Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) и преподавателей – руководителей курсовых работ. В данной разработке представлены задачи, структура и содержание курсовой работы по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров, требования к ее оформлению; приведена примерная тематика курсовых работ и изложен порядок защиты курсовой работы.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров выполняется студентами в соответствии с учебным планом.
Целью написания курсовой работы является углубление и закрепление полученных студентами теоретических знаний при изучении междисциплинарного курса.
Задачами написания курсовой работы являются:
- расширение теоретических знаний в области товароведения продовольственных и непродовольственных товаров;
- применение полученных в ходе изучения МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров знаний при решении поставленных задач;
- развитие навыков самостоятельной работы с литературой, нормативными материалами;
- развитие аналитического мышления и творческого подхода при решении важнейших проблем в товароведении продовольственных и непродовольственных товаров.
Курсовая работа должна способствовать обучению студента самостоятельно изучать и анализировать явления и процессы происходящими на предприятии, пользоваться показателями для характеристики, ясно и последовательно в письменной форме излагать результаты изучения вопроса.
Целью настоящей методической разработки является – помощь студенту в выполнении курсовой работы по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.
2. ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ
Выбрав тему курсовой работы, студенты самостоятельно подбирают литературу по теме исследования. В ее составе должны быть законодательные и нормативные документы, учебники, учебные и методические пособия, методические указания, материалы и исследования, содержащие теоретические и практические вопросы о потребительских свойствах, ассортименту и качеству продовольственных и непродовольственных товаров.
3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После усвоения теоретического материала в соответствии с намеченным планом следует начать сбор необходимой информации.
Основным источником необходимой информации является деятельность предприятия, отраженная в материалах статистической отчетности.
Из плана работы видно, какая именно информация необходима. Затем изучаются носители этой информации, выбираются необходимые данные. Далее проводится обработка собранной информации о товаре: собранные материалы необходимо обобщить, что дает возможность оценить качество и полноту полученной информации;
К выполнению курсовой работы можно приступить только после того, как собран исходный материал и достаточно изучена литература по теме исследования.
Кроме этого надо иметь в виду, что успешное выполнение работы во многом зависит от достоверности информации правильной обработки собранного материала, от правильной группировки показателей, а также графического отображения данных показателей.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1.Структура курсовой работы:
- задание на курсовую работу (Приложение 3);
- отзыв на курсовую работу (Приложение 4)
- титульный лист (образец представлен в Приложении 1);
- содержание с указанием страниц (образец представлен в Приложении 2);
- введение;
- глава 1;
- глава 2;
- заключение;
- список использованной литературы
- приложения;
- список условных сокращений и обозначений.
Последовательность и примерный объем основных структурных элементов курсовой работы приведен в таблице 1. В зависимости от состава и характера рассматриваемых вопросов общий объем курсовой работы должен составлять не менее 20 страниц (без приложений).
Таблица 1
Последовательность и примерный объём структурных элементов курсовой работы
Структурные элементы | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Оглавление | 1 |
Введение | 1 |
Глава 1 | 7 |
Глава 2 | 8 |
Заключение | 1 |
Список использованной литературы | 1 |
| не менее 20 |
Приложение 1 ,Приложение 2….. | |
4.2. Введение курсовой работы должно включать в себя:
- актуальность выбранной темы;
- цель и задачи написания курсовой работы;
- теоретическую и методическую основу написания работы;
- объект и предмет исследования;
- объем и структуру курсовой работы.
Во введении в кратком виде обосновывается актуальность темы, определяется её изученность в литературе, устанавливаются цель и задачи, объект и предмет исследования, объект наблюдения, методы исследования, отражается практическая значимость. Введение также содержит краткое описание содержания глав работы.
Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при ее экспертизе. Актуальность темы обосновывается анализом теоретических источников и тенденциями общественного развития.
Цель исследования - решение поставленной проблемы: анализ конкретных свойств объекта исследования, выявление закономерностей, выработка предложений (рекомендаций, программ, методик и т. п.). Цель формулируется как изучение особенностей какого-либо процесса или явления, определение его роли в деятельности, создание с помощью новых или апробация существующих методик, технологий и т. д.
