СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Нормативно-правовые документы.
2. Основные аспекты организации работы социального педагога.
3. Материалы основной деятельности социального педагога.
4. Методические рекомендации к Инструкции № 905 об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
а) по индивидуальной программе коррекционно-воспитательной работы с обучающимся (воспитанником)» (форма 3-у).
б) «Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника)» (форма 4-у).
5. Примерный план работы на учебный год, отражающий работу с обучающимися по направлениям деятельности.
6. Примерный план работы с родителями.
7. Методические материалы: локальные акты, анкеты, памятки.
Методический кейс социального педагога
Содержание
1. Нормативно-правовые документы.
2. Основные аспекты организации работы социального педагога.
3. Материалы основной деятельности социального педагога.
4. Методические рекомендации к Инструкции № 905 об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
а) по индивидуальной программе коррекционно-воспитательной работы с обучающимся (воспитанником)» (форма 3-у).
б) «Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника)» (форма 4-у).
5. Примерный план работы на учебный год, отражающий работу с обучающимися по направлениям деятельности.
6. Примерный план работы с родителями.
7. Методические материалы: локальные акты, анкеты, памятки.
1. Нормативно-правовые документы.
Конституция Донецкой Народной Республики
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС).
Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» № 04-IНС (постановление Народным Советом Донецкой Народной Республики № 17 от 12.12.2014 г.).
Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2015 года; с изменениями, внесенными Законом от 14.04.2017 № 175-IHC).
Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № 79-IHC от 02.10.2015г.).
Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности» (принят Постановлением Народного Совета 29 мая 2015 года);
Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму» (принят Постановлением Народного Совета 15 мая 2015 года).
Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации» от 02.10.2015 г. №79-ІНС.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832.
Концепция патриотического воспитания детей и обучающейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №815.
Приказы, инструкции, распоряжения
Приказ №69/2 / 531 от 17.09.2015 г. «Об утверждении льготных категорий и перечня документов» и Перечень документов, подтверждающих льготную категорию детей, имеющих право на бесплатное питание в дошкольных и школьных учреждениях Донецкой Народной Республики.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 08 декабря 2017 г. № 1339 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития непрерывного воспитания детей и обучающейся молодёжи Донецкой Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 № 905 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.04.2016 № 338 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 г. № 378 «Об утверждении Порядка организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей с круглосуточным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13 января 2017 года № 11 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2018 г. № 45 «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и населения на период до 2025 года».
Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 15 июня 2017 г. № 7-14 «Об утверждении Порядка учёта детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования, за которым закреплена муниципальная общеобразовательная организация».
Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905.
Методические рекомендации для классных руководителей по проведению внеклассных мероприятий, классных часов и родительских собраний по правовому воспитанию, формированию негативного отношения к противоправным действиям (Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, 2016 год).
Методические рекомендации «Социально-педагогические аспекты реализации Концепции патриотического воспитания детей и обучающейся молодёжи в системе учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях через поддержку и развитие детского общественного движения».
Уголовный кодекс Донецкой Народной республики.
Инструктивное письмо «О деловом стиле учащихся» №1823 от 15.07.2015.
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения.
2.Основные аспекты организации работы социального педагога.
Цели и задачи деятельности социального педагога, основные формы и методы его работы должны исходить из той проблемы, целей и задач работы общеобразовательной деятельности которые должны быть реализованы в текущем учебном году.
Деятельность социального педагога заключается в оказании помощи обучающемуся в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, интеграции в общество, иными словами – помощи в социализации обучающегося.
Исходя из задачи, мы можем обозначить главную цель деятельности социального педагога. Это создание условий для психологического комфорта и безопасности обучающегося, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, общеобразовательной организации, ближайшем окружении.
Социальная работа направлена на оказание поддержки, помощи, защиты всем участникам образовательного процесса. Все функции социальный педагог реализует через основные виды деятельности.
1.Организационно-методическая работа – деятельность, которая включает в себя ведение документации, написание отчетов, составление рабочих планов, подготовку к проведению мероприятий:
-организация межведомственного сотрудничества (СДН, ОДСД);
-организация сотрудничества с родителями (законными представителями);
-работа с документами: составление плана работы на год, составление плана работы на месяц, ежедневное ведение документации (журнал учета рабочего времени), обновление списков детей льготных категорий, обследование жилищно-бытовых условий и составление актов, составление отчетной документации, обработка и оформление результатов диагностики, подготовка к проведению мероприятий.
2.Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения:
-индивидуальное консультирование (по запросу для всех участников образовательного процесса);
-групповое консультирование (согласно годовому плану, по итогам диагностики, по запросу).
3.Диагностическая деятельность – изучение личности обучающихся на протяжении всего периода обучения.
4.Просветительская и профилактическая деятельность – предупреждение негативных тенденций в развитии и поведении обучающихся (социальная адаптация обучающихся, профилактика насилия и жестокого поведения, профилактика конфликтов, гражданско-патриотическое воспитание, правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, профориентация обучающихся, трудовое воспитание (организация занятости обучающихся в летний период), духовно-нравственное (семейное воспитание и работа с семьёй) работа Совета профилактики).
5.Защитные функции и связи с общественностью (социальное инспектирование, социально-правовая защита детей льготных категорий).
6.Педагогическая деятельность – проведение занятий, направленных на обучение, развитие и воспитание обучающегося.
7.Самообразование – повышение уровня профессиональной компетентности (изучение методической литературы, участие в семинарах, практикумах, тренингах, тематических консультациях).
Направления работы социального педагога
- проводит комплекс мероприятий по ведению необходимой документации;
- проводит анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся (воспитанников) и определяет меры по их устранению;
- участвует в составлении индивидуальной программы социализации обучающегося (воспитанника), которая согласовывается с заместителем директора образовательной организации по воспитательной работе;
- обеспечивает педагогические кадры необходимыми методическими материалами по проведению профилактической работы в образовательной и дополнительной образовательной деятельности;
- формирует банк данных образовательной организации об обучающихся (воспитанниках), находящихся в социально опасном положении;
- готовит отчетную документацию по своей деятельности по направлению профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (воспитанников).
3. Материалы основной деятельности:
1. Социальный паспорт общеобразовательной организации за 3 года.
2. Документы, подтверждающие статус обучающихся по категориям:
из многодетных семей; из малообеспеченных семей; из неблагополучных семей; дети с ограниченными физическими возможностями; дети под опекой; состоящие на внутришкольном учете в школе; состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП; склонные к бродяжничеству, суициду; имеющие право на бесплатное питание.
3. Карточка индивидуального изучения подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
4. Протоколы заседаний Советов Профилактики. Протоколы заседаний Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями к подобным документам.
5. Акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию.
6. Информация о занятости обучающихся во внеурочное время.
7. Информация о летней занятости обучающихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, дети под опекой), учащихся, находящиеся в социально опасном положении (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
8. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях обучающихся.
9. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
10. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
4. Методические рекомендации к Инструкции № 905 об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
К разделу 2. Основания постановки и снятия с учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
а) по индивидуальной программе коррекционно-воспитательной работы с обучающимся (воспитанником)» (форма 3-у).
- совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие Устав образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося (воспитанника);
ПРИМЕР
Форма 3-у
Утверждаю:
Заместитель директора
«__»____________20 г
Индивидуальная программа
коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. Иванов Иван Иванович
Дата рождения 20.04.2005 Возраст 15 лет класс 8-А
Дата постановки на учет 28.09.2019
Причина постановки на учет совершение противоправных действий и неоднократное нарушение Устава образовательного учреждения
№ | Направления работы | Содержание работы | Формы и методы работы | Сроки выполн. | Ответственный | Прим. |
1 | Социальный психолог коррекция: - соц. адаптация и формирование коммуникативных навыков; - развитие познавательных процессов; - гармонизация эмоц.-волевой сферы; - коррекция форм девиантного поведения | «Волевая регуляция поведения» «Все в твоих руках» (занятия, направленные на формирование позитивного настроя) | Занятия с элементами тренинга Занятия с элементами тренинга | 16.11.19 23.11.19 07.12.18 | Педагог-психолог | Выполнено Выполнено |
2 | Социальный педагог коррекция: - формирование мотивов учебной деятельности; - развитие соц.-быт., труд., культурн. Навыков; формирование навыков ЗОЖ | Недопустимость ненормативной лексики «Коммуникативные навыки» Методы саморегуляции Вред курения Уроки здоровья | Беседа Тренинг Занятие с элементами тренинга Беседа Тренинг | 20.11.19 17.12.19 22.12.19 22.01.20 07.02-21.02 | Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-психолог | Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено |
3 | Коррекция внутрисемейных отношений, работа с семьей | Как избежать конфликтов с родителями | Беседа | 28.01.20 | Социальный педагог | Выполнено |
4 | Соц.-мед. помощь и оздоровление | Осмотр | Плановый осмотр | | Медсестра | |
5 | Совместная деятельность со специалистами др. служб по профилактике | Обращение с целью привлечения матери Ивановой Т.В. к адм. ответственности в связи с невыполнением ею родительских обязанностей | Представление | | Заместитель директора по ВР | Выполнено |
ПРИМЕР
Форма 3-у
Утверждаю:
Заместитель директора по ВР
«__»____________20 г
Индивидуальная программа
коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
Общие сведения о ребенке
ФИО Иванов Иван Иванович
Дата рождения 27.12.2006 возраст 13 лет класс 7
Дата постановки на учет 17.04.2019
Причина постановки на учет: безнадзорность, склонность к девиантному поведению
№ | Направления работы | Содержание работы | Формы и методы работы | Сроки выпол. (дата) | Ответственный | Примечание |
1. | Социально-психологическая коррекция:
| «Овладение способами взаимодействия с миром и самим собой» Цель занятия – развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний | Беседа с элементами тренинга |
|
Педагог-психолог |
|
Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова). Цель - выявление интересов подростка. | Тестирование |
| Педагог-психолог |
| ||
«Мои чувства, мои эмоции» Цель занятия - гармонизация и оптимизация развития личности подростка | Беседа, арт-терапия
|
| Педагог-психолог |
| ||
«Мотивы» Цель занятия - Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.). | Беседа с элементами тренинга |
| Педагог-психолог |
| ||
«Есть такое чувство – дружба!». Цель занятия - формирование коммуникативных навыков, устранение барьеров в общении. | Беседа с элементами дискуссии |
| Педагог-психолог |
| ||
«Мы в ответе за свои поступки». Цель занятия - Цель - занятия выработка понимания деформации личности правонарушителя и оценка последствий противоправного поведения | Занятие с элементами тренинга |
| Педагог-психолог |
| ||
«Стресс». Цель занятия - формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением. | Беседа с элементами релаксации |
| Педагог-психолог |
| ||
«Самооценка (автор В.А. Ковалев)». Цель - изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии | Тестирование |
| Педагог-психолог |
| ||
2. | Социально-педагогическая коррекция:
| «Психоактивные вещества – со мной или без меня?». Цель занятия - формирование объективных знаний о вредном воздействии психоактивных веществ на живой организм. | Беседа, просмотр видеофильмов |
| Педагог-психолог |
|
«Здоровый образ жизни, вредные привычки». Цель беседы - профилактика вредных привычек, СПИДа. | Беседа |
| Педагог-психолог |
| ||
«Учись учиться». Цель занятия – актуализация познавательного интереса и укрепление учебной мотивации | Беседа |
| Педагог-психолог |
| ||
«Культура общения». Цель беседы – формирование навыков общения с окружающими.
| Беседа |
| Педагог-психолог |
| ||
«Знание – основа воспитания». Цель – снижение риска безнадзорности, развитие правовой осознанности. | Беседа с элементами дискуссии |
| Педагог-психолог |
| ||
«Хочу учиться». Цель занятия – формировать учебно - познавательные мотивы; повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность. | Занятие с элементами тренинга |
| Педагог-психолог |
| ||
3. | Коррекция внутрисемейных взаимоотношений, работа с семьей | «Мое будущее». Цель занятия - развитие целеполагания. | Беседа, арт-терапия |
| Педагог-психолог |
|
«Сможем вместе». Цель занятия - формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей. | Занятие с элементами тренинга |
| Педагог-психолог | Учащаяся и родители | ||
«Я и мои родители». Цель занятия - осознание семейных ценностей | Беседа с элементами тренинга |
| Педагог-психолог |
| ||
4. | Социально-медицинская помощь и оздоровление | Пропаганда здорового образа жизни. Основы полового воспитания. Профилактика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. | Беседы, диагностика | По мере необходимости | Педагог-психолог. Медицинская сестра |
|
5. | Совместная деятельность со специалистами других служб по профилактике. | Пропаганда здорового образа жизни; предупреждение жестокого обращения, профилактика правонарушений; употребления ПАВ. | Информационно-просветительские мероприятия. Беседы | В течение года (или по запросу) | Заместитель директора по ВР. Педагог-психолог |
|
б) «Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника)» (форма 4-у).
ПРИМЕР
Форма 4-у
Индивидуальная карточка
социально-психологического сопровождения обучающегося (воспитанника), состоящего на учете
7 класс Дата постановки на учет 17.04.2019
ФИО Иванов Иван
Дата рождения 27.12.2006 полных лет 13
Адрес места проживания ул. Короленко, д. 1кв.1
Родители (ФИО, место работы):
Мать - ФИО, ГП «Моспинское углеперерабатывающее предприятие»
Отец - ФИО, с семьей не проживает
Социальный статус (ребенка, семьи)_неполная семья, СОП
Условия проживания ребенка _удовлетворительные, в семье созданы необходимые условия для воспитания, проживания и обучения несовершеннолетней
В семье также проживают -________________________________________
(братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.)
Занятие обучающегося (воспитанника) в неурочное время (посещение кружков, хобби и т.д.) школьный кружок по лёгкой атлетике, факультатив «Костюм в истории искусства» .
