СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема: «Охрана растений»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных знаний об охране растений.

Задачи:



Планируемые результаты:

дидактические:

Последовательность действий

предметные:

способствовать ознакомлению учащихся с растениями, занесенные в Красную книгу;

познакомимся с растениями, занесенные в Красную книгу;

знают о растениях, занесенных в Красную книгу;

формировать знания об сокращении разнообразия многих растений;

узнаем, почему многие растения стали редкими;

знают, почему многие растения стали редкими;

формировать умения соблюдать правила бережного отношения к растениям;

научимся соблюдать правила бережного отношения к растениям;

умеют соблюдать правила бережного отношения к растениям;

развивающие

метапредметные УУД

развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других; включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы об охране растений;

Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя об охране растений, умеют включаться в диалог с учителем и учащимися, соблюдая правила речевого поведения; умеют работать в парах.

развивать познавательную активность детей при изучении растений, занесенных в Красную книгу, умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Познавательные:

осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из учебника о растениях, занесенных в Красную книгу; выявляют известное и неизвестное, сравнивают, анализируют и делают выводы о состояниях воды.

способствовать пониманию причин успехов/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; способствовать развитию принимать и сохранять учебную задачу для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий

Регулятивные: понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок; принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий.

Воспитательные:

Личностные:

воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении охраны растений;

осознают важность благожелательного общения друг с другом во время работы в парах, в группе при изучении охраны растений;

формировать бережное отношение к окружающей среде;

испытывают ответственность за состояние окружающей среды;

воспитывать потребность к объективному самооценивании;

объективно оценивают свои достижения на уроке.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А., 3 класс, 1 часть, дидактический материал, интерактивная доска, презентация, спиртовка.

Организация пространства: индивидуальная, фронтальная, парная.







Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап






Приветствие, знакомство.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь.

Приветствуют учителя

ЛУУД

Эмоциональный настрой к уроку.

- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим, друг другу частичку хорошего настроения.

- Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Нам урок начинать пора.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, ведь вас ждет много интересных заданий , а верным помощниками будут внимание ,находчивость и смекалка . Я желаю ,чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше . Успеха и удачи вам !


Настраиваются к уроку



Проверка готовности к уроку.

Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у вас готово? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнём наш урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости)

-Давайте мы вспомним , что мы изучали на прошлых уроках. Я задаю вопросы , а вы поднимаете руки и отвечаете на них .

Фронтальный опрос

- Как происходит опыление у растений? (Насекомое садится на цветок и к его тельцу прилипает. Затем, насекомое путешествует с цветка на цветок того же вида и переносит пыльцу).

- Семя – это живое или неживое тело?( Семя – это живое тело)

- Что образуется на месте цветков после опыления?( На месте цветков после опыления образуется завязь, которая вырастает в плод с семенами)

- Какие условия нужны для прорастания семян? (Для прорастания семян необходима влажность и воздух)

- Отлично, я вижу многие усвоили материал прошлого урока и мы можем идти дальше изучать новую тему



III. Актуализация знаний.



















  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).

(дидактические средства: презентация)

-Обратите внимание на доску. Я хочу начать наш урок с высказывания великого писателя Михаила Пришвина.

Охранять природу-значит охранять Родину.

-Как вы понимаете данное высказывание? (Необходимо любить и беречь природу так же, как мы любим и бережём нашу Родину)

- Эти слова замечательного русского писателя являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь её так же, как мы любим и бережём нашу Родину.

-Пусть эти слова станут девизом нашего урока . Надеюсь, на этой хорошей ноте мы продолжим с вами наш урок.

-Давайте же мы узнаем , что мы будем изучать на данном уроке.

- Для этого посмотрите на экран. Какие из этих вы растений знаете?

(сон – трава, пижма, ятрышник, подснежники, ромашки)

-Посмотрите на фотографии и подумайте, какое растение лишнее? Почему?

-А что объединяет остальные картинки?

-Верно, ромашку мы чаще встречаем, чем остальные растения.

-А как вы думаете, почему так? Может они занесены в какую-то книгу?

-Верно, все растения кроме ромашки занесены в Красную книгу.

- А почему они занесены в Красную книгу?

- А какие растения вы еще знаете, которые занесены в Красную книгу?

- Почему их становится так мало?

-А как защитить растения?

- Мы не можем дать точные ответы на все эти вопросы . Значит , ответы на эти вопросы мы будем искать в течение урока.


Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами





ЛУУД

2.Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

(дидактические средства: презентация )

- Исходя из этого, попробуйте сказать, о чём мы будем говорить?