Задачи курсовой работы конкретизируют цель и отражают последовательность исследований. Формулировку задач рекомендуется начинать со слов: проанализировать.., разработать.., обобщить.., выявить.., доказать.., внедрить.., показать.., выработать.., найти.., определить.., описать.., установить.., рекомендовать... и т. п.). Как правило, в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по изучаемой проблеме; определить экспериментальную базу;
выбрать методы исследования;
провести эмпирические исследования;
определить актуальность рассматриваемого явления, а также, по возможности, причины и перспективы его дальнейшего развития;
разработать практические рекомендации.
Объект исследования – область научных изысканий, в которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это может быть процесс или явление, которое студент выбрал для изучения, часть экономической действительности, на которую направлен процесс научного познания, изучения, объяснения или преобразования с применением научных методов.
Предмет исследования более конкретен, он является частью объекта исследования. В качестве предмета обозначается все то, что выделяется в объекте для целенаправленного изучения, то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Это связи и зависимости, которые подлежат непосредственному изучению. Иными словами, предмет исследования - это планируемые к исследованию конкретные свойства, стороны и отношения между объектами, подлежащие непосредственному изучению и обеспечивающие повышение результативности и эффективности в решении экономических задач.
Объект наблюдения – организации, на материалах которых выполнена курсовая работа.
Обязательным элементом введения является описание методов исследования, которые служат инструментом, необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Цель, задачи, объект, предмет, методы исследования формулируются студентом совместно с руководителем и представляют собой расширенное и уточненное задание на курсовую работу. Они могут быть конкретизированы после написания основной части работы.
Практическая значимость работы раскрывается в ее направленности на решение практических проблем.
Кроме того, во введении следует раскрыть структуру работы, дать краткое описание ее составных элементов.
Первоначально во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования в современных условиях развития товароведения в нашей стране и в районе.
Во введении должна быть поставлена конкретная цель предполагаемых исследований в соответствии с темой курсовой работы и определен круг решаемых задач в полном соответствии с указанной целью работы.
Обязательным является указание теоретической и методической основ написания курсовой работы. Как правило, теоретической основой исследования являются работы законодательство Российской Федерации и его структур; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций; результаты собственных исследований.
Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных приемов и методов: анализа и синтеза, группировки и сравнения, экспертных, нормативных и других. Применение каждого из данных приемов методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
Оптимальный объем введения составляет 2 страницы.
4.3. Теоретическая часть (глава 1). В теоретической части курсовой работы необходимо осветить теоретические аспекты исследуемой темы, отметить научное и практическое значение изучаемого вопроса, сформулировать задачу изучения и методику исследования. Здесь отражаются теоретические основы товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
Целесообразно дать пример рассматриваемых в курсовой работе проблем в практике других предприятий и отразить возможность и необходимость использования их опыта в практике деятельности рассматриваемого предприятия, организации. В главе можно также осветить роль и значение показателей в деятельности предприятий, организаций в современных условиях.
При написании первой главы с использованием авторских трудов, статистических сборников и других материалов в обязательном порядке необходимо делать ссылки на использованные источники.
Теоретическая часть работы характеризует уровень теоретической подготовки студента за весь период его обучения. В ней на основе обзора литературы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых, научно-методических и статистических материалов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора. Выводы по первой главе должны содержать обоснование направления экспериментального практического исследования.
4.4. Практическая часть (глава 2).
Практическая часть носит аналитический, практико-ориентированный характер.
Во второй главе студент изучает проблемы на примере конкретных организаций, используя различные методы исследования. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования является обязательным для курсовой работы.
Глубина анализа, его качество определяются, во-первых, полнотой и достоверностью привлекаемой информации о проблеме, во-вторых, корректностью и адекватностью избранных методов. Для выполнения этой главы студенту необходимо применить полученные в процессе обучения знания методов исследования, которые помогут ему лучше описать саму проблему и выбрать методы ее анализа.
Как правило, описываются результаты конкретного практического исследования и предлагаются конкретные меры по деятельности предприятий, организаций и т.д.
Каждая глава состоит из параграфов. В конце каждого параграфа и каждой главы необходимо подвести итог, то есть сделать выводы, которые обычно начинаются оборотом: «таким образом..,» или словом «итак..,» и т.д.
Как правило, при написании второй главы курсовой работы рассматривается краткая характеристика объекта исследования.
