СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели и задачи предметных недель в начальной школе
Предметная Неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только педагогическим коллективам, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п.
Целеполагающую основу проведения предметных недель с обучающимися с ОВЗ составляют мероприятия, позволяющие создание дополнительных условий для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска
Артемьева О.В.
Предметные недели в начальной школе: от проектирования, моделирования до реализации
Методические рекомендации по проведению предметной недели в начальной школе в условиях реализации специальных ФГОС НОО
Магнитогорск
2017
Автор-составитель: Артемьева Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ «С(К)ОШИ №4» высшей квалификационной категории
Предметные недели в начальной школе: от проектирования до реализации: Методические рекомендации по проведению предметной недели в начальной школе в условиях реализации специальных ФГОС НОО / сост.О.В. Артемьева. ––Магнитогорск: МОУ «С(К)ОШИ №4», 2017.
– 19 с.
В методических рекомендациях представлен инновационный опыт и идеи по организации и проведению предметных недель в начальной школе , приведены примеры и описание видов и форм мероприятий. Предназначены для учителей начальной школы, педагогов внеурочной деятельности, руководителей методических объединений специальных коррекционных общеобразовательных учреждений педагогов дополнительного образования.
Артемеьва О.В., 2017 г.
© Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №4», 2017 год.
Содержание
| Введение |
|
1 | Методические аспекты инновационного опыта по организации предметных недель в условиях реализации специальных ФГОС НОО |
|
1.1. | Цели и задачи предметных недель в начальной школе |
|
1.2. | Особенности организации предметной недели в начальной школе с обучающимися воспитанниками с ОВЗ |
|
2 | Моделирование и проектирование предметных недель как нетрадиционные подходы к реализации новых образовательных стандартов |
|
2.1. | Проект модели предметной недели по предмету математика в начальной школе «Необыкновенное приключение в королевство «Математика» с использованием квест технологии |
|
2.2. | Проект модели предметной недели по предмету русский язык в начальной школе «Созвездие знатоков русского языка» с использованием технологий развития критического мышления. |
|
3. | Библиографический список |
|
4. | Приложения «Советы начинающему организатору предметной недели в начальной школе» |
|
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Одной из актуальных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе с обучающимися с ОВЗ, как особой категории детей, является проведение предметных недель. Их популярность вызвана тем, что они включают разные виды деятельности. Работа в предметной неделе формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ: умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы; умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме; умение вносить коррективы в ранее принятые решения; умение оценивать результаты; умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно; умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности. Однако педагогу, организующего предметные недели в условиях реализации специальных ФГОС НОО необходимо понимать и учитывать уровень сформированности самой мотивации к освоению образовательной программы особенного ребёнка. Важно ненавязчиво мотивировать ребёнка на участие в том или ином направлении внеурочной деятельности. В этой связи мы предлагаем нетрадиционный подход к организации предметных недель в начальной школе через технологии проектирования, которые позволят создать условия для успешной социализации и реабилитации ребёнка с ОВЗ в социуме.
1. Методические аспекты инновационного опыта по организации предметных недель в условиях реализации специальных ФГОС НОО
1.1. Цели и задачи предметных недель в начальной школе
Предметная Неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только педагогическим коллективам, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п.
Целеполагающую основу проведения предметных недель с обучающимися с ОВЗ составляют мероприятия, позволяющие создание дополнительных условий для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
Основная цель предметных недель - повышение интереса учеников к изучаемым предметам школьной программы, формирование их познавательной активности, повышения их кругозора посредством использования методов проектирования и моделирования.
Задачи предметных недель:
1.Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.
2. Повышение интереса обучающихся с ОВЗ к учебной деятельности.
4.Оказать помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
1.2. Особенности организации предметной недели в начальной школе с обучающимися воспитанниками с ОВЗ
Дети с особыми образовательными потребностями имеют ряд психологических особенностей в усвоении школьной образовательной программы в требованиях ФГОС НОО. Поэтому педагогам важно создать условия, при которых все дети от мала до велика будут погружены в участии в предложенных образовательных областях и ощущать свою нужность и значимость. В этой связи перед педагогами коррекционниками предстоит решить нелёгкую и особо важную задачу – спланировать и организовать мероприятия в рамках недели, так, чтобы каждый ребёнок был первым заинтересованным лицом в получении и обретении новых знаний, проявил все свои творческие способности и возможности.
