Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
Симферопольский колледж радиоэлектроники
Утверждено на заседании ЦМК № 7 УТВЕРЖДАЮ
протокол № _______________ Заместитель директора
«_____» _____________201__ г. по учебной работе
Председатель цикловой комиссии ____________В.И.Полякова
__________________Т.Н. Матюхина «___»______________201__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине ОП. 05 Основы экономики
для студентов профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
г. Симферополь, 201_ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | |
ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ | |
| |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП.05 Основы экономики предназначены для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП. 05 Основы экономики.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками деятельности по профессии, опытом творческой и исследовательской работ.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы должно способствовать дальнейшему формированию у студента общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
В результате выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП. 05 Основы экономики студенты должны:
Уметь:
- находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
Знать:
- общие принципы организации производственного и технологического процесса;
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
- цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Номер самостоятельной работы |
Умение: | |
- находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда. | Самостоятельная работа № 1; 2, 3 |
Знания: | |
- общие принципы организации производственного и технологического процесса; | Самостоятельная работа № 1; 2, 3 |
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; | Самостоятельная работа № 1; 2, 3 |
- цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли | Самостоятельная работа № 1; 2, 3 |
Максимальное количество часов на дисциплину ОП.05 Основы экономики, предусмотренное учебным планом, составляет 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка студента – 36 часов; самостоятельная работа студента - 18 часов.
Планирование самостоятельной внеаудиторной работы
Наименование раздела, темы | Номер, название самостоятельной внеаудиторной работы | Количество часов, отведенных на сам. работу | Форма контроля |
Тема 4. Производственное предпринимательство. | Самостоятельная работа №1. Написание реферата на одну из предложенных тем: «Формы и виды заработной платы»; «Понятие себестоимости. Методы ее расчета»; «Рентабельность – показатель эффективной организации производства»; «Понятие прибыли. Источники ее формирования»; «Понятие технологического процесса»; «Классификация и виды предприятий»; «Сущность предпринимательской деятельности». | 10 | Защита реферата |
Тема 6. Классификация и структура предприятий | Самостоятельная работа №2 Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Дополнение конспекта: составить классификацию объединений предприятий и дать определения. | 2 | Проверка конспекта |
Тема 7. Государство и экономика | Самостоятельная работа №3 Подготовка к дифференцированному зачету | 6 | Зачет |
Методические рекомендации по работе с текстом конспекта, учебника
1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите схемы, таблицы и другие иллюстрации.
2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты.
3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.
4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.
5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.
6. В случае необходимости обратитесь к экономическим словарям, энциклопедиям. Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.
7. Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затем без него.
8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.
9. Выполните задания, предложенные преподавателем.
Методические рекомендации по написанию конспекта
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что вначале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Типы конспектов
Плановый.
Текстуальный.
Свободный.
Тематический.
Конспект-схема.
Опорный конспект.
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
5. Конспект-схема. Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного.
Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок".
В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.
6. Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.
Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.
Этапы работы:
Прочитать внимательно текст.
Разделить его на смысловые части - блоки.
Поставить к каждой части вопрос.
Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
Как составить конспект
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
выделите взаимосвязи;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ.
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Ознакомьтесь с правилами конспектирования:
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план - основу конспекта.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение.
Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
Критерии оценки конспекта:
• содержательность конспекта, соответствие плану;
• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
• соответствие оформления требованиям;
• грамотность изложения.
Методические рекомендации по оставлению схем, таблиц, графиков, диаграмм, кроссвордов
Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Студенту необходимо изучить информацию по теме, создать тематическую схему, диаграмму, представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• аккуратность выполнения работы;
• творческий подход к выполнению задания.
