СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация по работе с презентацией «ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА В 1 КЛАССЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации – это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

В данном случае, по работе с презентацией «ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА В 1 КЛАССЕ».

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация по работе с презентацией «ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА В 1 КЛАССЕ»»

Методическая рекомендация по работе с презентацией

«ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА В 1 КЛАССЕ»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №16 г.о.Серпухов

Максимова Нина Станиславовна

Форма занятия

урок, внеурочная деятельность, индивидуально-групповые занятия

Учебный предмет

Русский язык.

Класс

1

Тип занятия

Закрепление знаний.

Тема

Фонетический анализ слова

Цель

повторить алгоритм выполнения фонетического анализа слова, довести действия до автоматизма.

УУД:


Предметные:  знают языковые единицы: звук, буква; находят, сравнивают и классифицируют буквы и звуки. Особенности различия звуков и букв. Анализ слова.

Личностные: 

имеют желание учиться, адекватное представление о поведении, выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находят ответы на вопросы, осуществляют анализ, делают выводы, находят способы решения проблемной задачи.

Коммуникативные: строят высказывание в устной форме, владеют способами совместной деятельности.

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Ресурсы (оборудование)

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал: презентация, условные карточки-звуки и слияния звуков, счетные палочки, индивидуальные карточки с изображением предметов.



слайд

учитель

ученик

Добрый день, ребята. Поднимите руки те, кто любит слушать музыку?

Из чего состоит музыка?


Правильно. Из звуков. Разной частоты, длительности, и прочих различий. И пауз между ними.

А кто любит слушать песни?

Чем отличается песня от музыки?

Совершенно верно. Песня – это словесно-музыкальное произведение, которое может исполняться и без музыки. Значит и слова, которые мы слышим, состоят из звуков.

Вы хотите научиться слышать звуки слов?

Тогда, мы отправимся в фонетику - раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки нашей речи.



Поднимают руки.

-Музыка. -Из звуков.





Поднимают руки.


-Словами.








-Да.

Какой интересный дом вырос на нашем пути.

С чего же началось его строительство?

Тут написано:

- Произнеси слово и раздели его на слоги.

(Нажимаем на ссылку №1, переходим на другой слайд)




-С фундамента.

Читает совет с экрана.

Итак, усаживаемся поудобнее и будем болеть за команду под названием «ДОМ». Начали! и… ДОМ, еще раз ДОМ, и еще раз ДОМ.



Мы выделили и видим на схеме 1 слог.






Все вместе по команде учителя скандируют ТРИ раза слово ДОМ.



Первый ряд будет болеть за команду «АИСТ», а вы контролируйте движением руки на локотке.












Второй ряд, ваша команда «МОРЕ». Остальные – контролеры.



Ну, а ваша команда (обращается к третьему ряду) -«ЗЯБЛИК».



А теперь все вместе будем негромко скандировать и сами себя контролировать рукой. Наша команда «ЭКРАН».





Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда




Первый ряд по команде учителя скандируют ЧЕТЫРЕ раза слово АИСТ, а остальные ставят правую руку на локоток и наклоняют ее то вправо, то влево в такт скандированию.

Второй ряд по команде учителя скандируют ЧЕТЫРЕ раза слово МОРЕ.

Третий ряд по команде учителя скандируют ЧЕТЫРЕ раза слово ЗЯБЛИК.




Все вместе по команде учителя скандируют ЧЕТЫРЕ раза слово ЭКРАН.

Первый шаг в фонетическом строительстве мы выполнили, переходим ко второму этапу.

Нажимает на ссылку «№2. Составь схему слова»


Звуки слов можно изобразить, используя условные обозначения.

Внимание!

Покажите мне красный квадрат.

(Читает с экрана, что он обозначает.)

Положите на парту.











(Аналогичная работа с другими условными знаками).

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда










Все достают из конверта и поднимают красный квадратик.

Кладут его на парту.

(так выкладываются все остальные условные обозначения)

Приступаем к составлению схем.

Слово ДОМ. Мы уже знаем, состоит из 1 слога. Произнесем медленно это слово. Дирижирует.








Всем классом произносят нараспев слово ДОМ.



Что мы услышали вначале слога?


Какой согласный, мягкий или твердый?


Значит, какое слияние?






1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда


-Слияние двух звуков [до].



-Твердый


-Слияние твердого согласного с гласным

выкладывают на парте

-Давайте послушаем, какой звук идет за слиянием.





-Какой звук следует за слиянием [до]?










1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда

Аналогичная работа с другими словами.

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда



Всем классом произносят нараспев слово ДОМ.

-Твердый согласный [м].

выкладывают на парте




Второй шаг в фонетическом строительстве мы выполнили, переходим к третьему этапу.

Нажимает на ссылку «№3. Поставь ударение»


Читает информацию с экрана.

- Мы с вами играем в комнате, а мама на кухне готовит обед. Нам необходима ее помощь! Давайте позовем ее!

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда

- мАма! мАма!

-А теперь позовем эти предметы.


1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда

Мы видим, что в этом слове 1 слог – гласный 1, он и будет ударным. Значит, ударение над односложными словами можно и не ставить.


-Какой слог ударный?

