СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны в помощь преподавателю на уроках литературы. Здесь представлены рекомендованные практические работы для 10-11 классов.
| Министерство образования и молодежной политики Республики Коми «Печораса промышленнöй да экономическöй техникум» уджсикасö велöдан канму учреждение (УВКУ «ППЭТ») государственное профессиональное образовательное учреждение «Печорский промышленно-экономический техникум» (ГПОУ «ППЭТ») |
СЕРИЯ «УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОУД.01 Литература
Печора, 2017 г.
|
Методические рекомендации предназначены для организации и проведения практических занятий по дисциплине «Литература». Сборник включает в себя методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, варианты заданий для проведения практических работ, словарь литературоведческих терминов.
Практикум предназначен для преподавателей и студентов 1и 2 курсов среднего профессионального образования.
Автор: Кошкина Ю.Н., преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «ППЭТ»
Использовались материалы: Норматовой Е. В., преподавателя Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Губернского колледжа г. Похвистнево.
Содержание:
| Введение | 3 |
1 | Практическая работа № 1 «А.С.Пушкин поэма «Медный всадник» | 5 |
2 | Практическая работа № 2 «М.Ю.Лермонтов поэма «Демон» | 6 |
3 | Практическая работа № 3 «Н.В.Гоголь повесть «Нос» | 7 |
4 | Практическая работа № 4 «А.Н.Островский пьеса «Гроза» | 8 |
5 | Практическая работа № 5 «И.А.Гончаров роман «Обломов» | 9 |
6 | Практическая работа № 6 «И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» | 10 |
7 | Практическая работа № 7 «Н.С.Лесков повесть «Очарованный странник» | 11 |
8 | Практическая работа № 8 «М.Е.Салтыков – Щедрин роман «История одного города» | 12 |
9 | Практическая работа № 9 «Ф.М.Достоевский роман «Преступление и наказание» | 13 |
10 | Практическая работа № 10 «Л.Н.Толстой роман «Война и мир» | 14 |
11 | Практическая работа № 11 «А.П.Чехов пьеса «Вишневый сад» | 15 |
12 | Практическая работа № 12 «Н.А.Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 16 |
13 | Практическая работа № 13 «И.А.Бунин рассказ «Господин из Сан - Франциско» | 17 |
14 | Практическая работа № 14 «А.И.Куприна повесть «Олеся» | 18 |
15 | Практическая работа № 15 «М.Горький пьеса «На дне» | 19 |
16 | Практическая работа № 16 «А.А.Блок поэма «Двенадцать» | 20 |
17 | Практическая работа № 17 «С.Есенин поэма «Анна Снегина» | 21 |
18 | Практическая работа № 18 «М.А.Булгаков роман «Мастер и Маргарита» | 22 |
19 | Практическая работа № 19 «А.Толстой роман «Петр Первый» | 23 |
20 | Практическая работа № 20 «М.Шолохов роман «Тихий Дон» | 24 |
21 | Практическая работа № 21 «А.Ахматова поэма «Реквием» | 25 |
22 | Практическая работа № 22 «А.И.Солженицын рассказы Матренин дворп» и «Один день Ивана Денисовича» | 26 |
23 | Практическая работа № 23 «А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом» | 27 |
| Заключение | 28 |
| Краткий словарь литературоведческих терминов | 28 |
| Список использованных ресурсов | 31 |
Введение
Одна из главнейших задач современного образования – научить самостоятельно, учиться. Это требование диктуется объективной реальностью, какие бы знания, и в каком объеме ни получали студенты, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо продолжать развивать у студентов умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения. Это задача отчасти находит свое решение при выполнении заданий практической работы, которые подразумевают высокую степень самостоятельности студентов.
Кроме формирования навыков познавательной самостоятельности на практических занятиях по литературе, преподаватель должен еще учитывать типологические особенности студентов в области восприятия художественного текста.
Существует три основных типа студентов, различающихся своим художественным восприятием:
1.Студенты, способные к художественно-аналитическому восприятию, наделенные способность внутреннего видения образа, с хорошо развитым воссоздающим и творческим воображением. Читательский образ у них характеризуется яркостью, полнотой, максимальным приближением к авторскому. Это обеспечивает правильное и глубокое образное обобщение, связанное со способностью анализа и синтеза.