Методические рекомендации по оформлению реферата
Реферат отличается от доклада большим объемом и более глубоким раскрытием темы. Объем реферата составляет 15-20 страниц. Цели реферата изначально должны предполагать достаточно глубокое изучение материала и наличие авторского вывода по существу изучаемого вопроса, либо подтверждающее, либо опровергающее уже известные факты, версии, либо раскрывающие принципиально новые (малоизученные) исторические вопросы. Во введении обязательно, помимо, целей, должны указываться задачи, то есть составляющие, по которым автор должен прийти к раскрытию целей. Кроме того, желательно указать объект и предмет исследования.
Структура работы, соотношение объема работ по главам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.
Типовая структура включает следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист - первая страница работы (на данной странице номер не ставится).
Оглавление - помещается после титульного листа, в нем приводятся пункты работы с указанием страниц.
Введение - кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования. Дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Основная часть - подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключение - содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа материала.
Список использованной литературы - приводится в конце работы, в алфавитном порядке; сначала указываются источники используемой литературы, затем интернет-источники.
Приложение - помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.
Темы рефератов разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Задания к самостоятельной внеаудиторной работе
Самостоятельная работа № 1
Тема 4. Производственное предпринимательство
Задание: Подготовить реферат на одну из предложенных тем: • Формы и виды заработной платы»; «Понятие себестоимости. Методы ее расчета»; «Рентабельность – показатель эффективной организации производства»; «Понятие прибыли. Источники ее формирования»; «Понятие технологического процесса»; «Классификация и виды предприятий»; «Сущность предпринимательской деятельности».
Инструкция по выполнению работы
1. При подготовке реферата изучите еще раз методические рекомендации по написанию реферата. Изучите источники информации.
Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Котерова Н.П. Экономика организации [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н.П. Котерова. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.
Дополнительная литература:
1. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник для средних специальных учебных заведений.—2-е изд., с изм. / Н. А. Сафронов.—М. : Магистр : ИНФРА-М, 2016. — 256 с. – Доступ из ЭБС «Znanium.com»/ - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=535905
Интернет-ресурсы:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://window.edu.ru
2. Консультант плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru
Формы контроля: Защита рефератов.
Критерии оценки реферата:
Оценка «отлично» выставляется студенту если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «хорошо» - основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. Реферат выпускником не представлен.
Пример оформления титульного листа.
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
Симферопольский колледж радиоэлектроники
Реферат
По учебной дисциплине: «Основы экономики»
На тему:___________________________________________________________
Выполнил:
Студент курса______группы______
______________________________
(Ф.И.О.)
Проверил:
Преподаватель___________________
(Ф.И.О)
Симферополь – 201_г.
Самостоятельная работа №2
Тема 6. Классификация и структура предприятий
Задание: Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Дополнение конспекта: составить классификацию объединений предприятий и дать определение: корпорация, холдинг, концерн, ассоциация
Инструкция по выполнению работы:
Прочитайте внимательно конспект, учебник. Обратите внимание на следующие вопросы.
Вопросы для самоконтроля:
Найдите несколько определений термина «организация» и сравните их.
Найдите несколько определений термина «предприятие» и сравните их.
Какие виды предприятий вы знаете?
Сколькими стадиями представлен жизненный цикл предприятия?
Приведите примеры предприятий в соответствии с выше описанными классификациями.
Назовите известные вам организационно-правовые формы предприятий.
Проведите сравнительный анализ организационно-правовых форм собственности в России.
Дайте характеристику предприятия, которое вы хорошо знаете по приведенным выше признакам с привлечением необходимых фактов.
Дополните конспект, дайте определения:
Корпорация – это…
Холдинг – это…
Конценрн –это…
Ассоциация – это…
Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Котерова Н.П. Экономика организации [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н.П. Котерова. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.
Дополнительная литература:
1. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник для средних специальных учебных заведений.—2-е изд., с изм. / Н. А. Сафронов.—М. : Магистр : ИНФРА-М, 2016. — 256 с. – Доступ из ЭБС «Znanium.com»/ - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=535905
Интернет-ресурсы:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://window.edu.ru
2. Консультант плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru
Формы контроля: Выборочная проверка конспектов, устный опрос.
