СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации выполнения практических занятий по дисциплине «Основы экономики»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации выполнения практических занятий по дисциплине «Основы экономики»»

Методические рекомендации выполнения практических занятий

по дисциплине «Основы экономики»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемый студент!

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Основы экономики для студентов по профессии 23.01.03 Автомеханик созданы Вам в помощь.

Приступая к выполнению практической работы, Вам необходимо внимательно прочитать цель предложенного задания и после чего приступить к его выполнению. Все задания практической работы выполняйте в точном соответствии с методическими рекомендациями. Дайте полный ответ на каждое задание в письменном виде. Аргументируйте свой ответ теоретическими положениями, а если необходимо, схемами и графиками и т.д. По окончании практической работы Вам необходимо сдать отчет в письменной форме.

Если в ходе выполнения практической работы у Вас возникают вопросы, Вы можете обращаться к преподавателю для получения разъяснений, в дни проведения дополнительных занятий. Практическая работа выполняется по 5 вариантам.




Желаем Вам успехов!




















СОДЕРЖАНИЕ

Наименование работы

Стр.

Критерии оценивания практических работ

3

Практическое занятие №1

4

Практическое занятие №2

6

Практическое занятие №3

8

Практическое занятие №4

13

Практическое занятие №5

14

Список использованных источников

16
























Практическое занятие №1


ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ


Цель. Закрепить имеющиеся знания по теме. Воспитать навыки самостоятельной работы.

Студент должен:

уметь: выделять основную мысль из общего объема информации.

знать: основные понятия, типы экономических систем,

иметь сформированные компетенции:

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.



Критерии оценивания практических работ

Выполнение практических работ по дисциплине «Основы экономики» основаны на теоретическом материале данной дисциплины, поэтому итогом практической работы должен быть вывод или пояснение.

«5» - практическая работа выполнена аккуратно, даны все верные ответы.

«4» - практическая работа выполнена аккуратно, но допущен один неверный ответ.

«3» - в работе присутствуют значительные исправления, есть тест решен с двумя и более ошибок.

«2» - тест не решен.


Обеспеченность занятия

Справочный материал: справочники, учебник.

Оборудование: презентация

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических работ


Краткие теоретические материалы по теме практической работы

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:

  1. основа экономики — частная собственность на средства производства;

  2. многообразие форм собственности и хозяйствования;

  3. свободная конкуренция;

  4. рыночный механизм ценообразования;

  5. саморегулирование рыночной экономики;

  6. договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

  7. минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства:

  • стимулирует высокую эффективность производства;

  • справедливо распределяет доходы по результатам труда;

  • не требует большого аппарата управления и др.

Основные недостатки:

  • усиливает социальное неравенство в обществе;

  • вызывает нестабильность в экономике;

  • безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась

в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она

базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из ≪центра≫ управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной экономики:

1) основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

Положительные стороны административно-командной экономики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода

к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%).


Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

  1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

  2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

  3. Каковы особенности российской модели переходной экономики (в отличие от административно-командной к рыночной)?

  4. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключается их содержание?

  5. Каким образом решаются три основных вопроса экономики (что, как, для кого) в рыночной экономике и административно-командной?


Инструкция по выполнению практической работы

1.Внимательно прочитайте вопрос.

2. Внимательно почитайте варианты ответа

3.Букву правильного ответа внесите соответствующую графу таблицы по номеру вопроса.


Решите тест

Выберите правильный ответ.

1.Особенность России в сравнении, с другими странами с переходной экономикой состоит в:

а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народном хозяйстве;

б) широком распространении кустарного производства;

в) наличии свободных экономических зон;

г) конкурентоспособности отраслей промышленности.

2. Можно говорить о преобладании в стране административно-командной системы исходя из степени участия государства в хозяйственных процессах, когда:

а) вмешательство государства в экономику минимально;

б) государство контролирует производство основной части товаров и услуг в рамках государственного сектора;

в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями экономики, в то же время поощряет развитие частного сектора;

г) все ответы верны.

3. Проблемы что, как, для кого производить могут иметь отношение:

а) только к обществу, где господствует административно-командная экономика;

б) только к рыночной экономике;

в) только к традиционной экономике;

г) к любому типу экономических систем.

4. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, эта экономика:

а) административно-командная;

б) рыночная;

в) традиционная;

г) смешанная.

5. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

а) потребители:

б) производители;

в) государство;

г) иностранные инвесторы.

Ответ

вопроса

1

2

3

4

5

Вариант

ответа









Практическое занятие №2

Семейный бюджет


Цель: сформировать у студентов понимание того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны; закрепить полученные знания по теме семейный бюджет на практике; воспитать навыки самостоятельной работы.

Студент должен:

уметь: выделять основную мысль из общего объема информации.

знать: основные понятия, группы расходов бюджета семьи.

иметь сформированные компетенции:

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.


Критерии оценивания практических работ

Выполнение практических работ по дисциплине «Основы экономики» основаны на теоретическом материале данной дисциплины, поэтому итогом практической работы должен быть вывод или пояснение.