Причина взятия на учет: безнадзорность, склонность к девиантному поведению, вредные привычки
Состоит ли на учете (в отделе по делам семьи и детей, подразделении органов внутренних дел и по какой причине, с какого времени) не состоит
Проводимая работа:
Дата | Описание проводимой работы | С кем проводилась работа (ребенок, члены семьи, педагоги) |
| Посещение обучающейся на дому с целью выяснения жилищно-бытовых условий проживания обучающейся, находящейся на внутри школьном учете. | классный руководитель, родители |
| Тестирование «Учебная мотивация» (автор Г.А. Карпова). Цель - выявление интересов подростка. | Обучающаяся |
| Беседа «Устав школы, правила поведения обучающегося» | Обучающаяся |
| Консультация. Организация работы с обучающимся ВШУ | Классный руководитель |
| Заседание Совета профилактики (внеплановое). Цель – выяснение причин девиантного поведения обучающейся 7 класса. | Обучающаяся, педагоги |
| Диагностическая работа. «Акцентуация личности» (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет). Цель - определение типа акцентуации характера. | Обучающаяся |
| Занятие. «Кто я?». Цель – способствовать развитию у подростка “Я-концепции”. | Обучающаяся |
| Диагностическая работа. Тестирование «Анализ семейной тревоги» (автор Э.Г. Эйдемиллер). Цель - определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи. | Обучающаяся |
| Беседа «Культура общения». Цель - привлечь внимание обучающейся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета. | Обучающаяся |
| Занятие. Я и мой мир. Цель - овладение способами взаимодействия с миром и самим собой. | Обучающаяся |
| Диагностическая работа. «Семейная социограмма» (автор Э.Г.Эйдемиллер). Цель - выявление семейных межличностных отношений. | Обучающаяся |
| Совет профилактики. Цель - профилактика безнадзорности, правонарушений во время осенних каникул. | Обучающаяся, родитель, педагоги |
| Консультация «Сложное поведение сложных детей». Цель - обсудить, что необходимо развивать и воспитывать в подростке, как подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. | Родитель |
| Заседание Совета профилактики (внеплановое). Цель – выяснение причин девиантного поведения обучающейся 7 класса, профилактика бродяжничества. | Обучающаяся, родитель, педагоги |
| Диагностическая работа. Тестирование «Анализ семейной тревоги» (автор Э.Г. Эйдемиллер). Цель - определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи. | Обучающаяся |
| Занятие (групповое) «Учимся сказать: «Нет!»» (по плану осенних каникул). Цель - формирование у обучающихся навыков противостояния давлению, «культуры отказа», развитие умения принимать ответственность за свою жизнь. | Обучающиеся ВШУ |
| Занятие. «Мои чувства, мои эмоции». Цель - гармонизация и оптимизация развития личности подростка. | Обучающаяся |
| Беседа. «Причины саморазрушающего поведения». Цель - профилактика аутоагрессивного поведения. | Обучающаяся |
| Занятие. «Мотивы». Цель - Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных достижений). | Обучающаяся |
| Диагностическая работа «Самооценка» (автор В.А. Ковалев). Цель - изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятия. | Обучающаяся |
| Консультирование родителей обучающейся. Цель – просветительская работа в области воспитания подростка. | Родитель |
| Занятие. «Я и мои родители». Цель – осознание и формирование семейных ценностей. | Обучающаяся |
| Беседа. Последствия самовольного ухода из школы, ответственность за проступки. Цель – ознакомление с правами и обязанностями несовершеннолетних. | Обучающаяся |
| Диагностическая работа. Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман). Цель - определение эмоционального состояния. | Обучающаяся |
| Заседание Совета профилактики (внеплановое). Цель – выяснение причин девиантного поведения обучающейся 7 класса, профилактика безнадзорности. | Обучающаяся, родитель, педагоги |
| Консультирование родителей обучающейся. | Родитель |
| Занятие. «Смысл жизни – в ценностях?». Цель актуализировать процесс социального самоопределения. Способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем, ценностей жизни, предназначение человека. | Обучающаяся |
| Беседа. «Здоровый образ жизни, вредные привычки». Цель - профилактика вредных привычек, СПИДа | Обучающаяся |
| Диагностическая работа. Проективные методики «Человек под дождем», «Моя семья». Цель - изучение подсознательного восприятия семейных отношений. | Обучающаяся |
| Занятие. «Неуверенность и ее маски». Цель - развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции. | Обучающаяся |
| Беседа. «Правонарушение и юридическая ответственность». Цель - изучение прав и обязанностей несовершеннолетнего. | Обучающаяся |
| Беседа. «Осознание себя, принятие себя, ценность жизни». Цель - профилактика аутоагресивного поведения. | Обучающаяся |
| Беседа. «Как найти тему для разговора с трудным подростком» | Родитель |
| Диагностическая работа. К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич). Цель - измерение ценностной ориентации подростка. | Обучающаяся |
| Занятие. «Дружба». Цель - осознание ценности межличностных отношений. | Обучающаяся |
| Беседа. «Вербальные и невербальные формы поведения». Цель - изучение основ этики и этикета. | Обучающаяся |
| Беседа. «Трудовое воспитание в семье». Цель - привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с подростком дома. | Родитель |
| Занятие. «Страхи и фобии». Цель - выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний. | Обучающаяся |
| Беседа. «Осознание себя, принятие себя, ценность жизни». Цель - профилактика аутоагрессивного поведения. | Обучающаяся |
| Беседа. «Профилактика бродяжничества». Цель - снижение риска безнадзорности, развитие правовой осознанности. | Обучающаяся |
Индивидуальная коррекционно-развивающая и восстановительная
программа психологического сопровождения на 2019 – 2020 учебный год
Класс 7
Цель профилактика безнадзорности и девиантного поведения, пропаганда ЗОЖ.
№ П.п. | Содержание работы | Форма проведения | Цель работы | Дата (по факту) | Примечание | |||
Диагностическая работа | ||||||||
1 | Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова). | тестирование | выявление интересов подростка. |
|
| |||
2 | Акцентуация личности (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет). | тестирование | определение типа акцентуации характера. |
|
| |||
3 | Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер). | тестирование | определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи. |
|
| |||
4 | Семейная социограмма (автор Э.Г.Эйдемиллер). | тестирование | выявление семейных межличностных отношений. |
|
| |||
5 | Самооценка (автор В.А. Ковалев). | тестирование | изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии |
|
| |||
6 | Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман). | тестирование | определение эмоционального состояния. |
|
| |||
7 | Проективные методики «Человек под дождем», «Моя семья». | рисунок | Изучение подсознательного восприятия семейных отношений |
|
| |||
8 | К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич). | тестирование | измерение ценностной ориентации подростка.
|
|
| |||
Консультативная работа | ||||||||
1 | Индивидуальное консультирование обучающейся | консультация |
|
|
| |||
2 | Индивидуальное и групповое консультирование родителей обучающейся | консультация |
|
|
| |||
Коррекционно-востановительная и развивающая работа | ||||||||
1 | Занятие. Кто я? | Беседа с элементами тренинга | Развитие у подростка “Я-концепции”. |
|
| |||
2 | Занятие. Я и мой мир. | Беседа, релаксация | овладение способами взаимодействия с миром и самим собой. |
|
| |||
3 | Занятие. Мои чувства, мои эмоции | Беседа, арт-терапия | гармонизация и оптимизация развития личности подростка |
|
| |||
4 | Занятие. Мотивы. | Беседа с элементами тренинга | Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.). |
|
| |||
5 | Занятие. Я и мои родители. | Беседа с элементами тренинга | Осознание семейных ценностей |
