10
МКОУ Вараксинская ОШ
Методический день в рамках
районной методической недели
Тема:
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Цель: изучить имеющийся опыт работы по использованию технологий проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях предпрофильного обучения.
Форма проведения: выступления, презентация нового опыта работы.
Подготовительный этап:
Создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета.
Обзор научно-методической литературы по заявленной проблеме.
Разработка вопросов для обсуждения на педсовете.
План проведения педсовета:
Вступительное слово ведущего педсовет. (Директор школы Вашаев А.У.)
Выступление-презентация: использование в учебной деятельности метода проектов. (Учитель первой категории Вашаев А.У.
Выступление: использование исследовательского метода обучения.
Руководитель ШМО Мельникова В.В.
Выработка решения педсовета.
Проект решения:
Учителям школы принять к использованию в практике полученную информацию о проектной и исследовательской технологиях обучения.
Школьным методическим объединениям учителей-предметников продолжить изучение проблемы и разработать возможную тематику проектной и исследовательской деятельности учащихся на следующий учебный год.
Ход педсовета.
1. Вступительное слово ведущего педсовет. (Вашаев А.У.)
В связи с введением в практику образования предпрофильного и профильного обучения, учитель должен уметь выполнять новые для себя функции:
осуществлять диагностику образовательных возможностей обучающихся, оказывать помощь;
способствовать старшеклассникам в рефлексии (осознании) их собственных интересов;
оказывать помощь обучающимся в проектировании их индивидуальных образовательных программ;
осуществлять обоснованное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, владеть современными образовательными технологиями и др.
В контексте ведущей цели предпрофильного обучения - личностного развития обучающихся - чрезвычайную важность приобретает наличие у учителя индивидуального опыта профессионально-личностного саморазвития.
Невозможно научить тому, чего не знаешь и не умеешь сам.
Основными формами организации учебного процесса на курсах по выбору (которые являются основой предпрофильного образования) должна быть самостоятельная и проектно-исследовательская работа учащихся. В учебном процессе должны использоваться в первую очередь технологии, связанные с ученическим исследованием, проектированием.
Исследовательский метод и метод проектного обучения не новы, но в современных условиях образования наполняются новым содержанием.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проект - самостоятельная практико-ориентированная форма организации образовательного процесса, предусмотренная рабочими программами курсов, дисциплин (тематическими планированиями), в которой решаются исследовательские, культурные, социальные и прикладные задачи.
Технология проектирования состоит из следующих этапов (по И. В. Никитиной):
Выдвижение гипотезы - развернутого предположения,
где максимально подробно изложены основные идеи проекта
в общем виде.
Формирование концепции - руководящей идеи, ведущего
замысла (определение целей, анализ необходимых ресурсов, то
есть условий для реализации идей концепции).
Разработка модели - материально реализуемой системы,
изучение которой дает новую информацию об объекте.
Составление деятельностно-ресурсного плана:
определение этапов, сроков и исполнителей реализации проекта;
прогнозирование промежуточных и конечных результатов,
разработка содержания деятельности;
ресурсное обеспечение реализации проекта.
Исследовательская деятельность обучающихся - форма организации образовательного процесса, предусмотренная рабочими программами курсов, дисциплин (тематическими планированиями), связанная с решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий, собственные выводы.
Практикум - форма организации образовательного процесса; самостоятельное выполнение обучающимися практических и лабораторных работ, перечень которых входит в рабочие программы курсов, дисциплин (тематические планирования) и выходит за рамки программы учебного предмета.
Спецкурс - законченный и самостоятельный объем информации, имеющий программу, тематическое планирование и рекомендуемую литературу, направленный на углубление и (или) расширение знаний, развитие интересов, способностей и склонностей обучающихся.
Предоставляется слово для первого выступления.
Выступление-презентация
«Метод проектов в технологическом образовании школьников»
Метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области технологии. Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продуктов труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.
Метод проектов не есть нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Внимание российских педагогов он привлек в начале XX века (в 1905 г. С. Т. Шацкой с группой педагогов использовал метод в своей работе). Использование метода проектов в российских школах практически совпало с исследованиями американских ученых (1920 г.).
Со временем идеи проектного обучения стали вполне разработанной системой образования в Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Норвегии, Израиле и других странах мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.
По доминирующему методу проекты условно могут быть разделены:
1. Исследовательские проекты. Имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты. Строятся по схеме: определение потребности, исследование (анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)
Игровые проекты. Предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях
и т. п. Обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходимо соотнесение полученных результатов с доставленной целью.
