Методические рекомендации по написанию дополнительных общеразвивающих программ
Цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе, формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна.
Примеры:
Цель: Сформировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к миру веществ и химических превращений. ( программа « Занимательная химия»)
Цель: Сформировать у детей основы культуры питания как составляющей ЗОЖ ( программа « Разговор о правильном питании»)
Цель: Обучить основам игры на гитаре ( программа « Гитара»)
Цель: Обучить основам дизайна( дизайн украшений, предметный дизайн, дизайн одежды ) ( программа « Основы дизайна»)
Цель: приобщить обучающихся к театральному искусству, развить их творческие способности и активность. ( программа « Маленькая страна»- театральный)
Цель: сформировать у обучающихся творческую активность, художественную культуру через умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических объектов ( программа « Техническое моделирование и конструирование»)
Вариативность содержания, выбора и построения индивидуальной образовательной траектории (может быть прописана в пояснительной записке) Под вариативностью понимается разноуровневость освоения учебного материала, в программе должна быть предусмотрена самостоятельная работа, набор практических заданий разной степени сложности, которые ребенок выбирает сам. Таким образом у ребенка появляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории.
Пример: Занятия предусматривают задания разной степени сложности, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся. Каждый ребенок выполняет задания в силу своих возможностей и способностей ( Программа «Основы дизайна»)
Пример: Вариативность образовательного процесса позволяет учитывать склонности, способности, подготовленность и интересы детей. Одним из инструментов вариативности является учебно-тематический план, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных форм занятий, оперативно устранять пробелы в знаниях и заниматься с одарёнными детьми, повышая качество знаний. Следовательно, формируется более глубокое овладение преподаваемыми техниками.
( Программа «Сувенирная кукла»)
Пример: Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного и группового исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. После обсуждения, ребенок вправе выбрать задания определенной степени сложности, которые учитывают индивидуальные особенности обучающихся.
( программа « Золотой ключик»- театральный)
Пример: Каждый обучающийся в течение года выбирает свой индивидуальный проект: исследование, модель, мини-проект, практическую работу, презентацию, разработку игры и др., что позволяет учитывать склонности, способности, подготовленность и интересы детей. Таким образом формируется индивидуальная траектория развития ребенка.
( программа « Биологическое моделирование»)
Пример: Занятия предусматривают задания разной степени сложности, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся. Каждый учащийся выполняет задания в силу своих возможностей и способностей на практических работах. ( программа « Техника в сельском хозяйстве»)
Интегрированность, преемственность содержания программ, взаимосвязь с другими типами образовательных программ.
Cуществует два варианта интеграции, в первом варианте указываются на какие учебные предметы опирается обучение по программе, во- втором варианте указывается какие знания, техники ребенок получает помимо учебной программы в школе.
Пример: Данная программа опирается на базовые знания истории, краеведения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, русского языка, литературы, риторики, математики. ( программа « Моя малая Родина»)
Пример: Обучение по программе опирается на базовые знания по таким учебным предметам как: «Технология», «ИЗО». В отличие от этих программ содержание программы «Основы дизайна» включает более широкий выбор материалов и техник. По окончанию кружка обучающиеся могут продолжить обучение в творческом объединении Театр моды «Дебют». Также знания и умения, полученные в процессе обучения по программе «Основы дизайна», помогут при выборе профессии Дизайнер. ( программа «Основы дизайна»)
Пример: Материал программы предполагает взаимодействие с основами чтения (произношение скороговорок, чистоговорок, заучивание стихов), рисования (изображение эскизов), музыки ( соотнесение музыки с действиями героев), риторики (умение правильно говорить, высказывать свои мысли). ( программа « Маленькая страна»- театральный)
Пример: При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, естествознания, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала обучающимися.
( программа « Биологическое моделирование»)
Пример: Содержание включает непосредственно обучение правилам стрельбы, изучение правил безопасности при обращении с оружием как с пневматическим, так и с огнестрельным. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения видов огнестрельного оружия, тесты для проверки полученных знаний.
Основными разделами курса являются темы: материальная часть оружия, способы прицеливания и овладение практическими навыками стрельбы.
В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для определения дистанции до предмета, развитие координации движения, развитие и тренировка наблюдательности и глазомера.
При обучении детей стрельбе их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера, происходит более глубокое знакомство с российскими конструкторами оружия.( программа « Юный стрелок»)
Пример: Обучение по программе опирается на базовые знания по таким учебным предметам как: «Технология», «Трактор и сельскохозяйственные машины». В отличие от этих программ содержание программы «Техника в сельском хозяйстве» включает более широкий выбор материалов.
По окончанию обучающиеся могут продолжить обучение в высших и средних учебных заведениях. Также знания и умения, полученные в процессе обучения, по программе «Техника в сельском хозяйстве» помогут при выборе профессии тракториста, водителя, механика, инженера, агронома.
