Название маршрута: Использование цифрового микроскопа на уроках «окружающий мир» в 1 классе.
Краткое название маршрута: Кладовая витаминов (урок).
Раздел 1. О методическом маршруте |
1.1. Общая информация о методическом маршруте
В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя, что предполагает организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Для реализации поставленной цели в школе есть материально-техническое оборудование, в том числе цифровые микроскопы.
Перед нами, как и многими другими учителями, встал вопрос: Каким образом, и на каких уроках возможно использование цифрового микроскопа? В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На наш взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.
В своей работе мы рассмотрели возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, изобразительного творчества и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание. В данной работе мы приводим конспект урока по окружающему миру "Кладовая витаминов".
1.2. Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут
В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. К тому же, он первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Использование современного оборудования (цифровой микроскоп, мультимедийный проектор, АРМ учителя) при изучении этого предмета позволит достичь результатов более высокого уровня, как по предмету, так и для развития личности ученика в целом. Ведь современное оборудование позволяет увеличить долю активных форм работы в процессе обучения, осуществлять деятельностный подход. Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации школьников в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности использования в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед» поможет учителю в решении таких задач. Цифровые лаборатории это мощный современный инструмент освоения знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся, они дают возможность учащимся принимать участие в создании собственных исследовательских проектов, защищать эти проекты на различных конференциях. И знакомить с возможностями лабораторий необходимо уже с 1 класса. Каждый учитель сможет разработать интересные лабораторные работы, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.
Применение компьютерного и учебно-лабораторного оборудования на уроках дает возможность:
повысить мотивацию учащихся;
облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме;
выявлять и развивать творческие способности;
овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуально развивать учащихся;
расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся;
развивать исследовательский интерес учащихся;
ускорить темп урока;
вовлечь в урок весь класс;
усилить эмоциональность восприятия учебного материала;
повысить наглядность обучения.
1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру
Этот маршрут поможет обучающимся, достичь следующих результатов:
1. Познавательные
определять цели и порядок работы;
самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;
устанавливать связи между отдельными объектами;
применять освоенные способы в новых ситуациях;
осуществлять самоконтроль.
2. Коммуникативные
сотрудничать;
оказывать помощь другим;
обмениваться информацией.
3.Информационные
самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию;
упорядочить, преобразовать, сохранять и передавать её.
1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте
Начальная школа – это та ступенька обучения, на которой ученик многое желает понять, узнать, осмыслить, на которой он по-детски наивно стремится познать странности мира и устройство его организмов. Раскрыть перед учащимися целостную картину мира, призваны уроки «Окружающий мир». Данный учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся ряд задач, одной из которых является: формирование широкой картины мира с опорой на современные научные достижения.
В данном маршруте использовали практический, проблемно-поисковый, групповой и наглядный метод обучения. Исходя из следующих задач: учить использовать микроскоп, для получения новых сведений, о знакомых предметах; увидеть пластиды, которые окрашивают овощи и фрукты в определённый цвет; познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах, и их значением для организма; воспитывать здоровый образ жизни, развивать познавательный интерес, посредством использования на уроке цифрового микроскопа.
1.5. Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока
На уроке использовали следующие виды деятельности:
Поиск информации (работа с наглядными материалами)
Дискуссия (соотнести увиденное в микроскопе, с информацией, полученной в учебнике)
Самостоятельная работа (работа с цифровым микроскопом)
Практическая деятельность (создание фильма-слайда при помощи микроскопа)
С помощью данных приёмов и методов могут быть изучены многие темы по учебному плану Окружающий мир в 1 классе. Например: твоё здоровье, свойства воды, сезонные явления в природе. Так же цифровой микроскоп можно использовать и на занятиях по внеурочной деятельности.
1.6. Форум для участников маршрута
Для более эффективной работы методического маршрута необходимо привлечь как можно большее число педагогов других предметов.
Роли могут быть различными, в зависимости от опыта в той или иной области.
Актуально будет обсудить вопросы:
Использование полученных фильмов на уроках закрепления знаний, повторение пройденного.
Осуществление межпредметных связей
Выбор сервисов для организации групповой работы в он лайне
Оценивание по ходу урока или занятия.
Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута |
2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Методическая подготовка
продумать организацию рабочих мест учащихся, какую позицию выбрать учителю в классе и какое поле обзора он для себя формирует. Смена деятельности (работа на компьютерах, проведение эксперимента или наблюдений, выполнение практической работы) учитывает как обучающиеся будут передвигаться по классу, исходя из этого размещается оборудование в классе.