Критерии оценки конспекта:
• содержательность конспекта, соответствие плану;
• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
• соответствие оформления требованиям;
• грамотность изложения.
Самостоятельная работа №3
Тема 7. Государство и экономика
Задание: Подготовка к дифференцированному зачету.
Перечень теоретических вопросов к дифференцированному зачету.
- Дайте определение понятию «экономика».
Классификация и характеристика потребностей.
Потребительские блага и их структура.
Понятие рынка труда и его особенности.
Понятие рынка капиталов и его особенности.
Состав и структура трудовых ресурсов организации.
Показатели численности персонала и планирование потребности в кадрах.
Формы и системы оплаты труда.
Стимулирование труда.
Классификация затрат рабочего времени. Понятие нормы труда.
Состав фонда оплаты труда.
Методы и принципы расчета разных форм заработной платы.
Понятие о себестоимости производства, товаров и услуг.
Структура себестоимости производства, товаров и услуг.
Приемы и методы расчета себестоимости продукции, работ и услуг.
Сущность прибыли, ее источники и виды.
Распределение и использование прибыли.
Показатели рентабельности, ее виды.
Методика расчета рентабельности производства.
Производственный процесс: понятие, содержание, структура.
Принципы и методы организации производственного процесса.
Технологический процесс: понятие, виды.
Правила разработки технологического процесса.
Виды предприятий и их организационно-правовые формы.
Классификация предприятий по признакам.
Инструменты финансового регулирования экономики.
Налоги и налоговая система: виды и функции.
Государственный бюджет: структура и состав статей доходов и расходов.
Дефицит бюджета. Профицит. Государственный долг.
Понятие ВВП.
Примерный перечень практических заданий к дифференцированному зачету.
Рассчитать дневную тарифную ставку рабочих III и IV разряда, если их тарифные коэффициенты равны соответственно 1,21 и 1,36, а часовая тарифная ставка I разряда 46,50 руб., длительность рабочего дня 8 часов.
Определить заработок рабочего-повременщика III разряда (часовая тарифная ставка 46,50 руб.), если известно, что он отработал 25 рабочих дней, длительность смены 7 часов, премия 30 %.
Рабочий V разряда (часовая тарифная ставка – 61,60 руб.) за месяц выпустил 13 тонн продукции. Определить заработок рабочего, если норма выработки - 600 кг в смену (смена 7 часов), премия 40 %.
Рассчитать размер зарплаты рабочего - повременщика IV разряда, если он отработал 23 рабочих дня. Длительность смены 8 часов. Часовая тарифная ставка IV разряда 54,40 руб.
Определить сметную себестоимость сварочных и монтажных работ при проведении линии связи для подключения к сети интернет. Согласно сметному расчёту затраты составляют:
- стоимость материалов, деталей и конструкций – 6749 тыс. руб.;
- оплата труда рабочих – 1181 тыс. руб.;
- эксплуатация машин и механизмов – 894 тыс. руб. в том числе заработная плата водителей – 110 тыс. руб.
Накладные расходы – 118% от фонда оплаты труда.
Определить сметную стоимость выполненных работ и сметную себестоимость.
Затраты на материалы составляют 41700 тыс. руб., оплата труда рабочих – 20360 тыс. руб., эксплуатация машин и механизмов – 17200 тыс. руб., в том числе оплата труда водителей – 5380 тыс. руб. Накладные расходы – 90% от фонда оплаты труда, сметная прибыль – 50% от фонда оплаты труда.
На сколько процентов снизилась себестоимость товарной продукции предприятия в плановом году, если она равна 98 млн. руб., а в отчетном году себестоимость товарной продукции составила 100 млн. руб.
Цена единицы продукции 17100 руб. Себестоимость единицы продукции 16000 руб. Произведено 180 тонн данной продукции. Определить прибыль от реализации продукции и рентабельность продукции.