2.Студенты с хорошо развитым логическим мышлением, с ярко выраженными способностями к анализу и синтезу, обобщению и абстрагированию. Они могут делать самостоятельно выводы, результаты самих размышлений обобщающего характера излагать последовательно, логично, лаконично. В литературном произведении они стремятся прежде всего выявить мысль, идею – художественные средства ее выражения им представляются фактором несущественным. Воспроизводящее и творческое воображение у них развито сравнительно слабо. Отсюда и проистекают их затруднения в анализе художественного текста в единстве его формы и содержания. Такие студенты нуждаются в постоянных заданиях на развитие воображения, художественного видения образа.
3. Студенты с художественным, или субъективно-экспрессивным, типом восприятия. Это студенты с хорошо развитым воспроизводящим и творческим воображением. Они понимают позицию автора, читательский образ у них ярок и полон. Видят образ настолько отчетливо, так сильно сопереживают, что у них часто появляется стремление транслировать свои впечатления. Как правило, эти студенты способны к самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, преподаватель должен внимательно следить за литературным продвижением своих воспитанников, направлять их, давать, кроме общих, индивидуальные задания с целью развития еще не полностью раскрытых способностей студентов.
Поэтому в данном пособии содержатся материалы для проведения практических занятий, ориентированные на обозначенную типологию студентов. Задания, в которых учитывают разные типы литературного восприятия студентов: это и самостоятельная работа по образцу – узнавание, опознавание, текстуальное воспроизведение; и описание и анализ явлений и героев, предвидение возможных исходов; и осуществление поисковой деятельности, когда студент открывает новые для себя знания.
Пособие выстроено в соответствии с календарно-тематическим планированием по дисциплине. Практические занятия, представленные в пособии, являются иллюстрацией различных методических подходов к преподаванию предмета и организации учебной деятельности студентов (реализация уровневой дифференциации при организации практических занятий).
Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических работ по литературе, количество и объем которых соответствует объему часов, заявленному в рабочей программе. Соответственно учебное пособие состоит из 23 практических занятий, в основе которых заложено формирование умений, определенных образовательным стандартом по литературе:
- воспроизведение содержания литературного произведения;
- анализ и интерпретация художественного произведения; анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его, связь с проблематикой произведения;
- соотнесение художественной литературы с общественной жизнью и культурой; раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных литературных произведений; выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы; соотнесение произведения с литературным направлением эпохи;
- определение рода и жанра произведения;
- сопоставление литературных произведений;
- выявление авторской позиции;
- выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов), соблюдение норм литературного произношения.
Каждая практическая работа начинается с оглашения темы, с формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия, в инструкционных картах изложены основные теоретические положения, дальнейшее закрепление материала проходит с помощью заданий, которые нацеливают студентов на последовательный анализ и интерпретацию литературного произведения (или отдельного эпизода) средствами критической литературы.
|
А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник»
|
Практическая работа №1
Тема занятия: «Комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»:
Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.
Необходимо знать: поэма, повесть, лирический герой, реализм, романтизм.
Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, поэму «Медный всадник», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», выполнив следующие задания:
К какому литературному направлению относится данная поэма?
Каким образом в поэме отражается присутствие автора?
Каким вы видите Петра во вступлении?
В чем суть конфликта Петра и Евгения?
Выпишите из текста поэмы цитаты, характеризующие Петра как царя-преобразователя и «горделивого истукана».
Кого А.С.Пушкин сделал главным героем поэмы?
Выпишите строки, дающие представления о смысле жизни Евгения?
Выпишите качества характера Евгения, вызывающие симпатию.
|
М.Ю.Лермонтова Поэма «Демон»
|
Практическая работа №2
Тема занятия: «Комплексный анализ поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»
Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.
Необходимо знать: поэма, повесть, лирический герой, реализм, романтизм.
Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, поэму «Демон», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный анализ поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», выполнив следующие задания:
На какие две композиционные части делится поэма? Какое значение для понимания имеет такое деление?
Выделите в поэме фрагменты, в которых даются характеристика и описание Демона. Какие черты героя подчеркивает автор? Сопоставьте описание Демона в момент появления перед Тамарой и в момент борьбы с Ангелом за ее душу. Какой из обликов героя вам кажется истинным? Каково, по вашему, отношение автора к герою?
Выразительно прочитайте диалог Тамары и Демона. На что в речах Демона вы обратили особое внимание? Почему? Вызывают ли они доверие? Обоснуйте свой ответ.
Почему Тамара все же оказывается во власти Демона? Чем ему удается сломить ее сопротивление? Почему, познав любовь Демона, Тамара умирает? Возможен ли иной исход этого конфликта? Обоснуйте свой ответ.
Почему душа Тамары все же оказывается спасена?
