МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ПЕРЕРАБОТКИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
по дисциплине ОУД.11 «Обществознание»
для специальностей СПО 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов»
Новосибирск
2018 г.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Обществознание" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (базовой подготовки) (далее– СПО) для специальностей СПО 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов»
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж пищевой промышленности
и переработки»
Разработчики:
Вельмакина М. С., преподаватель
Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от __.__.201_г.
Председатель ПЦК ____________ М. Э. Волкова
СОГЛАСОВАНО:
Наименование организации:
___________________________________________________
___________________________________________________
Ф.И.О.,(должность представителя работодателей, подпись)
«____»_____________20___г.
М.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Обществознание» предназначены для специальностей СПО 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов».
Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Цели самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы:
по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;
по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление кроссвордов; тестирование;
по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм.
На выполнение самостоятельной внеаудиторной работы отводится 36 часов, в том числе 12 часов на работу над индивидуальным проектом.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы содержат инструкции по выполнению работы, нормы времени и формат выполнения работы, формы контроля и критерии оценки, а также рекомендуемые источники и литературу.
Критерии оценивания:
Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".
Самостоятельная работа №1
по теме: Общество как сложная система. Сферы общества.
Время выполнения: 2ч.
Цель:
1. Закрепление и применение знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний.
1. Выполните задание, используя материалы учебника А.Г. Важенина (стр. 11-16).
Заполните пропуски в таблице.
Таблица. Сравнение родовой и соседской общин
Родовая община | Соседская община |
Наличие кровнородственных связей. | ? |
Имущество общее. | ? |
Общинная собственность на землю; совместная обработка земли. | ? |
Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства. | ? |
2. Установите соответствие между сферами общества и видами деятельности.
Сфера общества Вид деятельности
Экономическая
А. Избрание президента
Социальная Б. Заключение договора
купли продажи
Политическая В. Концерт классической музыки
Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсий
Ответ занесите в таблицу
3.На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.
экономическую;
…………………………..;
политическую;
………………………….. .
…………………………..;
распределение материальных благ;
…………………………..;
потребление материальных благ;
………………………….. .
производство продуктов питания;
…………………………..
…………………………..;
появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
…………………………… .
зависимое население;
………………………….. .
…………………………..;
обязывания;
………………………….. .
литературу;
…………………………..;
архитектуру;
…………………………..;
…………………………..;
религию;
………………………….. .
Самостоятельная работа №2.
по теме: Наука и образование в современном мире.
Время выполнения: 2ч.
Цель:
1. Закрепление и применение знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний.
Заполните таблицу, используя материалы учебника с.122-127.
Наука | Предмет изучения |
Социология | |
Психология | |
Философия | |
Антропология | |
Социальная антропология | |
Социальная психология | |
Педагогика | |
Психоанализ | |
Экономика | |
Политология | |
Юриспруденция | |
Культурология | |
История | |
Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ | АВТОРЫ |
А) геоценрическая модель мира | 1) А. Эйнштейн |
Б) механика | 2) К. Линней |
В) классификация растений | 3) Ч. Дарвин |
Г) эволюционная теория | 4) И. Ньютон |
Д) теория относительности | 5) Клавдия Птолемей |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Самостоятельная работа №3
по теме: Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры.
Время выполнения: 4 ч.
Цель:
Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с книгой.
Формирование умений и навыков при выполнении самостоятельной работы.
Воспитание познавательных интересов у студентов при работе с книгой.
Заполните таблицу, используя учебник с.88-89.
Типы мировоззрения | Характерные черты |
Обыденное | |
Мифологическое | |
Религиозное | |
Философское | |
Научное | |
Составьте схему, используя следующие понятия:
«Мировоззрение», «субъекты мировоззрения», «факторы, влияющие на формирование мировоззрения», «основные вопросы мировоззрения», «типы мировоззрения», «человек», «группа», «общество», «общность родины», «язык», «культура», «история», «имущественное положение», «образование», «уровень знаний», «отношение человека к миру», «место человека в мире», «познание мира», «обыденное мировоззрение», «мифологическое мировоззрение», «религиозное мировоззрение», «философское мировоззрение», «научное мировоззрение»
На основании материала учебника (с.128-130) дайте определение терминам:
Церковь -
Культ -
Религия -
Вера -
Секта -
Тотемизм -
Магия -
Фетишизм –
Анимизм –
Язычество-
Критерии оценивания:
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3, – оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа №4 по теме:
Экономика и экономическая наука. Экономические системы.
Время выполнения: 3 ч.
Цель:
Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.
Формирование умений и навыков при составлении таблиц.
Дайте определение понятиям:
Распределение
Меркантилизм
Производство
Протекционизим
Обмен
Экономика
Экономическая система
Заполните таблицу используя материалы учебника с.152-157.
Экономические системы | Характерные черты |
Традиционная | |
Административно – командная | |
Чистый капитализм | |
Современный капитализм | |
Соствьте таблицу
Национальные модели | Характерные черты |
| |
| |
| |
| |
Критерии оценивания:
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2 - оцениваются оценкой 4;
Задание №1,2,3 – оцениваются оценкой 5.
Самостоятельная работа №5 по теме:
Рынок.Фирма. Роль государства в экономике.
Время выполнения: 5 ч.
Цель:
Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.
