СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
г. Красноярск, 2025
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам обучения, которые школа должна обеспечивать. Методические рекомендации разработаны для организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе. В данном пособии представлены доступные методические подходы, которые позволяют эффективно разрабатывать содержание занятий, применять оптимальные формы и методы исследовательского и проектного обучения для младших школьников.
Эти методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, а также студентам, обучающимся по направлению «Преподавание в начальных классах».
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего образования.
Составители: Даниленко Я. В – студентка группы 22П-5 отделения
«Преподавание в начальных классах».
«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2025.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………………………………………………5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских работах……………………………………………………………………………………….11
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ……………………………14
1.4. Паспорт исследования Nº1 «Что такое пыль?»………………………………………21
1.5. Паспорт исследования Nº2 «Соль – материал для творчества»………………………24
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………………………………….27
2.2. Проектная задача «Мама спешит на помощь» для обучающихся 2 класса…………..32
2.3. Проектная задача «Путешествуем по Золотому кольцу России» для обучающихся 4 класса…………………………………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...44
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации предназначены для педагогов и студентов педагогических колледжей, работающих с учениками начальной школы. Они разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлены на организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Основной акцент сделан на важности включения исследовательской и проектной работы в образовательный процесс, что способствует развитию у обучающихся ключевых компетенций, таких как критическое мышление, творческий подход и навыки самостоятельного познания. Документы предлагают пошаговое руководство по проведению исследований и проектов, начиная с выбора темы и заканчивая оформлением и защитой работы.
Особое внимание уделено взаимодействию с родителями, чьи поддержка и участие значительно повышают эффективность исследовательской деятельности. Предложены конкретные рекомендации по роли родителей на каждом этапе работы, что делает процесс более структурированным и целенаправленным.
Рекомендации также содержат критерии оценивания детских исследовательских работ, что позволит объективно оценивать успехи учащихся и мотивировать их к дальнейшей активной учебной деятельности. Важным элементом является ориентация на индивидуальные особенности каждого ребенка, что помогает учитывать различные уровни подготовленности и интересов.
Таким образом, данный документ служит полезным инструментом для педагогов, стремящихся внедрить современные образовательные методики в практику начальной школы, обеспечивая высокое качество обучения и воспитания будущих поколений.
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А. И. Савенков, «исследование – бескорыстный поиск истины». [2]
Исследовательская деятельность — деятельность, связанная с решением теоретической или практической задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. [3]
Детская организованная исследовательская деятельность отвечает требованиям ФГОС НОО: в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса, а универсальные учебные действия, в свою очередь направлены на обеспечение обучающихся умением учиться.
42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. [1]
Исходя из этого можно сформулировать цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе.
Целью является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
Исходя из основной цели и задач, исследования могут различаться по типу, методам и целям. Основные виды исследований включают:
- Теоретические исследования: направлены на изучение и объяснение теоретических аспектов проблемы без проведения экспериментов.
- Экспериментальные исследования: предполагают проведение опытов и наблюдений для проверки гипотез и получения новых данных.
- Наблюдательные исследования: основаны на сборе и анализе данных путем наблюдения за объектами или явлениями.
- Социальные исследования: изучают поведение людей, социальные процессы и отношения между ними.
- Исторические исследования: исследуют события прошлого, используя архивы, документы и свидетельства очевидцев. [5]
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Выбор темы исследования.
Определение предмета и объекта исследования.
Определение цели и задач.
Разработка гипотезы.
Составление плана исследования.
Работа с литературой.
Выбор методов исследования.
Подготовка и проведение исследования.
Обработка результатов исследования и формулирование выводов.
Оформление работы. [4]
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3–4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что интересует больше всего?
Чем занимаешься в первую очередь?
Чем чаще всего занимаешься в свободное время?
По каким предметам хорошие отметки?
О чём хочешь узнать больше?
Чем можешь гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической. (5)
В процессе реализации исследовательской деятельности у обучающихся формируются некоторые исследовательские умения: возможность осознать свою значимость, развитие познавательного интереса, любознательности, умение работать с информационными источниками, общение со сверстниками и единомышленниками, возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Роль учителя не мала. Ему нужно помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Учитель не дает информацию в готовом виде, он создает такие условия, чтобы обучающиеся могли самостоятельно поработать с исследованием.
Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?
На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.
Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.
В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.
На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.
На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
консультирует,
отслеживает выполнение плана,
решает оперативные вопросы,
помогает в предварительной оценке проекта,
участвует в подготовке презентации,
обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение еѐ должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать —тема.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать — это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель — какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза— это предвидение событий, это вероятное знание, ещѐ не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож — она просто не доказана.