- Тема нашего урока звучит так: « Охрана растений»

- А цель нашего урока звучит так : узнаем, как нужно охранять растения.

-Молодцы. Вы все верно определили.

Формулируют тему и цели урока



Дети проговаривают свои варианты ответов

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности




























































  1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)

(дидактические средства: оценочные листы, презентация )

- Чтобы достичь нашей цели, определим последовательность действий на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите рассыпанный план нашего урока. Ваша задача - соотнести начало и конец предложений.

1. Познакомимся с растениями, занесенные в Красную книгу.

2. Узнаем, почему многие растения стали редкими.

3. Научимся соблюдать правила бережного отношения к растениям.

- Чтобы оценить свою деятельность на уроке, на ваших столах лежат жёлтые листочки - это листы самооценивания. После каждого этапа мы будем оценивать свою деятельность.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

1) Индивидуальная работа. Ознакомление с растениями, которые занесены в Красную книгу.

(дидактические средства: интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы, листы самооценивания)

-Ребята, в начале урока мы с вами отгадали не все растения. Но вы вы догадались, что они все занесены в Красную книгу.

- Я предлагаю выполнить задание, чтобы познакомиться с этими растениями.

- Сейчас я вам раздам рабочие листы. Сегодня на уроке будем по ним работать.

-Итак, нам нужно выполнить на рабочих листах задание 1.

-Вам даны картинки растений по учебникам вам надо найти их названия и подписать их.

-Хорошо, я вижу, что вы легко справились с этим заданием.

-Как мы уже говорили, они все занесены в Красную книгу.

-Что такое Красная книга?

-С чем у вас ассоциируется красный цвет?

-Верно, с опасностью, значит в Красную книгу занесены растения, которым грозит опасность, им нужна помощь.

- Красная книга — это список редких и исчезающих видов растений, животных и грибов. Учёные-биологи со всего мира решили помочь природе, взяв редкие виды живых существ под охрану. Они собрали сведения обо всех видах растений, животных и грибов, которые находятся на грани исчезновения, и назвали этот список Красной книгой.

-Но много ли вы знаете об этих растениях?

-Какой длины они достигают? Где растут?

-Для того, чтобы больше узнать о них, я предлагаю выполнить задание. Я раздам вам тексты о некоторых растениях. Вам в парах нужно найти нужную информацию и заполнить таблицу на рабочих листах.

- Тексты о растениях, которые вам раздала, взяты из Красной книги.

- Сейчас, ваша задача такая, с помощью текстов заполнить данную таблицу. На эту работу вам дается 2 минута.

- Сперва, заполните две строчки. Применение мы с вами вместе обговорим и запишем.


Сон- трава

Купальница

Ятрышник

Когда цветет?

апрель-май

май- июнь

апрель-август

Высота

7-30

30-150

10-50

Применение

успокаивающее и снотворное средство

при простудных заболеваниях и для укрепления иммунитета.

при язвах и некоторых отравлениях

-Давайте вместе найдем и прочитаем применение растений.

-Хорошо, запишите это в своих таблицах.

-И так я вижу многие уже завершили , давайте проверим , что же у вас вышло. Кто прочитает?

- У всех так? Молодцы!

-Какой вывод мы можем сделать?

- Отлично! Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив первого пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не

2 Парная работа. Выявление причин сокращении разнообразия многих растений;

(дидактические средства: рабочие листы, учебник, лист самооценивания)

- Ребята, мы с вами уже узнали, что люди используют лечебные растения.

- Но как правильно их срывать, чтобы не нанести вред природе?

-Давайте мы прочитаем по учебнику. Найдите и прочитайте.

- Мы с вами узнали только одну причину, чтобы нам узнать другие причины , я предлагаю выполнить задание. Вам надо прочитать текст из учебника на страницах 84-85 и записать причины, которые вы нашли, в рабочих листах. Также вам надо придумать свои причины исчезновения растений. Эту работу мы выполняем в парах. Обсудите вместе и запишите на своих рабочих листах. Но перед тем как записать на рабочих листах, мы вместе обсудим и кратко запишем.

Причины по учебнику:

  1. Строительство дорог

  2. Люди рвут цветы

  3. Вытаптывание

Некоторые причины исчезновения растений:

  • Вырубка лесов.

  • Уничтожение насекомых на полях. (Вместе с вредными насекомыми погибают насекомые-опылители, а без них растения не могут размножаться.)

  • Неумеренный выпас скота и вытаптывание.


-Давайте же проверим, какие причины вы нашли из учебника, а какие причины вы сами записали.

-Отлично. Вы хорошо справились с заданием и привели свои примеры.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать? Кто является главной причиной исчезновения растений.

- Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив второго пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?».


Физкультминутка (здоровьесберегающая технология)

-Мы с вами отлично поработали, а теперь давайте все красиво встанем и отдохнем. Повторяем за мной слова и движения.

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Молодцы, ребята! Садитесь. Мы продолжим наш урок.

3) Составление правил бережного отношения к растениям .

(дидактические средства: интерактивная доска, карточка для индивидуальной работы, листы самооценивания, учебники)

- Мы с вами уже разобрали причины исчезновения растений. Но как же мы можем помочь растениям?

- Откройте страницу 87 и давайте прочитаем правила, которые нам предлагает учебник.

-Хорошо, но здесь представлены только три правила.

-Я предлагаю вам самим побыть в роли экологов и придумать свои правила, чтобы сберечь природу, а также к правилам, которые вы придумали , нарисуйте рисунок.


Правила юного защитника растений:


1. Не ломай ветки деревьев.

2. Не мусори в лесу и парке.

3. Помогай взрослым сажать деревья и цветы.

4. Рассказывай друзьям о том, как важно беречь природу.


- Это задание вы тоже будете выполнять на своих рабочих листах. Вам на это задание дается 4 минуты.

- Ребята, я вижу, что закончили. Кто хочет показать свои правила?

- Отлично, ребята. У вас получились отличные правила.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив третьего пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не


Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в группах.




















КУУД

РУУД

ПУУД

3. Первичное закрепление.

Фронтальная работа - прием «Блиц-опрос», правильные/неправильные утверждения.

- Итак, ребята, давайте проверим и закрепим знания, полученные на уроке.

-В начале урока мы с вами не смогли назвать не все растения. Давайте вернемся к ним.

-Почему они занесены в Красную книгу?

- Какие растения заносят в Красную книгу?

-Как мы можем помочь?

-Хорошо, молодцы, ребята. Мы с вами смогли ответить на вопросы, которые у вас вызвали затруднение в начале.

-А вы помните ли вы высказывание нашего урока?

-Давайте вместе ее еще раз прочитаем.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

КУУД

4. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону (карточки №3)

- А теперь, ребята, я предлагаю выполнить вам небольшую самостоятельную работу. Сверху записываем свою фамилию и имя. Работу выполняем индивидуально, а потом проверим по эталону. Все задания читайте внимательно, не спешите. Друг другу не мешаем.


1. Какое растение не занесено в Красную книгу?

а) ромашки

б) сон-трава

в) ятрышник

2. Как можно защищать растения?

а) рвать цветы

б) помогать сажать растения

в) топтать растения

3. Какие растения заносят в Красную книгу?

а) самые распространенные

б) редкие

в) самые красивые

4. Какое растение занесено в Красную книгу?

а)  клевер

б)  сон- трава

в) ромашка

5. Как можно погубить растение, не срывая его?

а) никак

б) вытоптать

в) сфотографировать его


- Я вижу, что многие уже закончили, давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь, пожалуйста, работой с соседом по парте и проверяем по эталону. Если правильно, то ставим «+», если нет, то «-». Все проверили? А теперь давайте оценим ваши работы, критерии оценивания вы видите на экране. Кто выполнил на «5», «4»? Молодцы, ребята.

-Давайте разберем вопросы, где допустили ошибку.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников


КУУД

5. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)


- Я для вас приготовила интересный рассказ «Кукушкины слезы» информацию о растении, с которыми мы сегодня с вами познакомились.

-Я вам прочитаю, слушайте внимательно, можете наблюдать по экрану.

-После прочтения мы с вами вместе обсудим этот рассказ.

– Может быть, и у вас найдется интересная информация о растениях, мы ее послушаем на следующем уроке.


Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работа в парах.








КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.












Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Итак, дети, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Всем ли всё было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Давайте вернемся к высказыванию. Охранять природу-значит охранять Родину.

-Что вы скажете? Хорошо, молодцы.

- Отлично! Вы огромны молодцы!

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- А теперь я предлагаю вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность.

Ваша задача - выбрать одно из этих предложений и закончить его. Подумайте немного. Итак, давайте начнём.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

Ответы детей

ЛУУД

Выставление отметок.

- Ребята, вы большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных детей за хорошую работу. Ребята, мы с вами всегда должны помнить, что при работе не нужно забывать про товарищескую взаимопомощь и работать дружно, сообща и учитывать мнение других.



VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашним заданием будет следующее, вам нужно будет подготовить ответы на вопросы «Проверь себя» на странице 87.

На это наш урок окончен! До скорых встреч!

Фиксируют домашнее задание