В процессе анализа выявляются и оцениваются установившиеся взаимосвязи показателей и влияющих на них факторов.
После проведения анализа обобщаются выявленные недостатки и намечаются мероприятия по их устранению. В ходе выполнения данной главы студент может привести обоснование организации коммерческой деятельности на предприятии.
При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил.
Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном параграфе (главе) конечные, а не промежуточные результаты, во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы, в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.), в-четвертых, выводы должны быть краткими.
Следует отметить, что каждая глава курсовой работы должна заканчиваться кратким выводом по проведенным в главе исследованиям и переходом к следующей главе.
4.5. Заключение. В заключительной части курсовой работы обобщаются цели и принципы товароведной деятельности, характеристики ассортимента и качества товаров. Оптимальный объем заключения составляет 1-2 страницы.
Заключение имеет форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, сформулированными во введении. Содержательно заключение должно корреспондироваться с составом задач работы, поэтому в нем должны найти освещение наиболее существенные результаты исследования. В заключении отражаются основные итоги проделанной работы, излагаются краткие выводы по теме исследования, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цель и задачи, формулируются предложения по использованию полученных результатов.
Выводы и оценка полученных результатов могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
констатация исходного состояния проблемы по теме и условий решения поставленных задач;
новизна, глубина, полнота и оригинальность проработки основной темы работы (подход, методы решения, новые данные, достоверность расчетов, репрезентативность исходной информации и др.);
оценка эффективности предложений;
практическая (прикладная) ценность работы и сфера приложения ее результатов.
Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов, а должно содержать главные итоговые результаты работы.
4.6. Список использованной литературы является важной составной частью курсовой работы и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы.
4.7. В Приложении помещаются вспомогательный материал, который при включении в основную часть либо загромождает текст, либо затрудняет понимание работы. К вспомогательному материалу, включенному в приложения, могут быть отнесены:
промежуточные математические выкладки, расчеты;
таблицы цифровых данных (статистические выборки, отчетные данные и т. п.);
инструкции, методики, положения, должностные инструкции и другие рабочие документы, разработанные в процессе выполнения работы (или извлечения из них);
классификаторы, анкеты и другие методические средства, используемые или рекомендуемые для использования;
иллюстрации, диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;
документы (акты, справки, протоколы, экспертные заключения и т. п.), подтверждающие практическую и научную ценность работы, экономическую целесообразность результатов;
таблицы и рисунки большого формата (занимающие целую страницу и более).
По форме они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, графики, карты и.т.д.
В тексте работы на все приложения должны обязательно быть ссылки.
5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студент выполняет курсовую работу по выбранной и утвержденной теме в соответствии с заданием под руководством преподавателя-руководителя.
Преподаватель составляет совместно со студентом задание на курсовую работу и осуществляет текущее руководство и написание в форме:
- систематических консультаций;
- контроля за выполнением работы в установленные сроки;
- оформления завершенной работы.
Студент выбирает тему курсовой работы из примерного перечня тем курсовых работ.
Студент совместно с руководителем заполняет задание на курсовую работу на типовом бланке, подписывает его у руководителя и ставит свою подпись.
Процесс литературного написания и оформления курсовой работы предполагает знание и соблюдение следующих основных требований:
- ясность, систематичность и последовательность изложения;
- деление текста на абзацы, каждый из которых включает самостоятельную мысль, выраженную одним или несколькими предложениями;
- в тексте следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила логического завершения, не должно быть растянутых предложений с нагромождением придаточных оборотов и вводных слов, частых повторений одних и тех же слов и выражений, орфографических и стилистических ошибок;
- не приводить необоснованных предложений, выводов, высказываний;
- в тексте не принято делать ссылки на первое лицо, но если необходимо, следует употреблять выражение в третьем лице (например, автор полагает, по нашему мнению и т.п.);
- цифровой материал представлять в работе в виде аналитических таблиц, графиков и т.п., по которым делать соответствующие выводы.