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Затем описывается методика исследования. Еѐ подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы — это краткие ответы на вопрос — как решены поставленные исследовательские задачи. [6]
Исследовательская деятельность в современной системе начального образования играет важную роль в формировании универсальных учебных действий, развитии познавательной активности и творческих способностей обучающихся. Это деятельность, которая направлена на решение практических и теоретических задач с заранее неизвестным результатом, и включает в себя этапы, характерные для научного исследования. Такая деятельность способствует развитию интереса к учебе, расширению кругозора и формированию основополагающих знаний о мире.
1.2 Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских работах.
Исследовательская работа должна иметь конкретную тему, которую обучающийся будет разворачивать на протяжении всего исследования. Формулировать тему собственной исследовательской работы необходимо непосредственно самому ученику. Выбирая тему самостоятельно, ученик сам определяет интересную и увлекательную для себя область изучения. [2]
Существует несколько способов выбора темы:
из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов
из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т. д.
из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)
В связи с этим можно выделить типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы:
Взята слишком узкая тема исследования.
Тема исследования сформулирована слишком широко. (“Лягушки”, “Растительный мир”)
Тема не соответствует возрасту. (“Мцыри-главные герои”)
Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
Тема содержит широкую интеграцию.
Тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой. (“Что такое велосипед”)
Некорректная формулировка темы исследования. (“Я и дельфин”, “Кто хозяин моря?”)
После выбора темы необходимо поставить перед собой цель – это значит, сконцентрировать свое внимание и силы на том, чтобы ее достичь. Также цель исследовательской работы необходимо определить для того, чтобы ответить себе и другим на вопрос о том, зачем данное исследование проводится. Цель указывает на то, в каком направлении будет осуществляться деятельность.
Для того, чтобы достичь цель исследовательской работы, важно соблюдать следующие требования: цель должна быть измерима, достижима, конкретна.
Так как цель четко определяет направление деятельности, определены типичные ошибки при формулировании цели:
Цели исследования завышены. Цель должна быть краткосрочной, так как при ее формулировании необходимо опираться на такие параметры, как достигаемость, измеримость.
Несоответствие цели теме и проблеме исследования. Правильно подобранная цель является успешным решением определенной исследователем проблемы.
Неясность, неточность формулировки целей. Цель должна быть четко и конкретно сформулирована, так как цель определяет, что должно быть достигнуто.
Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ. Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:
выделить более простые и доступные для выполнения операции;
создать последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;
смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.
Рассмотрим типичные ошибки и примеры ошибок при постановке целей и задач:
Типичные ошибки при формулировании цели:
Цель работы: “выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов”.
Цель работы: выявить эволюцию темы ≪маленького≫ человека.
Выделим некоторые ошибки при формулировании задач исследовательской работы, которые стоит избегать:
Сформулировано большое количество задач исследования. Как правило, задач исследовательской работы не должно превышать больше 4 – 5 штук.
Определен неверный порядок задач. Необходимо создать последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.
Задача дублирует цель исследовательской работы. Необходимо спланировать шаги достижения так, чтобы они отвечали цели исследования. Цель должна дробиться на более мелкие шаги для достижения результата. [5]
После постановки цели и задач необходимо выдвинуть гипотезу своего исследования. Для того, чтобы верно сформулировать гипотезу исследования, стоит обратить внимание на типичные ошибки при формулировании гипотез:
Гипотеза не содержит предположение. Необходимо формулировать гипотезу так, чтобы она содержала в себе предположение, так как в исследовании она должна быть либо подтверждена, либо опровергнута.
Гипотеза включает в себя слишком много предположений. Как правило, гипотеза должна состоять из одного предположения, которое будет являться ответом на поставленную проблему.
Гипотеза сформулирована так, что ее невозможно проверить. Проверить гипотезу – значит, найти решение поставленной проблемы, именно поэтому важно сформулировать гипотезу так, чтобы она была проверяема.
Таким образом, учитывая данные рекомендации по формулировании цели, задач и гипотезы исследовательской работы, то можно избежать вышеперечисленные ошибки, так как данные этапы являются важными компонентами в исследовательской работе и показателем успешности
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.