Для успешного проведения мероприятий в рамках организуемых предметных недель необходимо учитывать следующие факторы:
мероприятия Предметной Недели должны создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявления одаренных и талантливых детей, для оказаний поддержки интеллектуальному развитию;
предметная неделя должна представлять собой массовое и увлекательное ученическое соревнование;
необходимо приспосабливать массовое обучение к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
мероприятия в рамках недели должны быть спроектированы с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Специфика Предметных Недель как одной из форм внеурочной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Принципы организации предметной недели.
Принцип развития:
личности учащегося и учителя через взаимодействие;
индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Принцип личной причастности. Каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Принцип массовости. Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
Принцип доступности. Подбираются разноуровневые задания. Разрабатываются дополнительные инструкции по выполнению заданий.
Принцип заинтересованности. Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
Принцип междисциплинарного подхода. Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
Принцип выбора и ответственности. Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
Принцип соревновательности. Ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов
Принцип открытости. Участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.
Принцип сотрудничества. Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся – Учитель, Старшие – Младшие, Учащийся – Родитель, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ЛИЧНО.
Принцип неповторимости, особости. Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.
Рекомендации о порядке проведения Предметных НедельОрганизатором предметных недель является методическое объединение, которое собирает творческую группу, состоящую из учителей других предметов, учеников, родителей.
Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой.
Мероприятия Предметной Недели соответствуют целям и тематике недели.
Проект Предметной недели осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
В течение всего срока ведется экран, демонстрирующий коллективные результаты участников Предметной Недели.
В течение всей недели учащимися ведется дневник, в который дети вносят свои впечатления, отражающие отношение к проведенному мероприятию, используя цветовую гамму. Отмечают свой вклад в работу.
Такое «нововведение» способно, по сути, изменить стиль учебно-воспитательного процесса (легко добиться сотрудничества, сотворчества), изменить тип овладения знаниями.
В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю. Кроме того, каждый день ребята могут слушать интересные пятиминутные радиопередачи, касающиеся данного предмета, а также приглашение всех желающих посетить запланированные на день мероприятия.
По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели, а также подводится итог в соответствии с критериями оценивания этого мероприятия. По итогам предметной недели наиболее активные участники (как учителя, так и учащиеся) награждаются памятными призами или грамотами. Критерии оценивания предметных недель.
Обязательное наличие не менее одного мероприятия с выходом на параллель.
Разработка сценария мероприятия на электронном носителе.
Наглядное сопровождение предметной недели.
Массовость (не менее 70 % от общего количества учащихся) вовлечения.
В подведении итогов активное участие принимают сами ученики. По окончании всех предметных недель им предлагается ответить на два вопроса анкеты. Количество положительных отзывов ребят является одним из важных критериев для определения лучшей предметной недели. Анкета выглядит следующим образом:
Уважаемые ученики!
Вот и закончились предметные недели. Пришла пора подведения итогов. И это сделаете вы сами, ответив на следующие вопросы:
1. В какой предметной неделе ты принимал(а) участие?
русского языка и литературы,
математики и физики,
английского языка,
истории и обществознания,
естественных наук,
информатики,
музыки, труда, ИЗО, физкультуры. (нужное подчеркнуть)
Какая предметная неделя, по твоему мнению, была самой интересной?
По итогам предметной недели методисту школы сдаются следующие документы:
анализ итогов предметной недели;
планы и сценарии открытых мероприятий;
тексты заданий для предметных олимпиад и протоколы с их результатами.
На основании всех этих документов методист проводит общий анализ проведения предметных недель, подводит итог, в соответствии со следующей таблицей:
Методические объединения | Количество мероприятий на параллель
| Количество классов, принимавших участие в меропрриятиях | Количество разработок сценариев мероприятий
| Количество экземпляров наглядного сопровождения мероприятий | Мнение учеников (количество положитель- ных отзывов) | Итог |
ШМО учителей начальной школы |
|
|
|
|
|
|
ШМО учителей математики |
|
|
|
|
|
|
ШМО учителей гуманитарного цикла
|
|
|
|
|
|
|
ШМО учителей иностранного языка |
|
|
|
|
|
|
ШМО учителей естественно- научного цикла |
|
|
|
|
|
|
ШМО учителей физического воспитания |
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты.
На уровне социумаПовышение имиджа учреждения в социуме;
Расширение сетевого взаимодействия. На уровне учреждения Школа:
сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов;
получит эффективную образовательную среду;
пополнит методическую базу по предметам точного и естественнонаучного циклов;
сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.
На уровне администрации:
мониторинг уровня профессионализма учителя;
представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.
На уровне ученика;
Ученики продемонстрируют сформированность:
Информационной, социальной, коммуникативной компетенции: умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы; умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме; умение вносить коррективы в ранее принятые решения; умение оценивать результаты; умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности;
уровень предметной, познавательной компетенции: подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели; расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.
