СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации знакомят с примерной структурой курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению
ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы
по дисциплине «Экономика организации и менеджмент» | |
специальности | 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» |
|
|
|
|
|
Преподаватель
О.Ю.Игнатенко
р.п. Красные Баки
2019 год
СОДЕРЖАНИЕстр.
Пояснительная записка……………………………………………………...……3
1.Этапы написания курсовой работы……………………………………………4
2.Структура курсовой работы ……………………………………………...……43.Оформление курсовой работы ……………………………………..………….5
4.Методические указания по выполнению курсовой работ……………….….15 5.Список рекомендуемой литературы………………………………………….376.Приложения…………………………………..………………………………...38
Приложение 1.Задание для курсовой работы по объемам производства…....38
Приложение 2.Нормы и нормативы по расходу дополнительных и
вспомогательных материалов…………………………………………….……..40
Приложение 3. Титульный лист………………………………………………...41
Приложение 4.Индивидуальное задание……………………………………....42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выполнение курсовой работы является одним из видов учебной работы обучающихся в ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж» (далее – Учреждение) по дисциплине «Экономика организации и менеджмент» профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на её изучение. Курсовая работа может быть основой для написания в будущем выпускной квалификационной работы.
Методические рекомендации знакомят с примерной структурой курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного материала, требованиями к оформлению текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.
Оформление работы выполняется в соответствии с Межгосударственными стандартами: ГОСТ 7.32-2001 "Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" с изменением №1, утвержденным в июне 2005г. (ИУС 12-2005), поправкой (ИУС 5-2002) и ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание".
Выполнение работы осуществляется на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297).
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения дисциплины.
Дисциплина «Экономика организации и менеджмент», задачей которой является обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности по использованию и восстановлению лесных ресурсов и управлению трудовым коллективом организации.
Цель выполнения курсовой работы – это систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний, их практическое применение. Развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности, коммуникабельности персонала организации. Умение использовать справочную, нормативную и правовую документацию, а также подготовка к итоговой государственной аттестации.
Основанием для выполнения курсовой работы является задание руководителя.
По объёму курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста или 20-25 страниц рукописного текста.
1.ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Процесс выполнения курсовой работы (проекта) включает следующие
этапы:
выбор и закрепление темы курсовой работы;
получение задания на курсовую работу;
подбор и изучение литературных источников, теоретических
положений, нормативно– технической документации, статистических материалов, справочной литературы по избранной теме;
сбор и анализ практического материала согласно индивидуальному заданию и плану выполнения курсовой работы;
подготовка разделов курсовой работы;
оформление курсовой работы в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями;
представление готовой курсовой работы руководителю;
подготовка доклада, презентации защиты, раздаточного материала к защите и защита курсовой работы.
По содержанию курсовая работа носить практический характер.
Курсовая работа по структуре состоит из:
индивидуального задания по курсовой работе (Приложение 4);
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель работы;
пояснительной записки, которой содержаться теоретические основы организации, технологии, механизации и агротехнические сроки выполнения проектируемых лесохозяйственных мероприятий; подбора и расстановки персонала, принципы формирования производственного коллектива.
расчётной части, которая представлена таблицами, графиками, схемами, диаграммами, дополнительными расчётами и пояснениями и обоснованиями.
заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы и способы расчёта цен на законченные лесные объекты.
списка используемой литературы, наиболее распространённый способ расположения материала в списке литературы – алфавитный.
приложений к курсовой работе.
3.ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общие требования к оформлению курсовой работы
Текст основной части работы: шрифт Times New Roman, 14пт.
(полуторный интервал). Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) – 12 пт. при необходимости может быть меньше, но не менее 10пт. Режим выравнивания: по ширине. Поля должны быть: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поле – 20 мм. Отступ красной строки – 1,5 см от левой границы текста. Перенос слов с одной строки на другую не допускается.
Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц - автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитываются как одна страница.
Заголовки глав, заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть напечатаны прописными буквами, выравнивание по центру без точки в конце шрифт 14 без подчеркивания. Например: «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Заголовки параграфов могут быть выровнены по левому полю или по центру.
Главы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3). Слово "Глава" не пишется. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах главы (1.1, 1.2, 1.3, и т.д.). После цифры ставится точка и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков (глав, разделов, параграфов) не ставится.
Допускается выделение заголовков глав, параграфов, разделов жирным шрифтом. Не допускается использование подчеркивания в заголовках. Не допускается также использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт). Переносы слов в заголовках не допускаются. От текста заголовки отделяются сверху и снизу пустой строкой (отбивка абзаца).
Каждая глава работы должна начинаться с новой страницы. Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4-5 предложений. Слишком большой абзац затрудняет восприятие материала.
При печати работы рекомендуется установить запрет "висячих строк", для предотвращения переноса на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. В случае, если после заголовка параграфа на странице остается три-четыре строки основного текста, то параграф необходимо начать с новой страницы.
3.2 Оформление иллюстративного материала
Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы, схемы и т.д.) включается в работу с целью наглядности аргументации и обоснования полученных решений. Таким образом, в основной части работы помещается только тот материал, который способствует лучшему обоснованию полученных выводов. Таблицы, отчетные формы и другой фактический материал, который представляет собой исходные данные, на основании которого производилось исследование, в основной текст работы не включаются, но могут быть вынесены в приложение. Графики и диаграммы, построенные на основе исходных фактических данных, рекомендуется включать непосредственно в основной текст работы.
Весь иллюстративный материал должен, по возможности, помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте (либо на ближайшей странице). Возможно вынесение иллюстративного материала в Приложение с соответствующей ссылкой (например, большие таблицы или рисунки). Пример ссылки: «… текст программы приведён в Приложении 1».
Оформление формул.
Формулы в тексте работы выделяются в отдельную строку, выравниваются по центру. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Формулы нумеруются порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы (проекта) арабскими цифрами в круглых скобках на уроне формулы в крайнем правом положении на строке, например (1). Ссылки в тексте на соответствующую формулу даются также в круглых скобках, например "...вычисление по формуле (4)...".
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, определенные соответствующими государственными стандартами, или установившиеся в соответствующей профессиональной среде. После формулы, на следующей строке, ставится слово "где" (без двоеточия после него) и даются пояснения символов, использованных в формуле, в той последовательности, в которой они встречаются в формуле. Пояснения каждого символа даются с новой строки.
Образец
С = (K5 + K4 + K3 +K2)/ N (1.4)
где
С – средний балл;
К5 – количество оценок «5»;
К4 – количество оценок «4»; К3 – количество оценок 3»;
К2 – количество оценок «2»;
N - общее количество оценок.
Математические знаки "+", "-", "", "
Оформление таблиц .
Таблицы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.1059.
Все таблицы должны имеет по тексту отдельную сквозную нумерацию выполненную арабскими цифрами. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например, "см. табл. .1").
Название таблицы должно быть выровнено по левому краю (14 шрифт, жирный). Точка в конце названия таблицы не ставится. Обязательно делается надпись «Таблица», указывается порядковый номер через тире, далее название таблицы. После названия помещается сама таблица.
| | | | | Образец |
Таблица 3 - Характеристика конкурентов по 5-бальной шкале | |||||
| | | | | |
Сравнитель | | | В | | Оснащение |
Информация | Сведения об | | сайта и | ||
ные | поисковике | Партнеры | |||
о компании | услугах | удобность | |||
показатели | Яндекс | | |||
| | | пользования | ||
| | | | | |
ТехноСила | 3 | | 5 | На сайте не | 5 |
| указаны | ||||
| | Предоставлены в | | | |
| 4 | 3 | На сайте не | 5 | |
Киберри | одинаковом | ||||
указаны | |||||
| | количестве | | | |
Ситилинк | 2 | 2 | 10 | 4 | |
| |||||
| партнеров | ||||
| | | | |
Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, либо со строчной, если подзаголовок строки или столбца составляет одно предложение с соответствующим заголовком. В заголовке строки или столбца необходимо указать единицу измерения величины, если все величины в данной строке (столбце) измеряются в одинаковых единицах (например: "Объем, м3").