Корректную ссылку на использованные источники реализуют, используя специальные вводные слова и выражения: по мнению, по сведениям, по сообщению, по данным, как считает, как отмечает, по нашему мнению и т.п. Прямое переписывание или сканирование текстов из монографий и статей, перенос без ссылки на источник информации таблиц, схем, рисунков, формул, принадлежащих другим авторам, не допускается. Любое цитирование автора, оформленное в виде прямой или косвенной речи, должно иметь ссылку на монографию, статью, доклад или интервью. Эти же требования распространяются на использованные в курсовой работе статистическую информацию, вычисления, расчеты, формулы, таблицы, рисунки, схемы, результаты проведенных аналитических исследований и т.п. Рекомендуется делать ссылку на источник непосредственно после цитируемого фрагмента текста с указанием номера из списка использованной литературы и страницы, например, [10, с. 145]. Ценность курсовой работы повышается, если студент указывает, что используемые в ней таблицы, расчеты, методики, схемы, рисунки и т.п. являются результатом его собственных исследований и разработок.
Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере, сброшюрована (переплетена) и представлена на защиту в одном экземпляре. Представляется первый экземпляр работы. Ксерокопии не принимаются.
Черновик работы, представленный на проверку, может быть написан от руки четким аккуратным почерком. При этом текст должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к готовой курсовой работе. Руководитель вправе не принимать на проверку черновик работы или готовую работу, небрежно оформленные или не соответствующие необходимым требованиям.
Объем курсовой работы в зависимости от темы составляет не менее 20 страниц печатного текста (без приложений).
Требования к оформлению текста курсовой работы.
- текст пишется на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210x297 мм);
- межстрочный интервал - 1,5, шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14, размер шрифта для разделов и подразделов - 16;
- ориентация для текста - книжная, для больших, графиков и схем - альбомная;
- поля: верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм;
- формулы вносятся в текст либо с помощью компьютера, либо вручную (черной пастой, тушью или чернилами). Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры - 7-8 мм, строчные - 10 мм, показатели степени и индексы - не менее 2 мм;
- исправления в текст (отдельные слова, формулы, знаки препинания) следует вносить пастой, чернилами или тушью черного цвета;
- термины и названия компаний на иностранном языке, используемые в тексте, набираются курсивом;
- нумерация страниц курсовой работы сквозная, включая титульный лист и приложения, т.е. все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Страницы нумеруются арабскими цифрами в верхнем или нижнем правом углу листа без каких-либо знаков (точек после номера страницы и пр.). Первой страницей считается титульный лист, но на ней цифра «1» не ставится, номера страниц начинают проставлять с введения.
Требования к оформлению табличного и графического материала. Для быстрого построения соответствующих графиков и диаграмм рекомендуется составлять аналитические таблицы, используя пакет прикладных программ Microsoft Excel,
Оформление табличного и графического материала должно соответствовать требованиям ГОСТ, т.е. каждая таблица (схема, график) должна иметь:
а) порядковый номер (например, «Таблица 5», «Рис.3»). При этом может использоваться как сквозная нумерация табличного и графического материала (Таблица 1, ..., Таблица 27), так и нумерация по разделам курсовой работы (Таблица 1.2, т.е. первая таблица первого раздела работы, Таблица 2.5, т.е. двенадцатая таблица второго раздела и т.п.);
б) заголовок, отражающий ее содержание, к примеру, «Таблица 1. Динамика основных экономических показателей деятельности розничного предприятия»;
в) ссылку на нее в тексте работы (например, «Составляющие рынка услуг представлены на рисунке 1»;
г) указание периода исследования показателя (например, «Анализ розничного товарооборота за 2014 – 2015 г. г. приведен в табл. 2».
д) указание единицы измерения каждого показателя.
Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Таблицу размещают после упоминания о ней.
В работе должны использоваться только общепринятые сокращения слов и словосочетаний (тыс. руб., руб., коп., г. и т.д., а не т.р., т. руб., тыс. р., год и т.п.). В случае использования собственных сокращений в конце работы необходимо привести список условных обозначений и сокращений (например, «П - прибыль, R - рентабельность, ОПФ - основные производственные фонды, BOС – внеоборотные средства, НМА - нематериальные активы, ОС - оборотные средства, ТО – товарооборот, ПОР – постоянные расходы, ПЕР – переменные расходы, ОБП – объем продаж» и т.п.).
Наименование организации можно привести один раз, затем использовать его сокращенный вариант: «Рассчитано по материалам Пильнинского райпо».