На уровне педагога.
создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им; овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.
1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой; 2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
3. Повышение коммуникативной культуры.
Таким образом, предметная неделя должна явиться результатом предварительной работы учителей, родителей и учащихся начальных классов.
2. Моделирование и проектирование предметных недель как нетрадиционные подходы реализации новых образовательных стандартов
Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы, таблицы и другое.
Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.
В зависимости от степени материальности, модели делятся на предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные.
В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые(символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
Моделирование предметной недели представляет собой процесс создания образа изучаемого предмета школьной программы, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Выделяют четыре этапа моделирования:
Вычленение существенных признаков объекта (определение и формулировка темы, ключевых понятий и идейного содержание)
Построение модели (схематическое конструирование объекта в виде изображения)
Исследование модели (изучение дополнительных источников анализ результативности проведения предметной недели)
Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект (составление творческого отчёта учителем по итогам проведения мероприятий)
После создания модели предметной недели целесообразно использовать метод проектирования, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Проектирование состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап – создание инициативных творческих групп под руководством руководителей ШМО, определение целей разработки предметной недели, проведение исследований на предмет ожидаемого результата;
Организационный этап – разработка логической цепочки мероприятий предметной недели;
Основной этап – реализация разработанных мероприятий в соответствии с целями предметной недели и выбранного маршрута действий.
Заключительный этап - подведение итогов, обобщение, анализ и оценка полученных результатов; анализ эффективности работы педагогических кадров (анализ анкет, итоговая диагностика профессионального роста педагогического коллектива).
Удачно пройдет та предметная неделя, при организации которой педагоги будут использовать современные технологии согласно реализации новых стандартов. В нашем учебном заведении в процессе проектирования и моделирования предметных недель нашли широкое применение следующие технологии:
«Квест – технология»Квест – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Сюжет в свою очередь может быть компьютерным, литературным, игровым. В нем дети могут столкнуться с различными проблемами, персонажами. Главное, через череду препятствий достигнуть поставленной цели. Организация предметной недели с использованием технологии квест позволит полностью погрузиться в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности от начала и до конца путешествия.
Приёмы развития критического мышления.
Прием «корзина идей, понятий». Данный прием может использоваться на стадиях «вызов» или рефлексия. На доске можно нарисовать корзину, где условно собирается все, что обучающиеся знают по данной проблеме. Методика использования данного приема следующая: 1) учитель задает вопрос о том, что известно обучающимся по поставленной теме ; 2) каждый обучающийся самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 минуты); 3) обмен информацией в парах (группах), каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 4) учитель в виде тезисов записывает в корзинке все высказывания и идеи, включая ошибочные; 5) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
Синквейн. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности.
Правила написания синквейна:
(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
(вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
(третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
(четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Используя и применяя данные приёмы в организации предметной недели, как формы внеурочной деятельности с учащимися учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе:
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! - Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями развитии!
На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением школьной дисциплины.
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
На каждом уроке в рамках предметной недели организуйте проблему и поиск путей решения.
Больше всего дети утомляются в бездействии.
Почаще ставьте себя на место ребенка.
2.1. Проект модели предметной недели по предмету математика в начальной школе «Необыкновенное приключение в королевство «Математика» с использованием квест технологии
1. Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект модели предметной недели по предмету математика в начальной школе «Необыкновенное приключение в королевство «Математика» с использованием квест технологии» |
География проекта | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №4» |
Разработчики и организаторы проекта | Артемьева Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ «С(К)ОШИ №4» г |
Тип проекта | Практико – ориентированный, краткосрочный, групповой |
Участники проекта | Обучающиеся воспитанники начальной школы с ОВЗ МОУ «С (К) ОШИ №4» |
Цель и задачи проекта | Цель: развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в повседневной жизни. Задачи: повысить уровень мотивации к изучению предмета математики среди учащихся с ОВЗ посредством вовлечения их в игровую деятельность развивать логическое мышление через применение творческих задач и заданий творческого характера; воспитывать интерес к изучению математики, упорство в достижении поставленной цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом. |
Сроки реализации проекта | 25.10.2017 – 8.11. 2017 |
Предполагаемый продукт деятельности | Выпуск математического буклета «Решай, смекай, отгадывай» |
2. Содержание проекта
2.1.Введение
К сожалению, многие люди считают, что математика – «сухая» наука и в ней нет ничего интересного: одни цифры да формулы. Педагогический коллектив школы – интерната №4 уже достаточно давно работает по вопросу занимательности и углублению знаний обучающихся с ОВЗ по математике. Методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что наиболее эффективным способом в решении этой проблемы является организация предметной недели не совсем стандартной форме. Нами принято решение разработать проект модели математической недели, участие в которой у детей с ОВЗ возникло ощущение того, что они являются великими путешественниками в расширении и углублении собственных знаний. При моделировании проекта математической недели нами использована технология квест – игры. Мы сочли, что именно использование технологии квеста создать для ребят атмосферу праздника, удивительных приключений и открытий новых знаний.
