СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Влияние различных факторов на скорость химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  урок закрепления знаний.

Закрепление знаний по факторам, влияющим на скорость химических реакций.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Влияние различных факторов на скорость химических реакций"»

Министерство образования Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ПЕРЕРАБОТКИ»











Методические рекомендации по проведению открытого занятия

(УД.01 Химия)

(технический профиль)






















Новосибирск 2022 г.



Методические рекомендации Открытого урока составлены Рабочей программы по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

Указать код и название специальности (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования программы учебной дисциплины.


Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж пищевой промышленности
и переработки»


Разработчики:


Шагабутдинова Насима Калимуллаевна преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



Рассмотрено на заседании ПЦК (название)

Протокол №_____ от _______________

Председатель ПЦК ___О. М. Серова___________ ФИО





СОГЛАСОВАНО:

Наименование организации:

___________________________________________________

Методист _________________________ Л.В.Катаева

___________________________________________________

Ф.И.О.,(должность представителя работодателей, подпись)

«____»_____________2022_г.





План урока № 18

Преподаватель Шагабутдинова Н. К.

Группа К-112


Тема программы: Скорость химических реакций.


Тема урока: Влияние различных факторов на скорость химических реакций.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Закрепление знаний по факторам, влияющим на скорость химических реакций.

Вид урока: Обучение с элементами лабораторной-практической работы.

Цель урока:  Обеспечить усвоение знаний о скорости химической реакции; формировать умения практически определять факторы, от которых зависит скорость реакции.



Задачи:

  1. Обучающая: сформировать представления о скорости химической реакции; продемонстрировать влияние факторов, на скорость химической реакции; проверить знания и умения по данной теме.

  2. Развивающая: развивать умения искать и анализировать информацию; развивать умения проводить химический эксперимент.

  3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности за результаты своего труда, культуры оформлении работ, самостоятельность.

  4. Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная.

В ходе урока содействовать формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Межпредметные связи: биология, физика



Материально-дидактическое обеспечение: приборы и реактивы, задания по выполнению ЛПР, инструкции по ТБ,

Приборы и реактивы: пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, лучинка, Н2 О, HCL, H2SO4 , Mg, Zn , Fe, CaCO3 , H2O2 , MnO2

Презентация: Интересные факты о скорости реакций, происходящих в природе и жизни человека.

Таблица достижений:

Приложение 1

Задания по группам:

Приложение 2 – «Шифровка»

Приложение 3 – «Угадай-ка»

Приложение 4 – «Газ, осадок и вода- наши лучшие друзья»

Приложение 5 – «Отвечай-ка»

Приложение 6 – «Да и нет»

Приложение 7 – Таблица: «Изучение факторов, влияющих на скорость химических реакций»
Приложение 8 – Тестовая работа по теме «Скорость химической реакции»



Методическая цель урока: раскрытие опыта проведения лабораторных работ по дисциплине УД 01. Химия.

Время: 10.15



Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Действия обучающихся

Время, мин

1.

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Организация внимания.

Эпиграф к нашему занятию будет таким: «Химии ни в коем случае научиться невозможно, не видя самой практики и не берясь за химические операции». М.В.Ломоносов

Мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками.

2 мин.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Включение в деловой ритм.

Активизирую уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме

Рассказываю обучающимся о деятельности на уроке.

Сегодня мы продолжим изучение темы- химические реакции и для этого вам надо преодолеть препятствия (задания). У вас на столах лежат разноцветные карточки-задания с прохождением препятствий. Для подсчетов баллов, заполняем таблицу достижений, но сперва надо выполнить задания.

1 препятствие: В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их друг с другом.

2 препятствие: К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай-ка»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

3 препятствие: Дописать уравнения реакций и определить, где образуется газ, осадок и вода, чтобы вписать пропущенные слова и найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

4 препятствие: Дописать слова в предложениях, используя знания по скорости химических реакций.

Отвечаем на задания в виде игрового момента при прохождение препятствий.







Приложение1





Приложение2





















Приложение3










Приложение4







Приложение 5


20мин.

3.

Актуализация опорных знаний

Вступительное слово преподавателя.

Мы живём в динамичном мире. Объекты живой и неживой природы движутся  с различной скоростью.

В жизни часто приходится управлять химической реакцией. Для разжигания угля в топке нужно ускорить реакцию. А для тушения пожара – замедлить и прекратить совсем. Выплавку металла на металлургических заводах нужно ускорить, а процесс ржавления железа по возможности, замедлить, поскольку прекратить совсем эту реакцию мы не можем. Чтобы управлять скоростью реакции, нужно знать, от чего она зависит.

