СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе Фаловская Евгения Олеговна Медведева Ирина Михайловна город Королёв 2023

Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Фаловская Евгения Олеговна

Медведева Ирина Михайловна

город Королёв 2023

  Из истории   В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выготского.   Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл.   В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года.   Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

Из истории В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выготского. Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл. В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

 Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.  Л.С. Выготский    Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление.  Д. Дьюи    Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.  К.Поппер

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л.С. Выготский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер

Критическое мышление, может развивать следующие качества ученика:  1. Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);  2. Гибкость (восприятие идей других);  3. Настойчивость (достижение цели);  4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);  5. Осознание (отслеживание хода рассуждений);  6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Критическое мышление, может развивать следующие качества ученика: 1. Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); 2. Гибкость (восприятие идей других); 3. Настойчивость (достижение цели); 4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. Осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Базовая модель технологии       Размышление  (рефлексия)   Вызов Осмысление Осмысление

Базовая модель технологии

Размышление (рефлексия)

  • Вызов
  • Осмысление
  • Осмысление

  Из истории   В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выгодского.   Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл.   В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года.   Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.   В чем же различия? Что принципиально нового несет использование критического мышления?  Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.  На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Из истории В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выгодского. Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл. В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

В чем же различия?

Что принципиально нового несет использование критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

  Из истории   В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выгодского.   Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл.   В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года.   Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.   Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация  уже имеющихся знаний) Коммуникационная ( бесконфликтный обмен мнениями )

Из истории В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выгодского. Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл. В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

Функции стадии вызова

Мотивационная

(пробуждение интереса и побуждение к работе)

Мотивационная

(пробуждение интереса и побуждение к работе)

Информационная

(актуализация

уже имеющихся знаний)

Коммуникационная

( бесконфликтный обмен мнениями )

Приёмы: «Верите ли Вы, что…?»; «Проблемный вопрос» «Загадка»; «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….; Составление таблицы «ЗУХ»; «Мозговой штурм»; «Составление кластера»;  «Ассоциации»; «Дерево предсказаний»; «Перепутанные логические цепочки»; «Верные и неверные утверждения» «Тонкие и толстые вопросы»; и т.д.

Приёмы:

  • «Верите ли Вы, что…?»;
  • «Проблемный вопрос»
  • «Загадка»;
  • «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….;
  • Составление таблицы «ЗУХ»;
  • «Мозговой штурм»;
  • «Составление кластера»;
  • «Ассоциации»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • «Верные и неверные утверждения»
  • «Тонкие и толстые вопросы»;

и т.д.

«Корзина идей»   Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

«Корзина идей»

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

« Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы:  - О чём может пойти речь на уроке?  - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

« Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы :  кто, где, когда,  что, согласны ли, было ли,  будет ли и т.д.  Толстые вопросы:  Почему вы, так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Толстые и тонкие вопросы

Тонкие вопросы :

кто, где, когда,

что,

согласны ли,

было ли,

будет ли и т.д.

Толстые вопросы:

Почему вы, так думаете?

В чем разница?

Что, если?

Объясните, почему и т.д.

«Верно – не верно » 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

«Верно – не верно »

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

Кластер «Кластер »  1. Выписывается ключевое слово;  2. Записываются слова и предложения по теме;  3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;  4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний)

Кластер «Кластер »

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками

(используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний)

« ТРЕУГОЛЬНИК» КЛАСТЕР ТРИ Имя Точки Вершины « ТРЕУГОЛЬНИК» ПРЯМОЙ РАЗНЫЕ УГЛЫ Отрезки Стороны ОСТРЫЙ РАВНЫЕ ТУПОЙ

« ТРЕУГОЛЬНИК»

КЛАСТЕР

ТРИ

Имя

Точки

Вершины

« ТРЕУГОЛЬНИК»

ПРЯМОЙ

РАЗНЫЕ

УГЛЫ

Отрезки

Стороны

ОСТРЫЙ

РАВНЫЕ

ТУПОЙ

 «Дерево предсказаний»

«Дерево предсказаний»

Функции стадии  осмысления или содержания Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование  информации)

Функции стадии

осмысления или содержания

Информационная

(получение новой информации)

Систематизационная

(классификация, ранжирование

информации)

