СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»



Министерство образования красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»











Методические рекомендации по организации

проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы








Выполнил:

Юргинсон Анастасия Валерьевна

Студентка 22П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах»


Руководитель:

Власова Елена Владимировна

преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Красноярск, 2025 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Юргинсон А.В., студентка 22П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е.В., научный руководитель.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/ Юргинсон А.В., Власова Е.В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького», 2025. - 15 с.

Красноярск, 2025, 15с.


Аннотация

В условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), принципиально меняется подход к школьному образованию. Передача готовых знаний уходит на второй план, уступая место формированию метакогнитивных навыков – способности ученика к саморегуляции и самообразованию. Теперь приоритетом является развитие умения учиться: самостоятельная постановка учебных целей, планирование их достижения, мониторинг прогресса и объективная самооценка результатов. Эта методическая разработка посвящена критически важному аспекту этой новой парадигмы: формированию базовых исследовательских действий.



















Содержание

Введение 3

Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4

Типичные ошибки при проведении исследовательской деятельности 9

Определение и характеристика методов исследования 10

Требования оформления продукта исследовательской деятельности 13

Защита исследовательской работы 15

Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС НОО. Структура детского проекта 17

Основные требования к проекту 18

Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту 18

Заключение 20

Библиографический список 21



































Введение

Данная методическая разработка поможет педагогам организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. Цель методических рекомендаций заключается в предоставлении учителям инструментов и методов, необходимых для эффективного планирования и реализации проектно-исследовательской работы в классе.

Проектно-исследовательская работа способствует формированию у учащихся навыков критического мышления и анализа информации.

Данная разработка позволяет интегрировать знания из различных предметов, что делает обучение более целостным и осмысленным. В условиях быстро меняющегося мира, учащиеся должны уметь работать в команде, решать проблемы и применять знания на практике. Проектная деятельность повышает интерес учащихся к учебному процессу, так как они видят практическое применение своих знаний.

Методическая разработка отвечает современным образовательным стандартам и требованиям, что делает её актуальной для использования в учебном процессе.

Таким образом, методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» будут способствовать улучшению качества образования и подготовке учащихся к жизни в современном обществе.















Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний [1].

Исследовательская деятельность даёт возможность обучающимся осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение [1].

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [1].

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование и долговременные исследования. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. [1]

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. [1]

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

• Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику. [1]

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49]. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79].

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной. [2]

Еще одним этапом исследовательской работы можно выделить доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Процедура защиты заключается в следующем: результаты работы представляются на конференции, публично. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. [2]


Типичные ошибки при проведении исследовательской деятельности


1) При выборе темы исследования.

- Слишком широкая тема. Выбор слишком общей темы может затруднить фокусировку и анализ.

- Слишком узкая тема. Выбор слишком узкой темы может привести к нехватке доступной информации.

- Неясные формулировки. Необходимо избегать неопределенных и расплывчатых формулировок. Темы должны быть четкими и конкретными.

- Игнорирование доступности источников. Выбор темы, для которой трудно найти исследовательские материалы, может создать проблемы на этапе написания.

- Отсутствие научной значимости. Темы, которые не имеют практического или теоретического значения, не будут интересны для научного сообщества.

- Недостаток времени на исследование. Невозможность завершить исследование в установленные сроки из-за недостаточно продуманной темы.

- Игнорирование интересов. Выбор темы, которая не вызывает интереса у исследователя, может привести к недостаточной мотивации и угасанию увлечения.

- Плохая обоснованность. Недостаточная аргументация выбора темы может привести к нежеланию слушателей или коллег поддерживать проект.

- Неучет методов исследования. Выбор темы, для которой не подходят предложенные методы исследования, может затруднить решение поставленных задач.

- Отсутствие анализа ситуации, поспешное выделение проблемы.

- Выбор уже изученной темы другими учениками.

2) При определении цели, задач и гипотезы исследования.

- Неясная формулировка цели. Цель исследования должна быть конкретной. Неопределенные или слишком общие формулировки могут привести к путанице.

- Недостаточное обоснование целей и задач. Неправильное или слабое обоснование выбранных целей может снизить научную значимость работы.

- Исключение ключевых аспектов. При определении задач исследования важно учитывать все значимые аспекты темы. Пропуск ключевых вопросов может ограничить исследование.

- Слишком большо количество задач.

- Отсутствие связи между целью и задачами. Задачи должны логично следовать из цели. Если связь отсутствует, это может запутать ход исследования.

- Недостаточная конкретность гипотезы. Гипотеза должна быть четкой и измеримой. Неясные гипотезы будут затруднять процесс их проверки.

- Игнорирование предварительных исследований: Пренебрежение существующими данными и исследованиями при формулировке гипотез может привести к ошибкам и недостаткам в исследовании.

- Необоснованность гипотезы. Гипотеза должна опираться на теоретическую базу и предварительные исследования. Неподкрепленные гипотезы могут вызвать сомнения.

- Недостаточная проверяемость гипотезы. Гипотеза должна быть проверяемой с использованием доступных методов и данных. Непроверяемые гипотезы теряют свою научную ценность.