При планировании мероприятий в рамках недели мы старались учесть разный уровень математической подготовки ребят, уровень математических знаний и, конечно же, особенности и специфику детей с ЗПР. Запланированные мероприятия отвечают естественным для данной категории интересам детей, учитывают их любознательность и эмоциональную отзывчивость, дарят романтику неизведанного, искорку познания, счастье открытий, радость общения.
Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка и имеют практическую направленность. Дети могут проявить себя в конкурсе рисунков, чтении стихов, изготовлении поделок, в участие интеллектуальных игр и викторин.
Каждый ребенок является активным участником всех событий. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.
Каждый день ребят ждёт интересное творческое дело. В конце предметной недели на общей линейке подводятся итоги, награждаются победители.
В данной разработке представлен план недели математики, а также приведен сценарий открытия недели математики и одного из математических состязаний.
Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
2.2.Этапы реализации проекта № п/п | Наименование этапа | Краткое описание этапа | Сроки реализации |
1 | Организационно – подготовительный этап | Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметных недели. Формулировка основных целей и задач ПН Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников; Формирование организационного комитета и актива предметной недели Составление и Утверждение плана ПН. Утверждение положений, председателей и состава жюри конкурсов, организуемых в рамках недели; Распределение обязанностей между учителями МО, членами оргкомитета по проведению ПН; Выпуск расширенного объявления по проведению ПН;
| 25.10.17. – 29.10.17 |
2 | Основной этап | Работа по утвержденному плану недели ПН: Определение творческих групп школьников, учителей, родителей для проведения ПН (распределение ролей, подготовка костюмов, оформления, первые репетиции). разработка заданий для обучающихся воспитанников начальной школы организация и проведение открытия предметной недели | 30.10.17. – 3.11.17 |
3 | Заключительно - итоговый | Подведение итогов ПН, Разработка системы поощрения победителей и активных участников для проведения закрытия предметной недели; Анализ проведенной работы и подготовка отчётной документации по итогам реализации проекта предметной недели. Составление рекомендаций по проведению ПН в следующем году с учётом недостатков. | 4.11.17. – 8.11.17. |
2.3.Идейное содержание и композиционно-графическая модель проекта
На мероприятии, посвящённом открытию предметной неделе математики, ребятам сообщается о том, что они являются участниками удивительного приключения в «Королевство математики». Но отправляются они туда не случайно, а по просьбе – письму Королевской семьи.
Письмо
«Дорогие ребята! В нашем королевстве Математика случилась беда. Злой Дракон заколдовал всех жителей королевства и запер их в заколдованном доме Учёного кота: все числа перепутались, геометрические фигуры потеряли свои дома, все забыли, куда идти: комунаправо, кому-налево. Во всем Королевстве наступил хаос. Злой Дракон снимет свое колдовство, если кто-нибудь добудет ключи от Королевства, который он похитил. Мы наблюдали за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, показывали свои знания, умения и сообразительность, поэтому надеюсь, что вы поможете всем нам и добудете эти ключи. Чтобы получить маршрут (макет карты Королевства), в каком направлении идти, мы вам предлагаем выполнить несложные задания. Выполнив задания уже сегодня, вы получите пакет других интересных заданий, которые надо будет выполнить до пятницы вместе с календарём, где будут указаны сроки сдачи выполненных вами заданий. Каждый класс в указанные сроки сдают и прикрепляют ответы на карту Королевства (см. рис. 1), вывешенную в фойе корпусов «А» и «Б». За каждое выполненное задание коллектив класс получает баллы от 2 до 10 в зависимости от правильности выполнения заданий. Если выполненные задания будут сданы с опозданием, то виновники будут получать штрафы – 2 балла за каждое не вовремя сданное задание. Король и Королева математического королевства»
Рисунок 1.
«Карта королевства (композиционно-графическая модель проекта)»
Примечание:
Закрытие предметной недели организуется и проводится в актовом зале школы – «Приёмной Королевской семьи», где подводиться итоги недели, определяются активные участники и победители конкурсных состязаний, реализуемых в её рамках. Лучшие участники среди каждой параллели классов награждаются дипломами, сертификатами и призами.