Группой 22П-5 были разработаны критерии для оценивания исследовательских работ. С ними можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица1.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
1.Тема соответствует проблеме | 0б-тема не соответствует проблеме; 1б-тема соответствует проблеме. |
2.Проблема и тема актуальны | 0б- проблема не актуальна; 1б- проблема актуальна только учащемуся и его окружению; 2б- проблема актуальна всем. |
3.Тема и проблема соответствует возрасту | 0б – тема и проблема не соответствует возрасту учащегося; 1б- тема и проблема соответствует возрасту учащегося. |
4.Цель достижима, конкретна, краткосрочна. | 0б – цель не достижима, не конкретна, долгосрочна; 1б- цель достижима, не конкретна, долгосрочна; 2б- цель достижима, конкретна, долгосрочна; 3б- цель достижима, конкретна, краткосрочна. |
5.Цель соответствует теме и проблеме | 0б- цель не соответствует теме и проблеме; 1б- цель соответствует теме и проблеме. |
6.Задачи соответствует цели | 0б- задачи не соответствуют цели; 1б- задачи соответствуют цели. |
7.Количество задач оптимально (4–5) и отражают план действий | 0б- количество задач больше 5 или менее 4, и они не отражают план действий; 1б- количество задач оптимально, но они не отражают план действий ИЛИ количество не оптимальное, но они отражают план действий; 2б- количество задач оптимально, и они отражают план действий. |
8. Гипотеза доказуема или опровержима | 0б- гипотеза сформулирована так, что ее нельзя доказать или опровергнуть; 1б- гипотеза сформулирована корректно и ее можно доказать или опровергнуть. |
9. Список литературы соответствует теме и возрастным особенностям | 0б- литература не соответствует теме и возрастным особенностям ученикам; 1б- Литература соответствует теме, но не возрастным особенностям ИЛИ не соответствует теме, но соответствует возрастным особенностям; 2б- Литература соответствует теме и возрастным особенностям. |
10. Список литературы содержит не более 10 источников и на них присутствуют ссылки в тексте исследования | 0б- Список литературы содержит более 10 источников и на них нет ссылок в тексте исследования; 1б- Список литературы содержит не более 10 источников, но на них нет ссылок ИЛИ ссылки не на все источники ИЛИ вовсе нет ссылок; 2б- Список литературы содержит не более 10 источников и на них в тексте исследования присутствуют ссылки на источники. |
11. В работе использованы теоретические и эмпирические методы (Теоретический: анализ, сравнение, эмпирический: опыт, проведение анкетирования, опроса, эксперимент) – не менее 2 | 0б- в работе не использованы методы исследования; 1б- в работе присутствует только теоретический ИЛИ только практический методы ИЛИ их менее 2; 2б- В работе присутствуют и теоретические, и практические методы, и их не более 2 |
12.Методы соответствуют возрастным особенностям | 0б- Методы не соответствуют возрастным особенностям; 1б- Методы соответствуют возрастным особенностям. |
13.Каждый пункт заканчивается мини выводом и в заключении присутствует логичный вывод, связанный с целью, задачами, гипотезой и проблемой, перспектива проекта. | 0б- выводы отсутствуют; 1б- Выводы присутствуют, и они не логичны; 2б- Выводы присутствуют, и они логичны, заключение связано с целью, задачами, гипотезой и проблемой, указана перспектива проекта. |
14. Исследовательская работа содержит все пункты структуры, логика повествования не нарушена | 0б- Структура не прослеживается, логика нарушена; 1б- Структура прослеживается, логика нарушена; 2б- Структура прослеживается, логика не нарушена. |
15. Данные представлены в таблицах, схемах, диаграммах, графиках. | 0б- Данные представлены текстом, наглядные материалы отсутствуют; 1б- Данные представлены в таблицах, схемах, диаграммах или же графиках. |
16. Оформление работы (соблюдение технических требований: шрифт, количество страниц, содержание (структура), орфография и пунктуация) | 0б- не соблюдены технические требования, присутствует большое количество орфографических и пунктуационных ошибок; 1б- Соблюдены технические требования, присутствует минимальное количество орфографических и пунктуационных ошибок; 2б- Соблюдены технические требования, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки. |
После того, как разработали критерии, нам предстояло оценить 4 исследовательские работы младших школьников. С результатами можно ознакомиться в таблице №2.