Приёмы:  Инсерт или «Пометки на полях»; «Кластер»; «Чтение с остановками»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Знаю-Хочу узнать -Узнал»; «Взаимоопрос»; «Взаимообучение»; «Дневник двойной записи»

Приёмы:

  • Инсерт или «Пометки на полях»;
  • «Кластер»;
  • «Чтение с остановками»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Знаю-Хочу узнать -Узнал»;
  • «Взаимоопрос»;
  • «Взаимообучение»;
  • «Дневник двойной записи»
 Инсерт  Прием маркировки текста следующими значками: “ V” – то, что известно; «-» - то, что противоречит представлениям читающих ; «+» - то, что является новым; «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно. + - ! V ?

Инсерт

Прием маркировки текста следующими значками:

  • V” – то, что известно;
  • «-» - то, что противоречит представлениям читающих ;
  • «+» - то, что является новым;
  • «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

+

-

!

V

?

« Синквейн»  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

« Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  • Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  • Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  • Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  • Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  • Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
 Синквейн Каким должен быть учитель?  Учитель. Душевный, открытый. Развивает, претворяет, думает. Много идей- мало времени. Призвание. Каким не должен быть учитель?  Учитель. Суетливый, крикливый. Объясняет, объясняет, ждет. Когда же закончится урок? Бедолага.

Синквейн

Каким должен быть учитель?

Учитель.

Душевный, открытый.

Развивает, претворяет, думает.

Много идей- мало времени.

Призвание.

Каким не должен быть учитель?

Учитель.

Суетливый, крикливый.

Объясняет, объясняет, ждет.

Когда же закончится урок?

Бедолага.

Функции стадии рефлексии Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Информационная (приобретение новых знаний) Оценочная (выработка собственной позиции)

Функции стадии рефлексии

Коммуникационная

(обмен мнениями о новой информации)

Мотивационная

(побуждение к дальнейшему расширению

информационного поля)

Информационная

(приобретение новых знаний)

Оценочная

(выработка собственной позиции)

 Приёмы : «Авторский стул» «Кластер»; «Метод 6 шляп»; «Синквейн»; «Пятиминутное эссе»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Приёмы :

  • «Авторский стул»
  • «Кластер»;
  • «Метод 6 шляп»;
  • «Синквейн»;
  • «Пятиминутное эссе»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Ромашка вопросов или ромашка Блума»
 «Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп мышления»

 Приём  Концептуальная или сравнительная таблица»   Линии сравнения Басня Эзопа Название Герои басни «Ворон и лисица» Басня И.А. Крылова   Ворон, лисица. «Ворона и   лисица» Композиция   Ворона, лисица. Мораль в конце басни. Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Мораль в начале басни. Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…»

Приём  Концептуальная или сравнительная таблица»  

Линии сравнения

Басня Эзопа

Название

Герои басни

«Ворон и лисица»

Басня И.А. Крылова

  Ворон, лисица.

«Ворона и   лисица»

Композиция

  Ворона, лисица.

Мораль в конце басни.

Из чьих уст звучит мораль?

Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»

Мораль в начале басни.

Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…»

Приём «ЗУХ» «Знаю, узнал, хочу узнать»   Знаю Хочу узнать Узнал  название падежа предлоги слово помощник член предложения вопросы падежа окончания Особое требование-  записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

Приём «ЗУХ» «Знаю, узнал, хочу узнать»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • название падежа
  • предлоги
  • слово помощник
  • член предложения
  • вопросы падежа
  • окончания

Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

«Эссе»   Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.  Предлагается ответить на вопросы:  Что узнал и чему научился на уроке?  Что хотел бы узнать?

«Эссе»

Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Предлагается ответить на вопросы:

Что узнал и чему научился на уроке?

Что хотел бы узнать?

Критическое мышление учит   Работать самостоятельно   Задавать вопросы   Выслушивать чужое мнение   Иметь своё мнение и защищать его  Критически относится к мнению оппонентов  Анализировать и классифицировать   Осуществлять рефлексию своей деятельности

Критическое мышление учит

Работать самостоятельно

Задавать вопросы

Выслушивать чужое мнение

Иметь своё мнение и защищать его

Критически относится к мнению оппонентов

Анализировать и классифицировать

Осуществлять рефлексию своей деятельности

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, КОЛЛЕГИ!   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, КОЛЛЕГИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!