«5» - практическая работа выполнена аккуратно, порядок выполнения действий соответствует, расчёты выполнены правильно, каждое действие имеет пояснение, есть вывод, предложения.

«4» - практическая работа выполнена аккуратно, есть незначительные ошибки в расчетах, либо есть вывод, но нет предложений.

«3» - в работе присутствуют значительные исправления, есть ошибки в расчётах, неполный вывод

«2» - имеется много исправлений, даны неверные ответы на вопросы или большая часть неправильно, нет выводов и предложений


Обеспеченность занятия

Справочный материал: учебник.

Оборудование: ПК

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических работ


Краткие теоретические материалы по теме практической работы

Семья - это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

Социально-экономический статус семьи - это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

Семейный бюджет - роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов, это финансовый план, который суммирует доходы и расходы семьи за определенный период времени.

Доходы - совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных за определенный период.

Номинальные доходы семьи - это ее доходы, выраженные денежной суммой на момент их получения.

Реальные доходы характеризуют покупательную способность - количество товаров и услуг, приобретаемое на эти доходы.

Потребительская корзина - это полный набор потребительских (материальных и духовных) благ и услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий ее нормальную жизнедеятельность.

Дефицит семейного бюджета - это превышение расходов семьи над ее доходами.

Пособие - государственная денежная помощь - инвалидам, многодетным матерям и т.д.

Алименты - материальное обеспечение, по закону предоставляемое родственником нетрудоспособному члену семьи, детям.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

    1. Что такое бюджет?

    2. Из чего состоит доход семьи?

    3. На какие группы можно разбить расходы семьи?

    4. Чем отличается дефицит от профицита.



Инструкция по выполнению практической работы

1.Внимательно прочитайте задание.

2.Письменно в тетради ответе на вопросы.

3.Перенесите в тетрадь обе схемы и заполните их.


1. Ответьте на вопросы:

1.Что такое семья. Каковы её функции

2.Что такое бюджет

3. На какие группы делится расход семьи

4.Дайте определение постоянным, переменным, циклическим, сезонным денежным расходам семьи

5.Дайте определение понятиям дефицит, профицит, сбалансированный бюджет

6.Какие семейные ресурсы перечислены ниже:


2. По представленной ситуации заполните схемы:

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.


Доходы семьи


Д оДо









Основные направления расходов семейных средств















Практическое занятие №3

на тему: «Механизм рыночного ценообразования»


Цель. Закрепить имеющиеся знания по теме.

Воспитать навыки самостоятельной работы.

Построение графиков спроса и предложения, определение эластичности спроса и предложения.

Оборудование: лекции, схемы, таблицы, калькуляторы.

Задание. Практическая работа выполняется по 5 вариантам.

Дайте полный ответ на каждое задание в письменном виде.

Аргументируйте свой ответ теоретическими положениями, а если необходимо, схемами и графиками и т.д.


1 вариант

1. Построить график рыночного спроса по следующим данным:

Цена ед. изд.,

руб.

Спрос за декаду, шт.

Спрос

10 покупателей

Величина спроса, руб.

400

-

-

-

350

75



300

100



250

125



200

150



150

200



100

250



75

300



50

35



Итого:



2. Тест: Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Какие факторы влияют на величину предложения? Показать сдвиг линии предложения в зависимости от изменения этих факторов.

4. Сформулировать закон предложения.

5. Показать динамику равновесной цены если:

- предложение падает, спрос не меняется;

- спрос растет, предложение не меняется;

- растут и спрос и предложение.


2 вариант

1. Построить график рыночного предложения по следующим данным:

Цена ед. изд.,

руб.

Предложение

за декаду, шт.

Предложение

5 покупателей

Величина предл., руб.

400

400



350

300



300

250



250

200



200

150



150

120



100

75



75

60



50

50



Итого:



2. Тест: Если трехпроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Какие факторы влияют на величину спроса? Показать сдвиг линии предложения в зависимости от изменения этих факторов.

4. Сформулировать закон спроса.

5. Показать динамику равновесной цены если:

- предложение растет, спрос не меняется;

- спрос падает, предложение не меняется;

- падают и спрос и предложение.


3 вариант

1. Построить график рыночного спроса по следующим данным:

Цена ед. изд.,

руб.

Спрос за декаду,

шт.

Спрос

10 покупателей

Величина спроса,

руб.

40

-

-


35

75



30

100



25

125



20

150



15

200



10

250



7

300



5

35



Итого:



2. Тест: Если двухпроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Какие факторы влияют на величину предложения? Показать сдвиг линии предложения в зависимости от изменения этих факторов.

4. Дать определение равновесной цены. Показать ее на графике.

5. Показать динамику равновесной цены если:

- предложение падает, спрос растет;

- спрос растет, предложение не меняется;

- растут и спрос и предложение.


4 вариант

1. Построить график рыночного предложения по следующим данным:

Цена ед. изд.,

руб.

Предложение за декаду, шт.

Предложение

8 покупателей

Величина предл.,

руб.

