СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Работа концертмейстера в классе скрипки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа пианиста-концертмейстера в детской школе искусств многогранна и заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Основная задача концертмейстера в классе скрипки - совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Работа концертмейстера в классе скрипки"»












Методический доклад


«Работа концертмейстера в классе скрипки»









Подготовила

концертмейстер

МБУ ДОД «Победненская ДШИ»

Якимчук Клавдия Николаевна












2021г.

Работа пианиста-концертмейстера в детской школе искусств многогранна и заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Основная задача концертмейстера в классе скрипки - совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Важным условием профессионализма концертмейстера является наличие у него исполнительской культуры, эстетического вкуса. Важно не только свободно владеть инструментом, но и уметь донести музыкальный материал до слушателя.Необходимо иметь педагогическое чутье и такт в работе с учащимися. От мастерства и вдохновения концертмейстера во многом зависит творческое состояние юных исполнителей.

Концертмейстеру по классу скрипки в его профессиональной деятельности необходимы следующие знания и навыки: умение читать с листа фортепианную партию любой сложности; играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста (коллектива), заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;владение навыками игры в ансамбле;умение выстроить единый исполнительский замысел с партнером;умение правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихами и тембром скрипки;чутко реагировать на малейшие изменения темпа, настроения, характера исполнения, в случае надобности быть готовым незаметно подыграть мелодию; умение подобрать мелодию и аккомпанемент.

Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения, укрепляет интонацию, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий.

Особенностью работы в классе скрипки является раннее приобщение юных скрипачей к ансамблевому музицированию, так как их репертуар от начальных до выпускных классов строится в основном на работе с концертмейстером.В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики, умение подсказать путь к исправлению недостатков.На начальном этапе работы над произведением партия разбирается, исполняется фрагментарно, затем подряд от начала до конца (репетиционно). Юному скрипачу часто помогает быстрее освоить свою партию временное видоизменение фактуры аккомпанемента - концертмейстеру необязательно играть его в полном объеме, возможно ограничиться лишь главными элементами: важнейшими басами, гармониями. Также возможно дублирование звуков мелодии - это способствует контролировать учащемуся интонацию (особенно в высоких позициях), справиться с различного рода ритмическими фигурациями. Концертмейстер должен знать особенности звучания скрипки. Природа звука фортепиано и скрипки диаметрально противоположны. Рояль имеет ударное начало звука и его последующее неизбежное затухание. Скрипка имеет мягкую атаку и естественное певучее продолжение, длительную протяжённость звучания. В разных регистрах звучания скрипки ей требуется разная по интенсивности и окраске поддержка. Концертмейстер должен внимательно слушать партию скрипача и стараться воплощать в своей игре его штриховые особенности. Звуки pizzicato неизбежно будут слабее, чем взятые смычком. В этом случае уместно пользоваться левой педалью.Detache, в отличие от связного legato, исполняется отдельными движениями смычка со сменой направления на каждом звуке. Этот прием не имеет специального обозначения, обычно на него указывает отсутствие лиг над нотами. Звучание этого штриха зависит от того, берется он всем смычком, большей или меньшей его частью, медленно или быстро. У пианистов этому штриху соответствует прием non legato, исполняемый с опорой всей руки. Разнохарактерные приемы staccato аналогичны фортепианным, но имеют специальные обозначения: spiccato, sautille, martle и другие.Имитируя штрихи скрипки, пианист должен с особой тщательностью использовать педаль. Нужно точно следовать фразировке солиста. Его исполнительское дыхание, развитие темы на crescendo и diminuendo, ritenuto при подходе к кульминации должно быть согласовано с партией фортепиано.

Работа над темпоритмом является одним из важных пунктов в деятельности концертмейстера при подготовке к концертному выступлению. Необходимо уметь "держать" темп и легко переключаться на новый, преодолевая возникшую инерцию; иметь «темповую память», нужную при возвращении после ряда отклонений или смен к первоначальному темпу. Многое зависит от опыта концертмейстера, наличия в нём дирижёрского начала, умения при необходимости вести солиста за собой, направляя общее движение. Концертмейстеру необходимо стремиться найти художественно наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка, овладеть самыми трудными метроритмическими построениями.