Оформление формул. Каждая формула, используемая в курсовой работе, должна иметь порядковый номер, который размещается справа от формулы в круглых скобках. Нумерация может быть сквозная для всей работы. При вторичном использовании формулы не обязательно воспроизводить ее еще раз, достаточно указать: «Проведем расчет выручки от продажи товаров по формуле (1.5)».
Ссылка на источник, из которого заимствована формула, делается либо в тексте, либо после ее размещения в тексте курсовой работы.
Оформление списка использованной литературы. Общее число источников литературы, использованных для написания курсовой работы, должно быть не менее 20. Для всех источников используется сквозная нумерация. Источники располагаются в алфавитном порядке, по алфавиту фамилий авторов и заглавий.
Рекомендуется следующая структура источников информации и использованной литературы:
- кодексы, законы, указы, постановления, документы министерств и ведомств;
- монографии, статьи из научных журналов, сборников, периодических социально-экономических изданий журналов и газет;
- неопубликованные материалы (документы организации, годовые отчеты, проспекты, аналитические материалы и корпоративные исследования);
- сайты Интернет-ресурсов.
Примеры оформления библиографических записей приведены в приложении 3.
Оформление приложений. В приложение можно включать аналитические таблицы, отчетность организаций, инструкции, методики и их фрагменты, схемы, графики и диаграммы, громоздкие расчеты и т.п.
Каждому приложению должен быть присвоен свой порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), а в тексте курсовой работы в обязательном порядке делается соответствующая ссылка на данное приложение, например, «Для анализа чистой прибыли предприятия мной составлены соответствующие таблицы, помещенные в приложение 4».
Структура работы. Весь текст работы разбивается на главы и параграфы, имеющие наименование и порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Первая цифра параграфа обозначает номер главы, вторая - номер параграфа. В курсовой работе с новой страницы начинается только каждая следующая глава, внутри главы между параграфами пропуски не допускаются, т. е. когда заканчивается изложение параграфа, то далее идет наименование следующего параграфа и его текст.
Оглавление включает наименование всех глав, параграфов с указанием номеров страниц, с которых начинается материал глав и параграфов. Названия глав и параграфов в работе должны полностью соответствовать их наименованию в содержании работы.
Порядок защиты курсовой работы. Завершенная курсовая работа сдается студентом не позднее чем в 10-дневный срок до защиты, получается письменный отзыв руководителя и устраняются отмеченные им недостатки. Окончательный вариант выполненной курсовой работы должен быть предоставлен руководителю курсовой работы не позднее за неделю до защиты курсовой работы.
Руководитель курсовой работы при ее соответствии предъявляемым требованиям допускает работу к защите, ставя допуск с указанием даты допуска и свою подпись.
Курсовая работа может быть не допущена руководителем к защите при невыполнении разделов задания, при наличии в работе ошибок и замечаний, при неполном раскрытии темы работы.
Защита курсовой работы носит публичный характер и включает доклад студента и его обсуждение. Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает ответы студента на вопросы преподавателя, дискуссию по ее защите.
Решение об оценке курсовой работы принимается по результатам анализа представленной работы, доклада студента и его ответов на вопросы. Оценка по результатам курсовой работы ставится в зачетную книжку и в ведомость.
Защищенная курсовая работа служит основанием для допуска студента к экзамену по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров. Студенты, которые вовремя не представили курсовую работу или выполнили ее с нарушением необходимых требований, к экзамену не допускаются.
6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Молоко, его характеристика и ассортимент. Торговля молочными продуктами ОАО «Починковский МСЗ».
2. Характеристика натуральных пищевых жиров. Их роль в сбалансированности рациона питания человека.
3. Анализ основных факторов, влияющих на формирование ассортимента тканей.
4. Характеристика кисломолочных товаров. Торговля кисломолочными товарами ОАО «Починковский МСЗ».
5. Анализ факторов, влияющих на формирование ассортимента фарфоровых изделий.
6. Влияние режимов хранения на качество и потребительские свойства продуктов
7. Товароведная экспертиза. Организация проведения товарной экспертизы
8. Зерномучные товары. Ассортимент и пищевая ценность хлебобулочных и макаронных изделий.