В графах таблицы не допускается оставлять пустые ячейки. Если соответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире) или пишется слово "нет". Цифры в столбцах следует проставлять таким образом, чтобы разряды чисел по всему столбцу были расположены один под другим (выровнены направо).
При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу.
этом случае допустимы два варианта оформления:
заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется
только соответствующий номер столбца (строки). Над продолжением таблицы сверху печатаются слова "Продолжение таблицы 1.1". Название таблицы на новой странице не повторяется.
использование стандартных функций текстового редактора
(например, MS Word), который позволяет при переносе таблиц на
следующую страницу автоматически повторять названия заголовков столбцов (строк) таблицы. В этом случае слова "Продолжение таблицы..." можно не печатать.
Оформление рисунков.
К рисункам относятся рисунки, схемы, диаграммы, графики и т.д.
Размещение рисунков аналогично другому иллюстративному материалу. Рисунки следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы (рис.3), либо с поворотом работы по часовой стрелке (рис. 3). Такое же правило применяется к большим таблицам, требующим поворота.
Все рисунки должны имеет по тексту отдельную сквозную нумерацию выполненную арабскими цифрами ("Рисунок 2" или "Рис. 2"). После номера рисунка к каждому рисунку ставится надпись (название рисунка). Номер рисунка и надпись помещаются внизу рисунка, по центру относительно рисунка. При необходимости рисунок может содержать также поясняющие надписи.
Образец
Сравнение различных товарных сегментов по данным DataInsight представлено на рисунке 3:
Рисунок 3 - Сравнение различных товарных сегментов
3.3 Оформление других частей работы
Оформление содержания
В содержании указываются все основные части работы: введение, главы и параграфы, заключение, приложение и т.д., и проставляются номера страниц. Наименования, включенные в содержание, записываются строчными буквами, начиная с первой прописной буквы. Наименования частей, приведенные в содержании, должны соответствовать наименованиям этих частей в тексте работы.
Заголовок (слово "СОДЕРЖАНИЕ") центрируется относительно текста. При проставлении страниц, соответствующих частям работы, должна быть использована табуляция с заполнением.
При необходимости, текст содержания можно оформить через один интервал, для того чтобы все содержание поместилось на одной странице.
Оформление приложений
В приложение помещаются материалы, дополняющие текст документа. Например, использованные для расчетов данные; промежуточные таблицы и диаграммы, которые повлияли на построение окончательных таблиц и диаграмм; промежуточные расчеты, показывающие динамику развития доказательств; описания алгоритмов; таблицы и рисунки нестандартного формата (большего, чем А4) и т.д.
Приложения помещаются после списка использованных литературных источников и последовательно нумеруются арабскими цифрами (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), либо заглавными буквами русского алфавита (Приложение А, Приложение Б и т.д.), либо буквами латинского алфавита (Приложение С, Приложение D). Не допускается обозначать приложения одновременно буквами разных алфавитов (Приложение Б, Приложение D), либо буквами и цифрами (Приложение 2, Приложение С). В тексте работы на все приложения должны быть приведены ссылки. Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте.
Каждое приложение начинается с новой страницы. В верхнем правом углу страницы указывается слово "Приложение" и ставится его порядковый номер (например, "Приложение В"). Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится на следующей строке после слова "Приложение", и этот заголовок выравнивается по центру.
Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков.
Если одно приложение содержит несколько рисунков, таблиц, формул, они должны быть пронумерованы в пределах этого приложения, например, "Рис. А.3", "Таблица Б.2" и т.п. Остальные правила оформления иллюстративного материала в приложении такие же, как и для иллюстративного материала основного текста.
Приведенные в приложениях и использованные в работе копии реальных документов (балансов, пояснительных записок, отчетов о деятельности конкретного предприятия и др.) должны быть правильно оформлены и достоверны. Допускается вместо личных подписей должностных лиц указывать только их фамилию и инициалы. Если документы имеют большой формат, они должны быть сложены по формату А4. При этом одна страница такой нестандартной величины нумеруется как одна страница работы (без учета ее сложения).
Оформление списка использованных литературных источников
Использованные в процессе работы литературные источники указываются в конце работы перед Приложением.
Порядок указания источников следующий:
законодательные акты;
указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
нормативные акты;
учебники, монографии, диссертации и т.п.;
статьи из периодических изданий;
справочники.
Внутри каждого подраздела списка литературные источники располагаются в алфавитном порядке (авторов или названий).
Все источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы).
Ссылка на источник в тексте работы приводится в квадратных скобках с указанием номера из списка литературы, например: "... в учебнике [12] дается понятие...". При цитировании источника необходимо в ссылке указывать соответствующую страницу издания, которая цитируется в работе: "...в учебнике [12, с. 102] дается определение ...".
Недопустимо заимствование текста из литературных источников без ссылки на автора цитаты.
Для разграничения элементов описания литературного источника используются следующие разделительные знаки:
. – ( точка и тире) – ставится перед каждой областью описания, кроме первой (автор и заглавие);
: (двоеточие) – ставится перед наименованием издательства; / (косая черта) – предшествует сведениям об ответственности (авторы,
составители, редакторы, переводчики); // (две косых черты) – ставится перед
сведениями о документе, из которого взята приведенная в списке работа
(статья, глава, раздел).
При описании литературного источника следует руководствоваться также использованием трех видов библиографического описания: под именем индивидуального автора, под наименованием коллективного автора, под заглавием.
Описание "под именем индивидуального автора" применяется при описании книг, докладов, статей, диссертаций и т.п., написанных не более чем тремя авторами. В этом случае вначале приводится фамилия автора (фамилии авторов), затем название книги (статьи), затем остальные данные источника (назначение, издательство, объем).
Описание "под наименованием коллективного автора" означает, что в начале описания ставится наименование организации (учреждения) – автора
документа, приводится дата и номер документа, а затем название самого документа. Обычно дается на постановления Правительств, материалы съездов, конференций и т.п.
Описание "под заглавием" применяется для книг, имеющих более трех авторов, сборники произведений различных авторов, книги, в которых автор не указан, нормативные документы, справочники и т.д. В этом случае вначале указывается название книги (документа), затем сведения об авторах (составителях, редакторах и т.д.), затем остальные элементы описания источника.
| | | | Образец | |
Описание книг с одним автором: | | | | ||
1.Калинини К.К. Лесоводство: курс | лекций /К.К.Калинин.-2-е изд., | ||||
стереотип. – | Йошкар-Ола: | Марийский | государственный | технический | |
университет,2011.-248. | | | | | |
2.Никонов М.В. Лесоводство: учебное пособие / М.В. Никонов. - | |||||
СПб.: Издательство «Лань»,2010.-224с.ил.- (Учебники | для | вузов. | |||
Специальная | литература). | | | | |
3.Карпов Б.Н.Основы строительства, ремонта и содержания | |||||
автомобильных дорог: учебник для студ. учреждений сред. | проф. | ||||
образования/Б.Н.Карпов.-2-е | изд., испр. | - М.: Издательский | центр | ||
«Академия»,2011.-208 с. | | | | |
4.Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /А.Г.Пузанков.-7-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия»,2012.-560 с.
5.Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство и хозяйство: учебник для студ. сред. проф. образования /В.С. Теодоронский. - М.: Издательский центр «Академия»,2010.-288 с.
6.Давлетов З.Х. Товароведение и технология обработки мясо - дичной, дикорастущей пищевой продукции и лекарственно-технического сырья:
учебное | пособие.-СПб.: | Издательство | «Лань»,2015.-400с.:ил. |
(+вклейка,24с.).- (Учебники | для вузов. | Специальная литература). |
Описание книг с двумя авторами и более:
1.Маркова И.А. Лесные культуры: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / И.А. Маркова, Ю.И. Данилов.- М.: Издательский центр «Академия»,2011.- 400 с.
2.Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /В.И.Карагодин,Н.Н.Митрохин.-9-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2013.-496 с.
3.Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузи-нов, В.А.Кузьменко.-9-е изд. перераб..-М.:КНОРУС,2015.-408 с. – ( Среднее профессиональное образование).
4.Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест с основами градостроительства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.С. Теодоронский, В.И. Горбато-ва, В.И. Горбатов.- М.: Издательский центр «Академия»,2011.-128 с.
5.Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания автомобилей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Веревкин [и др.]; под ред. Н. А. Давыдова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2013.-400 с.