Согласны ли вы с утверждением, что образ Демона - один из центральных в творчестве М.Ю.Лермонтова? Обоснуйте свой ответ.
|
Н.В.Гоголь Повесть «Нос»
|
Практическая работа №3
Тема занятия: «Комплексный анализ повести Н.В.Гоголя «Нос»
Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.
Необходимо знать: повесть, лирический герой, реализм, романтизм.
Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, повесть «Нос», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный анализ повести Н.В.Гоголя «Нос», выполнив следующие задания:
Найдите в повести "Нос" фрагменты, в которых майор Ковалев говорит о том, чем угрожает ему утрата носа. Чего он боится?
К кому и в какие инстанции обращается Ковалев по поводу пропажи? Какие ответы там получает? Почему никто не хочет и не может ему помочь?
Охарактеризуйте Нос, его облик, поведение. Можно ли говорить, что Нос, отделившись от майора Ковалева, приобрел черты индивидуальности? Обоснуйте свой ответ.
Определите позицию автора в повести "Нос", его отношение к герою и происшествию.
Вспомните или посмотрите в словаре литературоведческих терминов определения юмора и сатиры. Что вы можете сказать о юморе и сатире в повети "Нос".
Вспомните или посмотрите в словаре литературоведческих терминов определения гиперболы и гротеска. Найдите в повести примеры использования Гоголем этих художественных приемов, запишите.
| А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
|
Практическая работа №3
Тема занятия: «Комплексный анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза»
Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.
Необходимо знать: пьеса, лирический герой, реализм, романтизм.
Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса «Гроза», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
1.В чем заключается смысл названия пьесы?
2.Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?
4.Каковы основные черты «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза»?
5.Почему Катерина не может жить по законам «темного царства»?
6.Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
7.Достоин ли Борис Катерины, её любви?
8.Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?
9.В чем сущность трагедии героини?
10. Найдите соответствие:
1 | Катерина | А | «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! |
2 | Кулигин | Б | «Отчего люди не летают?» |
3 | Дикой | В | «Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. |
4 | Борис | Г | «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. |
5 | Кудряш | Д | «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. |
6 | Кабаниха | Е | «Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». |
|
И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
|
Практическая работа №5
Тема занятия: «Составление сравнительной характеристики героев: Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова».
Цель занятия: анализ образа Обломова; анализ образа Штольца; выбор критериев для сопоставления указанных персонажей.
Необходимо знать: роман как жанр литературы.
Необходимо уметь: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, роман «Обломов», учебник.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса «Гроза», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести сравнительную характеристику героев романа И.А.Гончарова «Обломов», отвечая на поставленные вопросы.
Какова основная тема романа? В чем заключается основной конфликт произведения?
Почему Н.А.Добролюбов называет Обломова последним в ряду «лишних людей»? Что такое «обломовщина»?
Какими художественными средствами пользуется И.А.Гончаров при обрисовке характера своего героя?
Каковы отличительные особенности Обломова? Каким образом формировался его характер?
За что Ольга Ильинская полюбила Обломова?
Проанализируйте 2-3 эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение, нежелание трудиться? Каков его идеал любви, семейной жизни?
Какое значение в композиции романа имеет глава «Сон Обломова»?
Штольц? Можно ли считать Андрея Штольца положительным героем романа?
Почему в романе не показана деятельность Штольца?
Обломов и Штольц?
Назовите основные черты «обломовщины»?
Можно ли рассматривать Обломова как национальный и общечеловеческий тип? Почему?
|
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».
|
Практическая работа №6
Тема занятия: " Сюжетно-композиционный анализ текста. Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети", провести сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича Кирсанова на основании использования различных критических источников.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса «Гроза», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
1. Какова роль названия " Отцы и дети" в построении всего произведения?
2. Охарактеризуйте противостояние Базарова и "отцов". В чем сила и слабость Базарова, Павла Петровича Кирсанова?
3. Почему Базарову жизнь "отцов" представляется "глухой"?
4. Как объяснить, почему И. С. Тургенев написал: " Николай Петрович- это я" ?
5. Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.
6. Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?
7. Что привлекает Базарова в Одинцовой?
8. Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его "горькую терпкую вольную жизнь" ?
9. Почему Одинцова решила " не шутить с этим" ( дает отказ Базарову) ?
10. Могли ли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой?
11. Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его идей?
12. В чем причины трагического одиночества Базарова в мире людей? Кто виноват?
13. Базаров- герой положительный или отрицательный? Почему?