9. Мясо и мясопродукты. Характеристика ассортимента колбасных изделий.
10. Крепкие алкогольные напитки. Характеристика ассортимента водки.
11. Анализ рынка макаронных изделий с. Починки.
12. Товарные потери и меры по их предупреждению и снижению.
13. Товарная информация и её значение в условиях современного рынка.
14. Сравнительная оценка потребительских свойств товаров отечественного и зарубежного производства.
15. Послепродажное обслуживание и его роль в обеспечении конкурентоспособности.
16. Оценка уровня качества обуви в с. Починки.
17. Характеристика ассортимента и показатели качества электробытовых пылесосов в магазине «Электроника».
18. Экологические аспекты использования отдельных групп хозяйственных товаров и охрана окружающей среды
19. Углеводы и их влияние на формирование потребительских свойств _____________ товаров.
20. Сравнительная характеристика пищевой ценности свежих и сушеных фруктов.
21. Экспертиза качества натуральных рыбных консервов, реализуемых на потребительском рынке с. Починки
22. Влияние упаковки на сохранение качества колбасных изделий
23. Формирование ассортимента и оценка качества варено-копченых колбас различных производителей, реализуемых в сети магазинов «Магнит»
24. Фальсификация мясных продуктов и методы ее обнаружения
Список литературы
Основные источники:
Николаева, М. А. Организация и проведение экспертизы и оценки качества продовольственных товаров: учебник для среднего профессионального образования / М. А. Николаева, Л. В. Карташова - Москва : Норма, ИНФРА-М, 2019. https://new.znanium.com/read?id=337016
Вилкова, С. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров [Электронный ресурс] : Словарь-справочник / Под общ. ред. д. т. н., проф. С. А. Вилковой. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2013. - 264 с. - ISBN 978-5-394-01637-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/430335
Замедлина, Е. А. Товароведение и экспертиза товаров: Учебное пособие / Замедлина Е.А. - Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 156 с.: - (СПО). - ISBN 978-5-16-103607-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021058
Иванова, Т. Н. Товароведение и экспертиза пищевых концентратов и пищевых добавок : учебник / Т.Н. Иванова, В.М. Позняковский, В.Ф. Добровольский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 265 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-108209-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1046411
Гайворонский, К. Я. Охрана труда в общественном питании и торговле : учеб. пособие / К.Я. Гайворонский. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 125 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-102634-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1041470
Дополнительная литература
Карташова Лариса Валентиновна
Организация и проведение экспертизы оценки качества товаров. Продовольственные товары - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 с
Памбухчиянц Ольга Валерьевна
Пособие для продавца продовольственных товаров / Памбухчиянц О.В., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 314 с.: ISBN 978-5-394-02234-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430428
Сидоренко Юрий Ильич
Экспертиза продовольственных товаров: Лабораторный практикум: Учебное пособие / Сидоренко Ю. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 182 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-009882-1
Общероссийский классификатор продукции. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2005.
Правила сертификации продукции текстильной и легкой промышленности. // Вестник Госстандарта России. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001. – Вып. 7.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 г. № 776.
СТО ТПП РФ 20-02-07. Порядок проведения экспертизы экспертными организациями/подразделениями торгово-промышленных палат в Российской Федерации. – М. : ТПП РФ, 2007.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России) / ГТК Российской Федерации. – М. , 2002.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. 2005, 2007, 2008 г.).
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (с изм. и доп. 2001, 2003 г.).
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп. 2001, 2003 г.).
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп. 1998, 2004, 2005, 2006г.).
Федеральный закон от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (с изм. и доп. 2001, 2004, 2005, 2006 г.).
Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300/1-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. 1996, 1999, 2004, 2007, 2008 г.).
Интернет-источники
http://znanium.com/ Электронная библиотека
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Титульный лист
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Починковский сельскохозяйственный техникум»
СОГЛАСОВАНО: ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
на заседании ЦМК преподавателей ПД Зам. директора по УПР
Протокол № ____ ___________ С.В. Мартынова
от « ___ » _________ 20__ г. « ___ » _________ 20__ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
на тему: « »
Выполнила:
студентка 2 курса группы 2К
специальности 38.02.04 Коммерция
(по отраслям)
Иванова М.Н.
Проверил:
Преподаватель Мангушева И.Н.