2.4.Дорожная карта - план по реализации проекта модели предметной недели
№п/п | Наименование мероприятия | Участники | Ответственные |
День первый «Начало приключений» Девиз дня: «Если много хочешь достичь и узнать, надо твердо на пять математику знать! Цель: создание условий для мотивации к творческой и познавательной деятельности | |||
1 | Открытие недели математики «Добро пожаловать в Королевство Математики – Царицы всех наук». Практические задания для выполнения в течение дня от Королевской семьи: Подобрать стихи о математике; Подобрать математические физминутки; Подобрать пословиц и поговорки о математике | 1-4 классы
1-2 классы классы классы | Учителя начальных классов
Воспитатели
|
День второй «Поиск замка злого Дракона» Девиз дня: Если трудно – не сдаемся, мы к победе очень рвемся. Цель: воспитание потребности углубленно изучать математику | |||
2 | «Лужайка для самых внимательных» Практические задания: Задание «Допиши словечко» Задание «Найди отличия» Задание «Сосчитай количество треугольников» Задание «Четвёртый лишний» |
классы классы классы классы |
Учителя начальных классов, воспитатели |
День третий «Посещение замка Злого Дракона» Девиз дня: Пусть во всю кипит борьба, остры соревнования…Успех решает не судьба, а только наши знания! Цель: развитие смекалки и сообразительности | |||
3 | «Комната для самых прилежных ребят» Задания дня: Конкурс «Лучшая тетрадь по математике» Викторина «Лучшие знатоки математики» |
1-2 классы 3-4 классы | Учителя начальных классов, воспитатели |
День четвёртый «Освобождение заколдованных жителей Королевства» Девиз дня: Если трудно – не сдаемся, мы к победе очень рвемся. Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания | |||
4 | «Твори, выдумывай, пробуй» Задание дня: Эрудит – марафон «Я знаю математику» Конкурс «Лучший математический буклет «Решай, смекай, отгадывай» |
1-2 классы 3-4 классы
| Учителя начальных классов, воспитатели |
День пятый «Итоги подведены, жители королевства спасены» Девиз дня: Нам по зубам любые задачи, победа за нами — никак не иначе! .Цель: воспитание воли и стремления к победе | |||
5 | «Подведём итоги» Церемония закрытия недели математики «Весёлые приключения в Королевстве математики» | 1-4 классы | Учителя начальных классов, воспитатели |
3. Ожидаемые результаты проекта модели предметной недели
Участвуя в мероприятиях недели математики, дети проявят творческий подход к выполнению заданий, смекалку и сообразительность, будут заинтересованы в победе над злом посредством игровой деятельности. Интеграция с другими предметными областями (литературное чтение) будет способствовать любознательности и познавательной активности. Полученные знания окажут положительное влияние на дальнейшее формирование логического мышления.
2.2. Проект модели предметной недели по предмету русский язык в начальной школе
«Созвездие знатоков русского языка»1. Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект модели предметной недели по предмету русский язык в начальной школе «Созвездие знатоков русского языка» с использованием технологий развития критического мышления |
География проекта | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №4» |
Разработчики и организаторы проекта | Артемьева Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ «С(К)ОШИ №4» г |
Тип проекта | Практико – ориентированный, краткосрочный, групповой |
Участники проекта | Обучающиеся воспитанники начальной школы с ОВЗ МОУ «С (К) ОШИ №4» |
Цель и задачи проекта | Цель: создание коррекционно – развивающей среды для повышения уровня мотивации к изучению русского языка посредством использования современных технологий Задачи: обобщить и расширить знания, полученные на уроках русского языка в начальной школе; развивать навыки грамотного письма и говорения через вовлечение в творческие виды деятельности; воспитывать потребность в углубленном изучении русского языка. |
Сроки реализации проекта | 15.11.2017 – 27.11. 2017 |
Предполагаемый продукт деятельности | Выпуск электронного справочника по русскому языку |
2. Содержание проекта 2.1. Введение
Предметная неделя русского языка является одним из способов приобщения детей к языкознанию, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к филологии, но и вызывает желание самостоятельно изучать дополнительные источники, знакомиться с научно-популярной литературой. Кроме того, Предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных качеств учащихся, познавательных способностей, раскрытие творческих способностей учеников. При этом Предметная неделя способствует стремлению учеников к самореализации, у них формируются навыки самодисциплины, планирования, самоконтроля и самооценки. Предметная неделя даёт хорошую возможность учителям продемонстрировать значимость предмета русский язык в школе, а также является увлекательным интеллектуальным соревнованием для учеников.
