ПЛАН УРОКА 2.4
учебной практики (урок производственного обучения)
Профессия: 19149 «Токарь»
Дата проведения:
Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич
Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».
Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках»
Тема 2.4 «Упражнения в управлении токарным станком» (24 часа)
Урок № 6
«Настройка станка на заданные режимы резания, снятие пробной стружки» (6 часов)
Дидактическая цель урока:
Формирование первоначальных профессиональных умений по настройке станка и снятия стружки.
Задачи урока:
Образовательная
Сформировать умения поэтапного выполнения рабочих приёмов по настройке станка на заданные режимы резания со снятием пробной стружки.
Развивающая
Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.
Воспитывающая
Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.
Методы обучения:
- наглядные (показ трудовых приёмов);
- словесные (беседа, устное объяснение);
- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.
Тип урока:
Урок по изучению трудовых приёмов и операций
Вид урока:
Урок-практикум
Межпредметные связи:
-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда»
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 5.1 «Физические основы процесса резания металлов. Процесс образования стружки»
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 6.1 « Основные сведения о механизмах и машинах».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 6.3 «Передачи, виды, механизмы».
Форма организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Звеньевая (бригадная)
Уровень освоения – 2
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты
- рулетка;
- линейка;
- уголник;
- штангельциркуль;
2. Материалы:
- резцы;
- заготовки.
3. Дидактический материал:
- контрольный образец, приложение 1
- технологическая карта, приложение 2
- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3
- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.
Ход урока
Структура урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике обучения |
1. Организационный момент ( 10 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - информация об отсутствующих; - выдача инструментов и материалов. | Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок. | |
II. Вводный инструктаж (120 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. ( 15 мин.) 2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин. ) III. Текущий инструктаж (20 мин) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания. IV. Заключительный инструктаж ( 30 мин) V. Раздаю домашнее задание | Сообщает тему и цели урока, план работы. Беседует с обучающимися о порядке настройки станка на заданные режимы резания со снятие пробной стружки Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии Объяснение принципа настройки станка и контроля снятия стружки. - контрольный образец, приложение 1; -технологическая карта приложение 2. Наглядный показ рабочих приёмов. Целевые обходы рабочих мест: - контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение требований по настройке станка и снятия стружки - соблюдение технологической последовательности при подводке, касании заготовки и снятия стружки, режима резания; - оказание помощи выполнения рабочих приёмов; - наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности; - сбор информации для подведения итогов. 4.1. Подвожу итоги работы. 4.2. Разбираю типичные ошибки. 4.3. Демонстрирую лучшие работы. 4.4. Сообщаю оценки за урок 5.1.Корректирую домашнее задание. 5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест. | Слушают, запоминают Принимают участие в беседе. слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом Работают в бригадах: 3.1.Выполняют настройку станка на заданные режимы резания 3.2. Производят снятие пробной стружки 3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки» 4.1. Слушают итоги работы 4.2. Слушают о допущенных ошибках 4.3. Презентация выполненных работ. 5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места | беседа инструктирование с записью в журнале инструктажа Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций |
Мастер производственного
обучения_________________________Просин Евгений Николаевич
Вопросы для фронтального опроса.
1. Что называется наладкой токарного станка?
2. Когда выполняется первоначальная и текущая наладка токарного станка?
3. Как настроить режимы резания на токарно-винторезном станке?
4. Как производиться наладка режущего инструмента при токарной обработке?
5. Перед наладкой станка какие мероприятия надо провести токарю?
Эталон ответов.
Наладкой токарного станка называется подготовка его вместе с технологической оснасткой к выполнению определенной работы по изготовлению детали в соответствии с установленным технологическим процессом для обеспечения требуемой производительности, точности и шероховатости поверхности.
Первоначальная наладка производиться непосредственно после сборки на заводе и на предприятии после его монтажа. Текущая наладка осуществляется в процессе эксплуатации, когда происходит изменение наладочного размера во время обработки заготовки.