Существенно влияют на синхронность в ансамбле фактурные трудности в партии ученика-скрипача, такие, как:

-двойные ноты (на их озвучивание тратится время, что приводит к

замедлению темпа);

-ломаные аккорды (начало аккорда берётся за счёт предыдущей доли,

поэтому играть сопровождение надо немного позже, чтобы не разойтись с

солистом в тексте);

-флажолет –своеобразный высокий звук, извлекаемый особым способом

(нередко ученики берут его с опазданием, поэтому пианист не должен

спешить и играть свою партию тише);

-длинные ноты (зависят от умения ученика вести смычок, которого обычно

не хватает: если он недодерживает или сокращает длинные ноты во время

пауз у фортепиано, то концертмейстер временно заполняет паузу аккордами;

если длинная нота звучит в конце кантилены, то концертмейстеру не стоит ускорять темп, а лучше спокойно доиграть свою партию до конца).

Следует обращать внимание на соблюдение звукового баланса при игре концертмейстера в ансамбле с юным скрипачом. Концертмейстер должен уметь

остаться «в тени солиста», соизмеряя свою игру со звуковыми и

эмоциональными возможностями ученика, которые зависят от его

музыкальности,технической оснащенности и инструмента, на котором он

играет. В произведениях, где партия рояля является типично аккомпанирующей,

солист всегда играет ведущую роль, и,наоборот, если основная мелодия звучит у фортепиано, пианист выходит на первый план. Некоторые произведения

строятся по принципу диалога, где оба партнёра равноправны.

Работая в старших классах скрипки концертмейстер должен обратить внимание на специфику исполнения переложений оркестровых партий в инструментальных концертах. Специфика клавиров состоит в том, что частов них перенасыщена фортепианная фактура. Поэтому концертмейстерам следует упрощать эту фактуру, не в ущерб музыке, опираясь на личностный опыт, изобретательность и владение элементами импровизационности.

В период обучения учащимся приходится часто выступать перед

аудиторией на зачетах, академических, классных концертах, экзаменах,

конкурсах, фестивалях. Поэтому одним из самых существенных моментов

является поведение на эстраде, сценическое самочувствие учащихся. Немаловажную роль для выступлений на эстраде играют первые выступления ученика. Начинать можно с классных концертов, учитывая, что дети младшего возраста с удовольствием играют перед своими сверстниками и родителями. Преподаватель совместно с концертмейстером обязан так вести учебный процесс, чтобы учащийся воспринимал выступление как награду за труд, праздничный процесс, а не повинность. Концертмейстеру следует изучить личностные особенности ребенка, отрицательные и положительные стороны его психики, характера, эмоционально - волевой сферы.Во время концертных и экзаменационных выступлений пианиста с учениками-солистами, выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего младшего партнёра, если они начинают одновременно. Нужно как можно раньше, ещё в классе, научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры.Иногда пианисту бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.

Концертмейстеру не следует диктовать свою волю солисту во время

концертного исполнения, задавая и выдерживая жесткий темп и ритм.

Концертмейстер и педагог должны стремиться выявить инициативу ученика.

Если учащийся на концерте, экзамене забыл или перепутал музыкальный текст, концертмейстер не должен прекращать игру, он вовремя подхватит солиста и поможет довести произведение до конца.Быстрота реакции, мобильность, воля и самообладание являются важными составляющими в профессиональной деятельности концертмейстера.Даже способный ученик может запутаться в тексте и остановиться. Во избежание такой ситуации лучше обговаривать до концерта, с каких мест может быть возобновлено исполнение.

Работа концертмейстера в классе скрипки заключает в себе творческую

деятельность. Мастерство концертмейстера требует от пианиста разностороннего музыкально-исполнительского дарования, артистизма, владения ансамблевой техникой, навыками чтения с листа и транспонирования. Для педагога концертмейстер – помощник, музыкальный единомышленник.Для солиста- скрипача концертмейстер –партнёр, помогающий созданию и воплощению единого художественного образа. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности: большого объёма внимания и памяти, высокой работоспособности, мобильности реакции и находчивости в неожиданных ситуациях, выдержки и воли, педагогического такта и чуткости, увлеченности и любви к своей работе. Концертмейстер должен иметь большой и разнообразный репертуар, отражающий различные музыкальные стили и жанры.Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень, чтобы ученик, слыша профессиональную игру, стремился к совершенствованию своего творчества.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе в классе скрипки ДШИ неоспоримо велика.





Литература


1.Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч трудов. –Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.

2.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. -М.: Музыка, 1961.

3.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство –музыкально-творческая деятельность //

Музыка в школе. –2001.

4.Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. -Л.: Музыка, 1972.

5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. –

М.: Музыка, 1996