределительном механизме. Резкое снижение давления (на 30-40%) свидетельствует о поломке или замене их.

Хлопки в карбюраторе является признаком неплотного закрытия впускных клапанов двигателя. Вследствие неправильного регулировки карбюратора или засорения жиклеров. В случае сгорания в цилиндрах двигателя переобогащенной горючей смеси, а так же неплотного открытия впускного клапана при такте сжатия часть горючих смесей попадает в выпускную систему и там сгорает. В результате появляются хлопки в глушителе. Хлопки могут быть обусловлены неправильно установленным зажиганием (ранее и позднее)

Стуки в двигателе появляются при поломке клапанных пружин и заедания клапанов, задирах на поверхностях гильз и поршней, увеличенных зазорах между стержнями клапанов и носками коромысел, износе поршневых пальцев, отверстий для них бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износе коренных и шатунных подшипников. Стуки и даже полная остановка двигателя при включении сцепления свидетельствует при износе упорных шайб коленчатого вала.

Техническое состояние двигателя проверяют наружным осмотром, по показаниям контрольно-измерительных приборов, расходу топлива и масла, путем прослушивания двигателя. Для поддержания двигателя в работоспособном состоянии и в надлежащем виде, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправностей, а так же выявления их с цель своевременного устранения выполняют ТО двигателя.

Существует два вида технического обслуживания ТО-1, ТО-2. Наиболее характерные работы, выполняемые при то кривошипно-шатунном и газораспределительном механизме являются:

При ТО-1 проверяют:

- Крепление оборудования на двигателе

- Крепление трубопроводов и приемных труб глушителя

- Крепления двигателя на раме.

При ТО-2 проверяют и при необходимости закрепляют :

- Головки блока цилиндров двигателя

- Регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел

- Определяют величину компрессии двигателей

Два раза в год (сезонное обслуживание) контролируют состояние цилиндро-поршневой группы.

Обращая внимания обучающихся на то, что при проведении ТО ГРМ и КШМ необходимо выявить и по возможности устранить характерные неисправности; закоксование поршневых колец; удаление нагара на поршне; неплотное прилегание клапанов к седлам; своевременные регулировки зазора между бойком коромысла и торцом стержня, затяжки гаек крепления головок цилиндра. Неисправности часто возникают из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля.

Для удаления нагара на днищах поршней и камере сгорания снимают с двигателя головку цилиндра. Нагар удаляют скребками из мягкого материала (меди, дерева или текстолита), стараясь не повредить днище поршней или стенки камеры сгорания. Для размещения и облегчения снятия нагара на него предварительно кладут ветошь, смоченную в керосине. Перед установки головки цилиндров прокладку смазывают графитовой смазкой или натирают графитом.

Затяжка так же при ТО необходима для предотвращения пропуска газов и охлаждающей жидкости через прокладку головки цилиндров. Гайки затягиваются в два приема. Окончательную затяжку производить динамометрическим ключом.

Последовательность затяжки

.11 .3 .5 .12


.16 .7 .1 .8 15.


.17 .10 .2 . 9 18.


.14 .6 .4 .13

.13 .5 .4 .12


.17 .9 .1 .8 . 16


.14 . 10 .6 .2 .3 .7 .11 .15



Двигатель ЗМЗ-53 Двигатель ЗИЛ-130

На предварительный натяг влияют коэффициенты теплового расширения металла головки цилиндра шпилек. Поэтому гайки креплений чугунной головки подтягивают на прогретом двигателе, а алюминиевой на холодном.

После затяжки гаек креплений головок цилиндров затягивают гайки впускного трубопровода и регулируют тепловые зазоры клапанов. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана (впускного и выпускного) холодных двигателей должен составлять 0,25-0,3 мм.

Поршень первого цилиндра устанавливают в верхнюю мертвую точку (ВМТ) конца такта сжатия. Такт сжатия определяют, проворачивая вал рукояткой до тех пор, пока пробка из ветоши, установленная в отверстии головки цилиндров, на место свечи зажигания, не будет вытолкнута.

У двигателя ЗМЗ-53 совмещают метки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя. Зазоры клапанов регулируют в последовательности соответствующей порядку цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8)

Зазоры в клапанном механизме проверяют щупом. Щуп должен свободно проходить по минимальному зазору, а щуп, равный по толщине максимальному зазору с усилием.