Таблица 2.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов | |||
|
| «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?» | «Орхидея – символ совершенста. Уход за орхидеями в домашних условиях»
| |
1.Тема соответствует проблеме | 1балл | 1 балл | 1 | 1 |
2.Проблема и тема актуальны | 1 балл - проблема актуальна только учащемуся и его окружению. | 1балл- проблема актуальна только учащемуся и его окружению. | 2 | 2 |
3.Тема и проблема соответствует возрасту | 1балл | 1балл | 1 | 1 |
4.Цель достижима, конкретна, краткосрочна. | 3балла | 3 балла | 2 | 2 |
5.Цель соответствует теме и проблеме | 1балл | 1балл | 1 | 1 |
6.Задачи соответствует цели | 1балл | 1балл | 1 | 1 |
7.Количество задач оптимально (4-5) и отражают план действий | 2балла | 2балла | 2 | Задач всего 3. |
8. Гипотеза доказуема или опровержима | 0 баллов – гипотеза сформулирована в виде условия | 1балл | 1 | Гипотеза сформулирована неверно |
9. Список литературы соответствует теме и возрастным особенностям | 1б- Литература соответствует теме, но не возрастным особенностям | 1балл- Литература соответствует теме, но не возрастным особенностям | 2 | 2 |
10. Список литературы содержит не более 10 источников и на них присутствуют ссылки в тексте исследования | 1б- Список литературы содержит не более 10 источников, но на них нет ссылок | 1балл Список литературы содержит не более 10 источников, но ссылки не на все источники | 2 | 2 |
11. В работе использованы теоретические и эмпирические методы (Теоретический: анализ, сравнение, эмпирический: опыт, проведение анкетирования, опроса, эксперимент) – не менее 2 | 2 балла | 2балла | 2 | Не указаны методы исследования |
12.Методы соответствуют возрастным особенностям | 0 баллов- Методы не соответствуют возрастным особенностям; | 1балл | 1 | Методы указаны не были |
13.Каждый пункт заканчивается мини выводом и в заключении присутствует логичный вывод, связанный с целью, задачами, гипотезой и проблемой, перспектива проекта. | 0б- выводы отсутствуют;
| 1б- Выводы присутствуют, и они не логичны, не связанны с целью, задачами, гипотезой и проблемой, перспектива проекта не указана
| 2 | 2 |
14. Исследовательская работа содержит все пункты структуры, логика повествования не нарушена | 2 балла | 2 балла | 2 | 2 |
15. Данные представлены в таблицах, схемах, диаграммах, графиках. | 1балла | 1 балл | Данные не были представлены в виде таблиц/схем/диаграмм или графиков. | 1 |
16. Оформление работы (соблюдение технических требований: шрифт, количество страниц, содержание (структура), орфография и пунктуация) | 1б- Соблюдены технические требования, присутствует минимальное количество орфографических и пунктуационных ошибок; | 1б- Соблюдены технические требования, присутствует минимальное количество орфографических и пунктуационных ошибок; | 2 | 2 |
Критерии оценивания выступления учащегося на конференции (таблица 3)
Таблица 3. Критерии оценки детских выступлений на конференциях.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
1. Содержание выступления Оценивается глубина раскрытия темы, соответствие содержания заявленной теме, наличие аргументов и примеров. | 1 балл – поверхностное раскрытие темы, отсутствие аргументации. 2 балла – частичное раскрытие темы, присутствуют некоторые аргументы. 3 балла – полное раскрытие темы, убедительные аргументы и примеры. |
2. Структура выступления Оцениваются логичность изложения материала, четкость структуры доклада (введение, основная часть, заключение). | 1 балл – выступление бессистемное, отсутствует структура. 2 балла – заметны попытки структурирования, но есть нарушения логики. 3 балла – четко выстроенная структура, логичная последовательность изложения |
3. Умение держать внимание аудитории Оценивается умение заинтересовать аудиторию, использование риторических приемов, эмоциональная вовлеченность.
| 1 балл – аудитория теряет интерес к выступлению, речь монотонная. 2 балла – частично удается удерживать внимание, но имеются недостатки в подаче. 3 балла – ярко выраженное владение аудиторией, активная подача материала. |
4. Качество презентации Оценивается оформление слайдов (если используются), наглядность материалов, их соответствие содержанию выступления.
| 1 балл – презентация отсутствует или низкого качества. 2 балла – присутствуют слайды, но они плохо оформлены или не соответствуют содержанию. 3 балла – качественная презентация, которая помогает лучше понять материал. |
5. Ответы на вопросы Оценивается способность отвечать на вопросы после выступления, аргументированность ответов, уверенность в материале.
| 1 балл – затрудняется с ответами, ответы поверхностные. 2 балла – отвечает на большинство вопросов, но не всегда уверенно. 3 балла – уверенно и точно отвечает на все вопросы, демонстрирует глубокое понимание темы. |
6. Ясность речи Оценивается дикция, темп речи, интонации, правильность произношения терминов.
| 1 балл – речь невнятная, чтение с листа 2 балла – хорошая дикция, но встречаются небольшие недочеты, чтение частично с листа 3 балла – чистая, уверенная речь без ошибок, рассказ без опоры на текст. |
7. Соответствие времени Соблюдение регламента выступления, своевременный переход к основным моментам. | 1 балл – значительное превышение или недовыполнение установленного времени. 2 балла – небольшие отклонения от регламента, но без значимого влияния на восприятие. 3 балла – строгое соблюдение временных рамок, оптимальный баланс между частями выступления. |
1.4. Паспорт исследования Nº1 «Что такое пыль?».