очень важна технологическая подготовка учителя и обучающихся. Важно, чтобы педагог и дети владели технологией исследовательской работы, работы с компьютером и цифровым микроскопом Digital Blue QX5. Это необходимо учитывать при планировании групповой и индивидуальной работы
готовя урок, следует предусмотреть возможные технологические риски, то есть иметь в запасе различные варианты. (готовую презентацию с изображениями полученных на микроскопе)
следует обратить внимание и на содержательный компонент. Необходимо продумывать целесообразность применения компьютера, помнить о дозированном использование средств ИКТ.
в ходе групповой работы педагог строит свою деятельность так, чтобы учащиеся видели цель своей деятельности и пути достижения этой цели. Таким образом, для прохождения методического маршрута и реализации его на практике педагогу необходимо знать требования Федерального государственного образовательного стандарта, освоить деятельностный подход, обладать навыком организации групповой работы.
Методика работы с цифровым комплексом, несмотря на его богатые функциональные возможности, очень проста. Ребята за одно занятие хорошо осваивают методику работы на цифровом комплексе. В первом случае микроскоп позволяет рассматривать объекты, представленные в виде тончайшего среза довольно подробно. Во втором случае микроскоп позволяет рассматривать любые объекты, но не при таком большом увеличении. У каждого из них свои преимущества. Но каждый из них, подключаясь к компьютеру, позволят разнообразно работать с исследуемым объектом:
рассмотреть не только объект, но и процессы.
на микроскопе Miview с PС рассмотреть и измерить настоящий размер.
создать видео и фото.
передавать изображение непосредственно в Интернет (позволяет программное обеспечение).
демонстрировать результаты опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все обучающиеся одновременно могут наблюдать результат опыта или объект и слушать комментарии педагога. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности.
возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян.
можно совмещать демонстрацию объекта цифровым комплексом с индивидуальной работой учащихся со световыми микроскопами.
При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ.
фотографии, заранее сделанные, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса.
можно проводить всевозможные демонстрации на занятиях в том случае, если мы имеем один небольшой натуральный объект (например, крыло бабочки), но не имеем времени на проведение лабораторной работы по его изучению.
Для получения снимков с цифрового микроскопа необходимо:
Подобрать объект наблюдения
Приготовить препарат.
Расположить его на предметном столике микроскопа или любой другой поверхности, в зависимости от модели микроскопа.
Добиться стандартными приемами четкого изображения сначала в окуляре микроскопа, потом на мониторе компьютера.
В окне фото или видео щелкнуть на строчке «Сделать новый снимок, видео».
Дальше этот снимок можно сохранить в любой папке.
Для работы с "микроскопным" изображением на компьютере в комплекте поставляется специальное программное обеспечение для управления цифровой камерой от общего производителя. Через удобный интерфейс можно устанавливать пользовательские настройки качества изображения, запоминать и сохранять информацию в цифровом виде, создавать тематические галереи съемки и итоговые презентации с элементами видеоэффектов и видео анимации.
Соответственно, нет никаких проблем оформить сохраненные кадры указательными знаками и подписями, а также распечатать изображения в бумажном виде. Выполнить подписи к рисункам очень просто, особенно в программе PowerPoint. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.
Фотографии, заранее сделанные учениками или учителем, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса. Обрабатывать снимки можно любыми программами – фото редакторами, имеющимися на компьютере: ACDSee, Photoshop, PowerPoint, Nero и т.п.
Для этого необходимо иметь стандартный набор программного обеспечения, установленного на компьютере (WINDOWS, OFFICE и т.п.) и начальные навыки работы на компьютере.
Данные цифровые комплексы используются не только на уроке, но и во внеурочной деятельности:
Так как данный маршрут предназначен для учителя начальных классов, то можно предложить совместную работу по параллелям: ученики обмениваются полученными данными, сравнивают и обсуждают результат, так же можно организовать совместную работу первых и вторых классов, когда ученики вторых классов «Агитбригады» рассказывают о пользе здорового образа жизни и т. п.
Мы считаем, что полученные при помощи микроскопа данные могут использовать учителя ИЗО, когда нужно нарисовать листочки, ёлочки, насекомых. Так как ребята рассматривали их строение в микроскоп, им легче будет изобразить детали в своих рисунках.
Для этого нужно создать в школе копилку уроков с использованием микроскопа с обязательным созданием слайдов и фильмов полученных изображений. Технологическое сопровождение могут вести учителя информатики.
Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс? |
3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков? На изучение предмета Окружающий мир в 1 классе отводится 50 ч.
В том числе 11 часов внутрипредметного модуля «Наш край
Выбранная тема входит во внутрипредметный модуль.
Цель внутрипредметного модуля: Учить пользоваться справочной литературой. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Чтобы полюбить свой край, надо хорошо узнать его, проникнуться красотой и заботой о нём. Исторические, культурные и природные памятники дают богатейший материал для изучения родного края, знакомят нас с жизнью замечательных и великих людей, которые жили, творили и прославляли свою родину.