Описание книг под заглавием (авторы на титульном листе не указаны):
1.Основы лесного хозяйства и таксация леса: учебное пособие.-2-е изд., стер. - СПб.: «Лань»,2010.-384 с.: ил. (+вклейка,8 с.).- (Учебники для вузов. Специальная литература).
2.Основы маркетинга: учебник для СПО / под общ. ред. С.В. Карповой.- М.: Издательство Юрайт,2015.- 408 с.- Серия: Профессиональное образование.
3.Философский словарь/авт.-сост. С.Я. Подопригора. - Ростов н/Д:Феникс,2010.-562 с.,[2]с.-(Словари)
Описание отдельного тома из многотомного издания:
1.Морозов Г.Ф. Избранные труды в 3-х т.Т.1.Учение о лесе/ Г.Ф.Морозов.- М.: Почвенный институт им. В.В.Докучаева,1994.-460 с.
2.Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2ч.Ч.1/В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр
«Академия»,2011.-304 с.,[16]с. цв. ил.: ил.
Библиографическое описание статей из периодических изданий:
1.Белов А.Н. Соотношение радиального прироста деревьев разных категорий состояния в очагах листогрызущих насекомых / А.Н. Белов
//Лесное хозяйство.-2015.-№1.-с.37-39.
2.Петров А.П. Лесхоз в системе государственного и хозяйственного управления лесами: из прошлого – в будущее (к реализации Федерального закона от 12 марта 2014г. №27-ФЗ)/ А.П. Петров //Лесное хозяйство.-2015.-
№3.- с.10-17.
3.Петров А.П. Наследство централизованно планируемой и переходной экономики/А.П. Петров //лесная газета.-2016.-16 января(№3).
Библиографическое описание законодательных материалов:
1.Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации [Текст]. - М.: Издательство «Омега-Л»,2013.-63 с.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 1 марта 2013г./Российская Федерация. Законы. - М.: Издательство «Омега-Л»,2013.-198с.- (Кодексы Российской Федерации).
3.Лесной кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на1 марта 2013г.-М.:Проспект, КноРус,2013.-64 с.
Библиографическое описание стандартов:
1.ГОСТ 9463-88.Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия [Текст]. Переиздание с изменением №1,утвержденным в марте
1990г. (ИУС 7-90)-Введ.1991-01-01.-М.:ИПК Издательство стандартов,1998.-16 с.
2.Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения [Текст]: ГОСТ 2140-81.-Введ.1982-01.01.-М.:ИПК Издательство стандартов,2000.-118с.: ил. прил.2(черт.1-71).
Библиографическое описание сетевых ресурсов:
Схема описания:
заголовок(ФИОавтора);
основное заглавие;
: сведения, относящиеся к заглавию; // сведения о документе, составной частью которого является описываемый ресурс; дата публикации в сети (если ее можно установить); ; (дата обращения к документу).
1. Краснобаковский район [Электронный ресурс] // Материал из Википедии — свободной энциклопедии : [web-сайт]. 14.01.2016. 12.02.2016
4.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Содержание
Индивидуальное задание
Введение
1. Пояснительная записка
2. Расчётная часть:
1.Объём работ по лесному хозяйству (таблица 1)
2.Организационная структура производства (схема 1)
3.Штатное расписание аппарата управления (таблица 2)
4.Смета затрат на содержание аппарата управления (таблица 3)
5.Баланс рабочего времени (таблица 4)
6.Нормативно-технологические карты (таблица 5)
7.Расчёт комплексных норм выработки, расценки, численности и
профессионального состав МКБ (таблица 6).
8.Расчёт фонда оплаты труда рабочих на лесоводственных и
лесовосстановительных работах (таблица 7).
9.Расчёт потребностей и стоимости дополнительных и вспомогательных
материалов (таблица 8).
10.Расчёт стоимости услуг вспомогательного производства (таблица 9)
11.Калькуляция себестоимости лесохозяйственных объектов (таблица
10).
12.Расчёт нормативов оплаты, цены на законченные лесохозяйственные
объекты (таблица 11).
13.Расчёт поступлений внебюджетных средств (таблица 12).
14.Финансовый план организации (таблица 13).
15.Расчёт календарных сроков выполнения работ (таблица 14).
16.Технико-экономические показатели использования механизмов
(таблица 15).
17.Производственно-финансовый план (таблица 16).
3.Заключение
4. Список используемой литературы
Во введении - раскрывается актуальность и значение темы, формируются цели и задачи работы (1-2 с.).
Индивидуальное задание на курсовую работу по объемам производства (приложение I) выдаётся по вариантам в соответствии с порядковым номером по списку или варианту, установленному по первой букве фамилии и имени (приложение 5). Руководитель устанавливает каждому студенту основные контрольные цифры (виды проектируемых мероприятий, объёмы работ, уровень механизации). Могут быть установлены и другие особые условия по выполнению курсовой работы.
Методические указания по выполнению расчётной части
1.Объём производства по лесохозяйственной деятельности
В лесном хозяйстве значительные объёмы работ выполняются механизированным способом. Высокий уровень механизации планируется на лесохозяйственных работах, рубках ухода за лесом, на подготовке почвы под лесные культуры. Посадка леса и уход за лесными культурами в среднем по России механизированы на 70-75 %. На заготовке семян уровень механизации очень низкий и часто выполняется ручным способом. Отвод лесосек под рубки спелых и перестойных насаждений и под рубки ухода выполняется ручным способом.
Объёмы работ проектируются в натуральных показателях.
Таблица 1 - Объем работ по лесохозяйственной деятельности
№п/п | Наименование мероприятий | Ед. изм. | Объем работ на год | |
Всего | В т.ч. механизированный способ | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Лесоводственные работы | | | |
2.Организационная структура управления
Изложить основные принципы управления. Дать характеристику трудовому и производственному коллективу.
Подобрать наиболее приемлемый тип структуры организации работ на предприятии, (штабную, линейную, дивизионную, функциональную и т. д.).
Обосновать её эффективность, указать достоинства и недостатки выбранной структуры. Укажите методы проектирования организационных структур. Составьте схему 1 выбранного типа организационной структуры.
3.Штатное расписание аппарата управления
Составляется с целью определения годового тарифного фонда заработной платы для работников аппарата управления предприятием, который включает сумму, используемую на оплату отпусков.
В штатном расписании приводится перечень должностей, тарифный оклад и количество работников по каждой должности. По установленной квалификации или трудовому договору определяется месячная тарифная ставка. Произведение месячной тарифной ставки на количество работников образует месячный фонд заработной платы для всех работников данной должности. Месячный фонд, увеличенный в 12 раз, составляет годовой фонд заработной платы. Суммируя годовой фонд заработной платы всех работников, определяется годовая сумма заработной платы, в которой не учтены стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, доплаты, надбавки и др.) Затем работники по штатному расписанию распределяются по категориям (руководители, специалисты, служащие, МОП и др.) и определяется средняя месячная заработная плата для каждой категории.
Таблица 2 - Штатное расписание аппарата управления
Наименование должностей | Количество единиц | Месячная тарифная ставка руб. | Месячная зарплата на все единицы | Годовой фонд оплаты руб. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого | | | | |
4.Смета затрат на содержание аппарата управления
Расходы на содержание аппарата управления планируются по статьям, перечисленным в таблице 2. Чтобы определить расходы на оплату труда для работников аппарата управления следует увеличить годовую сумму заработной платы по штатному расписанию на сумму стимулирующих и компенсационных выплат (премий, доплат, надбавок и других платежей), которые планируются на уровне фактических расходов за предшествующий период с учётом изменения экономических условий. В курсовой работе принимается процент премии условно. Начисления на заработную плату, социальные платежи определяются в соответствии с действующим законодательством от статьи оплата труда. Административно-хозяйственные расходы планируются в размере сложившихся затрат на предприятии за прошлый год или условно по рекомендации преподавателя. Так как при выполнении курсовой работы планируется не полный перечень работ, то можно ограничиться перечисленными видами расходов на содержание организации (предприятия).