Мы предлагаем не просто обычную форму организации предметной недели, а модель проекта недели русского языка под названием «Созвездие знатоков русского языка», что позволит учителю продемонстрировать и совершенствовать свои навыки в чётком построении целостной системы, предвидеть результат реализации этой системы, а так же проявить творчество при организации мероприятий. Приняв участие в недели русского языка такого формата, дети окунутся в необычную для них атмосферу космического пространства, что позволит активизировать их деятельность в наибольшей степени, вызовет желание познать новое и неизведанное в области языкознания. Представленная модель предметной недели разработана с использованием технологий развития критического мышления, что позволит создать такую систему учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно взаимодействуют, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающей действительности.
3.1.Этапы реализации проекта
№ п/п | Наименование этапа | Краткое описание этапа | Сроки реализаци и |
1 | Организационно – подготовительн ый этап | Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметной недели. Формулировка основных целей и задач ПН; Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников; Формирование организационного комитета и актива предметной недели Составление и Утверждение плана ПН. Утверждение положений, председателей и состава жюри конкурсов, организуемых в рамках недели; Распределение обязанностей между учителями МО, членами оргкомитета по проведению ПН;
| 15.11.17. – 19.11.17 |
2 | Основной этап | Работа по утвержденному плану недели ПН: Определение творческих групп школьников, учителей, родителей для проведения ПН (распределение ролей, подготовка костюмов, оформления, первые репетиции). - Разработка заданий для обучающихся воспитанников начальной школы Организация и проведение открытия предметной недели - Разработка системы поощрения победителей и активных участников для проведения закрытия предметной недели; | 20.11.17. – 24.11.17 |
3 | Заключительно - итоговый | Подведение итогов ПН, Анализ проведенной работы и подготовка отчётной документации по итогам реализации проекта предметной недели. Составление рекомендаций по проведению ПН в следующем году с учётом недостатков. | 24.11.17. – 27.11.17. |
2.3. Идейное содержание и композиционно-графическая модель проекта Сама идея организации недели русского языка заключается в том, что дети становятся строителями «Космической галактики». Задача детей – принять участие в строительстве Галактики, выполнив задания пришельцев. В качестве строительных материалов выступают спутники, которые появляются вокруг самой галактической планеты с планом на день утром следующего дня после того, как все обучающиеся сдадут выполненные задания пришельцев. При условии, что все классные коллективы выполняют задания правильно, в космическом пространстве загорается месяц со звездами жёлтого цвета, в случае выполненных заданий с ошибками, появляется месяц со звездами синего цвета. Таким образом, создается композиционно – графическая модель недели, которая представлена в виде начатой схемы – кластера, представляющую собой планету. Схема - кластер размещена на информационном школьном стенде за день до начала организации недели и содержит надписи в виде ключевой фразы «Созвездие знатоков русского языка». От центра схемы самой планеты проведены линии к спутникам. Лишь только на одном спутнике имеется запись плана с заданиями, которые необходимо выполнить и сдать в день открытия предметной недели.
Композиционно-графическая модель проекта
Все задания, которые требуются выполнить, частично – поискового характера. Дети выполняют задания, повторяют правила, а затем подбирают аналогичные задания для создания мини- справочника по русскому языку. Справочник по русскому языку является проектным продуктом каждого класса и будет представлен к защите. К оформлению справочника предъявляются определённые требования, которые выдаются каждому классу вместе с пакетом заданий на открытии недели. На закрытии недели каждый класс должен защитить свой справочник в произвольной форме (в виде стихотворения, инсценировки, презентации, подарка другому классу).
По итогам предметной недели каждый класс будет награждён дипломами победителей в различных номинациях и сладкими призами.