Формирование умений и навыков при составлении таблиц и схем.
Воспитание самоконтроля.
Задание 1. На основании материала учебника (с.167-173) установите соответствие между понятием и определением:
Конкуренция - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
Кредитная карточка - это металлические деньги: со строго
фиксированным весом и стоимостью.
Обмен - это выпуск новых партий бумажных денег.
Эмиссия - это переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска.
Монеты - это именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением (банком), удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами.
Товар - это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Инфляция - это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность
и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.
Задание 2. Заполните таблицу: «Роль денег в обществе»
Типы денег | Достоинства | Недостатки |
Вещи | | |
Металлические деньги | | |
Монеты | | |
Бумажные деньги | | |
Электронные деньги | | |
Вывод:
Задание 3. На основании материала учебника (с.170) составьте схему: «Функции рынка»
Задание 4. На основании материала учебника (с.170) составьте схему: «Условия существования рынка».
Задание 5. Составьте план – конспект, используя учебник (с. 171-172) по теме: Конкуренция и ее виды.
Критерии оценивания.
Задания №1-2 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2,3 - оцениваются оценкой 4;
Задание №1-5 – оцениваются оценкой 5.
Самостоятельная работа №6 по теме:
Основные проблемы в экономике России. Элементы международной экономики.
Время выполнения: 2ч.
Цель:
Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.
Формирование умений и навыков при составлении таблиц и схем.
Воспитание самоконтроля.
Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 184-190).
Задание 1. Заполните таблицу.
Глобальные проблемы | Влияние на мировую экономику |
Демографическая | |
Экономическая отсталость развивающихся стран | |
Экологическая | |
Задание 2. Составьте презентацию, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 174- 179). по теме: «Государство и экономика»
Критерии оценивания.
Задание №1 - оценивается оценкой 3;
Задания №1,2 - оценивается оценкой 5;
Задание №2 - оценивается оценкой 4.
Самостоятельная работа №7 по теме:
Важные социальные общности и группы.
Время выполнения: 3 ч.
Цель:
Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.
Формирование умений и навыков при работе с книгой.
Воспитание самоконтроля.
Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 204- 218).
Задание 1. Составьте схему, используя приведенные ниже понятия.
«Молодежный экстремизм», «особенности молодежного экстремизма», «причины молодежного экстремизма», «стихийность », «бескомпромиссность», «отсутствие опыта», «решительность», «условия жизни», «война в Чечне», «усиление миграционных процессов», «невнимание государства к проблемам молодежи», «массовая культура».
Задание 2. Заполните таблицу
Личные права супругов | Личная собственность супругов | Совместная собственность супругов |
| | |
Задание 3. Составьте конспект по теме: Важнейшие социальные общности и группы.
Критерии оценивания.
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №2-3 - оценивается оценкой 4;
Задание №1-3 – оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа №8.
по теме: Механизм государства.
Время выполнения: 3ч.
Цель:
Формирование умений и навыков при самостоятельном конспектировании текста.
Развитие мышления, воспитание культуры умственного труда.
Выполните задания, используя материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 233- 244).
Задание 1. Составьте таблицу:
Орган государственной власти | Парламент | Глава государства | Правительство | Суды | Правоохранительные органы |
Полномочия | | | | | |
Задание 2. Заполните таблицу.
Функции государства | Проявление функций в деятельности государства |
Внутренние |
Политическая | |
Экономическая | |
Социальная | |
Идеологическая | |
Финансового контроля | |
Правоохранительная | |
Экологическая | |
Внешние |
Сотрудничество с другими государствами | |
Оборона страны | |
Критерии оценивания.
Задание №2 - оценивается оценкой 3;
Задание № 3 - оцениваются оценкой 4;
Задание №1-2 – оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа №9.
Индивидуальный проект
Время выполнения: 12 ч.
Данный индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполненный в рамках курса обществознания с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении определенной темы, показав способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
Индивидуальный проект – это научно-исследовательская работа, поэтому в ней обязательно наличие объекта исследования и предмета исследования (указываются во введении).
Основным отличием предмета исследования от объекта исследования является то, что под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
В индивидуальном проекте обязательно наличие исследования и его результатов, это не должен быть рассказ по теме или реферат.
План индивидуального проекта
Рассмотрим подробно план индивидуального учебного исследовательского проекта студента или обучающегося и определим его основные разделы и требования.
Введение индивидуального проекта
Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.
Раздел 1 индивидуального проекта - это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов, пишется в форме литературного обзора. Основные задачи литературного обзора – раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с темой исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию.
Литературный обзор – это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.
Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.
Раздел 2 индивидуального проекта - это методика и результаты исследования.
Параграф 2.1 Методика исследования.
Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала по теме исследования, а также включает в себя предложения автора по цели исследования.
Работая над основной частью индивидуального проекта, студент должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.
Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.
Заключение индивидуального проекта
В заключении индивидуального исследовательского проекта студента (учащегося) отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.
Также, можно указать в какой области могут быть применены результаты проведенного исследования, будет ли расширено или продлено исследование в рамках данного индивидуального проекта.
Примерные темы индивидуальных проектов
• • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии.
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор:
одно — из истории, другое — современное).
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
• Право и социальные нормы.
• Система права и система законодательства.
• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).