Ослабив и удерживая ключом конрогайку регулировочного винта ,вставляют в зазор щуп необходимой толщины и вращают винт до получения требуемого зазора. Удерживая винт отверткой, затягивают контрогайку и проверяют зазор. При неплотном прилегании клапанов к седлам механизм газораспределения разбирают. Снимают головку цилиндра и специальным приспособлением рассухаривают клапана. Клапана и седла очищают от нагара, промывают и контролируют. Если тарелка и стержень клапана не покороблены, прогара на фасках при незначительном их износе можно восстановить герметичность клапана притиркой. Для притирки используют пасту, состоящую из одной части абразивного микро парашка М20 и двух частей масла индустриального 20. При помощи притирочного приспособления или калаварота с присосом сообщают клапану возвратно-вращательное движение. Притирку заканчивают, тогда когда на фаске клапана и седла появляются сплошные матовые пояски шириной 1,5-3,0мм. После притирки и сборки клапанного механизма головку цилиндра переворачивают, и в камеры сгорания заливают керосин. Если через три минуты не будет обнаружено просачивания керосина, качество притирки удовлетворительно.

Определение величины компрессии двигателя

Для проверки давления в цилиндрах в конце такта сжатия компрессометром необходимо:

прогреть двигатель,

отсоединить провода от свечей зажигания,

затем очистить углубление около свечей, вывернуть свечи и вставив резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для свечи зажигания одного из цилиндров, повернуть коленчатый вал стартером или пусковой рукояткой на 10-12 оборотов.

Давление в цилиндрах отсчитывают по школе манометра. Далее нажав пальцем на стержень золотника компрессометра, устанавливают стрелку в нулевое положение и проверяют давление в следующем цилиндре.

Давление должно быть не ниже 7,6 кг/ ЗМЗ-53 и 6,7-7,0 кг/ ЗИЛ-130

Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать на 1кг/

Инструктирование обучающихся по техники безопасности

Объясняю обучающимся, что при техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо применять меры против их самостоятельного перемещения. Затормозить стояночным тормозом автомобиль, выключить зажигание и под колеса положить не менее двух упоров. Запрещается ТО и ремонт автомобиля с работающем двигателем, за исключение случаев его регулирования. Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках или крыльях автомобиля. Пользоваться переносными лампами не выше 12 вольт.

Закрепление материала вводного инструктажа

Прошу учащихся ответить на следующие вопросы :

  1. Какие неисправности могут возникнуть в системе КШМ?

  2. Какие неисправности могут возникнуть в системе ГРМ?

  3. Какие работы выполняются при ТО-1 и ТО-2?

  4. Как устраняются неисправности системы КШМ и ГРМ?

  5. Рассказать правила пользования компрессометром и динамометрическим ключом

  6. Правил техники безопасности при ТО, ГРМ и КШМ?

III. Упражнения обучающимся и текущие инструктирование.

- Обучающимся выдается задание они занимают рабочее место преступают к выполнению всех упражнений вводного инструктажа

- Проведение мероприятий по ТО-1

- Проведение мероприятий по ТО-2

- Определение неисправностей в системе КШМ

- Определение неисправностей в системе ГРМ, их признаки и способы их устранения

Обходы рабочих мест

В ходе работы проверяю

- Организацию выполняемых работ

- Правильность выполнения ТО-1 и ТО-2, и избежание ошибок

- Правильность пользования комперссометром, динамометрическим ключом

- Последовательность затяжки головки блока цилиндров

- Правильность регулировки клапанов

- Соблюдение мер безопасности при проведении ТО систем КШМ и ГРМ.

Приемка и оценка выполнения упражнений

По завершению работа по ТО, КШМ и ГРМ проверяю проделанную работу. В ходе проверки прошу выполнить обучающимся следующие контрольные приемы при проведении ТО, КШМ и ГРМ

  1. Определение правильности регулировки клапанов

  2. Правильность затяжки свечей зажигания

  3. Правильность установки крышки головки цилиндров.4

Уборка рабочих мест

  1. Заключительный инструктаж - 7 мин

При оценивании действий обучающихся принимаю во внимания объем выполняемых работ, правильность, последовательность их выполнения, умение пользоваться выполнения, умения пользоваться инструментом и принадлежностями при выполнении ТО, характер при этом допущенных ошибок, соблюдение правил ТБ

Объявляю обучающимся оценки, выставляю их в журнал производственного обучения