Информационные проекты. Призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, анкетирование и интервьюирование), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет, телеконференция).
5. Практико-ориетированные проекты. Ориентированы на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
Проблема реформирования технологического образования вновь обозначилась в 90-е годы, когда в России начался процесс адаптации общего среднего образования к реалиям изменяющегося мира, его сложности и скорости происходящих в нем изменений, их непредсказуемости.
Только овладение общей культурой, которая включает в себя гуманистическую, научную и технологическую составляющую, позволит школьникам определить свою личную и социальную идентификацию, понять мир, адаптироваться к нему и участвовать в его жизни.
Речь идет не о попытке сделать из всех молодых людей ученых, а о том, чтобы дать им знания, умения и содействовать формированию творческого мышления, что позволит им стать просвещенными пользователями, способными «приручать» сложную технику, доминировать над технологизацией, видеть положительный вклад индустрии в жизнь человека и разумно определять границы прогресса. Такой (научный) подход определяется как «обучение функциональной научной и технологической грамоте всех».
- Как выглядит проект? (Показ слайдов и комментарии.)
Проект включает в себя следующие основные компоненты:
У. Определение потребностей: ученик сам или совместно с учителем выявляет актуальность проблемы, требующей разрешения.
Краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия.
Исследование и анализ: исследуются потребности людей,
которым предназначено изделие; аналоги, имеющиеся на рынке;
технологии производства в промышленности; возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования.
Выработка требований: составляется детальный перечень требований, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие, для того чтобы быть качественным.
Первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их комментариями.
Выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (конструирование и моделирование, выбор материалов, оборудования).
Изготовление изделия: планируется процесс изготовления, составляется технологическая карта, приобретаются необходимые умения и навыки работы с материалами - изготавливается
разработанное изделие.
Проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям, составляют расчет полной стоимости изделия, планируют возможные пути его реализации, делают экологический анализ, проводят самооценку всего процесса проектирования.
Таким образом, выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения проектов.
Виды проектов могут быть монопредметные (на материале конкретного предмета), межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметные (на основе сведений изучения, не входящих в программу школы).
По количеству участников проекты могут быть: коллективные (весь класс), групповые и индивидуальные.
Включение метода проектов может занимать разное время: это мини-проекты (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев) и долгосрочные (1 год).
Метод проектов в учебном процессе дает возможность учителю расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять не только традиционные формы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Тематика проектных заданий должна быть широкой и разнообразной, чтобы охватить большой круг вопросов программы предмета и учесть интересы учащихся.
Организуя работу учебного проектирования, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, используя различные по уровню сложности задания.
Занятия по учебному проектированию можно организовать в форме игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ и т. д.
Учитель не должен предлагать учащимся лучший вариант решения, он должен создавать условия для творческого и успешного решения задачи проекта.
Метод проектов позволяет отойти от типичной пассивности учащихся, он позволяет включить их в творческую деятельность и в корне меняет отношение «учитель - ученик»:
ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания — учитель рекомендует источник знаний;
ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать
познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен — учитель создает условия для проявления активности;
ученик - субъект обучения, учитель - партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и вы
явить способы совершенствования деятельности.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектное обучение создает условия для творческой реализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности,
ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты: учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Ведущий. Метод проектного обучения может применяться на уроках по любой учебной дисциплине. При этом важно, чтобы тема проекта была актуальна, важна для учащихся и отвечала их интересам.
Более сложным видом проектной деятельности учащихся является исследовательская деятельность учащихся. Об организации исследовательской деятельности на уроках литературы расскажет следующий выступающий.
Предоставляется слово для доклада.
Доклад «Использование исследовательского метода обучения»
Руководитель ШМО «Филология» Мельникова В.В.
В поисках наиболее активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги все чаще обращаются к учебно-исследовательской деятельности школьников. Однако процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.
Большинство затруднений обусловлены непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.
Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.
Реферирование решает, прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыка грамотного обзора литературы, сопоставление различных точек зрения по теме.
Многих подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроках, их привлекают новые формы изучения материала, при изучении которых востребованы их активность, деятельностный характер мышления, тяга к самостоятельности, способность к творчеству.
