СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы формирования географических понятий

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию понятий – главная задача школьной географии. Процесс формирования понятий является управляемым, он проходит под руководством учителя и имеет целенаправленный характер.Для формирования географических понятий  используются различные методы и методические приемы.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы формирования географических понятий»

Методические приемы формирования географических понятий.

Для формирования географических понятий используются различные методы и методические приемы:

Методы обучения:

По способам передачи и усвоения информации

По способам мыслительной деятельности

Словесные

Наглядные

Практические

Объяснительно-иллюстративный

Источником знания является устное или печатное слово

Источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия

Учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические задания

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проблемный

Исследовательский


Методические приемы:

Организационные приемы

Технические приемы

Логические приемы

Действие связано с различной организацией применения тех или иных методов

Связаны с применением вспомогательного оборудования

Анализ

Синтез

Сравнение

Абстрагирование

Обобщение


Логические методические приемы:

1) Анализ – мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его признаки.

2) Синтез – мысленное соединение признаков в содержании понятий.

3) Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами.

4) Абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков.

5) Обобщение – объединение предметов в класс на основании общности выделяемого признака.

2.2 Типы заданий по формированию географических понятий.

1) Задания на установление причинно-следственных связей.

Например, составьте логическую цепочку:

ГП между северным и южным тропиком





2) Задания на систематизацию понятий. Учащимся предлагается перечень понятий. Необходимо их систематизировать по определенным признакам, предло-жить названия групп, в которые можно объединить эти понятия. Например,

1. Крымские горы; 5. Скандинавские горы; 9. Гималаи;

2. Анды 6. Карпаты 10. Уральские горы

3. влк. Килиманджаро 7. Кордильеры 11. Кавказ

4. влк. Фудзияма 8. влк.Везувий 12. Альпы

Горы по высоте

Горы по образованию

Горы по возрасту:

Низкие:

Вулканические:

Молодые:

Средние:

Складчатые:

Старые:

Высокие:

Складчато-глыбовые:


3) Задания на внесение изменений в определение понятия (путем замены одних терминов другими; путем исключения из определения некоторых слов или словосочетаний) и анализ нового определения с позиции содержания понятия.

Например, понятие «погода»:

Погода – состояние нижнего слоя тропосферы в данное время и в данном месте.

Исключить словосочетания: «нижнего слоя», «в данное время», «в данном месте».

Заменить термин «тропосфера» на термин «стратосфера».

4) Задания на сравнение разных определений одного и того же понятия и анализ их с позиций правомерности (их можно найти в учебниках разных авторов).

Например:

Климат (по Б. П. Алисову) – закономерная последовательность метеорологических процессов, определяемая комплексом физико-географических условий и выражающаяся в многолетнем режиме погоды, наблюдающемся в данной местности.

Климат (по Бержерону) – совокупность устойчивых процессов атмосферной циркуляции, создающих определенные типы погоды.

Климат – совокупность всех неслучайных для данного места типов погоды.

Климат – многолетний режим погоды в данной местности.

5) Задания на применение понятий для решения задач. Напримиер, определите падение и уклон реки Днепр (длина - 2201 км, высота истока – 253 м).

Решение:

Падение реки – превышение ее истока над устьем, выраженное в метрах.

Падение реки Днепр: 253 м – 0 м = 253 м

Уклон реки – это отношения ее падения (в см) к длине (в км).

Уклон реки Днепр:

253 м : 2201 км = 25300 см : 2201 км = 11,5 см : 1 км

Ответ: падение реки Днепр = 253 м, уклон реки Днепр = 11,5 см на 1 км

Проблемный вопрос: Почему в половодье мусор течет по краям реки, а в межень, наоборот, весь мусор в центре реки ?

Ответ: Половодье – максимальный уровень воды в реке, наступающий ежегодно в определенное время. Межень – период самого низкого уровня воды вреке. Из-за трения воды о берега в межень вода из середины реки убывает быстрее, образуя своеобразный желоб, куда и собирается мусор.

Проблемный вопрос: На территории Чили протекает необычная река: она течет только по ночам, полностью пересыхая днем. У нее нет названия, рыба в ней не водится. Догадавшись, что является ее истоком, скажите, почему у нее такой странный режим ?

Ответ: Режим реки – характер изменения расхода воды в течение года или суток в зависимости от климатических условий, геологического строения местности,уклона, формы и строения ложа реки. Исток – начало реки (родник, озеро, болото, ледник).

Истоком реки в Чили являются снежные вершины Анд. Снег и лед днем тает, но вода достигает равнин только к ночи.

6) Кроссворды. Эти задания предназначены для отработки новых понятий и повторения ранее изученных. Возможны разные варианты организации деятельности учащихся:

  • Разгадать кроссворд, заполнив пропущенные клетки.

  • Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.

  • Заполнить кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, которые попали в них, составить ключевое слово и раскрыть содержание понятия.

  • Составить кроссворд, используя понятия по теме, предложенной учителем.

Примеры кроссвордов представлены в приложении 2.