1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда.

- Правильно.


-Какой слог ударный?

1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда.

-Молодцы!


-Какой слог ударный?

1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда.

-Замечательно!

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда



-дОм! -дОм!








-Аист! -Аист!

- Первый.




-зЯблик! -зЯблик!

-Первый




-экрАн! -экрАн!

-Второй

- Чтоб наш дом был крепким, выполним четвертое задание.

Нажимает на ссылку «№4. Проверь себя: сравни количество слогов и гласных звуков»


Читает информацию с экрана.

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда


-Сколько гласных в слове ДОМ?

-А слогов?





-Сколько гласных в слове АИСТ?


-Сколько слогов?





-Сколько гласных в слове ЗЯБЛИК?


-Слогов?





-Сколько гласных в слове ЭКРАН?




-Одна.

-Один.

Все вместе:

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.


- Два гласных звука [а] и [и].

-Слогов тоже два.

Все вместе:

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.


- Два гласных звука [а] и [и].

-Слогов тоже два.

Все вместе:

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.


- Два гласных звука [э] и [а].

-Слогов тоже два.

Все вместе:

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Нам осталось сделать крышу.

Нажимает на ссылку «№5. Сосчитай и запиши количество букв и звуков»

-Для этого мы будем использовать счетные палочки: один цвет будет обозначать звуки, другой – буквы.









готовят счетные палочки

-Сосчитайте количество звуков в слове ДОМ, столько же счетных палочек положите рядом со схемой слова.



-Все вместе негромко сосчитаем буквы. Показывает указкой на экране.

- Сколько палочек другого цвета надо положить?

-Что можно сказать о количестве звуков и букв?

Аналогичная работа с другими словами.

-Молодцы! Но бывает и по-другому.

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда




Выкладывают три счетные палочки одного цвета.



Считают.


-Три.


- Одинаковое.

-Посмотрите на экран.

Указкой показывает на картинку ежей.

-Посчитайте, сколько звуков в слове ЕЖИ?

Указкой показывает на картинку голубь.

-Сколько звуков?

- Сколько букв?

Указкой показывает на картинку маяк.

-Сколько тут звуков?

- Сколько букв?

Указкой показывает на картинку мальчик.

-Сколько звуков?

- Сколько букв?

1 раз кликнет мышкой на пустом месте слайда.

-Почему слова разделились на две группы?






1 раз кликнет мышкой на розовом фоне слайда.

- Посмотрим, почему выделили букву е.

1 раз кликнет мышкой на слово ежи.





- 4 звука

- 3 буквы


- 5 звуков

- 6 букв



- 5 звуков

- 4 буквы



- 5 звуков

- 6 букв




- На розовом фоне звуков больше чем букв, а на голубом фоне звуков меньше, чем букв.




- В какой части слова находятся выделенные буквы гласных?


- Сколько звуков они обозначают?











- Молодцы. Значит буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука, если…

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда



- В начале слова.


- Буква е обозначает два звука [й’э].

- Буква ё обозначает два звука [й’о].

- Буква ю обозначает два звука [й’у].

- Буква я обозначает два звука [й’а].



- Первые в слове.

1 раз кликнет мышкой на розовом фоне слайда.

- Буква я находится не в начале слова, посмотрим, почему ее выделили.

1 раз кликнет мышкой на слово маяк.


- Посмотрите внимательно на слово ШВЕЯ. Буква я идет за буквой гласного или согласного звука?


- А тут ВЕСЕЛЫЕ ДРУЗЬЯ. В слове веселые буква е обозначает два звука, почему?


- Какие ещё буквы кроме букв я, е могут обозначать два звука?

- А в слове друзья как расположена буква я?


-Запомните: в буквах е, ё, ю, я «прячется» звонкий (сонорный) непарный мягкий непарный согласный [й’], если они идут за буквой гласного звука или после мягкого(твердого) знака.

такие буквы называются йотированными.

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда





- За гласной.



- Потому что идет за гласной.



- Ещё ю и ё


- После мягкого знака.

- Итак, первая группа на розовом фоне, это слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Почему звуков больше?








- Выясним, почему во второй группе слов на голубом фоне звуков меньше, чем букв.

1 раз кликнет мышкой на розовом фоне слайда.

- Что произошло?


1 раз кликнет мышкой на голубом фоне слайда.





- Потому что йотированные буквы находятся либо вначале слова, либо после гласного или после мягкого (твердого) знака.






-выделили мягкие знаки.

Читает информацию с экрана.

Нажимает на управляющую кнопку, расположенную в нижнем правом углу слайда


-Вот мы и закончили строительство фонетического (звукового) анализа слова.

-Давайте проверим, чему научились.

Вывешивает на доску картинку.








Раздает индивидуальные карточки с картинками (по вариантам).

Оказывает индивидуальную помощь.




- Дорогие ребята, вы очень хорошо потрудились.

1 раз кликнет мышкой на белом фоне слайда.







Коллективно, под руководством учителя, выполняют фонетический анализ изображенного слова.



Самостоятельно выполняют фонетический анализ изображенного слова.

- Спасибо за работу и внимание.

- Если вы научились слышать слово, похлопайте себе.





Хлопают.



6