Таблица 3 - Смета затрат на содержание лесохозяйственного
аппарата
№ п/п | Наименование статей расхода | Сумма на год руб. |
1. 2. 3. 4. 5. | Тарифный фонд оплаты труда по штатному расписанию Стимулирующие выплаты (премии, вознаграждения за выслугу лет и др.) Компенсационные выплаты (доплаты, надбавки) Итого: общий фонд оплаты труда Страховые платежи во внебюджетные фонды Административно-хозяйственные расходы | |
Всего | |
Составляется с целью определения полезного фонда рабочего времени на одного рабочего в течение года и процента дополнительной заработной платы, которые потребуются при составлении нормативно-технологических карт, для определения численности рабочих и фонда дополнительной заработной платы. Количество рабочих дней устанавливается по рабочему календарю на планируемый период. Число эффективных рабочих дней (полезный фонд рабочего времени) на одного рабочего определяется вычитанием из числа календарных дней в году количества планируемых невыходов на работу в течение года. Например: выходные и праздничные дни и дополнительные отпуска и т.д. Процент дополнительной заработной платы определяется по формуле:
Д = Кнев./Кгод × 100%
Д - дополнительный фонд оплаты труда в процентах к основному фонду оплаты труда.
Кнев. – невыходы на работу, которые оплачиваются из дополнительного фонда заработной платы.
Кгод. – годовой полезный фонд рабочего времени на одного рабочего.
Таблица 4 - Баланс рабочего времени
Показатели | Отчёт | План |
Календарное количество дней | 365 | |
Количество нерабочих дней, простоев и неявок на работу, всего | 155 | |
В том числе: | | |
Выходные и праздничные дни | 114 | |
Очередные и дополнительные отпуска | 26 | |
Выполнение государственных обязанностей и прочие неявки разрешённые законом | 0,5 | |
Отпуска по беременности и родам | 2 | |
Неявка по болезни | 8 | |
Неявка по разрешению администрации | 1,5 | |
Прогулы | 1 | |
Цело сменный простой | 2 | |
Число эффективных рабочих дней в году на одного рабочего | 210 | |
Средняя продолжительность рабочего дня | 7час50мин | |
Полезный фонд рабочего времени в часах | 1654 | |
Дополнительный фонд оплаты труда | | |
6.Нормативно - технологические карты
Исходя из перечня лесохозяйственных работ, приведённых в индивидуальном задании для каждого студента, рассчитывается технологическая себестоимость единицы законченного готового объекта.
Для чего составляют НТК на эти виды работ.
НТК составляются с целью определения технологической себестоимости по каждому конкретному мероприятию плана. Технологическая себестоимость потребуется для расчёта нормативов оплаты цен по каждому запланированному мероприятию.
Определение расходов на производство работ производится в соответствии с «Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость …», Расчёт нормативной технологической себестоимости осуществляется по следующим статьям калькуляции.
Суммарные затраты, определяемые по НТК, образуют технологическую себестоимость (прямые затраты). Себестоимость включает в себя стоимость потребляемых предметов труда (сырья, материалов и т.п.), затраты на содержание и эксплуатацию машин, и механизмов (амортизационные отчисления машин, механизмов, орудий), основные и дополнительные страховые платежи (социальное страхование, медицинское страхование, пенсионный фонд, фонд занятости).
Нормативно-технологическая себестоимость исчисляется по каждому виду лесохозяйственных работ, для которых предварительно обозначены природно-экономические условия производства, определены количественные и качественные характеристики, установлены объёмы, сроки и технология выполнения работ, применяемые машины и орудия, виды и количество расходуемого материала и т.д.
Путём суммирования расходов по всем перечисленным статьям определяется технологическая себестоимость планируемого мероприятия или сумма прямых затрат. Нормативно-технологическая карта составляется применительно к природно-экономическим условиям конкретного предприятия (согласно полученного задания).
Графа № 1. Наименование работ (мероприятий).
В нормативно-технологической карте, исходя из условий работы и агротехнических требований, указывается конкретная технология работ по созданию законченного лесохозяйственного объекта.
Графа № 2. Единицы измерения.
Графа № 3. Объём работ на принятую единицу измерения готового объекта.
Указываются объёмы работ на принятую единицу измерения планируемого лесохозяйственного объекта (например: число посадочных мест на 1 га или количество столбов на 1га отвода лесосек и т.д.)
Графа № 4, 5. Состав агрегата.
Перечисляются виды агрегатов (машин, орудий, тракторов и др.), используемых при выполнении данного вида работы.
Графа № 6, 7.Указываются нормы выработки на одну машино-смену, на один человеко-день, которые устанавливаются по действующим типовым и межотраслевым нормативным справочникам.
Указывается наименование нормативного документа: раздел, параграф, таблица, номер пункта.
Графа № 8 . Потребное количество агрегато-смен определяется делением объёма работ (гр. 3) на норму выработки на агрегато-смену (гр. 6).
Графа № 9.Потребное количество чел.-дней определяется аналогично, делением объёма работ (гр. 3) на норму выработки, на человеко-день (гр. 7).
Графа № 10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования устанавливаются по фактически сложившимся расходам на предприятии на период выполнения курсовой работы.
Учитываются:
- амортизация машин, орудий, транспортных средств, используемых непосредственно в производстве данного законченного готового объекта;
- стоимость горючего, смазочных и других материалов;
- основная, дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих (гаража, ремонтно-механических мастерских и др.);
- стоимость запасных частей и других материалов, расходуемых на текущий ремонт;
- стоимость потребления дополнительных и вспомогательных инструментов, инвентаря;
- прочие расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием и охраной машин, орудий, используемых в производстве данного законченного лесохозяйственного объекта.
При составлении калькуляции затраты по этой статье исчисляются обычно по нормативам, установленным на единицу работ, на агрегато-смену, на 1 га и т.д. Эти данные могут быть получены на предприятии, где студент проходил профессиональную практику по специальности или где он работает.
Графа № 11. Определяется как произведение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования на одну агрегато-смену (гр. 10) на потребное количество агрегато-смен (гр. 8).
Графа № 12.Указывается тарифный разряд оплаты в соответствии с действующей Единой тарифной сеткой по оплате труда. При выполнении курсовой работы используются тарифные разряды, присвоенные аттестационной комиссией предприятия.
Графа № 13 . Дневная тарифная ставка устанавливается в соответствии с присвоенным тарифным разрядом (гр. 12).Тарифная дневная ставка определяется по отраслевой или локальной тарифной сетке оплаты труда. Если работу выполняет несколько человек, имеющих различную квалификацию, то для расчёта тарифного фонда заработной платы используется средняя дневная тарифная ставка.
Графа № 14.Тарифный фонд заработной платы определяется умножением дневной тарифной ставки на потребное количество чел.-дней (гр. 9×13 гр.)
Графа № 15 . Стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии) начисляются к тарифному фонду заработной платы, устанавливаются на уровне сложившихся выплат на предприятии за предшествующий год или -принимаются условно в пределах 50-70 % от тарифного фонда заработной платы (гр. 14)
Премия начисляется в соответствии с установленным положением о премировании, принятом на данном предприятии. При выполнении курсовой работы процент премии устанавливается по указанию преподавателя или принимается условно. Компенсационные выплаты устанавливаются в % к тарифным ставкам. К ним относятся: доплаты за совмещение профессии; за расширение зоны обслуживания; за работы с тяжёлыми и вредными условиями труда; за обучение учеников; за работу в выходные и праздничные дни и сверхурочное время; надбавки за классность, по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах и прочие выплаты за счёт фонда заработной платы.
Графа № 16 . Общая сумма основной заработной платы состоит из тарифной оплаты труда стимулирующих и компенсационных выплат (гр. 15 + гр. 14)
Графа № 17. Процент дополнительной заработной платы рассчитан при составлении баланса рабочего времени. Дополнительная заработная плата устанавливается от суммы основной заработной платы (гр. 16) Дополнительная оплата труда – это:
- выплаты за непроработанное время, но которое оплачивается в соответствии с трудовым законодательством;
- оплата очередных и дополнительных отпусков;
- оплата льготных часов подросткам;
- оплата перерывов в работе кормящих матерей;
- выплата вознаграждений за выслугу лет;
- выплата выходных пособий.