( программа « Техника в сельском хозяйстве»)
Обоснованность и разнообразие используемых педагогических технологий.
Пример: Используемые педагогические технологии: Для организации самостоятельной познавательной и практической деятельности используется технология учебного проектирования, которая способствует формированию познавательного интереса к биологическому моделированию, реализации творческого потенциала личности ребенка.( программа « Биологическое моделирование»)
Пример: В программе широкое применение находят игровые технологии. Творческая развивающая деятельность носит импровизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения и выполнения театральных задач. Формируется умение импровизации, умения работы в коллективе, самокоррекция.
( программа « Веселинки»- театральный)
Пример: Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализируются стрельбы, а также разбираются ошибки, которые ребята допустили на соревнованиях.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и стрельбы с разных положений, соревнования между членами кружка, разборка, сборка автомата.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности со стрельбой или при подготовке к соревнованиям по стрельбе..
Информационно-коммуникационные технологии:
Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при знакомстве с знаменитыми спортсменами стрелками, конструкторами оружия и при знакомстве различными видами боевого оружия.
Здоровьесберегающие технологии.
Для профилактики школьных заболеваний на занятиях используются:
( программа « Юный стрелок»)
Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов.
Пример: Выполнение контрольных нормативов, упражнений (тестов), участие в соревнованиях.
№ | Наименование вида | Мальчики | Девочки |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Челночный бег 3 х 10 м, сек. | 10,5 | 10,1 | 9,5 | 11,1 | 10,4 | 9,8 |
2 | Подтягивание на высокой перекладине | 8 | 11 | 14 | - | - | - |
3 | Сгибание и разгибание рук в упоре | 22 | 27 | 32 | 10 | 15 | 20 |
4 | Подъем туловища за 1 минуту из положения лежа | 40 | 46 | 53 | 30 | 36 | 42 |
5 | Стрельба с опорой о стол, 5 выстрелов, 10 м | 18 | 28 | 37 | 15 | 25 | 34 |
7 | Сборка-разборка АК | 30 | 25 | 23 | 30 | 25 | 23 |
( программа « Юный стрелок»)
Пример: Итогом работы является участие в интеллектуальной игре «Турнир знатоков обществознания». Критерием достижения обучающихся является успешное выполнение заданий в ходе данной игры (70 %).
( программа « Практическое обществознание»)
Пример: Критерии оценки творческих работ
Работы оцениваются в соответствии с критериями по 3 бальной системе:
1 баллов – несоответствие параметру
2 балла – неполное соответствие параметру
3 балла – полное соответствие параметру
Критерии:
Композиционное решение
Фантазия в употреблении материалов изготавливаемых моделей, владение выбранной техникой
Выразительность калорита
Эстетический вид, оформление работы
Общее художественное впечатление от работы
Высокий уровень (креативный) – 12 – 15 баллов
Средний уровень (эвристический) – 9 – 12 баллов
Низкий уровень (репродуктивный) – 5 – 8 баллов
( программа « Техническое моделирование и конструирование»)
Пример:
Форма | Критерии оценивания |
Выставка работ | 1.Цветовое решение ( 10 баллов) 2.Качество и эстетичность исполнения ( 10 баллов) 3.Оригинальность художественного решения ( 10 баллов) 4.Практичность в исполнении ( 10 баллов) от 0-20 баллов( низкий уровень) от 21-32 баллов (допустимый уровень) от 33-40 баллов (высокий уровень) |
Творческий проект | 1.Идея проекта, актуальность( 10 баллов) 2.Этапы изготовления работы ( 10 баллов) 3.Описание используемого материала ( 10 баллов) 4.Глубина проработанности, использование литературы( 10 баллов) 5. Практическая значимость. . Качество оформления проекта ( 10 баллов) от 0-25 баллов( низкий уровень) от 26 -40 баллов (допустимый уровень) от 41-50 баллов (высокий уровень) |
( программа « Основы дизайна»)
Пример: Результатом любой театральной деятельности является выступление перед зрителями, поэтому формой контроля является публичные выступления в рамках концертов, праздников и конкурсов, которые позволяют ребенку самореализоваться и самоутвердиться.
Критерии оценивания выступления:
Высокий уровень усвоения программного материала:
Выступление обучающегося яркое, эмоциональное, выступающий в полной мере передал зрителям образ и характер своего героя, в точности знает слова своего героя. Выразительность и убедительность артистического облика в целом.
Достаточный уровень усвоения программного материала:
Хорошее, крепкое выступление, с ясным театральным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей.
Низкий уровень усвоения программного материала:
Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные театральные данные, но очевидны серьезные недостатки, вялость или закрепощенность во время выступления. Недостаточность передачи художественного образа героя. ( программа «Веселинки»- театральный)