7) Найди ошибку. Задания на составление коротких рассказов по теме урока, в которых специально допущены ошибки при употреблении понятий. Ученик перед классом читает свой рассказ, а задача слушателей – найти ошибки.

8) Лишнее слово. Учащиеся должны найти лишнее слово и объяснить, почему оно не должно входить в логический ряд.

Например:

  • Вода, золото, известняк, кварц, алмаз (известняк не минерал).

  • Гранит, глина, уголь, алмаз,мрамор (алмаз не горная порода).

  • Уголь, базальт, гранит, пемза, лабрадор (уголь не магматического происхождения).

  • Мрамор, гнейс, кварцит, песок (песок не метаморфическая порода).

  • Глина, мрамор, каменная соль, торф (мрамор не осадочная порода).

  • Газ, уголь, торф, мел, нефть (мел не топливное полезное ископаемое).

9) «Литературная география».

Учитель читает текст, не называя понятия, о котором идет речь. Задача учащихся – определить, о каком объекте или явлении говорится в тексте. Например,

Вопрос: В словаре Брокгауза и Эфрона можно встретить такое любопытное определение: «… - это такое состояние нижнего слоя атмосферы, когда совершенно прозрачный при обыкновенных условиях воздух теряет свою прозрачность». О чем оно? Ответ: о тумане.

Загадка: «Без рук рисует, без зубов кусает». Ответ: мороз.

10) Задания на конструирование определений понятий из приведенных слов и словосочетаний.

Например, составить определение понятия «меридиан» из таких слов и словосочетаний: «полюс», «условная линия», «географическая карта», «проведенная», «глобус».

Меридиан – условная линия на глобусе и географической карте, проведенная между полюсами

11) Задания на составление опорных конспектов, структурно-логических схем, построение «дерева» определенного понятия.

Население Южной Америки

Пришлое население

Коренное население



Индейцы

Европейцы

Негры




Метисы

Мулаты



Самбо



12) Слово – предложение – вопрс – ответ.

Учитель называет слово (понятие). Задача учащихся – составить предложение, где это слово будет подлежащим, составить вопрос, касающийся данного понятия и ответить на него.

13) Тестовые задания. Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем или сами составляют их, обмениваются тетрадями и проверяют. Все тесты подразделяют на два вида:

1) Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов, предложенных в задании.

2) Перспективные (или «открытые») тесты, где необходимо вписать «пропущенные» слова.

Например,

Задание на выбор одного правильного ответа

Какое понятие отвечает определению «время, одинаковое во всех точках одного меридиана»?

А. Поясное

Б. Декретное

В. Летнее

Г. Местное


14)Задание на установление соответствия

Установите соответствие между названиями проливов и частями Мирового океана, которые они соединяют.

1) Дрейка А. Средиземное море и Атлантический океан

2) Гибралтарский Б. Тихий и Северный Ледовитый океан

3) Зондский В. Тихий и Атлантический океан

4) Берингов Г. Красное море и Индийский океан

Д. Тихий и Индийский океан

15) Сенквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание сенквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление сенквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. Например,

Австралия!

Причудливая и эндемичная.

Удивляемся, познаем, запоминаем.

Мечтаем увидеть своими глазами

Необычный материк.


16) Верные и неверные суждения.

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;

  • умение анализировать информацию;

  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

«Мировой океан»

Факты:

Ответы:

1

Более 60 % человечества живут в пределах двадцатиминутной пешей прогулки до берега моря или океана.

Да

2

Каждая седьмая волна обычно выше других.

Нет

3

Иногда в океанах встречаются айсберги черного цвета.

Да

(из-за вулканов)

4

Между Исландией и Гренландией в океане есть подводный водопад.

Да

5

Самая соленая вода в Мировом океане находится вблизи экватора.

Нет

(в р-не тропиков)

6

У обитателей морских глубин нет глаз, т.к. там всегда темно.

Нет

7

В Черном море мидии живут в среднем 6 лет, а в Баренцевом – 25 лет.

Да

8

Если акула остановится, она может утонуть.

Да

9

Только две недели в году на горе Вай-але-але (Гавайские острова) не идет дождь.

Да

10

Большой Барьерный риф по объему в 100 000 раз больше Великой Китайской стены.

Да

11

Слово «цунами» переводится с японского языка как «большая волна».

Нет («волна в гавани»)

12

Дерево альстония с островов Тихого океана имеет древесину, которая в 25 раз легче воды.

Да

13

Китовая акула, достигающая в длину 20 м, - один из опаснейших хищников.

Нет (питается планктоном)

14

Рыба миксина благодаря чрезвычайной гибкости тела способна завязываться узлом.

Да

15

Моряки экспедиции Ф. Магеллана во время кругосветного плавания потеряли сутки.

Да


Работа по формированию понятий – главная задача школьной географии. Процесс формирования понятий является управляемым, он проходит под руководством учителя и имеет целенаправленный характер. Познавательной целью каждой темы, каждого урока должно быть формирование новых понятий или углубление уже имеющихся. Качество знаний учащихся, их научный уровень в значительной степени определяются количеством, глубиной, системой понятий.