|
| |||
6 | Занятие. Неуверенность и ее маски. | Беседа с элементами тренинга | Развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции. |
|
| |||
7 | Занятие. Смысл жизни – в ценностях? | Беседа с элементами тренинга | переход от отрицательной фазы развития личности к положительной |
|
| |||
8 | Занятие. Дружба. | Беседа с элементами тренинга | Осознание ценности межличностных отношений |
|
| |||
9 | Занятие. Конфликт. | Беседа с элементами тренинга | введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы. |
|
| |||
10 | Занятие. Стресс. | Беседа, релаксация | формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением. |
|
| |||
11 | Занятие. Страхи и фобии. | Беседа, арт-терапия | выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний. |
|
| |||
12 | Занятие.Метод СДР (смотри, думай, решай). | Беседа с элементами тренинга | Формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия решений (СДР). |
|
| |||
13 | Занятие. Психоактивные вещества – со мной или без меня? | Беседа, просмотр видеофильмов | Формирование объективных знаний о вредном воздействии психоактивных веществ на живой организм, развитие психологического иммунитета к психоактивным веществам. |
|
| |||
14 | Занятие. Мое будущее. | Беседа, арт-терапия | Развитие целеполагания. |
|
| |||
Просветительская и профилактическая работа | ||||||||
1 | Устав школы, правила поведения обучающегося | Беседа | Изучение прав и обязанностей несовершеннолетнего |
|
| |||
2 | Культура общения | Беседа | Культура приветствий и обращений к окружающим |
|
| |||
3 | Причины саморазрушающего поведения | Беседа | Профилактика аутоагрессивного поведения |
|
| |||
4 | Последствия самовольного ухода из школы, ответственность за проступки | Беседа | Изучение прав и обязанностей несовершеннолетнего |
|
| |||
5 | Здоровый образ жизни, вредные привычки | Беседа | Профилактика вредных привычек, СПИДа |
|
| |||
6 | Правонарушение и юридическая ответственность | Беседа | Изучение прав и обязанностей несовершеннолетнего |
|
| |||
7 | Права и обязанности несовершеннолетнего | Беседа | Изучение прав и обязанностей несовершеннолетнего |
|
| |||
8 | Вербальные и невербальные формы поведения | Беседа | Изучение основ этики и этикета |
|
| |||
9 | Осознание себя, принятие себя, ценность жизни | Беседа | Профилактика аутоагрессивного поведения |
|
| |||
10 | Профилактика бродяжничества | Беседа | Снижение риска безнадзорности, развитие правовой осознанности |
|
|
5. Примерный план работы на учебный год, отражающий работу с обучающимися по направлениям деятельности
Планирование по видам работы (МДОУ)
№ п/п | Содержание работы | Форма проведения | Категория | Дата | Исполнение | |
I. Организационно-методическая работа | ||||||
| Составление плана работы социального педагога на текущий уч. г. | планирование | Самостоятельно | До |
| |
| Информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях | сбор информации | Самостоятельно | В течение года |
| |
| Обновление списков неорганизованных детей, проживающих в микрорайоне | общественный смотр | Самостоятельно |
|
| |
| Ознакомление с нормативно-правовой документацией | изучение |
|
|
| |
| Изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях | сбор информации | Самостоятельно | В течение года |
| |
| Родительские собрания, семинары, педагогические совещания, педагогические советы по актуальным направлениям сопровождения образовательного процесса. | Подготовка материалов | Педагоги, родители |
|
| |
7. | Банк данных детей микрорайона от 0 до 6 лет. Выявление детей, которые не посещают ДОУ и согласование с детской поликлиникой. | составление списков, | Школьная медсестра | Август, май | 4 | |
8. | Акты обследования условий проживания и воспитания детей льготных категорий, детей, оказавшихся в СОП. | составление актов | Члены комиссии | По запросу
|
| |
9. | Банк данных детей льготных категорий | составление списков | воспитатели | На 05 число ежемесячно |
| |
10. | Участие в педсоветах |
|
|
|
| |
11. | Сопровождение детей с признаками дезадаптации | Подготовка методических рекомендаций | Педагоги Родители | Октябрь |
| |
12. | Сопровождение детей, требующих усиленного внимания | Подготовка методических рекомендаций | Педагоги Родители | Ноябрь |
| |
13. | Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста | Подготовка методических рекомендаций | Педагоги Родители | Ноябрь |
| |
15. | Участие в инструктивно-методических совещаниях специалистов психологической службы | Подготовка к участию в инструктивно-методических совещаниях | Специалисты психологической службы
| По плану проведения инструктивно-методических совещаний (приложение) |
| |
16. | Проведение Недели психологии» | Подготовка мероприятий | Педагоги, дети, родители |
|
| |
17. | «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации» | Участие в Августовской педагогической конференции | Администрация города Администрация отдела образования Методисты Администрация ОО Педагогические работники ОО |
|
| |
18. | Предоставление статистической и аналитической информации | Информация | Самостоятельно | По плану |
| |
19. | Тематические консультации ДРУМЦ по актуальным направлениям в работе | Участие в Тематических консультациях специалистов | Самостоятельно | По Плану |
| |
20. | «Преемственность в свете Государственных стандартов. МДОУ- школа». | Подготовка к проведению психологического брифинга (консилиум) | Специалисты психологической службы образовательных организаций города | Октябрь |
| |
21. | Составление и обновление социального паспорта МДОУ, возрастных групп | Социальный паспорт | Самостоятельно |
|
| |
22. | Пополнение методической копилки диагностическими методиками и технологиями коррекционной работы. | Подготовка | Самостоятельно | В течение года |
| |
24. | «Права ребенка» | Оформление стенда (обновление) | Самостоятельно | Декабрь |
| |
25. | Оформление кабинета социального педагога (оснащение кабинета, приобретение дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала для диагностики и занятий.) | Оснащение | Самостоятельно |
|
| |
26. | Работа с администрацией -Участие в административных мероприятиях по организации воспитательного процесса. -Работа по запросам администрации. - Работа с семьями обучающихся по оформлению двухстороннего договора. -Подготовка нормативно-правовых документов. Ознакомление родителей вновь прибывших и сотрудников с Конвенцией о правах ребенка и Законом «Об образовании». | Участие | Самостоятельно | В течение года |
| |
27. | Участие в методических объединениях и семинарах психологической службы | Участие | Самостоятельно | В течение года |
| |
28. | Профилактика жестокого обращения с детьми | Разработка листовок, памяток, брошюр, буклетов | Родители | В течение года |
| |
29. | Актуальные вопросы сопровождения воспитанников МДОУ | Рекомендации | Воспита тели | По запросу на протяжении учебного года |
| |
30. | Подготовка отчетов по семьям льготной категории в МДОУ | Статистический отчет |
| Ежемесячно |
| |
31. | Анализ посещения обучающихся ДОУ, (определение причин непосещения) | Статистический отчет | Педагоги, родители | Ежемесячно |
| |
32. | Взаимодействие с общеобразовательной организцией, библиотекой, детской поликлиникой | Сотрудничество | Самостоятельно | В течение года |
| |
33. | Участие в организации и проведении праздничных утренниках и развлечений. | Участие | Самостоятельно | В течение года |
| |
34. | Составление картотеки игр по социальному развитию детей | Картотека игр | Самостоятельно | В течение года |
| |
35. | Проведение занятий с детьми по актуальным направлениям развития и сопровождения | Подготовка конспектов дидактического, раздаточного, наглядного материала | Социальный- педагог
| В течении года |
| |
36. | Выставки творческих работ «Нет! насилию»; «Мы любим ЗОЖ»; «Вот что я могу» | Подготовка детских выставок работ совместно родителями |
| В течении года |
| |
II. Диагностическая работа | ||||||
1.
