ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДИСЦИПЛИНЫ Биология
Специальность 33.02.01 Фармация
г. Белореченск, 2019 г.
Биология
Раздел I. Цитология.
Практическая работа № 1
Тема: Сравнение строения клеток растений и животных.
Цель: сравнить особенности строения клеток растений и животных.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных тканей (внутреннее строение листа, мышечная ткань, нервная клетка, клетки спирогиры, эвглены зеленой.
Ход работы:
Рассмотрите препараты внутреннего строения листа при малом и большом увеличении.
Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассмотрите отдельные клетки различных тканей.
Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности клеток этих тканей в связи с их функциями у растения.
Рассмотрите препараты с клетками животных тканей (нервной и гладкой, поперечнополосатой мышечной).
Укажите особенности строения клеток в связи с их функциями в организме животного.
Рассмотрите клетки спирогиры, эвглены зеленой.
Результаты наблюдений запишите в таблице
Клетка ткани | Особенности строения | Выполняемые функции | Рисунок клетки |
покровная | | | |
нервная | | | |
мышечная | | | |
| | | |
8. Сделайте вывод о сложности их строения.
9. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?
10. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
11. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Раздел II. Организменный уровень.
Практическая работа № 2, 3
Тема: Решение элементарных генетических задач.
Цель: совершенствование знаний по основным понятиям генетики; закрепление умения решать генетические задачи на разные типы доминирования.
Алгоритм решения задач по генетике:
Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (фенотипы записать обязательно!).
Внести в условие известные гены: там, где проявляется доминантный признак – один ген (А_), а где рецессивный – оба (аа).
Уточнить генотипы членов семьи, на основании знаний о том, что генотип родителей формируется из генов, полученных ими от родителей.
Зная генотипы родителей, выяснить, какие гаметы они дают.
В гаплоидной гамете находится по одному гену из каждой пары аллелей.
Заполнить решетку Пеннета, найти в ней интересующие нас генотипы или фенотипы и вычислить в процентах вероятность их появления.
Дать ответ на вопрос задачи.
Задача № 1.
Чёрная окраска шерсти крупного рогатого скота доминирует над красной. Быка чёрного цвета скрестили с коровой красного цвета. Определить все возможные варианты получения потомства.
(Подсказка: Вспомните, что такое анализирующее скрещивание. И с какой целью оно проводится).
Задача № 2.
Красная окраска венчика у цветков гороха доминирует над белой. Гетерозиготное растение гороха с цветками красного цвета скрестили с гомозиготным с цветками такого же цвета. Определите, каким будет потомство по генотипу и фенотипу.
Задача № 3.
У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым, а способность лучше владеть левой рукой рецессивная по отношению к праворукости (В). У мужчины-правши с голубыми глазами и кареглазой женщины-левши родился голубоглазый ребенок-левша. Вопросы:
а) сколько типов гамет образуется у матери?
б) сколько типов гамет образуется у отца?
в) сколько может быть разных фенотипов у детей?
г) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка-левши?
д) с какой вероятностью в этой семье будут рождаться дети с карими глазами?
Задача № 4.
Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный; карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны.
Задача № 5
У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?
Задача № 6
У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 растения раннего созревания. Определить число позднеспелых растений.
Задача № 7
Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, а 92250 – круглой. Сколько было среди выросших кустов гетерозиготных растений?
Раздел III. Эволюционная теория.
Практическая работа № 4
Тема: Описание особей вида по морфологическому критерию.
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
Ход работы
1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Раздел IV. Основы экологии.
Практическая работа № 5
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия передачи вещества и энергии в природе.
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей. Запишите эти цепи.
2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Пример пищевой сети
3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
Опишите трофическую сеть изображенную на рисунке.
Вывод: (при составлении вывода работы опишите, что отражают правила экологических пирамид).