Целью исследовательского метода является развитие у учащихся следующих умений:
умение актуализировать противоречия;
умение находить и формулировать научную проблему;
умение формулировать цель исследования;
умение устанавливать предмет и объект исследования;
умение выдвигать гипотезу;
умение планировать эксперимент и его проведение;
умение проверять гипотезу;
умение делать выводы;
умение определять сферы и границы применения результатов исследования.
Сущность исследовательского метода обучения заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся: теоретической и практической. Деятельность учителя заключается в подборе заданий для
управления деятельностью учащихся.
Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний.
Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления при подходе к любой работе.
Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения:
а) просмотровое чтение - общее содержание книги, глав (читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения);
б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам, и для сравнения информации, и для выработки своей точки зрения;
в) изучающее чтение - активный вид подробного чтения, поиск ответов на поставленные вопросы.
Какие приемы можно использовать для фиксирования нужной информации? Создать своеобразный «банк данных» по теме: выписки (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), это можно делать в форме карточек или в отдельной тетради.
Формулировка цели исследования может быть такой: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Заголовки глав рождаются из формулировок задач.
Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Как известно, исследовательским методом педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, которые решают новую для себя задачу (проблему). Этот метод создает наилучшие возможности для формирования и проявления творческих способностей учеников, их развития. Но исследовательский метод опирается на проблемный, проблемно-репродуктивный и эвристический методы, преобразуя их в себе.
Общедидактическую систему методов обучения можно изобразить так:
Информациолнный Репродуктивный Эвристический
метод метод метод
Процесс
о
бучения
Проблемный Проблемно- Исследовательский
метод репродуктивный метод
метод
Процесс обучения будет успешным только в условиях взаимодействия «первого» и «второго» слоев. Игнорирование одного из слоев ведет или к замедлению творческого развития учащихся, или затруднению проблемного обучения, так как без информационного, репродуктивного и эвристического
методов невозможно обеспечить познавательную деятельность учащихся.
Опыт творческой деятельности усваивается посредством исследовательского метода. Его сущность заключается в том, что учитель организует поисковую деятельность учащихся путем постановки новых для них проблем и задач.
Исследовательские задачи могут быть разными по форме: от небольших текстовых задач до заданий на длительные изыскания (история слова или фразеологического оборота, поиски героев Великой Отечественной войны, анализ творчества писателя или художника). Главное заключается в том, что поставленную проблему ученик решает сам, осуществляя все имеющиеся основные этапы исследования:
наблюдение и изучение фактов и явлений;
выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию
(постановка проблемы);
выдвижение гипотез;
построение плана исследования;
установление связей изучаемого явления с другими (проверка гипотезы);
формулирование решения;
проверка решения;
определение значения полученных знаний, их возможного
и необходимого применения.
В ходе решения проблем учащиеся обнаруживают способность использовать знания и умения в новой ситуации, видение новой проблемы, альтернативное мышление.
Начинать исследовательскую работу надо с начальных классов.
А в старших классах можно, например, провести урок-исследование по произведению Булгакова «Мастер и Маргарита» (3-4-й уроки, в конце изучения) и предложить учащимся:
Сопоставить евангелические главы.
- Что и почему изменил Булгаков?
Какие исторические сведения привлекал писатель?
3) Как сочетаются в романе едкая сатира, мастерство психологического анализа и глубокие философские обобщения?
Цель исследовательского метода на уроке литературы -прежде всего сформировать умения оценивать достоинства и недостатки художественного произведения. Учитель ставит проблему, дает рекомендации, литературу. Учащийся сам готовит материал, накапливает его (индивидуально, группами), сравнивает разные точки зрения.
Например: Сравнительный анализ. Подготовка к исследовательской работе.
События, факты, рассказы (Толстой. «После бала»).
Реальные герои, прототипы, образы (поэма Есенина «Анна Снегина»).
Герои-антагонисты (Грушницкий — Печорин, Онегин -Ленский).
Сравнение 2 эпизодов, портретов, пейзажей.
Произведения разных авторов. Эволюция типа героя:
«маленький человек» в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского; «Человек в гражданской войне» Шолохова.
Варианты текстов (черновики) романа «Война и мир».
Документальные факты и художественные произведения
(Пушкин) «Капитанская дочка» и «Пугачевское восстание»;
«Песнь о вещем Олеге» и летопись).
Разные точки зрения (критические статьи).
Оригинал и перевод (Лермонтов).
Исследование объекта не может быть осуществлено одномоментно, нужен период поэлементного усвоения.
Заключительная часть педсовета.
Ведущий подводит итоги работы педсовета. Обсуждается и утверждается решение педсовета.