Графа № 18 . Общий фонд оплаты труда (гр. 18) состоит из основного фонда и дополнительного фонда (гр. 17 + гр. 16)
Графа № 19. Страховые платежи составляют 26 % (фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, на социальное страхование, оплату листов нетрудоспособности, в пенсионный фонд). Всего перечислений 26 % от общего фонда оплаты труда (гр. 18).
Графа № 20. В этой графе перечисляются наименования материалов, используемых при выполнении работ по данному объекту.
Графа № 21. В этой графе указывается учётная единица измерения по каждому наименованию материалов.
Графа № 22 . Норма расхода материалов по каждому виду, который устанавливается путём использования действующих нормативов расходования материальных ресурсов.
Графа № 23
Действующие цены по каждому виду материалов, по данным планово-экономического отдела предприятия, на период выполнения курсовой работы. Расходы на материалы собственного производства планируются исходя из себестоимости. Стоимость потребляемых в процессе создания готовых лесохозяйственных объектов, посадочного материала, удобрений, химикатов и т.д. Затраты по данной статье определяются методом прямого калькулирования. В натуральном выражении расход материалов определяется по нормативам, с учётом планируемого годового объёма работ. В денежном выражении затраты на основные материалы исчисляются исходя из действующих цен с добавлением транспортных расходов, расходов на погрузку, выгрузку и хранение.
Графа № 24. Общая стоимость используемых материалов определяется путём умножения цены за единицу на норму расхода материалов, установленную на принятую единицу измерения законченного лесохозяйственного объекта.
Графа № 25. Технологическая себестоимость определяется путём суммирования затрат по статьям калькуляции: общий фонд оплаты труда, страховые платежи, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, расходы на материалы (гр. 11+18+19+24).
Таблица 5 - Нормативно-технологическая карта
Наименование мероприятий_____________________________________________________________________
Наименование работ | Ед. изм | Объем работ на принятую ед. изм. | Состав агрегата | Нормы выработки | Потребное количество | Расходы на содержание и эксплуатацию оборудов. | Тарифный разряд | Дневная тарифная ставка | Тарифный фонд оплаты труда, руб. | |||||
| | На одну агрег. смену | На 1 чел.- день | Агрегато смен | Чел.- дней | На одну агрег смену | Всего, руб. | |||||||
Трактор | Машины | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Продолжение таблицы 5
Доплаты, премии, надбавки, руб. | Итого основной фонд оплаты труда, руб. | Дополнительный фонд оплаты труда, руб. | Общий фонд оплаты труда, руб. | Социальные сборы, руб. | Расходы на основные материалы | Технологическая себестоимость,руб. | ||||
Наименование материалов | Ед. изм. | Норма расхода на ед. | Цена за единицу, руб., коп. | Сумма, руб. | ||||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
7. Расчёт комплексных норм выработки, расценки,
численности и профессионального состава МКБ
В соответствии с выбранной технологией проведения работ на проходной рубке определяют численный состав малой комплексной бригады.
Норму выработки бригады на 1 чел.-день берут из «Межотраслевых, типовых норм выработки, норм времени на рубках ухода за лесом в равнинных условиях». Ведущим механизмом в бригаде является трелёвочный трактор, численный и профессиональный состав комплексной бригады должен обеспечить полную загрузку механизма.
Комплексная Нвыр определяется путём деления продолжительности смены (Тсм) на комплексную норму времени (Нвр):
Нвыр.ком. = Тсм (час) / Н вр.ком. (чел.- час)
Численный состав комплексной бригады рассчитывается путём деления сменной производительности механизма, трелёвочного трактора на комплексную норму выработки на 1 чел.-день:
ч = Псм / Нвыр.ком
Для расчёта количества бригад используем формулу:
К = Vпрх / Псм.×Др, где
Vпрх – объём проходной рубки (из задания).
Псм. – сменная производительность трелёвочного трактора.
Др – эффективное число рабочих дней в году на 1 рабочего по балансу рабочего времени.
Операционные расценки определяются на каждую операцию по формуле:
Р = Тчас Нвр, где
Тчас – часовая тарифная ставка соответствующего разряда.
Нвр – норма времени на единицу работы.
Комплексная расценка определяется путём суммирования операционных расценок.
Таблица 6 - Расчёт комплексных норм выработки, расценки, численности и профессионального состава малой комплексной бригады
Операции по технологии | Норма выработки на бригаду | Норма выработки на один человеко-день | Норма времени человеко-час | Расценка руб., коп | Состав бригады |
| | | | | |
| | | | | |
Итого | | | | | |
8. Расчёт фонда оплаты труда рабочих на лесоводственных
и лесовосстановительных работах.
Объём работ берём из таблицы 1: графа «Механизированным способом», и определяем объём работ ручным способом. «Трудозатраты» определяем путем деления объема работ на норму выработки на 1чел.-день. “Тракторо-смены” определяются путем деления “требуется чел.-дней” на норму обслуживания механизма. Норма обслуживания бензопилы на валке деревьев – 2 чел. (вальщик и помощник), на трелевке древесины – 2 человека (тракторист и чокеровщик), на механизированной посадке леса – 4 человека (тракторист, 2 сажальщика, оправщик). На механизированном уходе за лесными культурами, подготовке почвы норма обслуживания – 1 человек (тракторист). Дневная тарифная ставка на 8-и часовой рабочий день берется из отраслевой или локальной тарифной сетки. Тарифный фонд оплаты труда определяем путем умножения дневной тарифной ставки на количество “требуется чел.-дн.” (трудозатраты). Стимулирующие и компенсационные выплаты планируется на уровне фактических расходов за предшествующий период с учетом изменений экономических условий от тарифного фонда. Основной фонд оплаты труда состоит из тарифного фонда, стимулирующих и компенсационных выплат. Дополнительный фонд оплаты труда рассчитывается в процентах установленного при составлении баланса рабочего времени (таблица 4)от основного фонда. Общий фонд оплаты труда состоит из основного и дополнительного фонда оплаты труда. Среднегодовая численность рабочих определяется путем деления трудозатрат “Всего” в чел.-дн. На эффективное число рабочих дней в году по балансу рабочего времени (таблица 4). Среднегодовая заработная плата рабочих определяется путём деления «Всего» общего фонда зарплаты на среднегодовую численность рабочих.
Таблица 7 - Расчёт фонда оплаты труда рабочих на лесоводственных и лесовосстановительных работах
Наименование мероприятий ед. изм. | Объ-ём работ | Норма выработки на 1чел.-дн. | Тарифный разряд | Требуется | Средняя тарифная ставка, руб., коп. | Общий фонд зарплаты, руб. | ||||||
чел.-дн. по расчет. нормам | Тракторо- смен | Пило- смен, маш. -смен | Основной фонд оплаты труда, руб. | Дополнительный фонд зарплаты, руб. | Всего, руб. | |||||||
Тарифный фонд оплаты | Доплата и премия | Итого | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Лесоводственные работы | ||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | | | | | |
Лесовосстановительные работы | ||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | | | | | |
9.Расчет потребности и стоимости дополнительных и вспомогательных материалов.
Потребность в материалах зависит от объема работ, нормы расхода и действующих рыночных цен на материалы.
Объем работ, а также потребное количество пило-смен, тракторо-смен по проходной рубке, трелевке древесины, посадке (механизированным способом), уходе за лесными культурами (механизированным способом), подготовка почвы берутся из таблицы 7. Из приложения 2 используем данные по норме расходов материалов.
Потребное количество материалов определяется путем умножения объема работ или количество тракторо-смен на норму расхода на единицу работ.
Стоимость материалов рассчитывается путем умножения потребного количества материала на их цену за единицу материала. Цены – свободные, рыночные. Цена сеянцев берётся по себестоимости, если они выращиваются в своем предприятии.