3.2.Дорожная карта - план по реализации проекта модели предметной недели
№п/п | Наименование мероприятия | Участники | Ответственные |
День первый «Через тернии к звёздам» Девиз дня: «Русский язык повторяем мы дружно, правила знать, очень важно и нужно. Мы желаем всем удачи, только так, а не иначе» | |||
1 | Открытие недели русского языка «На взлётной полосе, начало строительства Галактики» Практические задания «Загадочные слова» «Расшифруй пословицу»
| 1-4 классы
1-2 классы 3-4 классы
| Учителя начальных классов
Воспитатели
|
День второй «Земля в иллюминаторе» Девиз дня: Зорко в словах орфограммы ищи – и без ошибок диктанты пиши | |||
2 Практические задания: Учителя - Олимпиада «Лучший Грамматейка» 1-2 классы начальных -Турнир - викторина «Лучший знаток грамматики и 3-4 классы классов, орфографии» воспитатели | |||
День третий «Встреча с пришельцами» Девиз дня: Русский - это не футбол, но и здесь забьём мы гол! | |||
3 | «Освобождение и Запуск третьего спутника» Практические задания Конкурс «Лучшая тетрадь по русскому языку» Конкурс «Лучший каллиограф» |
1-2 классы 3-4 классы | Учителя начальных классов, воспитатели |
День четвёртый «Звёздные войны» Девиз дня: Нас умнее в школе нет! Шлём вам свой большой привет! | |||
4 | «Освобождение и Запуск четвертого спутника» Практические задания Конкурс листовок «Правила грамматики в рифмованных заданиях» - Конкурс газет «Интересные факты о русском языке» |
1-2 классы 3-4 классы
| Учителя начальных классов, воспитатели |
День пятый «Весёлые состязания в космическом пространстве» Девиз дня: Бодро и смело шагаем вперёд, уверенны мы, что победа нас ждёт .Цель: | |||
5 | «Межгалактический запуск в космическом пространстве. Подведём итоги» Церемония закрытия недели математики «Космическая конференция» | 1-4 классы | Учителя начальных классов, воспитатели |
4. Ожидаемые результаты проекта модели предметной недели
Участвуя в мероприятиях недели русского языка, дети познакомятся с новым видом деятельности как составление кластера, как одним из приёмов развития критического мышления, будут заинтересованы в собственной победе над трудными испытаниями посредством игровой деятельности. Интеграция с другими предметными областями (литературное чтение, математика, окружающий мир) будет способствовать любознательности и познавательной активности. Полученные знания окажут положительное влияние на подготовку к Всероссийским проверочным и комплексным работам.
3. Библиографический список
Инфоурок [Электронный ресурс]. Сурнина С. А. «Методическая разработка «Предметная неделя окружающего мира в начальных классах». - 10.01.2016, режим доступа:
https://infourok.ru/predmetnaya-nedelya-okruzhayuschego-mira-v-nachalnih-klassah747847.html
Инфоурок [Электронный ресурс]. Кожелетова Татьяна Валентиновна. Использование
КВЕСТ - технологии в начальной школе - 04.11.2019, режим доступа:
https://infourok.ru/ispolzovanie-kvest-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-3922742.html 4. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Келлер Л.С. «Предметная неделя по окружающему миру (1-4 класс)» -10.03.2019, режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/03/10/predmetnaya-nedelyapo-okruzhayushchemu-miru-1-4
Pandia [Электронный ресурс]. Затагин Т. «Как спланировать и провести предметную неделю», режим доступа: https://pandia.ru/text/77/515/36202.php
Инфоурок [Электронный ресурс]. Детистова Марина Борисовна. Неделя математики, пояснительная записка и д.р. - 12.01.2016, режим доступа: https://infourok.ru/nedelyamatematiki-poyasnitelnaya-zapiska-i-dr-757108.html
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001.
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). - Москва: Огни, 2016. - 518 c.
Котов, А.Я. Вечера занимательной арифметики. Для учащихся 4 класса начальной школы / А.Я. Котов. - М.: Учпедгиз, 2014. - 168 c.
Кочурова, Е.Э. Дружим с математикой. Пособие для индивидуальной работы в школе и дома для 2 класса четырехлетней начальной школы / Е.Э. Кочурова. - М.: ВентанаГрафф, 2019. - 993 c.
Кучерова Н. А. Применение приемов критического мышления на уроках экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 21. – С. 34–38. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56340.htm .
Приложения
«Советы начинающему организатору предметной недели в начальной школе» Приложение 1. «Положение о проведении предметных недель в начальной школе»
Положение о проведении предметной недели
Общие положения.
1.1. Школьная предметная неделя проводится ежегодно и вводится в учебновоспитательный процесс с целью:
повышения профессиональной компетентности учителей в рамках планирования научнометодической и опытно-эксперименталь¬ной работы;
развития познавательной и творческой активности обучающихся;
повышения мотивации и обобщения знаний обучающихся по предметам;
развития среди обучающихся интереса к учебному предмету либо цикла предметов; - расширение кругозора обучающихся, обучение их рациональным способам достижения образовательного результата и развития творческого мышления.
1.2.Задачи:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых мероприятий на уровне школы;
привлечение обучающихся к выполнению заданий по учебным предметам;
выявление обучающихся с более высоким уровнем знаний по предметам;
пропаганда среди обучающихся значимости учебных предметов в жизни;
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области; - формирование банка педагогических технологий для развития обучающихся в области науки, художественного творчества.
2. Порядок организации и проведения
2.1. Предметная неделя проводятся в соответствии с планом работы школы.