Мною был разработано исследование на тему: «Что такое пыль?». Паспорт исследования прикладываю:
Паспорт разработала: Даниленко Яна Викторовна
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования | ||||||||||
1 | Тема исследования | Что такое пыль? | ||||||||||
2 | Актуальность исследования | Пыль — это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Специалисты установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха, что определяет актуальность темы исследования. Вы можете быть источником пыли? | ||||||||||
3 | Проблема исследования | Откуда появляется столько пыли? | ||||||||||
4 | Объект исследования | Пространство учебного кабинета и наших квартир. | ||||||||||
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию исследовательских умений по теме: «Что такое пыль». Для ученика: исследование появления пыли. | ||||||||||
6 | Задачи исследования | Для ученика: Узнать теоретический материал по теме исследования. Провести исследование. Подвести итоги. | ||||||||||
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что пыль берётся из воздуха и предметов окружающей среды. | ||||||||||
8 | Методы исследования | Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Теоретические: анализ, синтез. | ||||||||||
9 | Тип исследования | По продолжительности: Краткосрочный (3 дня). По организационной форме: Групповой. По содержанию: Внепредметный. | ||||||||||
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный: Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования. Теоретический: Через тексты идет изучение, что такое пыль, ее состав (а также наблюдение через микроскоп). Практический: Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследования для подтверждения гипотезы. Совместно с детьми подводят итоги. Аналитический: Дети совместно с учителем формулируют выводы, готовят рассказ, отражающий результаты проведенного исследования. Презентационный: Каждая группа представляет результаты своего исследования. Рефлексивный: Дети проводят анализ и оценку своей деятельности, отвечают на вопросы учителя. | ||||||||||
11 | Практический этап (полное описание) | Цель исследования: узнать, откуда берется пыль и выявить самые загрязненные места в учебном кабинете и дома. Ход исследования: Обучающиеся формулируют гипотезу своего исследования. Проводят опыт №2. В ходе опыта им необходимо выявить самое грязное место в кабинете, для этого они берут ватный диск и проводят по различным поверхностям класса. После чего делают вывод о самых загрязненных поверхностях. Результаты заполняются в таблицу:
Представляют свои готовые таблица, с самыми загрязненными местами. Возвращаются к опыту №1, который был задан на дом. Выявляют самую загрязненную комнату в своей квартире. Подводят итоги исследования. Что было замечено, какая поверхность самая загрязненная. Вспоминают, что такое пыль. Пыль — это мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. Разрабатывают плакаты «Борьба с пылью». Представляют свои плакаты. | ||||||||||
11 | Оборудование для проведения исследования | Микроскоп, ручки, ватные диски, плакат, фломастеры, дневник исследователя. | ||||||||||
12 | Продукт исследования | Дневник исследователя, в котором будут собраны данные о пыли. | ||||||||||
13 | Перспектива исследования | Полученную информацию можно применить на различных конкурсах, научно- практических конференциях. | ||||||||||
14 | Используемые источники | Как избавиться в квартире от пыли? https://j.etagi.com/ps/kak-izbavitsya-ot-pyli-v-kvartire/ Домашняя пыль и ее вред https://www.59fbuz.ru/press-center/news/domashnyaya-pyl-i-ee-vred/ Запыленность школьных помещений https://school-science.ru/7/1/39502 |
1.5. Паспорт исследования Nº2 «Соль – материал для творчества».
Моей одногруппницей было разработано исследование на тему: «Соль – материал для творчества». Паспорт исследования прикладываю:
ФИ студента: Половникова Ольга, 22П-5.