Наименование мероприятия | Объем работ | Норма расхода на единицу | Потребное количество | Цена за единицу руб. | Сумма, руб. |
1. Отвод лесосек (га) | | | | | |
а) краска, кг | | | | | |
б) столбы, шт. | | | | | |
2. Проходная рубка, м3 | | | | | |
а) пильные цепи, шт. | | | | | |
б) бензин, кг | | | | | |
в) смазочные материалы, кг | | | | | |
3. Трелёвка древесины, м3 | | | | | |
а) дизтопливо, кг | | | | | |
б) смазочные материалы, кг | | | | | |
4. Посадка леса, га | | | | | |
а) Сеянцы двухлетки; посадка ручным способом, тыс.шт. | | | | | |
б) сеянцы двухлетки; посадка механиз. способом, тыс. шт. | | | | | |
в) дизтопливо, кг | | | | | |
г) смазочные материалы, кг | | | | | |
5. Уход за лесными культурами,га | | | | | |
а) дизтопливо(кг) | | | | | |
б) смазочные материалы(кг) | | | | | |
6. Подготовка почвы, га | | | | | |
а) дизтопливо, кг | | | | | |
б) смазочные материалы, кг | | | | | |
ИТОГО: | | | | | |
10. Расчет стоимости услуг вспомогательного производства
Потребное количество пило-смен, тракторо-смен, машино-смен указаны в таблице 7 по видам работ. Стоимость 1 тракторо-смены, пило-смены устанавливаются по себестоимости, исходя из действующих на предприятии, а если машины и механизмы используются из других организаций, то затраты планируются по договорным ценам. Потребное количество тракторо-смен, пило-смен, умножается на цену и получаем сумму затрат на услуги вспомогательного производства.
Таблица 9 - Расчёт стоимости услуг вспомогательного производства
| № п/п | Наименова ние мероприя тий | Трактора | Оборудование | Бензопила | |||||||
кол-во трак.- смен | стоим. одной трак.- смен. | сумма руб. | кол-во смен | стоим. машино- смены | сумма руб. | Кол-во пило-смен | Стоим. пило-смены | Сумма, руб. | Всего, затрат, руб. | |||
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | |
| Итого | | | | | | | | | | |
11. Калькуляция себестоимости законченных лесохозяйственных объектов
При расчете затрат на лесохозяйственные работы можно делать расчеты двумя путями:
1. Полностью выполнить расчет по нормативно-техническим картам на все виды работ по заданию.
2. Составить нормативно-технологические карты на отдельные виды работ: (посадка леса ручным способом, трелевка древесины, уход за лесным культурами и т.д.). Или составить калькуляцию себестоимости лесоводственных и лесовосстановительных работ по таблице 10.
Здесь надо рассчитать общие суммы затрат на каждые виды работ (мероприятий) и затраты на единицу работы. Из таблицы 7 берется общий фонд оплаты труда и от него находят страховые отчисления во внебюджетные фонды. К ним относятся: обязательное медицинское страхование, оплата листов нетрудоспособности, отчисление в пенсионный фонд и социальные сборы. Эти проценты отчислений берут у преподавателя. Из таблицы 8 и таблицы 9 берутся затраты на услуги тракторов и механизмов, затраты на материалы в стоимостном выражении по каждому виду работ. Общий фонд оплаты труда, страховые платежи, услуги тракторов и механизмов и затраты на вспомогательные и дополнительные материалы относятся к операционным затратам, это основные статьи себестоимости на лесохозяйственные работы; в общую сумму затрат входят все операционные затраты.
Затраты на единицу работы находятся путем деления суммы затрат на объем работ по видам запланированных работ.
Таблица 10 - Калькуляция себестоимости законченных лесохозяйственных объектов
Наименование мероприятий | Ед. измерения | Объем работ | Операционные расходы, руб. | Затраты на ед. работ, руб. | ||||||||
Общий фонд оплаты труда, руб. | Страховые платежи, руб. | Услуги | Стоимость материалов, руб. | Всего затрат, руб. | ||||||||
Трактро- смены | Пило-смены, машино-смены | |||||||||||
Лесоводственные работы | ||||||||||||
1. 2. 3. | | | | | | | | | | |||
Итого: | | | | | | | | | | |||
Лесовосстановительные работы | ||||||||||||
4. 5. 6. | | | | | | | | | | |||
Итого: | | | | | | | | | | |||
Всего: | | | | | | | | | |
12. Расчёт нормативов оплаты (цен) на законченные
лесохозяйственные объекты
В лесном хозяйстве предприятие устанавливает свои, собственные цены на продукцию, работу, услуги, с учетом условий производства. Основной составной частью цены является полная себестоимость. Условно принимаем, норматив прибыли 30 % от полной себестоимости или по рекомендации преподавателя. Технологическая себестоимость единицы устанавливается по каждому мероприятию плана с использованием нормативно-технологических карт (гр. 25), или таблицы 10 «Всего затрат». Технологическая себестоимость единицы умножается на годовой объем работ по каждому мероприятию плана, в результате получаются общие затраты по технологической себестоимости. Сумма общепроизводственных расходов и общехозяйственных расходов проектируется по смете и распределяется по запланированным мероприятиям пропорционально затратам или условно в процентах от общих затрат. Цена на единицу продукции (работы) определяется путем деления стоимости продукции (работы) на годовой объем производства, по каждому запланированному мероприятию плана. Таким образом, устанавливается средняя цена за единицу продукции (работы), которая используется при составлении плана или заключению договора. Можно использовать цены, действующие на производстве полученные в период прохождения студентами профессиональной практики по специальности.
Таблица 11 – Расчёт нормативов оплаты /цен/ на законченные
лесохозяйственные объекты
№ п/п | Наименование законченных готовых объектов | Технологическая себестоимость по НТК, руб. | Объем производства, га | Общие затраты по технологической себестоимости, руб. | Уд. вес в общих затратах, % | Общехозяйственные и общепроизводственные расходы, руб. | Полная себестоимость,руб. | Прибыльруб | Стоимость,руб. | Цена руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| Итого | | | | | | | | | |
13.Расчёт поступления внебюджетных (собственных) средств
Одним из источников финансирования хозяйственной деятельности организации, предприятия, фирмы являются внебюджетные (собственные) средства. Поступление внебюджетных средств (при выполнении курсовой работы в соответствии с установленным вариантом) возможно от реализации древесины от рубок ухода за лесом и санитарных рубок, реализации семян и услуг сторонним организациям. Остатки готовой продукции, на начало и конец планируемого периода принимают условно. Планируемый объем заготовки древесины (графа – поступление в планируемом периоде) определяется путем умножения объема вырубаемой древесины с 1 га, пройденного рубками ухода или санитарными рубками, на общую площадь, на которой планируется выполнить рубку. Объем заготовки древесины с 1 га устанавливается исходя из процента выборки с 1 га. Процент выборки для каждого выдела устанавливается в проекте лесоустройства и при выполнении курсовой работы берется из задания. Объем реализации устанавливается с учетом остатков на начало и конец планируемого периода. Средняя цена реализации за 1 м3 обезличенной древесины определяется делением цены за 1 га пройденный рубками на объем древесины вырубаемой с 1 га. Можно использовать действующие цены в регионе. Сумма выручки определяется умножением средней цены за 1 м3 на объем реализуемой древесины.
Таблица 12 - Расчёт поступления внебюджетных (собственных) средств
№ п/п | Наименование продукции | Остаток на начало планируемого года | Поступление в планируемом годе | Остаток на конец планируемого года | Реализовано продукции | Сумма, руб. | |
Объем натур. выражений | Сред. цена реализации | ||||||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| ИТОГО: | | | | | | |
14.Финансовый план организации
Финансовый план состоит из двух частей. В первой части записываются все затраты, которые имеет организация: операционные расходы на лесоводственные и лесовосстановительные работы из таблицы 10 или исходя из технологической себестоимости (таблица 5 НТК), затраты на содержание аппарата управления и таблицы 3. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы планируются по смете или используют данные из таблицы 11.
Во второй части указывают источники покрытия расходов. Это внебюджетные (собственные) средства из таблицы 12 и субвенции из регионального и федерального бюджетов, которые определяются как разница между расходами и внебюджетными средствами.
Итоги по расходной части должны равняться итогам по источникам финансирования.
Таблица 13 - Финансовый план
Показатели | Сумма, руб. |
Расходы лесхоза Операционные затраты-всего в т.ч. а) лесоводственные работы б) лесовосстановительные работы Общепроизводственные расходы Затраты на содержание аппарата управления | |
Итого: | |
Источники покрытия расходов Внебюджетные (собственные) средства Субвенции из регионального бюджета Субвенции из федерального бюджета | |
Итого: | |
15.Расчёт календарных сроков выполнения работ
В графе 2 перечисляется запланированные мероприятия
В графе 3 – трудозатраты (таблица 7).