14. "Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, ... сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего" . Воплощен ли этот замысел романа? Отношение Тургенева к своему герою?
15. Установите соответствие:
1. русский аристократ а) Е. Базаров
2. полковой лекарь б) П. П. Кирсанов
3. студент-барич в) В. И. Базаров
4. студент-демократ г) А. Н. Кирсанов
|
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
|
Практическое занятие №7
Тема занятия: "Комплексный анализ повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник".
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса «Гроза», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
Обратитесь к толковым словарям , выпишите значения слов "очарованный" и "странник".
Прочитайте главы 1,3,4,5,15-20 повести "Очарованный странник". Сопоставьте описание портрета И. Флягина с былинными богатырями. Какие эпизоды жизни Ивана Флягина сходны с биографией Ильи Муромца.
Какие, с вашей точки зрения, неожиданные, нелепые поступки совершает Флягин? Почему?
Можно ли однозначно оценить характер и поступки героя (хорошо -плохо, положительно - отрицательно)? Объясните свою точку зрения, опираясь на прочитанные главы.
В чем Флягин видит высшую цель бытия?
Выделите из контекста ключевые понятия "блаженный", "праведник", "юродивый" и объясните их.
М.Е.Салтыков – Щедрин
«История одного города»
Практическое занятие №8
Тема занятия: "Комплексный анализ главы "Органчик" из романа М.Е.Салтыкова - Щедрина "История одного города"
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману М.Е.Салтыкова - Щедрина "История одного города"
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса «Гроза», учебник.
Ход выполнения задания, методические указания
Прочитайте начало главы «Органчик» из романа «История одного города». Чем вызвано ликование глуповцев? На какие особенности их поведения обращает внимание Салтыков-Щедрин?
Почему автор рисует нарушение обычного порядка вещей? Можно ли этот эпизод считать кульминацией романа? Почему?
При изображении градоначальников М.Е.Салтыков – Щедрин использует иронию, сарказм. Приведите примеры использования этих приемов в главе «Органчик». Прокомментируйте их.
Опишите, как градоначальник Органчик управлял городом. Какие события произошли в городе в этот период?
Какие две фразы исполняет органчик в голове градоначальника?
| Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
|
Практическая работа №9
Тема занятия: « Идея Раскольникова о праве сильной личности. Правда Сони Мармеладовой. Двойники Раскольникова. Воскрешение Раскольникова через любовь».
Цель занятия: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести студентов к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный и эпизодический анализ романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ответив на следующие вопросы:
1.Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи?
2.Какой мотив преступления из тех, которые Раскольников назвал Соне, является ведущим?
3.Как начинается «наказание» героя? Как и почему изменилась его жизнь после убийства?
4.Что понял Раскольников во время встречи с матерью и сестрой?
5.Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова становится ему ближе всех людей?
6.Какое место в романе занимают Лужин и Свидригайлов?
7.Почему Раскольников не сможет жить по лужинскому принципу «все позволено»?
8.В чем раскаивается Раскольников: в том, что старуху убил, или в том, что не смог стать достаточно сильным, чтобы презреть муки совести? Почему он делает «явку с повинной»
9. Какую дорогую сердцу вещь заложил Раскольников старухе-процентщице?
кольцо-подарок сестры;
медальон матери;
единственный костюм;
брошь матери.
| Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир».
|
Практическая работа №10
Тема занятия: " Составление сравнительной характеристики героев. А.Болконский и П.Безухов. Кутузов и Наполеон"
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману Л. Н. Толстого " Война и мир", провести сравнительную характеристику Андрея Болконского и Пьера Безухова на основании использования различных критических источников.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, роман Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ход выполнения задания, методические указания
1. Как можно объяснить название романа?
2. Какие нормы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает?
4. Что сближает Андрея Болконского и Пьера Безухова и в чем их различие?
5. В чем сходство и различие семейного уклада Ростовых и Болконских?
6. Как Толстой раскрывает характеры героев - участников военных событий 1805-1807 годов (на примере князя Андрея и Николая Ростова)?
7. Что мы узнаем об отношении народа к этой войне? Чем объясняется такое отношение?
8. Чем объясняет Толстой поражение союзников в Аустерлицком сражении?
11. Кто из героинь романа " Война и мир" впервые предстает перед нами такой:
" Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках"?
12. Сколько лет Наташе Ростовой в тот момент, когда автор знакомит читателей с героями произведения( 1 том)?
|
А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
|
Практическое занятие №11
Тема занятия: «Составление сравнительной характеристики героев. Пьеса «Вишневый сад». Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе».