| С воспитанниками МДОУ: |
|
|
|
| |
1. | Наблюдение за адаптационным периодом дошкольников к условиям пребывания в ДОУ, выявление дезодаптировнных детей, | Наблюдение, посещение ООД | Вновь поступившие дети | В период адаптации
|
| |
2. | Изучение социально-психологического микроклимата семей, выявление семей высокого социального риска. | Проективные методики
| Воспитанники | Сентябрь-октябрь |
| |
3. | «Хочу ли я в школу» | Тест для будущих первоклассников
| Будущие первоклассники | Апрель |
| |
4. | Посещение режимных моментов. Анализ поведения детей на занятиях и в режимных моментах | Наблюдение | Воспитанники | В течение года |
| |
5. | Определение особенностей поведения детей льготных категорий | Наблюдение | Дети всех возрастных групп | В течение года |
| |
2. | С семьями обучающихся: |
|
|
|
| |
1. | Изучение социально-психологического микроклимата семей, выявление семей высокого социального риска. | Проективные методики Опрос Анкетирование Сбор информации, анализ | Родители Воспитанники | Сентябрь-октябрь |
| |
2. | Изучение осведомленности | Опрос «Влияние семьи | Родители | Сентябрь |
| |
3. | Изучение особенностей и потребностей семей, дети которых не посещают ДОУ, с целью оказания образовательных услуг | Анкетирование | родители | Октябрь |
| |
4. | Посещение семей льготных категорий с целью выявления условий проживания и воспитания, оказания помощи в воспитании детей | Изучение | дети, родители (законные представители) | В течение года |
| |
5. | Определение социально – педагогического маршрута сопровождения (выявление запросов и ожиданий). | Опрос | Родители | Сентябрь |
| |
6. | Методики "Пытаетесь ли вы понять своего ребенка", "Достаточно ли вы контактны с детьми" Овчарова Р.В. | Анкетирование | Родители | Сентябрь |
| |
7. | Социальная анкета | Анкета | Родители | По мере поступления детей |
| |
8. | "Анкета ""Изучение осведомленности родителей в вопросах влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка его взаимоотношений с ровесниками и взрослыми" Абдулаева Х. Ш. | Анкетирование | Родители | Октябрь |
| |
9. | «Права и обязанности родителей. Обеспечение прав ребенка?» | Опросник | Родители | Декабрь |
| |
10. | «Эффективность сотрудничества родителей и МДОУ» | Анкета | Родители | Май |
| |
3. | С педагогами: |
|
|
|
| |
1. | Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания и образования в общеобразовательной организации и семьи. | Опрос | Педагоги | Октябрь |
| |
2. | «Условия организации адаптационного периода в ДОУ» | Анкетирование | Педагоги | Сентябрь |
| |
3. | Изучение состояния обучения, воспитания, оздоровления детей льготной категории | Ежегодный общественный смотр | воспитатели родители | Сентябрь-октябрь |
| |
4. | Индивидуальная диагностика по запросу родителей | Анкетирование Наблюдение, тесты | Дети всех возрастных групп | В течение года |
| |
III. Консультативная работа | ||||||
1. | С семьями обучающихся: |
|
|
|
| |
1. | Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения. | тематическая консультация | Родители | Сентябрь |
| |
2. | Детско-родительские взаимоотношения. Умение вести диалог и выражать свои желания
| тематическая консультация | Родители | Сентябрь |
| |
3. | «Жестокое обращение к ребенку, его признаки пути решения проблемы» | тематическая консультация | Родители | Октябрь |
| |
4. | «Основные аспекты работы по профилактике экстремизма и терроризма» | тематическая консультация | Родители | Октябрь |
| |
5. | "Безопасность ребенка в детском саду и в семье" | тематическая консультация | Родители педагоги | Ноябрь |
| |
6. | «Чем занять ребенка дома. Радость общения» | тематическая консультация | Родители | Ноябрь |
| |
7. | «Семья-надежная гавань в любую погоду» | тематическая консультация | Родители | Декабрь |
| |
8. | «Защита прав детей от всех форм насилия» | тематическая консультация | Родители | Декабрь |
| |
9. | «Совместные действия семьи и ДОУ по развитию коммуникативных навыков, развитию личности ребёнка» | тематическая консультация | Родители | Декабрь |
| |
10. | «Когда начинает развиваться личность»» | тематическая консультация | Родители | Январь |
| |
11. | «Бережем здоровье с детства» | тематическая консультация | Родители | Январь |
| |
12. | «Человеческий мир — система общечеловеческих ценностей и норм» | тематическая консультация | Родители | Январь |
| |
13. | «Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста» | тематическая консультация | Родители | Февраль |
| |
14. | «Семья — надежный фундамент в жизни каждого из нас! Роль семьи в жизни детей». | тематическая консультация | Родители | Февраль |
| |
15. | «Правила личной безопасности в доме, на улице». | тематическая консультация | Родители | Февраль |
| |
16. | «Традиции моей семьи» | тематическая консультация | Родители | Февраль |
| |
17. | «Что такое экстремизм, терроризм.Противодействие» | тематическая консультация | Родители | Март |
| |
18. | «Как противостоять угрозе терроризма» | тематическая консультация | Родители | март |
| |
19. | «Конфликт и способы его преодоления» | тематическая консультация | Родители | март |
| |
20. | «Как научиться быть ответственным за свои поступки» | тематическая консультация | Родители | Март |
| |
21. | «Спорт — альтернатива пагубным привычкам» | тематическая консультация | Родители | Апрель |
| |
22. | «Твои жизнь и здоровье — в твоих руках» | тематическая консультация | Родители | Апрель |
| |
23. | «Дисциплина и порядок - наши верные друзья!» | тематическая консультация | Родители | Май |
| |
24. | «Стили человеческого общения. Уважение - залог хороших взаимоотношений». | тематическая консультация | Родители | Июнь |
| |
2 | С педагогами |
|
|
|
| |
1. | «Воспитанники общеобразовательной организации. Секреты успешной адаптации» | тематическая консультация | педагоги | Сентябрь |
| |
2. | «Понятие жестокого обращения. Виды жестокого обращения с детьми. Уровень ответственности взрослого». | тематическая консультация | педагоги | Сентябрь |
| |
3. | Организация обучения, воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях | тематическая консультация | педагоги | Сентябрь |
| |
4. | «Семейное воспитание и его влияние на формирование у ребенка системы ценностей» | тематическая консультация | педагоги | октябрь |
| |
5. | «Как противостоять насилию в семье» | тематическая консультация | педагоги | Октябрь |
| |
6. | «Охрана прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей» | тематическая консультация | педагоги | Ноябрь |
| |
7. | «Толерантность залог крепкой дружбы». | тематическая консультация | педагоги | Ноябрь |
| |
8. | Социально-правовые вопросы и сопровождение воспитанников льготных категорий; |
|
|
|
| |
9. | «Как противостоять угрозе терроризма и экстремизма». | тематическая консультация | педагоги | Декабрь |
| |
10. | «Мир без конфликтов». | тематическая консультация | педагоги | Январь |
| |
11. | « Дневник твоего здоровья. Знаю – умею – применяю!» | тематическая консультация | педагоги | Февраль |
| |
12. | «Тайная власть алкоголя, табака, наркотиков!» | тематическая консультация | Педагоги родители | Март |
| |
13. | «Что мы знаем о правах ребенка. Конвенция ООН». | тематическая консультация | педагоги | Апрель |
| |
14. | «Стили человеческого общения. Уважение - залог хороших взаимоотношений». | тематическая консультация | педагоги | Май |
| |
15. | Оказание помощи воспитателям по работе с семьями, имеющими детей лишённых родительского попечения, с семьями льготной категории | тематическая консультация | педагоги | В течение года |
| |
16. | Соблюдение социальных гарантий воспитанников и семей детей льготной категории по вопросам охраны детства | индивидуальное консультирование
| педагоги, родители (законные представители) | В течение года |
| |
17. | По вопросам охраны детства, соблюдения социальных гарантий семей льготной категории | тематическая консультация | педагоги | В течение года |
| |
IV. Просветительская и профилактическая работа | ||||||
1. | С воспитанниками: |
|
|
|
| |
1. | Беседы о правах детей | Беседы | Воспитанники старших групп | 1 раз в 2 недели |
| |
2. | Беседы с детьми «Спешите делать добро» (ко дню инвалида). | Беседы | Воспитанники старших групп | Декабрь |
| |
3. | Экскурсия с будущими первоклассниками в общеобразовательную организацию. | Экскурсия | Воспитанники старших групп | В течение года |
| |
4. | «Мир ребенка в условиях сотрудничества родителей и педагогов в МДОУ». | День открытых дверей | Педагоги, родители, дети | Март |
| |
5. | «День знаний» «День защиты детей» | Праздник | Воспитанники | 1 сентября и 1 июня |
| |
6. | Конкурс рисунков «Мой друг» | Конкурс | Воспитанники старших групп
| Январь |
| |
7. | «Здоровье-главное богатство» Осознанное отношение к своей жизни, здоровью | Беседа | Воспитанники старших групп
| Февраль |
| |
8. | «Что такое хорошо и что такое плохо» Формирование морально-нравственных ориентиров и качеств | Беседа | Воспитанники старших групп
| Март |
| |
9. | Стресс. Способы преодоления стресса. Психологическая помощь детям в ситуации развода родителей, сохранение взаимоотношений с обоими родителями | Беседа-диалог | Дети | Апрель |
| |
10. | «Территория здравого смысла» (формирование ЗОЖ) | Неделя психологии | Педагоги, дети, родители | Февраль |
| |
Просветительская работа с педагогами | ||||||
1. | Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. | Педагогический час | Педагоги
| Август |
| |