- Игнорирование временных рамок исследования. Формулируя цели и задачи, важно учитывать временные ограничения. Это поможет избежать необоснованных ожиданий.


Определение и характеристика методов исследования


Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях.

Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

• Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

• Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

• Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

• Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

• Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность).

Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования. Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)

4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения ив момент совершения наблюдаемых событий. Универсального способа записи не существует и зачастую зависит от вида наблюдения. Предлагаются следующие варианты записи:

• кратковременная запись, проводимая на месте наблюдения

• дневник

• карточки, которые служат для регистрации информации

• протокол наблюдения

• видео-фото-кино, звукозапись

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:

- исследовательские

- проверочные

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.

Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на:

- качественные

- количественные.

Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действия тех или иных факторов на изучаемое явление.

Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.


Требования оформления продукта исследовательской деятельности


Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

  • Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте.

  • Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики.

  • Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

  • Ясность – умение писать доступно и доходчиво.

  • Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  1. Титульный лист. Он является первой страницей и заполняется по образцу.

  • Наименование образовательного учреждения.

  • Название работы

  • Вид работы и учебный предмет.

  • Фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

  • Город и год выполнения работы.

  1. Оглавление. Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

  2. Введение.

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы.

  1. Основная часть.

Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

  1. Заключение.

  2. Литература.

  3. Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы.


Защита исследовательской работы


Для подготовки к защите исследовательской работы необходимо учитывать, что нужно:

• дать определение основным понятиям, используемым в исследовании;

• выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного

явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы;

• на выступление отводится 5-7 мин.+ 1-2 мин.

Принципы и правила написания защитной речи: текст должен быть кратким, по определенной схеме:

1. почему избрана эта тема;

2. какой была цель исследования;

3. какие ставились задачи;

4. какие гипотезы проверялись;

5. какие использовались методы и средства исследования;

6. каким был план исследования;

7. какие результаты были получены;

8. какие выводы сделаны по итогам исследования;

9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении (рекомендации)

Защита исследовательской работы:

1. Важно вызвать интерес у аудитории с самого начала выступления:

- приведение примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса

2. Кратко обозначить актуальность выбранной темы, проблему, задачи исследования. Отметить предмет и объект исследования.

3. Очень кратко, но обстоятельно представить содержание исследовательской работы:

- рассказать о методах и средствах, плане исследования;

-необходимо остановиться на разных подходах к изучению данной проблемы, проанализировать различные точки зрения;

- подчеркнуть, в чем состоит новизна работы.

4. Изложение основных результатов исследования в разных формах:

- демонстрация опытов, видеофильм, реклама, диалог исторических или литературных персонажей, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, инсценировка, отчет исследовательской экспедиции, экскурсия, теле-радио-передача, стендовый доклад

5. При изложении можно использовать:

- схемы, чертежи, графики, таблицы, слайды.

6. Изложение основных выводов по результатам исследования:

главное - создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований.

7. Речь должна быть ясной, грамматически правильной, уверенной, выразительной.

8. В конце своего выступления необходимо поблагодарить слушателей за внимание.

9. Быть готовым ответить на вопросы членов комиссии или слушателей.

Не бойтесь вопросов – они позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования. А главное - к вашей работе проявлен интерес!


Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС НОО. Структура детского проекта


Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы участников или заказчика. Продукт должен быть реальным и применимым в жизни, от учебного пособия до экономических рекомендаций. Исследовательский проект включает актуальность темы, задачи, гипотезу и её проверку. Используются методы науки: эксперименты, моделирование, опросы. Информационный проект сосредоточен на сборе и анализе информации об объекте с итоговой публикацией или созданием информационной среды. Творческий проект предлагает свободный подход к оформлению результатов, включая театрализации, искусство и видеофильмы. Ролевой проект сложен и требует от участников перевоплощения в персонажей; его итог остаётся открытым до завершения.

Существуют следующие типы проектов по комплексности: монопроекты — в рамках одного предмета; межпредметные проекты — под руководством нескольких специалистов, выполняются во внеурочное время.

Классификация по продолжительности:

- Мини-проекты — менее одного урока.

- Краткосрочные — 4-6 уроков, основная работа вне уроков.

- Недельные — 30-40 часов в ходе проектной недели.

- Годичные — от темы до презентации выполняются внеурочно.


Основные требования к проекту


  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  4. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

  5. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  6. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.


Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту


Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);

3) частотный словарь английского молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;

5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;

6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.















Заключение

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы нацелены на создание условий для развития навыков самостоятельного мышления, поиска и анализа информации, а также на формирование умений работать в команде. Проектная деятельность способствует не только углублению знаний, но и развитию критического мышления и творческого подхода у детей.

Эффективная организация подобных проектов поможет учащимся освоить методы научного исследования, а также применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Реализуя данные рекомендации, педагоги смогут создать увлекательную и содержательную образовательную среду, что положительно скажется на мотивации и интересе учащихся к учебному процессу. Важно помнить, что каждый проект — это шаг к формированию компетентного, активного и ответственного гражданина, готового к решению современных вызовов.















Библиографический список


  1. Баранова М.Ю. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ / Баранова М.Ю., Вахромеева Т.А. // 2020г

16