В графе 4 – срок выполнения работ устанавливается исходя из агротехнических и лесоводственных требований. Например: Осветление должно выполняться в насаждении в облиственном состоянии. Период посадки лесных культур устанавливается с учетом природно-климатических условий района расположения организации.
В графе № 5 – потребное количество рабочих на период выполнения работ определяется делением трудозатрат на продолжительность срока выполнения работ.
В графе № 6 – приводится годовой объём работ по каждому запланированному мероприятию.
В графе № 7, 8, 9, 10 – планируются объёмы работ на квартал с учётом времени их выполнения в соответствии с агротехническими и лесоводственными требованиями.
Таблица 14 - Расчёт календарных сроков выполнения работ
№ п/п | Наименование мероприятий | Трудо- затраты, чел.-дн. | Срок выполнения работ, дни | Требуется рабо- чих | Объем работ | В том числе по кварталам | |||
I | II | III | IV | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | | |
16.Технико-экономические показатели использования механизмов
Годовой объём работ на бензопилы берётся по объёму проходной и санитарной рубке, на трелёвочный трактор по объёму трелёвки и объём на транспортировку древесины автомобилями из таблицы 12 по сумме объёма реализованной древесины.
Производительность бензопилы, трелевочного трактора за смену определяется по действующим локальным, отраслевым или типовым нормам, на рубки ухода в соответствии с объемом хлыста, расстоянием трелевки данным в задании или полученным в период прохождения практики по специальности.
Производительность на автомашину определяется по формуле:
Псм = (Тсм-П/L × t1+t2 ) × Q , где
Псм – сменная производительность лесовоза, м3
Тсм – продолжительность смены, в мин.
П – время подготовительно-заключительной работы, мед. осмотра и отдыха
L – расстояние вывозки, км
Q – нагрузка на рейс, м3
t1 – время пробега 1км в обоих направлениях, мин.
t2 – время нахождения под погрузкой-разгрузкой:
а) установка автомашины под погрузку и разгрузку,
б) время погрузка
в) время разгрузки
Все нормативные данные для расчета берутся из отраслевых или типовых норм выработки на лесозаготовки или рубки ухода в зависимости от задания. Потребное количество машино-смен определяется путем деления объема работ на производительность за смену. Число рабочих дней в году берётся из баланса рабочего времени (таблица 4). Коэффициент сменности и коэффициент технической готовности принимается по фактически действующим на предприятии, в организации.
Количество рабочих механизмов устанавливается делением потребных машино-смен на число рабочих дней, предварительно умноженных на коэффициент сменности. Для определения списочного числа машин надо потребность работающих машин разделить на коэффициент технической готовности. Выработку на работающую машину в год находят путем деления годового объема работы на потребное количество работающих механизмов. Выработку на списочную машину определяют делением объема работы на потребное число списочных машин.
Среднесуточный пробег одного автомобиля определяют путем умножения среднего расстояния транспортировки на число рейсов в смену, полученных путем деления сменной производительности на нагрузку на рейс.
Общий пробег всех автомобилей определяют путем умножения среднесуточного пробега одного автомобиля на потребное количество машино-смен.
Коэффициент грузоподъёмности на транспортировке древесины равен 0,5, так как в лесосеку автомобиль едет порожняком.
Грузовая работа рассчитывается в м3 км путем умножения годового объема работ на общий пробег всех автомобилей на коэффициент грузоподъемности.
Таблица 15 - Технико-экономические показатели использования механизмов
| | ||
| | | |
1. Годовой объем (м3) 2. Тип дороги 3. Среднее расстояние вывозки (км) 4 .Среднее расстояние трелёвки (м) 5. Нагрузка на рейс (м3) 6. Производительность за смену (м3) 7. Потребное количество машино-смен. 8. Коэффициент сменности 9. Число рабочих дней в год. 10. Потребное количество работающих механизмов 11. Коэффициент технической готовности 12. Потребное количество списочных механизмов 13. Выработка на работающий механизм (м3) 14. Выработка списоч. механизм (м3) 15. Среднесуточный пробег одной автомашины (км) 16. Общий пробег всех автомашин (км) 17. Коэффициент использования грузоподъёмности 18. Грузовая работа (км, м3) | | | |
17. Производственно-финансовый план
В производственно-финансовом плане указывается годовой объем работ и годовая сумма затрат с распределением по кварталам (таблица10). Распределение годового объема работ по кварталам производится в соответствии с расчетом календарных сроков выполнения работ, который приводится в таблице 14. Сумма затрат по каждому мероприятию плана за квартал устанавливается путем умножения затрат на единицу продукции (работ) из таблицы 10 или НТК, который планируется выполнить за данный квартал. По каждому мероприятию плана сумма затрат за четыре квартала должна равняться годовой сумме затрат. По каждому разделу плана, по всем кварталам подсчитывается итоговая сумма затрат. Затем подсчитывается годовая сумма затрат по каждому разделу и общая сумма всего затрат.
В последнем разделе перечисляются источники финансирования затрат по лесохозяйственному производству, с указанием годовой суммы по каждому источнику финансирования с распределением её по кварталам. Основными источниками финансирования являются: внебюджетные (собственные) средства, субвенции из регионального и федерального бюджетов. При выполнении курсовой работы поступление внебюджетных средств возможно от реализации древесины, заготовленной от рубок ухода за лесом и санитарных рубок, семян, посадочного материала и других услуг. Поэтому поступление внебюджетных средств, планируется в том квартале, в котором будет производиться заготовка древесины от вышеуказанных рубок. Годовая сумма субвенций из бюджета определяется вычитанием из годовой суммы затрат суммы внебюджетных средств, направляемых на финансирование лесохозяйственного производства. Этот раздел соответствует финансовому плану (таблица 13) с разбивкой по кварталам.
Таблица 16 - Производственно-финансовый план
Наименование мероприятий | Код строки | Ед. изм. | Год | I | II | III | IV | ||||||
объём | затраты ( руб.) | в том числе по кварталам ( руб.) | |||||||||||
за един. работ | сумма | объём | сумма | объём | сумма | объём | сумма | объём | сумма | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
I. Мероприятия, оплачиваемые в централизованном порядке | | | | | | | | | | | | | |
II. Лесохозяйственные работы, мероприятия и услуги 1. 2. 3. 4. | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | | | | | | | |
III. Лесозащитные работы | | | | | | | | | | | | | |
IV. Гидролесомелиоративные работы и мероприятия | | | | | | | | | | | | | |
V. Лесовосстановительные работы, мероприятия на землях лесного фонда 1. 2. 3. 4. | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | | | | | | | |
VI. Мероприятия по охране леса от пожаров | | | | | | | | | | | | | |
VII. Работы по защитному лесоразведению на землях сельскохозяйственного назначения по договорам | | | | | | | | | | | | | |
VIII. Работы, выполняемые на сторону | | | | | | | | | | | | | |
IX. Общепроизводственные расходы | | | | | | | | | | | | | |
X. Расходы на содержание аппарата управления Оплата труда Страховые платежи во внебюджетные фонды Канцелярские, административно-хозяйственные расходы | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | | | | | | | |
ВСЕГО РАСХОДОВ | | | | | | | | | | | | | |
Источники финансирования: 1.Внебюджетные средства 2. Субвенции из регионального бюджета 3. Субвенции из федерального бюджета | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО источников финансирования | | | | | | | | | | | | | |
Грибов В.Д..Менеджмент.,М.;-КНОРУС.,2013.
Грибов В.Д. Менеджмент: учеб.пособие /В.Д. Грибов, – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015
Грибов В.Д., Грузинов В.Д., Кузьменко В.А..Экономика организации (предприятия).,М.:КНОРУС.,2015.
Долгова Л.Н. Экономика отрасти: практикум/ Л.Н. Долгова, Т.В. Мочалова. – 2-е изд. стереотип.– Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014
Сетков В.И. Менеджмент: учебное пособие/В.И. Сетков – М.: КНОРУС, 2012
Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Межотраслевые нормы выработки и времени на работы, выполняемые при проведении санитарных рубок и рубок ухода за лесом. М.: 1995
Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, выполняемые в равнинных условиях. М.: 1997
Отраслевая или локальная тарифная сетка по оплате труда.