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по теме, провести сравнительную характеристику поместного дворянства и буржуазии, используя сведения различных критических источников.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса «Вишневый сад».
Ход выполнения задания, методические указания
Провести сравнительную характеристику героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» по следующему плану:
1. В чем заключается своеобразие основного конфликта пьесы?
2. В чем истоки жизненной драмы хозяев «Вишневого сада»? Прав ли Петя, полагающий, что «власть над живыми людьми переродила» их всех?
3. Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и Гаеву?
4.Лопахин - «новый» хозяин вишнёвого сада?
5. Какие черты Лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? Какое качество в нем победит?
6.Почему Лопахин не делает предложения Варе? О каком будущем говорит он?
7. Как характеризует Раневскую и Гаева то, что они не принимают лопахинский проект спасения вишневого сада?
8.Какими вам представляются Петя Трофимов и Аня? Как вы думаете, верил ли им и в них Чехов?
9.Какова роль в пьесе образов слуг — Фирса и Яши? Последнее слово Фирса и всей пьесы — «недотепа». Только ли к Фирсу оно относится?
10.Последний звук, который раздается в произведении, — стук топора по дереву. Как вы думаете, почему именно так Чехов закончил «Вишневый сад» — пьесу, действие которой начинается весной (пора обновления, надежд), а кончается осенью?
11. Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение?
|
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
|
Практическая работа №12.
Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме».
Цель занятия: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; проследить, какие фольклорные мотивы нашли отражение в поэме, в чём проявляется творческое отношение писателя к фольклорному наследию.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести сюжетно-композиционный анализ поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ответив на следующие вопросы:
1.Охарактеризуйте жанр и композицию поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
2.В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
3.Каковы основные общественные и нравственные проблемы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
4. Охарактеризуйте поэтическое мастерство Некрасова в создании художественных образов: каковы особенности портрета, характера, языка героев (на примере 1-2 персонажей поэмы по выбору).
5. Как в судьбе героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрены Тимофеевны отразилась жизнь русской женщины - крестьянки?
6. Охарактеризуйте образ народного заступника - Гриши Добросклонова в поэме
7. Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:
1.«…Осанистая женщина Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие…» | 2. «…С большущей гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал…»
| |
|
И.А.Бунин «Господин из Сан - Франциско»
|
Практическая работа №13.
Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско». Замысел рассказа. Жанр. Композиция.
Цель занятия: раскрыть философские проблемы и смысл названия рассказа "господин из Сан-Франциско".
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, рассказ "Господин из Сан-Франциско".
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести сюжетно-композиционный анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"ответив на следующие вопросы:
Какие темы и образы, традиционные для русской классики 19 века, развивал И.А.Бунин в своем творчестве?
В чем смысл названия рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан - Франциско"?
О чем этот рассказ? Какие философские проблемы поднимает и осмысляет И.Бунин?
Как называется корабль, на котором совершал плавание главный герой и его семья? Как вы объясните смысл этого названия?
Почему главный герой рассказа "Господин из Сан - Франциско" лишен имени? Как его называет автор? Почему?
|
А.И.Куприн Повесть «Олеся»
|
Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ повести А.И.Куприна "Олеся". Замысел повести. Жанр.
Цель занятия: раскрыть тему "маленького человека". Отметить богатство и красоту русской речи в творчестве А.И.Куприна.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, повесть "Олеся"
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный анализ повети А.И.Куприна "Олеся":
Выделите основные проблемы в повести А.И. Куприна "Олеся".
Каков сюжет повести?
В чем особенности ее композиции?
Прочитайте и прокомментируйте главу X повести. Какова роль этой главы в раскрытии характера Олеси?
Прочитайте последние два абзаца повести. Прокомментируйте ее финал.
|
М.Горький Пьеса «На дне»
|
Практическая работа №15.
Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ пьесы М.Горького "На дне". Смысл названия. Систематизация горьковских персонажей.
Цель занятия: Раскрыть смысл названия драмы. Уточнить суть понятия "реализм". Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, пьеса "На дне"
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный анализ пьесы М.Горького "На дне"
Уточните суть понятия "реализм"(обратитесь к словарю). Опираясь на текст, докажите, что пьеса "На дне" - реалистическое произведение (отметьте типичность героев - Бубнова, Клеща, Барона, Насти, Сатина, Луки)
В чем смысл названия драмы М. Горького "На дне"?
Какой основной вопрос ставит М.Горький в пьесе?
