СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для ср по обж

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические указания по обж для специальности хтнв

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для ср по обж»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РОССОШАНСКИЙ ХИМИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









Методические указания к выполнению самостоятельной работы

по дисциплине


БД. 11 «Основы безопасности жизнедеятельности»


для обучающихся по специальности

18.02.03 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
























Россошь

2018










Самостоятельная работа обучающихся (СРО) – обязательный вид подготовки студента и важнейшая составляющая подготовки специалистов среднего звена.

Самостоятельная работа обучающихся это

– способ деятельности во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда обучающиеся самостоятельно изучают материал, определенный содержанием рабочей программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

– вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в техникуме, например, провести расчеты по какому-либо модулю дисциплины, написать контрольную или курсовую работу и т.п.

Условием успешной профессиональной деятельности специалиста и его карьерного роста является его профессиональная мобильность, умение самостоятельно работать над собой, приобретать новые знания и умения, осваивать новые компетенции и повышать квалификацию.

Цель самостоятельной работы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» – организовать систематическое изучение студентами определенных разделов и тем дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний, навыков и профессиональных компетенций, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в освоении новых знаний.

Основной принцип организации самостоятельной работы обучающихся – комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке. Задача преподавателя – убедить обучающихся в необходимости самостоятельной работы при изучении дисциплины «Астрономия» и обеспечить его самостоятельную работу необходимыми методическими материалами. Трудоемкость СРО в соответствии с требованиями ФГОС и учебного плана составляет 33,33 % объема учебного времени по дисциплине. Содержание самостоятельной работы обучающихся изложено в рабочей программе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и направлено на расширение и углубление теоретических знаний и практических умений по данному курсу, на обеспечение междисциплинарных связей.

Самостоятельная работа обучающихся в целом включает в себя:

проработка материалов по конспекту лекций

выполнение рефератов по заданным темам

Содержание и трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание и трудоемкость самостоятельной работы

п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид СРО

Трудоемкость,

час

1

Основы комплексной безопасности.

Проработка материалов по конспекту лекций

4

Выполнение рефератов

1

2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выполнение рефератов

2

3

Основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Проработка материалов по конспекту лекций

12

Выполнение рефератов

2

4

Основы здорового образа жизни.

Выполнение рефератов

6

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Выполнение рефератов

2

6

Основы обороны государства.

Проработка материалов по конспекту лекций

4

Выполнение рефератов

2


Первый вид самостоятельной работы «Проработка материалов по конспекту лекций».

Тематика и трудоемкость лекционных занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Тематика и трудоемкость лекционных занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»»

п/п

Наименование раздела дисциплины

Тематика лекционных занятий

Трудоемкость,

час

1

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Автономное пребывание человека в природной среде.

- Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде.

- Обеспечение личной безопасности на дорогах.

- Обеспечение личной безопасности в криминальных ситуациях.


3

Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия. – Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.
- Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях Ч. С. техногенного характера.

4

Военная угроза национальной безопасности России и национальная оборона. – Характер современных войн и вооружённых конфликтов.

- Правила поведения в ситуациях криминального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

4

2

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.


5




Раздел. III Основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.

- Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

- Экстремизм и экстремистская деятельность.

- Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

8

Положение Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремальной деятельности»

- Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

- Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

- Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

4



Уголовная ответственность за террористическую деятельность.

-Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.


3

- Правила безопасности поведения при угрозе террористического акта.

- Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

– Правила личной безопасности при пожаре.

– Обеспечение личной безопасности на водоёмах.

– Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

5

Национальный антитеррористический комитет ( НАК), его предназначение, структура и задачи.

– Контртеррористическая операция и условия её проведения.

– Правовой режим контртеррористической операции.

– Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. – Применение Вооружённых Сил Р. Ф. в борьбе с терроризмом.

– Участие Вооружённых Сил Р. Ф. в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

3


Раздел 6.Основы обороны государства.

- Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

- Основные виды оружия и их поражающие факторы.

- Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

- Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

- Средства индивидуальной защиты.

- Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

- Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

3



- Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

- Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

- Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.

- Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

- Воздушно - Космические войска, их состав и предназначение.

- Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

- Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

- Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

2

- Строи и управление им.

- Строевые приемы и движение без оружия.

- Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

- Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

- Строи отделения, развёрнутый строй, походный строй.

- Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.

4

Второй вид самостоятельной работы- выполнение рефератов по заданным темам

Примерная тематика рефератов:

-Природные Ч.С. на территории Р.Ф. В 2010-2013г.

-Возможные Ч.С техногенного характера на территории Воронежской области

-Военная доктрина Р.Ф. до 2020г

Примерная тематика рефератов:

-Система ликвидации РСЧС.

-Обеспечение безопасности населения в ЧС.

Примерная тематика рефератов:

-Экстремизм и экстремистская деятельность на территории РФ. Причины и последствия.

-Структура и задача системы РСЧС для обеспечения безопасности граждан России.

- Личная безопасность на водоёмах.

- Возможные последствия в различных бытовых ситуациях при нарушении личной безопасности.

Примерная тематика рефератов:

-Экстремизм и экстремистская деятельность на территории РФ. Причины и последствия.

- Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

-Возможные Ч.С техногенного характера на территории Воронежской области .

Примерная тематика рефератов

- Иммунитет, общие понятия об иммунной системе.

- Комплекс мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний.

- Виды физических нагрузок, которые эффективно восстанавливают учебную деятельность

Примерная тематика рефератов

- Основные правила оказания доврачебной помощи пострадавшим

- Первая помощь при инсультах, инфарктах и других болезней сердца.

Примерная тематика рефератов:

-Рода войск ВС РФ.

- История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

- Гражданская оборона

Методические рекомендации по выполнению реферата


Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;

  2. содержание;

  3. введение;

  4. основная часть;

  5. заключение;

  6. список использованных источников;

  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

8-12

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 8 до 12. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

  • междустрочный интервал - одинарный

  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

  • отформатировано по ширине листа

  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

  • нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.




































Приложение 1

Образец титульного листа





Р Е Ф Е Р А Т


Тема:










Выполнил (а)

Ф. И. О. студента,

группа



Руководитель:

Ф.И.О. преподавателя


11