Работа защищена:
«___» ____________ 20____ г.
Оценка _____________
____________________
(подпись)
с. Починки
20___ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….…................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………………….……..5
1.1. Основные сведения о вкусовых товарах…..………………………………………………5
1.2. Классификация и характеристика ассортимента вкусовых товаров..…………..……..10
1.3. Особенности химического состава и пищевая ценность
вкусовых товаров………………………………………………………………………………………..13
1.4. Требования, предъявляемые к качеству вкусовых товаров…………………………………………………………………………………………………...19
Глава 2. Практическая часть ………………………………………………………………………..23
2.1. Организационно – экономическая характеристика магазина «Теремок»………………………………………………………………………......................................23
2.2. Анализ ассортимента чая, реализуемого в магазине «Теремок»……………………………… 25
2.3. Методика проведения оценки качества чая реализуемого в магазине «Теремок»……………………………………………………………………………………………….26
Заключение………………….......................................................................................................28
Список используемой литературы……………………………………………................................................................30
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание на курсовую работу
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Починковский сельскохозяйственный техникум»
СОГЛАСОВАНО: Утверждаю
на заседании ЦМК преподавателей ПД Зам. директора по УПР
Протокол № ____ ___________ С.В. Мартынова
от « ___ » _________ 20__ г. « ___ » _________ 20__ г.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
студенту (ке) группы 2К
1. Тема курсовой работы « »
утвержденной приказом по техникуму от «_____»_____________20__г. №_______
2. Срок сдачи законченной работы «_____»_______________20____г.
3. Календарный план:
№ п/п | Наименование этапов дипломной работы | Срок выполнения этапов работы | Отметка о выполнении |
1 | Подбор литературы, ее обработка. Составление плана работы с руководителем | | |
2 | Разработка и предоставление на проверку теоретической части курсовой работы | | |
3 | Разработка и предоставление на проверку описания практической части курсовой работы | | |
4 | Подготовка доклада к защите курсовой работы | | |
Дата выдачи задания «______»___________________20____г.
Задание принял (а) к исполнению:
Подпись студента (ки) ______________ /__________________/
Работа сдана «____» ___________________ 20___ г.
Подпись руководителя ___________ /____________________/
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОТЗЫВ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента (ки) Ивановой М.Н.
Группы 2К
специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
по МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров
Тема работы: « »
Качественные характеристики курсовой работы | Уровень |
Высокий | Средний (незначительные погрешности) | Низкий (существенные погрешности и отклонения) |
Соблюдение графика выполнения работы | 2 | 1 | 0 |
Внешний вид работы и оформление титульного листа | 2 | 1 | 0 |
Соблюдение объема | 2 | 1 | 0 |
Наличие ссылок | 3 | 2 | 0 |
Правильность оформления рисунков и таблиц | 3 | 2 | 0 |
Правильность оформления списка литературы | 3 | 2 | 0 |
Новизна изученной литературы | 3 | 2 | 0 |
Достаточность количества изученных источников | 3 | 2 | 0 |
Соответствие литературы выбранной теме | 3 | 2 | 0 |
Хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы работы | 5 | 3 | 0 |
Правильность написания введения | 5 | 3 | 0 |
Соответствие целей и задач выбранной теме | 5 | 3 | 0 |
Соответствие содержания сформулированным цели и задачам | 5 | 3 | 0 |
Соответствие содержания глав и параграфов их названию | 5 | 3 | 0 |
Наличие выводов по параграфам и главам | 5 | 3 | 0 |
Наличие авторской позиции | 6 | 4 | 0 |
Логика изложения материала | 6 | 4 | 0 |
Качество заключения | 5 | 3 | 0 |
Рекомендательная часть | 6 | 4 | 0 |
Использование экономико-математических методов | 5 | 3 | 0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Матрица критериев оценки дипломной работы
Критерии | Показатели |
Баллы « 2 - 5» |
«неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «отлично» |
Актуальность | Актуальность исследования специально автором не обосновывается. Сформулированы цель, задачи не точно и не полностью, (работа не зачтена – необходима доработка). Неясны цели и задачи работы (либо они есть, но абсолютно не согласуются с содержанием) | Актуальность либо вообще не сформулирована, сформулирована не в самых общих чертах – проблема не выявлена и, что самое главное, не аргументирована (не обоснована со ссылками на источники). Не четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе | Автор обосновывает актуальность направления исследования в целом, а не собственной темы. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования. Тема работы сформулирована более или менее точно (то есть отражает основные аспекты изучаемой темы). | Актуальность проблемы исследования обоснована анализом состояния действительности. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе. |