Прибыль от реализации продукции составила 3800 тыс. руб. Прибыль от внереализационных операций – 420 тыс. руб. Прибыль о реализации имущества 350 тыс. руб. Различные убытки составили 38 тыс. руб. Определить балансовую прибыль предприятия.
Соотнесите организационно-правовую форму и вид деятельности организации.
Организационно-правовая форма | Вид деятельности организации |
1. Общество с ограниченной ответственностью | А. Производство агропромышленной продукции |
2. Потребительский кооператив | Б. Оказание услуг связи |
3. Унитарное предприятие | В. Жилищно-коммунальные услуги |
4. Холдинг | Г. Магазин по продаже канцтоваров |
5. Непубличное акционерное общество | Д. Издательские работы |
Соотнесите организационно-правовую форму и вид деятельности организации.
Организационно-правовая форма | Вид деятельности организации |
1. Индивидуальный предприниматель | А. Транспортные услуги |
2. Концерн | Б. Университет |
3. Публичное акционерное общество | В. Ремонт обуви |
4. Хозяйственное товарищество | Г. Автомобильный завод |
5. Учреждение | Д. Гаражное объединение |
12. Укажите классификационные признаки предприятий и выберите соответствующие им группы:
1) государственные, частные, муниципальные, смешанные;
2) малые, средние, крупные;
3) промышленные, сельскохозяйственные, торговые, строительные и др.;
4) хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия;
5) предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности;
6) производящие средства производства и изготавливающие предметы потребления;
Признаки классификации предприятий | Классификационные группы |
1. По формам собственности | |
2. По организационно-правовым формам | |
3. По масштабам производства | |
4. По отраслевой принадлежности | |
5. По характеру потребляемого сырья | |
6. По назначению готовой продукции | |
13. Укажите классификационные признаки предприятий и выберите соответствующие им группы:
1) с единичным, серийным, массовым производством;
2) сезонного и круглогодичного функционирования производства;
3) одностадийные (литейные, прядильные), изготавливающие части продукции (подшипниковые, поршневые и пр.), выпускающие готовую продукцию (текстильные, автомобильные), комплексные (металлургический комбинат, машиностроительный завод и др.);
4) с поточным, партионным, единичным типами производства;
5) комплексно-автоматизированный, комплексно-механизированный, частично-механизированный, машинно-ручное, ручное;
6) специализированные, универсальные, смешанные.
Признаки классификации предприятий | Классификационные группы |
1. По времени работы в течение года | |
2. По типам производства | |
3. По методам организации производственного процесса | |
4. По степени специализации | |
5. По степени механизации и автоматизации | |
6. По степени охвата количества стадий производства | |
14. Выберите из предлагаемых определений характеристики, соответствующие приведенным в задании формам организации. Для сокращения времени выполнения задания укажите в понятии и определении только его порядковый номер и литеру, не переписывая текст. Например: 1а, 3г и т.д.
Понятие:
1. Предприятие.
2. Предприятие как производственно-техническая, экономическая, организационная и социальная системы.
3. Предпринимательство.
4. Понятие юридического лица.
5. Коммерческие организации.
II. Определение:
а) предприятия, деятельность которых направлена на получение прибыли.
б) самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
в) общность процессов производства, технологий, капитала; решение основной экономической проблемы на уровне предприятия; единство организации труда, производства и управления.
г) самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
д) организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
15. Выберите из предлагаемых определений характеристики, соответствующие приведенным в задании формам организации. Для сокращения времени выполнения задания укажите в понятии и определении только его порядковый номер и литеру, не переписывая текст. Например: 1а, 3г и т.д.Понятие:
1. Некоммерческие организации.
2. Хозяйственное товарищество.
3. Полное товарищество.
4. Коммандитное товарищество (товарищество на вере).
5. Общество с ограниченной ответственностью.
II. Определение:
а) объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, которые лично участвуют в делах такого объединения и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.
б) объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие отвечают только своим вкладом.
в) учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Участники этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
г) коммерческая организация с разделенным на вклады участников складочным капиталом.
д) организации, не имеющие в качестве конечной цели извлечение прибыли.
16. Выберите из предлагаемых определений характеристики, соответствующие приведенным в задании формам организации. Для сокращения времени выполнения задания укажите в понятии и определении только его порядковый номер и литеру, не переписывая текст. Например: 1а, 3г и т.д.
Понятие:
1. Акционерное общество.
2. Публичное хозяйственное общество.
3. Непубличное хозяйственное общество.
4. Производственный кооператив.
5. Унитарные предприятия.
II. Определение:
а) общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
б) акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
в) коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником (государством, местным органом власти) имущество.
г) добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговли, бытового обслуживания, оказание других услуг).
д) общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.
17. Рассчитать дневную тарифную ставку рабочих III и IV разряда, если их тарифные коэффициенты равны соответственно 1,31 и 1,46, а часовая тарифная ставка I разряда 66,50 руб., длительность рабочего дня 8 часов.
18. Себестоимость 1 тонны продукции – 12480 руб. Оптовая цена 1 тонны – 15600 руб. Годовой выпуск продукции 450 тонн. Определить затраты на 1 руб. товарной продукции
19. Цена единицы продукции 18100 руб. Себестоимость единицы продукции 15000 руб. Произведено 190 тонн данной продукции. Определить прибыль от реализации продукции и рентабельность продукции.
20. Прибыль от реализации продукции составила 5800 тыс. руб. Прибыль от внереализационных операций – 320 тыс. руб. Прибыль о реализации имущества 250 тыс. руб. Различные убытки составили 68 тыс. руб. Определить балансовую прибыль предприятия.
21. Рассчитать расценку за 1 тонну продукции для рабочих V и VI разряда, если часовая тарифная ставка V разряда 61,60 руб., VI разряда - 73,20 руб., а дневная норма выработки - 720 тонн (длительность смены 7 часов).
22. Определить сметную себестоимость сварочных и монтажных работ. Согласно сметному расчёту затраты составляют:
- стоимость материалов, деталей и конструкций – 5364 тыс. руб.;- оплата труда рабочих – 1023 тыс. руб.; - эксплуатация машин и механизмов – 735 тыс. руб. в том числе заработная плата водителей – 97 тыс. руб. Накладные расходы – 103% от фонда оплаты труда.
23. Определить сметную стоимость выполненных работ и сметную себестоимость. Затраты на материалы составляют 36520 тыс. руб., оплата труда рабочих – 21010 тыс. руб., эксплуатация машин и механизмов – 12560 тыс. руб., в том числе оплата труда водителей – 580 тыс. руб. Накладные расходы – 80% от фонда оплаты труда, сметная прибыль – 55% от фонда оплаты труда.
24. На сколько процентов снизилась себестоимость товарной продукции предприятия в плановом году, если она равна 98 млн. руб., а в отчетном году себестоимость товарной продукции составила 100 млн. руб.
25. Цена единицы продукции 18100 руб. Себестоимость единицы продукции 15000 руб. Произведено 280 тонн данной продукции. Определить прибыль от реализации продукции и рентабельность продукции.
Информационное обеспечение
Основная литература:
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.Ю. Базаров. - 13-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2015. - 320 с.
2. Котерова Н.П. Экономика организации [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н.П. Котерова. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.
3. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник для средних специальных учебных заведений.—2-е изд., с изм. / Н. А. Сафронов.—М. : Магистр : ИНФРА-М, 2016. — 256 с. – Доступ из ЭБС «Znanium.com»/ - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=535905
Дополнительная литература:
1. Косьмин А.Д. Менеджмент [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. -208с.
Интернет-ресурсы:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://window.edu.ru. - (Дата обращения: 28.08.2017)
2. Консультант плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - (Дата обращения: 28.08.2017)
3