Опишите кратко о хозяев ночлежки - Василисе и костылеве (их отношении друг к другу и к людям.)
Дайте краткую характеристику истории жизни каждого ночлежника до того, как он оказался на "дне".
Охарактеризуйте спор о назначении человека в пьесе М.Горького "На дне", авторскую позицию в пьесе и способы ее выражения.
Как заканчивается пьеса и почему?
Серебряный век русской поэзии
| А.Блок Поэма «Двенадцать»
|
Практическая работа №16.
Тема занятия: «Комплексный анализ поэмы А.Блока "Двенадцать" Смысл названия поэмы. Жанр и композиция поэмы .
Цель занятия: Раскрыть смысл названия поэмы, цветовую символику и художественные особенности поэмы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, поэма А.Блока "Двенадцать".
Ход выполнения задания, методические указания
Произвести комплексный анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
Как вы думаете, почему поэма названа "Двенадцать"? Обоснуйте.
Какова символика поэмы А.Блока "Двенадцать"?
Как бы вы определили пафос поэмы А.Блока "Двенадцать": сатирический, восторженный или иной? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст поэмы.
Что символизирует собой метель в идейно - художественной структуре поэмы "Двенадцать"?
Каковы особенности жанра (лирический, лиро-эпический) и композиции поэмы?
Изменяются ли образы двенадцати красногвардейцев от начала к концу поэмы? Если да, то каким образом? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Как тема двенадцати апостолов решается в поэме и соотносится с ее революционным содержанием?
Новокрестьянская поэзия
|
С.Есенин Поэма «Анна Снегина»
|
Практическая работа №17.
Тема занятия: «Комплексный анализ поэмы С.Есенина "Анна Снегина". Жанр и композиция поэмы .
Цель занятия: Раскрыть смысл названия поэмы, цветовую символику и художественные особенности поэмы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, поэма С.Есенина "Анна Снегина".
Ход выполнения задания, методические указания
Почему поэму "Анна Снегина" называют поэмой о судьбе человека и родины?
Раскройте лирическое и эпическое начала в поэме "Анна Снегина".
Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?
Заполните таблицу «Система образов»:
| Герой | Краткая характеристика |
1 | Анна Снегина |
|
2 | Прон Оглоблин |
|
3 | Лабутя Оглоблин |
|
4 | Мельник |
|
Стратегия «синквей» к поэме С.Есенина "Анна Снегина":
4 прилагательных
3 глагола
Фраза - 5-6 слов
Эмоциональное отношение.
| М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
|
Практическая работа №18.
Тема занятия: «Комплексный анализ романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Цель занятия: Раскрыть смысл названия романа, "мистические эпизоды" в романе. Тема предательства.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Ход выполнения задания, методические указания
Провести сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита ", ответив на следующие вопросы:
Как познакомились Мастер и Маргарита?
Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?
Что общего в их жизнях до встречи друг с другом?
В чем же заключается счастье для Мастера и Маргариты? Ведь все было более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.
В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?
Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?
Что делает Маргарита во имя спасения любви?
Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?
Какие качества можно отметить в ее характере?
Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?
Какова роль Маргариты в истории романа Мастера?
Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор?
|
А.Н. Толстой Роман «Петр Первый»
|
Практическая работа №19.
Тема занятия: «Комплексный анализ романа А.Н.Толстого "Петр Первый".
Цель занятия: Раскрыть смысл названия романа.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, роман А.Н.Толстого "Петр Первый".
Ход выполнения задания, методические указания
Провести сюжетно-композиционный анализ романа А.Н.Толстого "Петр Первый". ответив на следующие вопросы:
Вспомните, что вы знаете об исторической личности Петра Первого. Как соотносятся характеры исторического Петра первого и героя романа А.Н.Толстого?
Какие эпизоды романа определяют становление личности главного героя?
Найдите в тексте примеры описания тяжелой жизни народа. Как относится народ к Петру? Почему в романе так много эпизодов, связанных с жизнью простых людей?
Какие типы реформаторов представляют собой Петр и Василий Голицын? В чем их принципиальная разница?
Найдите в романе "Петр Первый" элементы исторической хроники. Как они соотносятся с романным сюжетом? Какова их роль в структуре произведения?
| М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон».
|
Практическая работа №20.
Тема занятия: «Роль и значение женских образов в художественной системе романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Мысль семейная в романе».
Цель занятия: показать быт и нравы казачества в романе Шолохова "Тихий Дон", его место в истории русской литературы.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, роман М. Шолохова "Тихий Дон"
Ход выполнения задания, методические указания
Провести образный и эпизодический анализы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», ответив на следующие вопросы:
1.Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?
