Подготовила
Тронина Яна Николаевна
учитель начальных классов
Гимназия № 1
Симферополь, 2017
- В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям .
Системно - деятельностный подход
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Ради чего учить?
Ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Основная педагогическая задача
организация условий, инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Разработка системы нормативов и выбор объектов норимрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)
- - организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
- - организация таких форм учебного сотрудничества , где была бы востребована активность и инициатива ученика.
- Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля .
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
- Побуждение к формулированию учебной проблемы
- Принятие ученических формулировок учебной проблемы.
- Подводящий к теме диалог
- Сообщение темы с мотивирующим приемом
Побуждающий к гипотезам диалог
Побуждение к выдвижению гипотез
Принятие выдвигаемых учениками гипотез
Побуждение к проверке гипотез.
Принятие предлагаемых учениками проверок
Подводящий к знанию диалог
Цель урока
Этапы урока
Знания
Творческие звенья деятельности учащихся
Введение
Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока
Поиск решения – открытие субъективно нового знания
Воспроизведение
Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
С удивлением
Приемы создания проблемной ситуации
Между двумя (или более) положениями
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
Между житейским представлением учащихся и научным фактом
С затруднением
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
- 1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
- 2) Актуализация и пробное учебное действие.
- 3) Выявление места и причины затруднения.
- 4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- 5) Реализация построенного проекта.
- 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- 8) Включение в систему знаний и повторение.
- 9) Рефлексия учебной деятельности.
- 1. Мотивирование к учебной деятельности.
- Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
- В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
- 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
- Соответственно, данный этап предполагает:
- 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
- 3. Выявление места и причины затруднения.
- На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
- 5. Реализация построенного проекта.
- На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
- 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
- Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- 8. Включение в систему знаний и повторение.
- На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
- 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного
- технологии демонстрационно-наглядного метода обучения, является,
во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня
деятельностных способностей , выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».
Благодарю за внимание!