Логика работы | Содержание и тема работы плохо согласуются между собой. | Содержание и тема работы не всегда согласуются между собой. Некоторые части работы не связаны с целью и задачами работы | Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы, имеются небольшие отклонения. Логика изложения, в общем и целом, присутствует – одно положение вытекает из другого. | Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы. Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы. В каждой части (главе, параграфе) присутствует обоснование, почему эта часть рассматривается в рамках данной темы |
Сроки | Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки) | Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки). | Работа сдана в срок (либо с опозданием в 2-3 дня) | Работа сдана с соблюдением всех сроков |
Самостоятельность в работе | Большая часть работы списана из одного источника, либо заимствована из сети Интернет. Авторский текст почти отсутствует (или присутствует только авторский текст.) Руководитель не знает ничего о процессе написания студентом работы, студент отказывается показать черновики, конспекты | Самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо присутствуют только формально. Автор недостаточно хорошо ориентируется в тематике, путается в изложении содержания. Слишком большие отрывки (более двух абзацев) переписаны из источников. | После каждой главы, параграфа автор работы делает выводы. Выводы порой слишком расплывчаты, иногда не связаны с содержанием параграфа, главы Автор не всегда обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы. | После каждой главы, параграфа автор работы делает самостоятельные выводы. Автор четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы. Из разговора с автором научный руководитель делает вывод о том, что студент достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в курсовой работе |
Оформление работы | Много нарушений правил оформления и низкая культура ссылок. | Представленная ВКР имеет отклонения и не во всем соответствует предъявляемым требованиям | Есть некоторые недочеты в оформлении работы, в оформлении ссылок. | Соблюдены все правила оформления работы. |
Литература | Автор совсем не ориентируется в тематике, не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг. Изучено менее 5 источников | Изучено менее десяти источников. Автор слабо ориентируется в тематике, путается в содержании используемых книг. | Изучено более десяти источников. Автор ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг | Количество источников более 20. Все они использованы в работе. Студент легко ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг |
Защита работы | Автор совсем не ориентируется в терминологии работы. | Автор, в целом, владеет содержанием работы, но при этом затрудняется в ответах на вопросы. Допускает неточности и ошибки при толковании основных положений и результатов работы, не имеет собственной точки зрения на проблему исследования. Автор показал слабую ориентировку в тех понятиях, терминах, которые она (он) использует в своей работе. Защита прошла сбивчиво, неуверенно и нечетко. | Автор достаточно уверенно владеет содержанием работы, в основном, отвечает на поставленные вопросы, но допускает незначительные неточности при ответах. Использует наглядный материал. Защита прошла хорошо (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.). | Автор уверенно владеет содержанием работы, показывает свою точку зрения, опираясь на соответствующие теоретические положения, грамотно и содержательно отвечает на поставленные вопросы. Использует наглядный материал: презентации, схемы, таблицы и др.Защита прошла успешно (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.). |
Оценка работы | Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает непонимание содержательных основ исследования и неумение применять полученные знания на практике, защиту строит не связно, допускает существенные ошибки, в теоретическом обосновании, которые не может исправить даже с помощью членов комиссии, практическая часть курсовой работы не выполнена. | Оценка «3» ставится, если студент на низком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, допускает неточности при формулировке теоретических положений выпускной квалификационной работы, материал излагается не связно, практическая часть курсовой работы выполнена некачественно. | Оценка «4» ставится, если студент на достаточно высоком уровне овладел методологическим аппаратом исследования, осуществляет содержательный анализ теоретических источников, но допускает отдельные неточности в теоретическом обосновании или допущены отступления в практической части от законов композиционного решения. | Оценка «5» ставится, если студент на высоком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, осуществляет сравнительно-сопоставительный анализ разных теоретических подходов, практическая часть курсовой работы выполнена качественно и на высоком уровне. |