а) «История Прокофия Мелехова» (гл. 1);
б) «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2);
в) «На сенокосе» (гл. 9);
г) сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15—22) ;
д) призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).
2.Как решается Шолоховым идея домашнего очага как общечеловеческой ценности? Дом, семья Мелеховых. Почему они в центре романа «Тихий Дон»?
3.Аксинья. Любовь - вот что определяет эту женщину. Любовь как трагическая стихия обновления человека. Судьба Аксиньи в романе.
4.Ильинична - хранительница очага, хозяйка большого семейства, великая самоотверженная натура. Характеристика образа Ильиничны.
5.Наталья Коршунова - олицетворение верности, терпения. Ее призвание - материнство.
Трагическая судьба Натальи в романе.
6.Зачем так подробно и обстоятельно в первой книге романа «Тихий Дон» рассказывает М.Шолохов о довоенной жизни казаков?
7.Какие исторические события нашли отражение в романе?
8. Время действия в романе.
А.Ахматова поэма «Реквием»
Практическое занятие №21
Тема занятия: "Сюжетно - композиционный анализ поэмы А. Ахматовой "Реквием":
Цель занятия: структурализация поэмы А.Ахматовой «Реквием»
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, поэма А.Ахматовой "Реквием".
Ход выполнения задания, методические указания
После прочтения поэмы, какие чувства, ощущения она у вас вызвала?
Какие факты биографии А.А.Ахматовой послужили основой для написания поэмы "Реквием"?
Можно ли считать поэму А.Ахматовой поэтическим документом эпохи? Обоснуйте.
Перечислите персонажей "Реквиема". Каково идейно- художественное значение каждого из них?
Почему "Эпилог" состоит из двух частей? В чем художественная необходимость обеих?
|
А.И.Солженицын Рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» |
Практическая работа №22
Тема занятия: "Комплексный анализ творчества А.И.Солженицына по рассказам "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича".
Цель занятия: Систематизация творчества А.И.Солженицына.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, рассказы "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича".
Ход выполнения задания, методические указания
Сопоставьте образы Матрены и Ивана Денисовича из рассказов А.И.Солженицына "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича". И заполните таблицу:
| Матрена | Иван Денисович |
Общее |
|
|
Отличие |
|
|
Какие события из биографии А.И.Солженицына отразились в его произведении "Один день Ивана Денисовича"?
Запишите какие черты, по мнению А.И.Солженицына, выделяют Матрену из круга односельчан как праведницу.
Охарактеризуйте отношения Шухова с другими персонажами повести (рассказа) "Один день Ивана Денисовича". Что общего между ними и что отличает Шухова от других?
Охарактеризуйте художественный конфликт рассказа "Один день Ивана Денисовича".
Практическая работа №23
Тема занятия: "Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом".
Цель занятия: Определение принципа создание образа главного лирического героя, выявить зачин данного стихотворения.
Оборудование: методическое пособие, тетрадь для творческих работ, стихотворение А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом".
Ход выполнения задания, методические указания
Какое настроение возникло у вас при чтении этого произведения?
Какие исторические события в нем отразились?
Определите принцип, на основе которого создан образ лирического героя в стихотворении А.Т.Твардовского"Я убит подо Ржевом"., - метонимия или метафора?
Как в стихотворении А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом" развивается тема исторической памяти? Подтвердите строками из произведения.
Заключение
Немногие осознают, что книга – это "праздник, который всегда с тобой", что от слова можно испытывать такое же наслаждение, что и от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком.
Потребность ПОНИМАТЬ – одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? — подобные вопросы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к книгам, которые читает. С вопросов и начинается диалог – с книгой, с автором, с культурой, с самим собой... Вопросы практических занятий, указанные в данном пособии помогут студенту установить этот диалог, а преподавателю – направить студента, оказать ему помощь в построении этой беседы с книгой.
Понимание прочитанного является необходимым условием полноценного общения студента с художественным произведением и его автором – только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
Краткий словарь литературоведческих терминов
Акт ( действие) - относительно законченная часть литературного драматического произведения или его театрального представления.
Аллегория - иносказательное выражение отвлеченного понятия, суждения или идеи посредством конкретного образа.
Аллитерация - повторение согласных звуков в том же самом или близком сочетании с целью усиления выразительности художественной речи.
Амфибрахий - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге.
Анапест - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на третьем слоге.