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Соль – материал для творчества» |
2 | Актуальность исследования | В жизни есть простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. К этим же вещам можно отнести пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. А где же еще можно применить соль, кроме пищи? Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Но не все знают, что соль можно применить в качестве материала для творчества. |
3 | Проблема исследования | Не многие знают, что свойства, которые есть у соли можно использовать для творчества. |
4 | Объект исследования | Соль |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся 2 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Соль – материал для творчества» Для ученика: изучить способы применения пищевой поваренной соли в качестве материала для творчества |
6 | Задачи исследования | Для ученика: - узнать, что такое соль и какое значение играет соль в жизни человека; - провести опыты с пищевой поваренной солью и узнать какими свойствами обладает соль; - узнать, как применяют соль в качестве материала для творчества. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для творчества. |
8 | Методы исследования | - анализ литературы - опыт - анализ и обобщение |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный (3 занятия) По организационной форме: парный По содержанию: внепредметный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: -выбор темы; -создание аппарата исследования; -поиск литературы; -подбор оборудования. 2. Теоретический: -описание аппарата исследования; -анализ литературы. 3. Практический: -выдвижение гипотезы; -проведение опытов. 4. Аналитический: -сравнение результатов опыта; - формулировка выводов. 5. Презентационный: -подготовка презентации проекта; -представление исследовательской работы. 6. Рефлексивный: -подведение итогов; - выявление трудностей. |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Ход исследования: Взять картонный лист, накапать капельки клея ПВА, сформировать рисунок из клея, который хотим получить на выходе исследования. Рисуя каждый элемент рисунка, не дожидаясь пока клей засохнет посыпать солью. Остатки соли встряхнуть. Подождать, когда клей высохнет. Намочить кисть, набрать на кисть краску и начинать красить соль. |
12 | Оборудование для проведения исследования | Соль, ложка, стакан холодной воды, клей ПВА, картонный лист, краски, кисть |
13 | Продукт исследования | Подделка своими руками |
14 | Перспектива исследования | Выступление на школьной конференции |
15 | Используемые источники | Большая книга экспериментов для школьников Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение» Рубцова Елена «Фантазии из слоеного теста» |
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко). [2]
Проекты бывают нескольких видов, сейчас мы познакомимся с ними поближе:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Также для проектов существуют определенные требования:
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые. [7]
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4) Результатом работы над проектом, иначе говоря выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5) Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. [2]
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия. [2]
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);
2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
3) частотный словарь английского молодежного сленга;
4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;
5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;
6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);
7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;
8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Довольно часто возникает вопрос о сходстве и различии проекта и исследовательской деятельности, важно понимать, что это разные отрасли.
Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. [2]
Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.
Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т. д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат. [7]
Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:
- концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);
- целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);
- подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);
- планирование хода работы;
- оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);
- окончательные выводы и их интерпретация.
Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки — сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта. [2]
Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.
2.2. Проектная задача «Мама спешит на помощь» для обучающихся 2 класса.
Мною была разработана проектная задача на тему: «Мама спешит на помощь», для обучающихся 2 класса. С проектной задачей можете ознакомиться ниже.
Тип проектной задачи: Межпредметная (окружающий мир, математика, русский язык)
Место проектной задачи в образовательном процессе: Рекомендуемое время проведения – до 2-х уроков (2 класс).
Диагностическая цель: создание условий для комплексного использования, освоенных читательских, математических и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (формирование читательской, математической и естественнонаучной грамотности).
Описание проблемной ситуации.
Дорогие ребята!
Предлагаемая задача необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному уроку, но для ее решения вам потребуются знания из многих школьных предметов. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. По ходу выполнения работы необходимо ответы некоторых заданий заносить в таблицу.
Желаю вам успеха!
Задание 1. Мама второклассника Коли отдыхала у своих друзей на даче. Ярко светило солнце, небо было голубое-голубое, на деревьях искрился иней. Отметьте, в какое время года отдыхала мама Коли на даче:
Задание 2. Неожиданно мама получила СМС на непонятном языке:
К сожалению, она ничего не поняла. Помогите ей прочитать СМС, запишите текст на строках ниже:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. В конце телеграммы стояла подпись. Расшифруйте имя того, кто отправил телеграмму. Запишите имя в таблицу.
Задание 4. Колина мама решила как можно скорее отправиться в Москву на помощь сыну. Помогите отыскать самый короткий путь от дачи до автовокзала. Обведите его красным карандашом. Запишите в таблицу номер пути и ваши расчеты.
Задание 5. Когда Колина мама села в автобус, часы показывали столько же времени, что и на картинке №1.
Когда она приехала в Москву, часы показывали столько времени, сколько на картинке №2 Вставьте в пустые прямоугольники на картинках соответствующие числа. Посчитайте, сколько времени мама потратила на дорогу.
Ответ: ________________________________________________________________________
Задание 6. Приехав домой, мама вызвала доктора. Он посоветовал Коле не переедать и включать в свое меню овощи и фрукты. Именно они богаты витаминами. Еще он рекомендовал крупы, потому что каши помогают работе желудка, они богаты углеводами. Доктор советовал не забывать про молоко, творог, яйца, мясо, потому что белки необходимы для пищеварения, они обеспечивают защиту организма. Для того чтобы Коля не переедал, доктор составил перечень примерного количества пищи для одного приема (завтрака, обеда, полдника или ужина).
Помогите Коле и его маме составить меню для завтрака или ужина, чтобы они были полезны для организма. Используйте информацию таблиц «Примерное количество пищи для одного приема» и «Масса некоторых блюд»
Задание 7. Выберите из предложенных картинок только те, которые относятся к полезным продуктам. Используйте их для оформления памятки «Будь здоров».
2.3. Проектная задача «Путешествуем по Золотому кольцу России» для обучающихся 4 класса.
Моей одногруппницей была разработана проектная задача на тему: «Путешествуем по Золотому кольцу России», для обучающихся 4 класса. С проектной задачей можете ознакомиться ниже.
Описание конкретно-практической, проблемной ситуации
Ребята! Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу России – одному из популярных брендов российского туризма. Маршрут с таким названием был создан в конце 1960-х гг. Он проходит по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти великие места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать эту воодушевляющую атмосферу
Формулировка задачи
В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором познакомимся с историей, достопримечательностями, известными людьми. Вам нужно выполнить 4 задания, а в задание 5 вставить необходимую информацию и написать текст для своего рекламного издания.
Вы можете использовать иллюстрации к тексту, дополнять текст своими сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой.
Система заданий для решения задачи
Задание 1. Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно или дождливо. А для этого внимательно посмотрите на графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор.
Ответ: ________________________________
Задание 2. Города Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью 90 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.
Обведите границы Золотого кольца на карте.
Поместите эту карту в своё рекламное издание или презентацию.
Задание 3. В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо-восток. Какой же город мы посетим первым? Используя таблицу 1, определите, на каком расстоянии от Москвы он находится? Сколько времени мы будем добираться до него, если скорость нашего автобуса будет 60 км/час? Используя таблицу 1, составьте свою задачу и запишите её. Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по Золотому кольцу России закончится?
Задание 4. Ярославль – самый крупный город Золотого кольца, он основан князем Ярославом Мудрым. Используя таблицу 1, вычислите площадь города Ярославля. Она примерно равна площади, полученной в результате следующих вычислений: если из года основания Ярославля вычесть количество его жителей, а разность разделить пополам.
Задание 5. Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности этих городов. Заметьте, что мы сможем посетить в каждом городе только две достопримечательности. Данные занесите в сводную таблицу
Достопримечательности городов Золотого кольца России
Путешествуя по Золотому кольцу России, вы откроете для себя множество интереснейших мест, наполненных историей и культурой. Давайте рассмотрим некоторые из них подробнее.
Юрьев-Польский
Георгиевский собор - Построенный в XIII веке, этот собор является одним из главных архитектурных памятников города. Известен своими резными каменными узорами, которые украшают фасад здания.
Михайловская церковь - Церковь построена в XVII веке и отличается своей уникальной архитектурой. Она была частью усадьбы князей Ромодановских и до сих пор привлекает внимание туристов.
Переславль-Залесский
Плещеево озеро - Одно из самых известных природных достопримечательностей города. Оно окружено лесами и имеет чистую воду. По легендам, именно на дне озера скрыта легендарная Русская Атлантида – древний город Клещин.
Синий камень - Загадочный валун, находящийся недалеко от берега Плещеева озера. Камень меняет свое положение и цвет в зависимости от погоды. Его считают священным и приписывают мистические свойства.
Горицкий монастырь - Бывший мужской монастырь, основанный в XVI веке. Сейчас там расположен музей-заповедник, в котором можно увидеть коллекцию икон, древних книг и археологических находок.
Ярославль
Спасо-Преображенский монастырь - Исторический центр города, где были найдены первые русские летописи. Монастырь представляет собой уникальный комплекс зданий, включая храмы, колокольню и крепостные стены.
Церковь Ильи Пророка - Один из красивейших храмов города, построенный в XVII веке. Интерьер украшен яркими фресками, изображающими сцены из Библии.
Волжская набережная - Прогулочная зона вдоль реки Волги, откуда открывается прекрасный вид на город. Набережная украшена фонтанами, скульптурами и зелеными насаждениями.
Тейково
Памятники героям Великой Отечественной войны - Тейково гордится своими памятниками, посвящёнными героям Великой Отечественной войны. Среди них мемориалы, посвящённые павшим солдатам и труженикам тыла.
Усадьба Повалишино - Старинный дворянский особняк, построенный в XIX веке. Усадьба сочетает элементы классицизма и барокко и окружена живописным парком.
Борисоглебск
Борисоглебский монастырь - Основан в XII веке и является одной из старейших монашеских обителей России. Монастырь включает в себя несколько храмов и часовен, а также богатые коллекции икон и церковной утвари.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы - Один из старейших храмов города, сохранивший свою оригинальную архитектуру. Внутреннее убранство храма поражает своим богатством и красотой.