Существует несколько факторов, от которых зависит скорость химических реакций. Подумайте одну минуту и предложите ваши варианты факторов изменяющих скорость реакции.

Прежде чем приступить к экспериментальной части урока вспомним правила ТБ при работе с кислотами.

Предполагаемый ответ может содержать разное количество правильных факторов, в зависимости от ответа, учитель делает вывод о необходимости разобрать данный материал на практике























Повторяют правила ТБ 

Приложение 6


5 мин.

4.

Изучение нового материала

Сегодня мы будем работать группами. На каждом столе находится лоток с оборудованием, реактивами и задание. Вы должны провести предложенный вам опыт и выяснить, как определённый фактор влияет на изменение скорости реакции. Данные по проведенному опыту оформить в таблицу, а затем выступить с объяснением результатов данного эксперимента.

Проводят практические опыты по группам.

Каждый опыт комментируют.

Приложение 7

40 мин.

5.

Первичное закрепление изученного материала

Заслушиваем отчёт по группам по порядку и учитель добавляет новые знания по каждой группе

Для закрепления материала заслушиваем презентацию о скорости реакций в природе , где показаны интересные факты о скорости химических реакций, происходящих в природе и жизни человека

(рассказ о скорости разложения мусора: стекло 1000 лет, железный бак – 3 года)

Отчёт группы



Заслушиваем презентацию студентов



Отчёт группы.


10 мин.

6.

Практическое закрепление изученного материала.

Скажите, полученные сегодня на уроке знания, мы можем применить в своей повседневной жизни? Как?



Использование знаний о скорости реакции в быту.

1.Почему продукты хранят в холодильнике?

2.Что происходит при тепловой обработке пищевых продуктов?

3.В каком случае приготовление пищи происходит быстрее?

4.Для консервирования продуктов используют вещества консерванты. Какое другое название можно дать этим веществам

Примерные ответы

Устно высказываются на вопросы.





Чтобы замедлить химические реакции, ведущие к порче продуктов

При тепловой обработке продуктов происходят химические реакции.

Пища готовиться быстрее при большем нагревании


5 мин.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник стр. 101-104, выполнить тестовые задания.


Записывают домашнее задание.

Приложение 8

5 мин.

8.

Рефлексия деятельности

Подводит итог проделанной работы, проанализировав лабораторно-практическую работу, использовав смайлики и ответив на вопросы:

1.Что вы узнали?

2.Что помогло успешной работе на уроке?

3.Что бы вы еще хотели узнать?

4.Оцените свою работу на уроке?




Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, осознают успешность своей деятельности.

Комментируют, высказывают свое мнение.

3 мин.


Приложение 1

Препятствия

Вопросы

Общие баллы

Баллы студентов

«Шифровка»


3


« Угадай-ка»


1


« Газ, осадок и вода- наши лучшие друзья»


4


« Отвечай-ка»

1

2


2

4


3

1


4

3


5

1


« Да и нет»

1.Да


17


2.нет


Итого:


36


Оценка:»5-»-1-4 балла, «4»-5- баллов,»3»-9-12 баллов




Приложение 2

«Шифровка» ( 3 балла)

Задание: В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой –беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

Ответ: Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O.

Приложение 3

«Угадай-ка» (1 балл)

Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

Ответ: Уникум

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Б

В

У

З

2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O

Г

Н

К

Д

2Ca + O2 = 2CaO

И

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4  + 3KNO3

Н

У

Т

К

2HgO = 2Hg + O2

У

М

Р

П

Br2 + 2KI = 2KBr + I2

Ш

Л

М

И




Приложение 4

«Газ, осадок и вода- наши лучшие друзья» ( 4 балла)

Задание: Дописать уравнения реакций и определить, где образуется газ, осадок и вода, чтобы вписать пропущенные слова и найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

Условия


Уравнения реакций

Образование …….

1


H2SO4 + Na2CO3 — ..........

Образование …….


2


Na2CO3 + MgCl2 — ..........

Образование ……

3

NaOH + H2SO4 — ..........

Образование ……


4


ВаCL2 + Na 2SO4 — ..........

Приложение 5

«Отвечай-ка » ( 8 баллов)

Задание: Дописать слова в предложениях

1.Скорость химической реакции определяется изменением одного из реагирующих веществ или одного из ____________ реакции в единицу времени. Измеряется в ____________

2.Скорость реакции зависит от ________ реагирующих веществ, температуры, концентрации _________ веществ, площади __________ реагирующих веществ, присутствии __________.

3.При увеличении температуры на каждые 10 градусов скорость химической реакции увеличивается в _______ раза.