Анафора (единоначалие) - стилистическая фигура; повторение одного и того же слова или группы слов в начале рядом стоящих строк или строф (в стихе), в начале смежных фраз или абзацев (в прозе).
Антитеза - в художественном произведении резкое противопоставление понятий, образов, ситуаций.
Ассонанс - повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков.
Архетип - в современном литературоведении: первообраз, модель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлющая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым первобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - защита).
Бессоюзие - стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки.
Гипербола - художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут.
Градация - стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений.
Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контрастных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического.
Дактиль - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на первом слоге.
Диалог - обмен репликами двух или нескольких лиц в литературном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, используется и в эпических произведениях.
Драма - имеет два значения:
1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене;
2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в.
Жанр - совокупность самых общих, типологических особенностей содержания и формы, повторяющаяся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы.
Завязка - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее развертывание событий в произведении.
Инверсия - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе.
Иносказание - выражение, содержащее иной, скрытый смысл. И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов.
Комедия - один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.
Композиция - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определенное расположение и взаимодействие всех компонентов произведений: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портрета), а также монологов, диалогов, авторских лирических отступлений и др.
Кульминация - та точка в развитии сюжета, когда конфликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборствующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени.
Лирика - литературный род, раскрывающий переживания личности по поводу различных явлений действительности. «Лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души» (Л.И.Тимофеев).
Лирическое отступление автора - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выражении его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позволяют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе.
Литота - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут.
Метафора - один из основных тропов художественной речи; скрытое сравнение предмета или явления по сходству их признаков.
Метонимия - перенесение значения с одного явления на другое не на основе сходства их признаков (что отмечается в метафоре), а только по какой-либо их смежной связи.
Многосоюзие - стилистическая фигура; особое построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом.
Монолог - достаточно продолжительная речь одного героя в литературном произведении.
Олицетворение - уподобление неодушевленного предмета живому существу.
Пейзаж - описание картин природы в художественном произведении.
Повесть - средний по объему, а также охвату действительности эпический жанр (в сравнении с романом и рассказом). В П., как правило, описывается несколько эпизодов, в центре внимания находятся один-два героя; кроме того, в П. нередко наблюдается тенденция к опоре на достоверное.
Пролог - своеобразное предисловие к основному сюжетному развитию. В П. сообщаются намерения автора или изображаются события, задолго предшествовавшие основному действию.
Развязка - исход, разрешение конфликта в произведении.
Размер стиха - определенная соизмеримая упорядоченность ритмических повторов внутри стихотворных строк.
Рассказчик - образ человека, от лица которого ведется повествование
Рефрен - ритмически повторяющееся слово, стих или группа стихов в конце каждой строфы. Р. эмоционально усиливает основное настроение стиха.
Рифма - повтор звуков и интонации, связывающих окончания двух и более строк. Р. делит стихотворный текст на отдельные стихи, организует его в строфы, усиливает эмоциональную выразительность поэзии.
Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический и др.
Символ художественный - самостоятельный художественный образ, который имеет многозначный эмоционально-иносказательный смысл.
Синекдоха - троп; разновидность метонимии; называется часть предмета вместо целого предмета или целый предмет вместо его части.
Сравнение - троп; одно явление или понятие проясняется через сопоставление его с другим явлением.
Сюжет - одно из основных значений: система событий литературного произведения, раскрывающая характеры героев и конфликтные отношения между ними. С. произведения может представлять собой не одну, а несколько переплетающихся линий.
Трагедия - один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).
Хорей - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двухсложной стопы с ударением на первом слоге.
Экспозиция - бесконфликтная часть текста, предшествующая завязке. В Э. дается изображение начальной ситуации, среды, фона, на котором будут затем разворачиваться события.
Эпилог - заключительная, следующая за развязкой конфликта часть произведения, кратко сообщающая о дальнейшей судьбе героев.
Эпитет - художественное определение, подчеркивающее какую-либо важную черту в изображаемом явлении или придающее ему дополнительное, добавочное значение.
Эпос - литературный род, предметом изображения в котором являются, как правило, важные общественные явления. Изображение носит прежде всего повествовательный (событийный) характер.
Ямб - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двусложной стопы с ударением на втором слоге.
Список использованных источников
Основные источники:
Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительные источники:
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс.- «Русское слово».
Чалмаев В.А. Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс – «Русское слово».
Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс – «Просвещение»
СмирноваЛ.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др.; Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И. и др. /Под ред. Журавлева В.П. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс – «Просвещение»
Интернет-ресурсы:
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru