«слышать» - понимать, анализировать, адекватно реагировать на то, о чем говорят.
Результаты формирования умения «слушать и слышать» фиксировались через наблюдения за выполнением заданий – приёмов. Итог формирования умения – положительная динамика: до 80% обучающихся качественно исполнявших алгоритм приёмов сформировали данное универсальное умение.
«Остановка: стоп - мысль»: данный приём может использоваться в младших и средних классах – это неожиданная «остановка» речи учителя или отвечающего ученика с целью выполнения задания повторить последнюю мысль выступающего (или последнее предложение).
«Лекция с ошибкой»: целесообразно использовать в старших классах (учащиеся предупреждаются об ошибках, которые могут быть допущены лектором) – учащимся предлагается фиксировать ошибки на листочке (на полях конспекта и т.п.); после лекции (или в середине лекции) ошибки озвучиваются несколькими учениками, а учитель даёт комментарии о полноте и качестве отмеченных ошибок. Позже следует попросить исправить ошибки.
«Составь план»: лучше использовать в средних и старших классах – перед началом выступления ученика одноклассникам или отдельной группе ребят даётся задание составлять план выступления. Планы заслушиваются выборочно, а у остальных планы собираются учителем для контроля и анализа.
«Заполни таблицу»: данный приём может использоваться как в младших, так и в средних и старших классах – по ходу выступления/ прослушивания какого-либо текста ученикам даётся задание заполнять таблицу, используя условные обозначения:
«Зафиксируй»: учащиеся получают задание фиксировать слова/ части речи/ и т.п. использующиеся одноклассником при ответе чаще других, а также, какие слова неправильно озвучиваются.
«Пойми меня»: данный приём уместно использовать в младших классах (он напоминает игру) – один ученик жестами изображает мысль/ понятие/ и т.п., а другим ребятам необходимо понять его.
«Будь внимателен и критичен»: учитель в ходе объяснения материала использует абсурдные примеры, задача учеников критиковать данные примеры, высказывая свои аргументы.
«Слушай и записывай»: учителем включается текст/ песня и даётся задание записать по ходу звучания текста/ песни слова, начинающиеся на определенную букву алфавита/ определенную часть речи и т.п. (задания могут быть различными и даваться по вариантам, всё зависит от темы и цели урока).
«Деформированное выступление»: учащиеся получают лист с текстом выступления, в котором есть пропуски – их задача по ходу выступления заполнить пропуски верными словами. Задача может быть усложнена: места пропусков выступающий человек выделяет паузами, не озвучивая слов, а учащиеся самостоятельно заполняют пропуски словами, подходящими по смыслу.
«Изобрази мысль»: по ходу объяснения учителя, который произносит мысли с паузами, делать схемы/ модели/ смысловые зарисовки/ и т.п., которые изображали бы мысли учителя. Учитель должен обязательно проанализировать, а потом прокомментировать, и если это возможно, оценить работы.
«Задай вопрос»: учащимся предлагается по ходу выступления формулировать и записывать вопросы к содержанию выступления.
«Неиспорченный телефон»: лучше использовать в начальной школе – ученики повторяют мини-сообщение, произнесенное учителем. Важное условие – повторить точно.
«Угадай кто»: лучше использовать в младших классах или в классах, где ребята ещё мало знают друг друга – один ученик находится у доски спиной к классу, в это время учитель задаёт вопрос, на который отвечает любой ученик из класса. Задача ученика, стоящего у доски, повторить ответ и назвать имя отвечавшего ученика.