4.Вещества, которые изменяют скорость химической реакции, оставаясь к концу ее неизменными, называют _________. Если катализатор находится в одной фазе с реагирующими веществами, называют _______–, а если катализатор находится в разной фазе называют __________.

5.Катализаторы, которые замедляют химические реакции называют ___________



Приложение 6

« Да и нет» (17 баллов)


1.Запрещается брать вещества руками

2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами

3.Пробирку закрепляй в пробиркодержателе у отверстия

4.Зажигайте спиртовку спичкой

5. Нагревайте вещества в верхней части пламени, т.к. она самая горячая

6. Используйте фарфоровую ложку для сыпучих веществ

7.Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

8.Избыток вещества из пробирки можно отсыпать обратно в склянку

9.Нельзя протирать рукой поверхность демонстрационного стола

10.Одну спиртовку можно зажечь от другой спиртовки

11.Неизвестные вещества можно смешивать друг с другом

12.Нельзя двигать горящую спиртовку по столу

13.Нельзя махать к носу, если хочешь понюхать вещество в пробирке

14.Если на руку попала щелочь или кислота, нужно промыть водой

15.Можно лить кислоту в воду

16.Горящую спиртовку тушат колпачком

17.Пробирки с веществами ставят в штатив для пробирок

Да____________ Нет_______________


Приложение 7


Изучение факторов, влияющих на скорость химических реакций

 Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции


Уравнения реакций


Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.



Налейте в три пробирки по 1 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек цинка, во второй стакан - гранулу магния, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HClMgCl2 +H2


Zn + 2HClZnCl2 + H2


Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.


В две пробирки налейте по 1 мл соляной кислоты, причем в первую добавить воду в соответствии 1:2. Затем в каждую из пробирки опустить по одной грануле цинка В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H2SO4ZnSO4 + H2


Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.


В две фарфоровые чаши поместить кусок мела и порошок мела ( СаСО3), добавить по несколько капель кислоты. В какой из чаши реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.


Опыт 4. Влияние температуры.


В три пробирки поместите небольшое количество черного порошка оксида меди(2). В каждую пробирку прилейте по 2 мл раствора серной кислоты. Первую пробирку остаьте на штативе, вторую поместите в стакан с горячей водой, третью закрепите в держателе и нагрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H2SO4 CuSO4 + H2O


При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.


Опыт 5. Влияние катализатора.


В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца(4) и затем внести тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2О2 

2О + О2


Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.


Приложение 8

Тестовая работа по теме «Скорость химической реакции»


1. График, отражающий зависимость скорости реакции оксида меди (II) и соляной кислоты от температуры: 1) 1;     2) 2;   3) 3;   4) 4.

2. Какой из факторов не оказывает влияния на скорость химической реакции в растворах:

1) концентрация веществ; 2) использование катализатора; 3) использование ингибитора;

4) объём реакционного сосуда.

3. На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железом не оказывает влияния:

1) концентрация кислоты; 2) измельчение железа; 3) температура реакционной смеси;

4) увеличение давления.

4. Во сколько раз изменится скорость элементарной реакции 2А + В = А2В, если концентрацию вещества В уменьшить в 2 раза:

1) увеличится в 4 раза; 2) уменьшится в 2 раза; 3) уменьшится в 4 раза;  4) увеличится в 2 раза.

5. Как повлияет на скорость элементарной реакции А + В = АВ увеличение концентрации вещества А в 3 раза:

1) скорость увеличится в 3 раза; 2) скорость уменьшится в 9 раз; 3) скорость уменьшится в 3 раза; 4) скорость не изменится.

6. Быстрее при комнатной температуре будет протекать реакция между 10% раствором соляной кислоты и:

1) цинком в гранулах; 2) большим куском цинка; 3) цинком, покрытым медью; 4) цинком в порошке.

7. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать:

1) Zn(гранулы) и CH3COOH (10% раствор); 2) Zn(порошок) и HCl (10% раствор);

3) Zn(гранулы) и HCl (10% раствор); 4) Zn(порошок) и CH3COOH (10% раствор).

8. При увеличении температуры от 10° до 30° С скорость реакции, температурный коэффициент которой γ = 3:

1) возрастёт в 3 раза; 2) возрастёт в 9 раз; 3) уменьшится в 3 раза; 4) уменьшится в 9 раз.

9. Для уменьшения скорости химической реакции необходимо:

1) увеличить концентрацию реагирующих веществ; 2) ввести в систему катализатор;

3) повысить температуру; 4) понизить температуру.

10. Скорость химической реакции между медью и азотной кислотой зависит от:

1) массы меди; 2) объёма кислоты; 3) концентрации кислоты; 4) объёма колбы.


Ответы:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

х




х






2)




х



х

х



3)










х

4)


х

х



х



х