2. | Обеспечение социально-психолого-педагогического сопровождения проблемы девиантного, делинквентного поведения. | Педагогический час | Педагоги
| Август |
| |
3. | Важность ранней профориентационной работы в | Педагогический час | Педагоги
| Август |
| |
4. | «Кнут или пряник. Профилактика конфликтов и жестокого поведения с детьми. | Беседа | Молодые педагоги | Сентябрь |
| |
5. | «Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному городу» | Семинар – практикум | Педагоги | Ноябрь |
| |
6. | «Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения» | Буклет | педагоги | Ноябрь |
| |
7. | Личностно-ориентированное общение с дошкольником | Тематическая беседа | Педагоги | Ноябрь |
| |
8. | Индивидуальный подход к ребёнку с ООП | Тематическая беседа | Педагоги | Ноябрь |
| |
9. | Безопасность ребенка в детском саду и в семье | Выступление на педчасе | Педагоги | Ноябрь |
| |
10. | «Конвенция ООН о правах ребенка — документ для взрослых и детей» |
|
|
|
| |
11. | Организация педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Выступление на педчасе | Педагоги | Декабрь |
| |
12. | «Мы за мир! Нет экстремизму!» | Беседа – диалог |
|
|
| |
13. | Безопасность жизнедеятельности обучающихся и детей дошкольного возраста | Выступление на педчасе | Педагоги | Декабрь |
| |
14. | «Как предупредить конфликт в семье. Разрешение конфликтных ситуаций» | Выступление на педчасе | Педагоги | Декабрь |
| |
15. | Конвенция ООН о правах ребенка — документ для взрослых и детей | Выступление на педчасе | Педагоги | Январь |
| |
16. | Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах. Защита прав детей от всех форм насилия | Выступление на педсовете | Педагоги | Февраль |
| |
17. | «Жестокое обращение к ребенку, его признаки пути решения проблемы» | беседа | Педагоги | Февраль |
| |
18. | Здоровье детей в наших руках | Выступление на педчасе | Педагоги | Февраль |
| |
19. | «Защита прав детей от всех форм насилия» | Беседа - диспут | Педагоги | Март |
| |
20. | «Экстремистская организация. Противодействие экстремистской деятельности» | Стендовая информация | Педагоги | Март |
| |
21. | «Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах» | Буклет | Педагоги | Март |
| |
22. | Организация жизнедеятельности детей – залог гармоничного развития и способ укрепления их здоровья | Выступление на педчасе | Педагоги | Март |
| |
23. | Факторы, определяющие здоровый образ жизни | Памятка | Педагоги | Март |
| |
24. | «Основные аспекты работы по профилактике экстремизма в ДОУ»
| Диспут | Педагоги | Март |
| |
25. | «Социальная значимость создания комфортных условий в работе и во взаимоотношениях внутри коллектива» | Выступление на педчас | Педагоги | Апрель |
| |
26. | «Экстремистская организация. Противодействие экстремистской деятельности» | Стендовая информация | Педагоги | Апрель |
| |
27. | «Воспитание дружеских отношений и взаимовыручки в игре» | Буклет | Педагоги | Май |
| |
28. | Организация летнего отдыха и оздоровления детей. | Выступление на педсовете | Педагоги | Июнь |
| |
29. | «Важность следования социальным нормам в формировании у воспитанников морально-нравственных установок» | Беседа |
| Июнь |
| |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | ||||||
1. | Правовая ответственность родителей за воспитание детей
| Общее родительское собрание | Родители | Сентябрь |
| |
2. | Важность режима дня, посильной нагрузки и правильного питания для формирования физически здоровой личности | Выступление на родительском собрании | Родители первой и второй младших групп | Сентябрь, 2019 |
| |
3. | Как предупредить конфликт в семье. Разрешение конфликтных ситуаций | Памятки | Родители подготовительной группы | Сентябрь |
| |
4. | «Жестокое обращение к ребенку, его признаки пути решения проблемы» | Буклет | Родители детей подготовительной группы | Октябрь |
| |
5. | Роль семейного воспитания в формировании личности ребенка | Беседа | Родители старшей группы | Октябрь |
| |
6. | «Когда начинает развиваться личность» | Диспут | Родители детей подготовительной группы | Октябрь |
| |
7. | Жестокость в семье (психологическое, физическое, экономическое) – бич современности | Родительское собрание с элементами тренинга | Родители старшей группы | Октябрь |
| |
8. | Профилактика инфекционных заболеваний. | Стендовая информация | Родители | Ноябрь |
| |
9. | О социальных гарантиях и защищенности семей | Час общения | Родители детей льготной категории | Декабрь |
| |
10. | Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности ребенка | Выступление на родительском собрании | Родители средней группы | Декабрь |
| |
11. | Ответственность родителей в воспитании и обучении детей. | Выступление на родительском собрании | Родители младшей группы | Декабрь, 2020 |
| |
12. | «Правила безопасности в доме, на улице. Как не стать жертвой насилия» | рекомендации | Родители детей подготовительной группы | Декабрь, 2019 |
| |
13. | «Факторы, определяющие здоровый образ жизни» | Памятка | Родители | Январь, 2020 |
| |
14. | Семья в современном обществе. Влияние семьи на формирование у ребенка необходимой системы ценностей | Беседа-диалог/ | Родители | Январь, 2020 |
| |
15. | Дети с особыми образовательными потребностями в семье и обществе | Стендовая информация | Родители | Январь, 2020 |
| |
16. | Здоровые дети – здоровая нация! | Стендовая информация | Родители | Февраль, 2020 |
| |
17. | Ответственность родителей за успешность в обучении детей | Выступление на родительском собрании | Родители подготовительной группы | Февраль, 2020 |
| |
18. | Декларация прав человека. Права и обязанности детей. | Обзор-лекция | Родители | Февраль, 2020 |
| |
19. | День улыбки, мира, понимания, дружбы | Акция | Родители | Март, 2020 |
| |
20. | Неделя добрых слов и пожеланий | Акция | Родители | Апрель, 2020 |
| |
21. | Мир, дружба, братство - вот что нужно нам для счастья!" | Стендовая информация | Родители | Апрель, 2020 |
| |
22. | Трудности в обучении и воспитании детей с ОВЗ | Беседа |
|
|
| |
23. | Трудности возраста 7-ми лет. Пути взаимодействия | Памятки | Родители | Апрель, 2020 |
| |
V. Коррекционно-восстановительная, развивающая работа | ||||||
1. | «В мире гармонии человеческих отношений» авторская программе Нечипоренко Е.Д. с целью формирования продуктивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию | Практические занятия (12 занятий) | дети 5-6 лет
| в течение 4 месяцев 1 раз в неделю
|
| |
2. | «Тропинки добра» Авторская программ Курилко О.А (утвержденной МОН ДНР) по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, | Практические занятия
| Воспитанники старших групп | 1 раз в 2 недели |
| |
3. | «Воспитание маленького патриота» авторская программа Соболева Г.А., Северина И.А. | Практические занятия
| Воспитанники старшей и подготовительной групп | Февраль-апрель |
| |
VI. Защитные функции | ||||||
1. | Обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетентности социального педагога, педагога-психолога, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги. | Информационный лист | Педагоги, родители | В течение учебного года |
| |
2. | Социально-педагогическое сопровождение родителей вновь поступивших детей, находящихся в режиме адаптации. | Сопровождение | Родители | По мере необходимости |
| |
3. | Посещение детей на дому, обследование ЖБУ проживания детей, изучение семейного микроклимата | Посещение | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
| |
4. | Участие в заседании ГПМПК, заседаниях родительского комитета | Участие | Социаль ный педагог | По плану мероприятий |
| |
5. | Участие в административных совещаниях по социальным вопросам | Совещание | Социальный педагог | По мере необходимости |
| |
6. | Совместная работа со специалистами по делам семьи администрации города Ждановка по оказанию помощи семьям, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах нуждающихся в комплексной помощи. | Совместная работа | Социальный педагог | По мере необходимости |
| |
7. | Составление и обновление банка данных детей льготной категории | Списки | Воспитатели | На 01 число каждого месяца |
| |
8. | Оформление и обновление документации на ребёнка, лишённого родительского попечения | Характеристики, информационные справки | Воспитатели | Ежеквартально |
| |
9. | Изучение состояния обучения, воспитания, оздоровления детей льготной категории | Общественный смотр
| В составе комиссии | Сентябрь, октябрь
|
| |
10. | Обмен информацией для обеспечения эффективной социально-правовой защиты детей льготной категории | Информация по условиям содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения | Отдел по делам семьи и детей | Ежеквартально |
| |
11. | Обмен информацией для обеспечения эффективной социально-правовой защиты детей льготной категории | Ответы на запросы (условия семейного воспитания, отношение к обучению, индивидуальные и поведенческие особенности, характеристики) | Отдел по делам семьи и детей | По запросу |
| |
12. | Предоставление информации о проведении профилактической работы по сопровождению детей льготной категории | Информации
| Отдел по делам семьи и детей | По запросу |
| |
13. | Реализация Плана общих мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений и среди учащихся, защите их прав на образование, предупреждение насилия в семье. | План совместной работы
| Педагоги родители педагоги-психологи дети | В течение года |
| |
VII. Самообразовательная деятельность | ||||||