40

400



35

300



30

250



25

200



20

150



15

120



10

75



7

60



5

50



Итого:



2. Тест: Если двухпроцентное сокращение цены на товар приводит к однопроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Какие факторы влияют на величину спроса? Показать сдвиг линии предложения в зависимости от изменения этих факторов.

4. Дать определение спроса и объема спроса.

5. Показать динамику равновесной цены если:

- предложение растет, спрос не меняется;

- спрос падает, предложение не меняется;

- падают и спрос и предложение.

5 вариант

1. Построить график рыночного спроса по следующим данным:

Цена ед. изд.,

руб.

Спрос за декаду,

шт.

Спрос

5 покупателей

Величина спроса,

руб.

400

-



350

75



300

100



250

125



200

150



150

200



100

250



75

300



50

35



Итого:



2. Тест: Если пятипроцентное сокращение цены на товар приводит к трехпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Какие факторы влияют на величину предложения? Показать сдвиг линии предложения в зависимости от изменения этих факторов.

4. Дайте определение предложения и величины предложения.

5.Показать динамику равновесной цены если:

- предложение падает, спрос не меняется;

- спрос растет, предложение не меняется;

- растут и спрос и предложение.

Практическое занятие №4

на тему: «Предприятие и предпринимательство в рыночной среде»


Цель: расширить знания обучающихся об основных организационных формах бизнеса в России.

Оборудование: лекции, схемы, таблицы.

Задание: охарактеризуйте по перечисленным в таблице признакам организационно – правовые формы на основе ГКРФ. Результаты оформите в таблице

Организационно- правовая форма название

ООО

АО

ЗАО

ОДО

Товарищество на вере

Полное товарищество

Производственные кооперативы

Индиви

дуальный предпри

ниматель

Госуд и муницип унитарные предприятия

Коммерческие организации

Учредители










Ответственность участников










Права участников










Уставный капитал










Величина уставного капитала










Учредительные документы










Выпуск ценных бумаг










Правила отчуждения акций










Подписка на акции










Контроль государства










Количество участников










Некоммерческие организации краткая характеристика


Потребительские кооперативы

Ассоциации и союзы

Фонды








Практическое занятие №5

на тему: «Макроэкономическая нестабильность:

безработица и инфляция»


Цель: познакомить обучающихся с понятием экономического роста, способами его изменения, факторами, влияющими на темпы экономического роста.

Задание: дать определение инфляции, заполните таблицу сравнительных характеристик темпов инфляции

Задание А

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают следующие

виды инфляции










Задание Б

«Безработица»

Цель: закрепить полученные знания по тем безработица

Задание: дайте определение понятиям: безработные, занятые, безработица, заполните таблицу существующих видов безработицы

Задание .заполните таблицу

Виды безработицы

Вид

С чем связана












Задание В «Лучший знаток определений»

Дайте определения следующим понятиям:

1. Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться людей не может найти работу -

2. К какой категории относятся люди, имеющие работу хотя бы 1 час в день или временно отсутствующие на работе -

3. К какой категории относят людей в трудоспособном возрасте, не имеющих работу, но активно ее ищущие -

4. К какой категории относят людей в трудоспособном возрасте, не имеющих работу и ее не ищущих.

5.Безработица, вызванная тем, что в любой промежуток времени какая-то часть людей ищет соответствующую их квалификации и целям работу-

6 Какой закон гласит, если фактическая безработица превышает естественный ее уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5% -

7. По какой формуле определяется уровень безработицы-

8. По какой формуле определяется уровень занятости -

















Список используемой литературы


Основные источники:

  1. Соколова, С.В. Основы экономики: учеб. пособие для НПО/С.В. Соколова.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128 с.

  2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб.пособие. – 6 -е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 176 с.

  3. Котлер Филип, Армстронг Гари. Основы маркетинга, 9-е издание. : Пер. с англ. - М. : Издательский дом "Вильямс", 2008.- 1200 с. : ил. - Парал тит. англ.

Дополнительные источники:

    1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 156 с.

    2. Экономика организаций (предприятий): учеб./ под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 200с.

    3. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.

    4. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 150 с.

    5. Занимательная экономика [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (128 Мб) – М.:Новый Диск, 2009. – 1 электрон. опт. (CD-ROM) : зв., цв. + рук. пользователя (1 л.). + открытка (1 л.) – (Интерактивный мир). – Систем. требования: Pentium, Athlon 256 МГц; Windows Me/NT4.0/2000/XP; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Загл. с экрана.

    6. Школа руководителя. Налогообложение, бухгалтерский учет и трудовое законодательство [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (128 Мб) – М.: ИД «Равновесие»,2007. – 1 электрон. опт. (CD-ROM) : зв., цв. + рук. пользователя (1 л.). + открытка (1 л.) – (Интерактивный мир). – Систем. требования: Pentium II; Windows 98/2000/XP; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Загл. с экрана.

Интернет-ресурсы:

  1. Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economicus.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  1. 50 лекций по микроэкономике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://50.economicus.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  2. Основы экономики: вводный курс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://be.economicus.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  3. «Telead.ru» - архив рекламных ТВ-роликов// URL: www.telead.ru/