2.Организатором проведения предметной недели является методическое объединение и заместитель директора школы курирующий данное методическое объединение.
Программа и форма проведения предметной недели определяется на заседании методического объединения в начале учебного года.
Дата проведения предметной недели определяется планом работы школы и приказом директора школы.
Обсуждение плана-графика творческой недели происходит на планерке, после чего утверждается заместителем директора.
Запланированные мероприятия в рамках проведения предметной недели должны соответствовать целям, задачам и тематике недели.
Основные этапы подготовки и проведения предметной недели: Этап Сроки Содержание Результат
Этап планирования за неделю до начала предметной недели Обсуждение тематики, выбор формы, содержания и количества мероприятий, Составление и утверждение плана недели.
Этап подготовки В течение недели до начала предметной недели Сбор информации, подготовка конкретных мероприятий, составление планов-конспектов, организация подготовки детей к предстоящей неделе Готовность к проведению предметной недели
Этап реализации Предметная неделя Проведение мероприятий по утвержденному плану. Реализация плана мероприятий недели
Этап рефлексии и представления результатов Неделя после предметной недели Анализ эффективности проведенных мероприятий, их образовательного и воспитательного значения, оформление документации по неделе. Оформленная папка с печатной и электронной продукцией.
2.8. Участниками проведения предметной недели являются:
все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводиться предметная неделя;
обучающиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводиться предметная неделя.
2.9. При составлении плана проведения предметной недели учитывается:
занятость всех учителей методического объединения;
охват участников;
составление четкого графика мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение мероприятия.
Содержание предметной недели может включать различного рода соревнования, конкурсы, беседы, нетрадиционные уроки, общешкольные мероприятия, коллективные творческие дела, выставки рисунков, газет и плакатов, широко использоваться информационные технологии и другие формы учебно-воспитательной деятельности.
Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
Каждому педагогу необходимо провести не менее одного мероприятия в рамках темы предметной недели на уровне школы.
Педагоги доводят до сведения учащихся программу проведения предметной недели не позднее одной недели до ее проведения.
Освобожденные учащиеся присутствуют на всех мероприятиях предметных недель и выступают в качестве зрителей, болельщиков, помощников учителей, воспитателей.
По окончании предметной недели на заседании коллектива проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
С целью обобщения опыта работы педагогов, создания методической копилки каждый учитель-участник предметных недель разрабатывает план-конспект и информационноаналитический лист для каждого проведенного мероприятия. Все материалы предметной недели оформляются в папку в печатном и электронном виде и сдаются в течение недели, следующей за предметной неделей, заместителю директора по УВР.
Для оценки проведения предметных дней методическим советом школы создается комиссия. Функции комиссии:
посещение и объективная оценка мероприятий;
составление рекомендаций по выявленным недостаткам;
помощь учителю в организации и проведении мероприятий предметных дней.
2.18. На основе полученных данных (информационный лист, план работы, конспекты, другие материалы) и собственных посещений комиссия определяет:
влияние предметных дней на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету;
влияние на развитие способностей учащихся к изучаемому предмету;
эффективность образовательного и воспитательного процессов проведенных мероприятий.
После подведения итогов, комиссия выносит решение об уровне проведения предметных недель, составляет рекомендации и пожелания.
По итогам предметной недели заместителю директора школы сдаются следующие документы:
график проведения предметной недели;
планы или сценарии открытых мероприятий;
отчет по итогам предметной недели с указанием Ф.И.О. педагогических работников и учащихся для поощрения.
С целью обобщения опыта работы педагогов, создания методической копилки педагог разрабатывает план-конспект урока или мероприятия и сдает в течение 3-х дней после проведения мероприятия в методический кабинет.
В зависимости от плана работы МО, количества учителей конкретного профиля, количества планируемых дел в школе могут проводиться дни предмета, предметные недели, предметные декады. 2.23. Результаты творческой недели отражаются в итоговом приказе директора школы.
3. Поощрение учителей и учащихся по итогам предметной недели.
Награждение участников может проходить в соответствии с программой предметной недели.
За проведенные мероприятия на уровне школы и личный вклад в организацию и проведение предметной недели учителям начисляются баллы при распределении стимулирующей части ФОТ.
По результатам проведенной недели педагог может быть награжден грамотой или премией за высокий уровень организации и проведения предметной недели в школе.
Участие учащихся в мероприятиях предметной недели поощряется выставлением положительной оценки («4», «5») за ближайший урок по данному предмету в журнал.
Отличившиеся при проведении мероприятий учащиеся могут быть награждены грамотами за активное участие и достигнутые успехи на основе представления педагогов.