1 | Нормативно-правовые документы. | изучение | самостоятельно | в течение года |
| |
2 | Консультации с методистом психологической службы системы образования | консультирование | Методисты, педагоги - психологи | в течение года |
| |
3 | Изучение передового социально-психологического и педагогического опыта | применения опыта
| самостоятельно | в течение года |
| |
4 | Разработка методических рекомендаций, коррекционно- развивающих программ, тренингов. | создание методического обеспечения | самостоятельно | На протяжении года |
| |
5 | Ознакомление с новинками научно – педагогической и социально-психологической литературы | изучение | самостоятельно | в течение года |
| |
6 | Посещение библиотеки | саморазвитие
| самостоятельно | в течение года |
| |
7 | Участие в семинарах тренингах, совещаниях для повышения профессиональной компетентности | Участие | педагоги | в течение год
|
|
Планирование в годовом плане
СЕНТЯБРЬ
Консультативная работа | |||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | Индивидуальные беседы | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
2 | Консультации по проблемам агрессивного поведения обучающихся и враждебного отношения к окружающим | Рекомендации, буклет | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
3 | Предоставление рекомендаций: - по проблеме "ученик-правонарушитель" и "ребенок из неблагополучной семьи; - по вопросам воспитания детей | Индивидуальные беседы, памятки | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Просветительская и профилактическая работа | |||||
1 | Выступления на родительских собраниях (по запросу классных руководителей) |
Лекторий
| Родители (законные представители) |
|
|
Защитные функции | |||||
1 | Осуществление социального сопровождения детей льготных категорий | Индивидуальные беседы, тестирование, рекомендации | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
2 | Изучение социального, семейного окружения обучающихся, материально-бытовых условий их проживания с целью предотвращения жестокого обращения и любых форм физического и психического насилия: - дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки; | Индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение, посещения на дому | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
ОКТЯБРЬ
Диагностическая работа | |||||
1 | Диагностическая работа по запросу | Тестирование | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Консультативная работа | |||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | индивидуальная консультация | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Просветительская и профилактическая работа | |||||
1 | Осуществление социального сопровождения семей, попавших в сложную жизненную ситуацию: - с целью обеспечения своевременной психологической и медицинской помощи; - с целью профилактики различных форм семейного насилия | Индивидуальные собеседования | Семьи обучающихся | В течение месяца |
|
Коррекционно-восстановительная, развивающая работа | |||||
1 | Ходатайства об оказании помощи детям льготных категорий | Собеседования | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
2 | Анализ занятости детей льготных категорий в кружках и спортивных секциях | Собеседования | Родители (законные представители) | Последняя неделя месяца |
|
НОЯБРЬ
Консультативная работа | |||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | Индивидуальная консультация | Родители (законные представители) | По запросу |
|
2 | Консультирование по проблемам предупреждения насилия | Индивидуальная консультация | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
3 | Предоставление рекомендаций: - по проблеме "ученик-правонарушитель" и "ребенок из неблагополучной семьи; - по вопросам воспитания детей | индивидуальная | Родители (законные представители) |
|
|
Просветительская и профилактическая работа | |||||
1 | «Памятки: - «Мое окружение»; - «Здоровье – мой успех»; - «Профилактика насилия в семье» Буклеты: - «Курение – это быстрая смерть»; - «Признаки саморазрушающего поведения»; - «Ребенок в беде – как помочь» | Памятки, буклеты | Участники учебно-воспитательного процесса | В течение месяца |
|
2 | «Нет терроризму» | Информация для стенда | Родители (законные представители) |
|
|
Коррекционно-восстановительная, развивающая работа | |||||
1 | Оказание консультационной помощи ребенку в семье: - через обследование жизненных условий семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением (с составлением актов); - индивидуально-консультативная помощь родителям; - проведение классных и общешкольных родительских собраний | Консультация | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
ДЕКАБРЬ
Организационно-методическая работа | ||||||
1 | «День прав человека» | стендовая информация | Родители (законные представители) |
|
| |
Диагностическая работа | ||||||
1 | Диагностическая работа по запросу | Тестирование | Родители (законные представители) | По запросу |
| |
Консультативная работа | ||||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | Индивидуальная консультация | Родители (законные представители) | По запросу |
| |
Коррекционно-восстановительная, развивающая работа | ||||||
1 | Привлечение родительской общественности к управлению общеобразовательной организации через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Совета. | Групповая | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
ЯНВАРЬ
Организационно-методическая работа | ||||||
1 | Сбор сведений о вновь прибывших детях. | Самостоятельная работа | Родители (законные представители) |
|
| |
Диагностическая работа | ||||||
1 | Диагностика семейного воспитания. Тестирование родителей. | Тестирование | Родители (законные представители) | В течение месяца |
| |
Консультативная работа | ||||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | Индивидуальная беседа, консультация | Родители (законные представители) | В течение месяца |
| |
2 | Консультации по проблемам агрессивного поведения обучающихся и враждебного отношения к окружающим | Рекомендации, буклет | Родители (законные представители) |
|
| |
Просветительская и профилактическая работа | ||||||
1 | Выступления на родительских собраниях (по запросу классных руководителей) | Лекторий | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
ФЕВРАЛЬ
Диагностическая работа | |||||
1 | Диагностическая работа по запросу | Тестирование | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Консультативная работа | |||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | Индивидуальные беседы | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
2 | Индивидуальные консультации по запросу | Беседы, консультации | Родители (законные представители) |
|
|
Просветительская и профилактическая работа | |||||
1 | Участие в совете профилактики | групповая | Родители (законные представители) |
|
|
МАРТ
Диагностическая работа | |||||
1 | Диагностическая работа по запросу | Тестирование | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Консультативная работа | |||||
1 | Консультирование по индивидуальным обращениям участников учебно-воспитательного процесса в отношении психологического и социального сопровождения | Индивидуальные беседы | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
2 | Индивидуальные консультации по запросу | Беседы, консультации | Родители (законные представители) |
|
|
Просветительская и профилактическая работа | |||||
1 | Выступления на родительских собраниях (по запросу классных руководителей) | Лекторий
| Родители (законные представители) | По запросу |
|
Коррекционно-восстановительная, развивающая работа | |||||
1 | Оказание консультационной помощи ребенку в семье: - через обследование жизненных условий семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением (с составлением актов); - индивидуально-консультативная помощь родителям; - проведение классных и общешкольных родительских собраний | Индивидуальная консультация, групповая беседа | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
АПРЕЛЬ
Организационно-методическая работа | |||||
1 | Организация оздоровления детей льготных категорий | Собеседования | Классные руководители, родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Диагностическая работа | |||||
1 | Психолого-диагностическая работа по запросам | Тестирование | Родители (законные представители) |
|
|
Консультативная работа | |||||
1 | Индивидуальные консультации по запросу | Беседы, консультации | Родители (законные представители) | По запросу |
|
Просветительская и профилактическая работа | |||||
1 | Осуществление социального сопровождения семей, попавших в сложную жизненную ситуацию: - с целью обеспечения своевременной психологической и медицинской помощи; - с целью профилактики различных форм семейного насилия | Индивидуальные собеседования | Родители (законные представители) | В течение месяца |
|
Коррекционно-восстановительная, развивающая работа | |||||
1 | Выявление семей, находящихся в социально- опасном положении. Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями | Наблюдение, опрос | Обучающиеся |
|
|
2 | Консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей и подростков. | Консультация | Обучающиеся 5-11 классов |
|
|
МАЙ
Консультативная работа | |||||
1 | Консультирование по запросу | Индивидуальная консультация | Родители (законные представители) | По запросу |
|
Примерный план работы с родителями.