Настройка режимов резания на токарно-винторезном станке состоит в его кинематической подготовке для выполнения обработки заготовки в соответствии с выбранным или заданным режимом резания. Для настройки скоростной цепи токарного станка имеются таблицы на самом станке, указывающие, при каком положении рукояток получается каждое значение частоты вращения.
Установка и наладка режущего инструмента производиться в резцедержатель по высоте оси центров станка . Для этого резцедержатель подводят к центру задней бабки, вершину головки резца устанавливают так, чтобы вылет резца не превышал 1-1,5 высоты его державки, определяют взаимное положение вершины головки резца и центра станка и совмещают их по высоте введением подкладок под державку резца. Подкладки должны иметь параллельные и хорошо обработанные поверхности, не должны по длине и ширине выходить за пределы опорной поверхности резцедержателя. Число подкладок должно быть не более двух.
Прежде чем приступить к наладке токарного станка, необходимо осуществить его подготовку к работе, которая состоит из проверки исправности и в подготовке станка к выполнению токарных операций. Перед началом работы токарь должен убедиться, что станок выполняет все команды и перемещение салазок суппорта вручную и автоматически осуществляются плавно без скачков, рывков и заеданий. В начале нужно убедиться в надежности крепления патрона на шпиндели станка. Затем на холостом ходу проверяют выполнение станком команд по пуску и остановке двигателя станка, включение и выключение вращения шпинделя, включение и выключение механических подач суппорта.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алгоритм действий | Порядок выполнения операций | Время на выполнение операции |
Подготовка рабочего места |
Установка токарного патрона | 1. надеть рабочую одежду. 2. убрать волосы под головной убор. 3.убрать все лишние предметы со станка, тумбочки и привести в порядок рабочее место. 4. проверить наличие необходимых для работы предметов: заготовок, чертежей, технологических и инструкционных карт, режущего и измерительного инструмента, приспособлений и техническое состояние станка. 5.прослушать инструктаж мастера. 6. весь крепежный инструмент (ключи, отвертка и т.д.) должен находиться на верх- ней наклонной полке тумбочки на специ- альных штырях. 7. нужный в работе инструмент распо- ложить на щитки. 8. заднюю бабку установить в исходное положение | мин |
2.Настройка станка на требуемую частоту вращения шпинделя | 1. подобрать скорость резания в зависимости от обрабатываемого материала, материала резца, требуемой глубины резания и подачи. 2. определить частоту вращения шпинделя по таблице. 3. проверить соответствие размеров заготовки чертежу. 4. установить, выверить и закрепить заготовку. включить механизмы вращения шпинделя. 5. установить резец на требуемую глубину резания. 6.обтачить поверхность заготовки | 35 мин. |
| ИТОГО | 45 мин. |
Приложение 3
КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ
№ п/п | Список обучающихся | Взаимооценка | Самооценка | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |
16. | | | | |
17. | | | | |
18. | | | | |
19. | | | | |
20. | | | | |
21. | | | | |
22. | | | | |
23. | | | | |
24. | | | | |
25. | | | | |
итого | |
Критерии оценок учебного задания:
Технологическая последовательность выполнения задания.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил Т.Б.
Трудовая дисциплина.
Качество выполнения задания:
- качество установки резца в резцедержатель и подводки к заготовке;
- подбор измерительного инструмента;
- установки детали в патрон;
- правильное применение измерительного инструмента ;
- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.
Время на выполнение.
Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА
1.Какие трудности возникли у вас при работе по подводке резца к наружному диаметру заготовки и снятия стружки?
2.Какие были допущены ошибки?
3. Как вы устраняли дефекты?
4. Понравилось ли вам выполнять подводку резца к заготовке и снятия стружки ? Поделитесь своими впечатлениями.
5. Какими резцами легче обрабатывать заготовку, а какими сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при снятии стружки.