Суздаль
Суздальский кремль — Это сердце города, включающее в себя архиерейские палаты, Рождественский собор и другие исторические постройки. Архитектурный ансамбль прекрасно сохранился и позволяет ощутить дух древней Руси.
Спасо-Ефимьев монастырь - Основанный в XIV веке, монастырь был важным оборонительным сооружением. Сегодня здесь можно увидеть уникальные фресковые росписи, выполненные известными мастерами.
Покровский монастырь - Женский монастырь, известный своим архитектурным ансамблем и музеем деревянного зодчества. Здесь собраны образцы деревянной архитектуры разных эпох.
Талдом
Талдомский краеведческий музей - Экспозиции музея знакомят посетителей с историей края, начиная с древности и заканчивая современностью. Здесь представлены предметы быта, оружие, одежда и произведения искусства.
Свято-Троицкий Никольский женский монастырь - Основанный в XVIII веке, монастырь стал духовным центром района. В монастыре хранятся святые мощи и иконы, имеющие большое значение для верующих.
Ростов
Ростовский кремль - Архитектурный шедевр, представляющий собой сочетание крепостных стен, башен и храмов. Кремль использовался как резиденция митрополитов и служил защитой от врагов.
Успенский собор - Главный храм Ростова, построенный в конце XV века. Собор известен своими уникальными фресками и иконостасом, выполненным лучшими мастерами своего времени.
Дом Ремёсел - Место, где можно познакомиться с традиционными ремеслами региона. Здесь проводятся мастер-классы по гончарному делу, плетению корзин и другим видам народного творчества.
Углич
Угличский кремль - Историческое ядро города, включающее в себя княжеский дворец, церкви и колокольню. Кремль был свидетелем многих событий русской истории.
Церковь Димитрия на Крови - Построена на месте трагической гибели царевича Дмитрия. Храм выполнен в стиле русского зодчества и украшен резьбой и фресками.
Музей гидроэнергетики - Единственный в своем роде музей, рассказывающий об истории развития гидроэнергетики в России. Экспозиция включает модели гидротехнических сооружений и интерактивные экспонаты.
Истра
Новый Иерусалим - Крупнейший монастырский комплекс, включающий в себя Воскресенский собор, церковь Рождества Христова и другие сооружения. Комплекс построен по образцу Иерусалима и символизирует Святую Землю.
Истринский краеведческий музей - Здесь можно узнать об истории края, его культуре и быте местных жителей. Экспонаты включают археологические находки, этнографические материалы и произведения искусства.
Дмитров
Дмитровский кремль - Кремль окружён земляными валами и рвами, служившими защитой от неприятеля. Внутри находятся Успенский собор и другие памятники архитектуры.
Борисоглебский монастырь - Мужской монастырь, основанный в середине XV века. Монастырь славится своими храмами и святынями, привлекая паломников со всей страны.
Поместите полученную таблицу со сведениями о
достопримечательностях городов в свой рекламный продукт.
Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи.
Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив художественный текст с ответами на вопросы:
1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?
2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в прямом или переносном?
3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом?
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Путешествуем по Золотому кольцу России».
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы подчеркивают важность внедрения исследовательской и проектной деятельности в учебный процесс. Эти подходы способствуют развитию у детей навыков самостоятельного мышления, креативности и исследовательских компетенций. Особое внимание уделяется правильному выбору темы исследования, постановке целей и задач, а также использованию разнообразных методов исследования.
Документ также обращает внимание на необходимость создания благоприятных условий для учеников, включая поддержку учителей и родителей. Родители играют ключевую роль в помощи детям на различных этапах исследовательской работы, таких как выбор темы, сбор материалов и подготовка к защите проекта.
Кроме того, рекомендации содержат практические советы по проведению исследований и проектов, а также критерии оценивания детских исследовательских работ. Это поможет учителям и студентам более эффективно организовать учебно-исследовательскую деятельность и повысить качество образовательных процессов.
Таким образом, внедрение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является важным шагом в формировании всесторонне развитой личности, готовой к дальнейшему обучению и успешной социализации.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" - Режим доступа: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
А. Б. Воронцов. Проектная задача в начальной школе
Кошелева Ю. Н. Путь к исследованию (основные шаги).
Малиновская Евдокия Андреевна. Исследовательская работа школьника: структура, оформление, защита.
Пивнева Наталья Ивановна. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.
Поляк Наталья Сергеевна. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе.
Ярмаченко Н.Д. Организация исследовательской деятельности учащихся.
8