План работы с родителями
№ п/п | Содержание работы | С кем проводится | Срок выполнения |
1. | Выявление детей в социально опасном положении | Родители (законные представители) обучающиеся | в течение года |
2. | Психологическое сопровождение детей СОП (беседы, консультации) | обучающиеся | в течение года |
3. | Коррекционная работа по стабилизации психологического и эмоционального состояния обучающихся с девиантным поведением (по результатам диагностики) | обучающиеся | 2 полугодие |
4. | Родительское собрание «Особенности конфликтного поведения подростков» и тд. (по запросу классных руководителей) | родители, педагоги | в течение года |
5. | Консультирование родителей и педагогов по вопросам девиантности | обучающиеся | в течение года |
6. | Заседания Совета профилактики | обучающиеся, родителя | в течение года |
Методические рекомендации по работе с родителями обучающимися, оказавшимися в СОП
Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, имеющая обучающегося, находящегося в СОП, а также семья, в которой родители (законные представители) обучающегося не выполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют очень ограниченный круг общения. Такая семья настороженно относится к «внешним» специалистам – представителям школы. Члены неблагополучной семьи, длительное время находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой стиль жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация для них может быть более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это определяет трудности в работе с семьей, особенно на первых этапах.
Надо иметь в виду, что эти семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения:
Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям общеобразовательной организации, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют общеобразовательную организацию в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.
Посещение семьи (т.е. нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка и нет необходимости привлечения сотрудников органов правопорядка), возможно лишь по предварительной договоренности о встрече. Основная задача первых встреч – знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить взаимодействие. Нужно показать родителям, что ваш визит - в интересах ребенка, для оказания помощи и поддержки. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.
Знакомство с членами семьи на дому создает, с одной стороны, психологическое преимущество для них – они находятся на «своей территории» и чувствуют себя более защищено. С другой стороны, определенные преимущества имеют и посещающие: они могут определить, в каких условиях находятся члены семьи, как они относятся к ребенку, как ребенок относится к родителям, другим членам семьи.
Первые шаги в работе с такой семьёй направлены на осознание существующих проблем. Важно знать, почему члены семьи не хотят (опасаются) перемен в своей жизни. Здесь обвинительная позиция может только осложнить проблему – семья, которая и так настороженно относится к любому внешнему вмешательству, станет ещё более «закрытой». Специалист должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, что они делают. Бывают случаи, когда родители ребёнка избегают контактов со специалистами, не осознают необходимость помощи, любым образом «вытесняют» проблему, считая, что в их семье всё благополучно. В этой ситуации могут помочь родственники, представители старшего поколения, которые видят ситуацию иначе. Именно при их посредничестве возможно начало работы, поиск способов индивидуальной работы с членами семьи.
Как общаться с родителями (законными представителями)?
Несколько рекомендаций на этот счет
Если мы организуем индивидуальную встречу с родителями, то нужно:
заранее договориться о времени встречи;
помещение чтобы никто не мешал;
Приглашая родителей для беседы, важно использовать правильные формулировки.
Например:
Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.
Не следует начинать разговор со следующих фраз:
У вашего ребёнка совсем плохие дела.
Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.
Будьте терпеливы с родителем.
Родители могут возмущаться по любому поводу: ваши методы обучения, слишком большая домашняя работа, слишком маленькая домашняя работа, другие дети. Вы что-либо говорите, а они находят сотни причин несогласия с вами. Очень тяжело держать себя в руках перед кричащим родителем, обвиняющим вас в некомпетентности. Но самое важное как раз в том, чтобы оставаться со свежей головой. Не надо принимать оборонительную позицию, не надо отвечать грубостью. Этого подсознательно или сознательно ожидает родитель. Если же вы начинаете вести себя спокойно, вы берете лидерство в беседе в свои руки. Скорее всего вы не сделали ничего плохого, поэтому нет поводов расстраиваться и волноваться из-за невоспитанных родителей.
При построении беседы с родителями:
поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения);
выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями;
расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти;
излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.
Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.
В разговоре уместны следующие высказывания:
Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. (И в форме полувопроса) Наверное, что-то получается, что-то нет
Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.
Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.
В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:
Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.
Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…
Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.
Будьте ответственны перед родителем
Так как вы педагог, который имеет специальное образование и опыт - вы знаете, как надо учить детей. В любом случае вы должны быть готовы обосновать и объяснить свои действия. Но объяснение не должно быть ничем большим, если вы не совершили никаких нарушений или ошибок.
Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:
избегать безапелляционных высказываний;
сохранять доверительный тон сотрудничества;
не использовать обобщающих штампов;
оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»
не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности обучающихся.
Ограничивайте время разговора с родителем
Многие родители могут прождать весь последний урок за дверью, чтобы после звонка сразу же наброситься на вас и узнать об успехах своего чада. С одной стороны в этом можно найти множество положительных моментов. Однако, часто ситуация может выйти из-под контроля, а разговор затянуться на часы. В этом случае оставайтесь тверды и сообщите родителю, что у вас начинается другой урок, вам нужно подготовить кабинет, у вас намечено собрание, вы должны забрать ребенка с образовательной организации. После этого добавьте, что с радостью обсудите все оставшиеся проблемы при другой встрече в назначенное время. Не стоит после этого делать паузу, дожидаясь согласия родителя, - просто улыбнитесь и продолжайте свою работу.
Также полезно держать в уме две рекомендации:
- организовывайте процесс общения с родителями: в начале года назначайте день для экстренных встреч с родителями, чтобы не отвлекаться на беседы ежедневно;
- если родитель подкараулил вас под дверью, либо сошлитесь на наличие отдельно определенного времени для встреч, либо заранее сообщите, сколько времени у вас имеется в данный момент.
Обращайтесь за помощью
Иногда ситуация выходит из-под контроля. Порой мы не компетентны решать вопросы, с которыми к нам пришли родители. Часто мы перестаем удерживать себя в руках. В этом случае не смущайтесь попросить помощи у директора, других его заместителей, психолога. Как правило, все они уже имеют опыт работы с трудными родителями. Кроме этого, родители обычно остывают перед лицом начальства. Однако вам стоит учитывать и занятость вашей администрации, чтобы беспокоить их только по необходимости, а также не делать этого в неудобное для них время. Предпочтительней, чтобы родитель был должен записаться на прием к директору, чем чтобы директор прерывал из-за него совещание.
Будьте терпимы с родителями, которые иногда кажутся младше своих детей. Помните, что вы педагог! Это подразумевает вашу компетентность во всем, что касается вашей работы. Поэтому грубость со стороны родителей не стоит принимать на свой счет, а следует списывать на их недостатки. В то же время будьте честны с собой и умейте признавать собственные ошибки, которые случаются в работе даже самого опытного профессионала.
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами вне меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!