Нормы расхода сырья, материалов, ГСМ, запчастей, электроэнергии на выпуск продукции и производство работ.
Лесной кодекс Российской Федерации. (В последней редакции)
№ п/п | Наименование Мероприятий | НОМЕРА ВАРИАНТОВ | |||||||||||||
11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | ||
115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | ||
1. | Лесосеки отведенные под проходные и сан. рубки, га | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 85 | 95 | 105 | 87 | 83 | 68 |
90 | 40 | 80 | 70 | 50 | 75 | 125 | 135 | 145 | 128 | 132 | 77 | 96 | 88 | ||
2. | Лесосеки отведенные под Р.Г.П., га. | 73 | 85 | 59 | 68 | 62 | 65 | 79 | 72 | 78 | 95 | 48 | 90 | 120 | 80 |
40 | 50 | 60 | 70 | 90 | 100 | 110 | 100 | 95 | 58 | 47 | 66 | 99 | 73 | ||
3. | Насаждения пройденные санитарными рубками. | 10 | 14 | 20 | 22 | 19 | 17 | 25 | 29 | 32 | 46 | 38 | 23 | 35 | 28 |
43 | 50 | 60 | 65 | 70 | 37 | 56 | 64 | 61 | 68 | 72 | 77 | 85 | 82 | ||
4. | Насаждения пройденные проходными рубками. | 125 | 120 | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 165 | 115 | 170 | 175 | 180 | 185 |
95 | 144 | 165 | 70 | 80 | 75 | 55 | 40 | 65 | 85 | 110 | 122 | 100 | 122 | ||
5. | Осветление, га. | 45 | 55 | 65 | 75 | 85 | 95 | 35 | 44 | 78 | 56 | 46 | 84 | 76 | 48 |
32 | 43 | 95 | 100 | 54 | 47 | 35 | 67 | 93 | 80 | 70 | 58 | 78 | 68 | ||
6. | Посадки лесных культур, га. | 110 | 120 | 145 | 135 | 155 | 165 | 175 | 185 | 195 | 200 | 210 | 220 | 215 | 130 |
112 | 125 | 160 | 170 | 70 | 80 | 90 | 100 | 60 | 50 | 40 | 65 | 75 | 85 | ||
7. | Уход за лесными культурами, га. | 460 | 480 | 500 | 620 | 710 | 800 | 820 | 840 | 860 | 900 | 930 | 950 | 970 | 600 |
470 | 500 | 630 | 800 | 330 | 400 | 450 | 500 | 300 | 250 | 200 | 320 | 380 | 420 | ||
8. | Подготовка почвы, га. | 90 | 110 | 135 | 125 | 145 | 155 | 165 | 175 | 185 | 190 | 200 | 210 | 205 | 120 |
100 | 115 | 150 | 160 | 60 | 70 | 80 | 90 | 50 | 40 | 35 | 60 | 65 | 80 | ||
9. | Заготовка семян, кг. | 50 | 80 | 105 | 125 | 150 | 60 | 195 | 130 | 110 | 155 | 75 | 90 | 135 | 100 |
95 | 55 | 70 | 115 | 160 | 145 | 85 | 175 | 65 | 180 | 200 | 170 | 185 | 190 |
Примечание: данные для вариантов с 15 по 28 приведены во второй строке.
№ п/п | Показатели | ВАРИАНТЫ | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1. | Породный состав. | 8Е 2С | 6Е 4С | 4Е 6Б | 6Е 2С 2Б | 5Е 3С 2Ос | 5Е 3С 2Ос | 8Е 2Б | 6С 4Е | 5Е 3С 2Б | 6С 4Е | 7Е 3С | 8Е 2Ос | 7Б 3Е | 7Ос 2Б 1Е |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | ||
5Е 5Б | 7С 2Е 1Б | 4Е 2С 4Б | 8С 2Б | 5Е 3С 2Б | 6Б 4Ос | 4Е 2С 4Ос | 4С 4Б 2Ос | 5С 5Е | 6Б 4Ос | 5Е 5Ос | 7Ос 3Б | 7Б 3Ос | 5С 5Е | ||
2. | Запас древесины на 1 га, м3 | 150 120 | 180 320 | 250 160 | 230 270 | 280 310 | 250 230 | 190 250 | 180 260 | 220 270 | 300 310 | 330 330 | 240 260 | 245 180 | 320 280 |
3. | Средний объем хлыстах, м3 | 0,27 | 0,32 | 0,16 | 0,37 | 0,40 | 0,34 | 0,22 | 0,32 | 0,28 | 0,45 | 0,14 | 0,18 | 0,24 | 0,32 |
0,23 | 0,28 | 0,22 | 0,25 | 0,26 | 0,37 | 0,24 | 0,22 | 0,36 | 0,32 | 0,16 | 0,20 | 0,30 | 0,28 | ||
4. | Среднее расстояние вывозки, км | 35 | 60 | 42 | 32 | 51 | 34 | 20 | 26 | 29 | 40 | 30 | 44 | 35 | 25 |
60 | 55 | 40 | 20 | 35 | 60 | 38 | 45 | 50 | 18 | 20 | 53 | 24 | 28 | ||
5. | Среднее расстояние трелевки, м | 150 | 170 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 420 | 460 | 480 | 500 | 520 | 270 | 180 |
480 | 500 | 300 | 420 | 470 | 460 | 320 | 360 | 340 | 300 | 290 | 260 | 290 | 250 |
Приложение 2
№ п/п | Наименование материалов | Норма расхода |
1. | Столбы, шт. | 2 шт. на 1га. |
2. | Краска, кг | 0,25 кг на 1 га. |
3. | Пильные цепи, шт. | на 1000м3 2-4 шт. |
4. | Бензин для пил “Урал” на валке деревьев | в зависимости от Vхл и сезона от 0,2 до 0,43 кг на 1 м3 |
5. | Дизельное топливо для тракторов (ТДТ-55А, ЛХТ-55) на трелевке древесины | в зависимости от расстояния трелевки и Vхл от 0,67 до 1,7 кг на 1м3 |
6. | Смазочные материалы (в комплексе) | 6 % от основного горючего |
7. | Посадочный материал - сеянцы 2-х лет | 7 тыс. шт. на 1 га. |
8. | Дизельное топливо на лесовосстановительные работы | 46-58 кг на 1 тракторо-смену. |
Примечание: Нормы расхода можно использовать из справочников, а также действующие на предприятии, где работает студент или проходил профессиональную практику.
Приложение 3
ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организации и менеджмент»
на тему: «Расчёт затрат и цен на законченные
лесохозяйственные объекты»
Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Выполнил(а) студент(ка)
______ курса __________ группы
ФИО_________________________
Руководитель
Игнатенко Ольга Юрьевна
Оценка______________________
р.п. Красные Баки
201..год
Приложение 4
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
для выполнения курсовой работы
на тему: «Расчёт затрат и цен на законченные лесохозяйственные объекты»
по учебной дисциплине «Экономика организации и менеджмент»
специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Студента группы _________________
Ф.И.О. _________________________________________________________
№ п.п | Показатели | Ед. изм | Объёмы работ по варианту №_______ |
1. | Отвод под рубки ухода и другие виды рубок | га | |
2. | Проходная рубка | м3 | |
3. | Трелёвка древесины | м3 | |
4. | Посадка леса | га | |
5. | Уход за лесными культурами | га | |
6. | Подготовка почвы | га | |
7. | Заготовка семян | кг | |
| Дополнительные показатели | | |
1. | Средний объём хлыста | м3 | |
2. | Среднее расстояние трелёвки | м | |
3. | Порода | | |
4. | Объём вырубаемой древесины | м3 | |
| Собственные средства | | |
1. | Реализация лесопродукции от рубок ухода в % от объёма трелёвки: | | |
| а) выход деловой древесины | % | |
| б) выход дровяной древесины | % | |
2. | Посадочный материал | тыс. шт. | |
3. | Услуги на сторону: | | |
| а) пило-смены | | |
| б) коне-дни | | |
| в) тракторо-смены | | |
Преподаватель _________________________________О.Ю.Игнатенко
Дата: ____________________
4