Экскурсии:
“Времена года: осень, зима, весна, лето”,
“Разнообразие растений”,
“Водоемы нашей местности”.
Практические работы:
“Свойства воды”,
“Условия, необходимые для жизни растений”.
Знать / понимать:
– основные правила поведения в окружающей среде;
– основные свойства воды;
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– нескольких представителей растительного и животного мира Калининградской области
Уметь:
– отличать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– приводить примеры разных групп растений и животных (2-3);
– различать времена года.
Использовать полученные знания для:
– ухода за комнатными растениями;
– выполнения правил поведения в природе;
–установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Цель учебного курса: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
предметные – способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать,
понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты исследований, наблюдений);
способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В разделе духовно-нравственного воспитания формирование базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, природа
Формы организации учебного процесса:
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Шаг 1. Изучить методическую разработку «Цифровые лаборатории в школе»,
Цифровой микроскоп Miview с PС. Данные модели цифрового микроскопа сочетают в себе особенности светового микроскопа и фото–видео камеры. Цифровой микроскоп Miview с PС представляет собой небольшую трубу с линзами и электронной системой, умещающуюся в руке.
Нужно продумать темы уроков, которые актуальны при использовании микроскопа. Какие иллюстрации будут для этого необходимы. Если к организации урока будут привлекаться старшеклассники, нужно провести с ними инструктаж, проговорить, как и чем они будут помогать младшим школьникам.
Шаг 2. Подготовить овощи на срезе, разделить класс на группы, поставить цель и раздать задания по группам. Каждая группа создаёт фильм. В группе учащиеся разделяют между собой обязанности: настроить микроскоп на определённое разрешение, фотографирует, загружает фотографию на нужную дорожку фильма. В конце проекта у ребят должен получиться единый продукт.
Шаг 3. Обобщение полученных фактов, презентация. Применение полученной информации в жизни.
Главная цель урока – прививать желание вести здоровый образ жизни, поэтому при ответах акцентировать внимание на этой мысли. Заметить как «красиво устроены полезные продукты. Предложить ребятам на следующих уроках рассмотреть «вредные» продукты и сравнить их изображение.
Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута |
4.1. Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
Для работы необходимы персональные компьютеры с установленной на них программой «Лабдиск» цифровой микроскоп Digital Blue QX5
Для работы с "микроскопным" изображением на компьютере в комплекте поставляется специальное программное обеспечение для управления цифровой камерой от общего производителя. Через удобный интерфейс можно устанавливать пользовательские настройки качества изображения, запоминать и сохранять информацию в цифровом виде, создавать тематические галереи съемки и итоговые презентации с элементами видеоэффектов и видео анимации.
Соответственно, нет никаких проблем оформить сохраненные кадры указательными знаками и подписями, а также распечатать изображения в бумажном виде. Выполнить подписи к рисункам очень просто, особенно в программе PowerPoint. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.
Фотографии, заранее сделанные учениками или учителем, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса. Обрабатывать снимки можно любыми программами – фото редакторами, имеющимися на компьютере: ACDSee, Photoshop, PowerPoint, Nero и т.п.
Для этого необходимо иметь стандартный набор программного обеспечения, установленного на компьютере (WINDOWS, OFFICE и т.п.) и начальные навыки работы на компьютере.
Раздел 5. Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут? |
5.1. Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.
Комплекты лабораторного оборудования
Комплект лабораторного оборудования "От зародыша до взрослого растения" позволяет проводить практические работы, в ходе которых изучаются:
процессы набухания семян, рост растений, развитие от цветка до плода;
влияние состава почвы, освещения, тепла, воздуха, воды и др. факторов на рост и развитие организма;
фототропизм и геотропизм частей растений и др.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы
Комплект лабораторного оборудования «Звук и тон» дает возможность познакомить учащихся с физическими основами акустики, провести эксперименты по изучению характера звука, выявить влияние особенностей конструкции музыкальных инструментов на их звучание и научиться распознавать более 90 различных звуков.
В чемодане:
Камертон различных частот с резонаторными ящиками и молоточком.
Наушники и материалы для сборки стетоскопа.
Многоствольная свирель, детская шарманка, пластинки для металлофона.
Набор резинок с подставками для моделирования струн.
Аудиокассета.
Аксессуары.
Тематика лабораторных работ:
Характеристики звука, способы его усиления и поглощения, распространения в различных средах.
Зависимость между высотой тона и частотой звуковых колебаний.
Влияние конструкции музыкальных инструментов на их звучание.
В прилагаемом Руководстве для учителя приводятся методические комментарии и инструкции по проведению 12 экспериментов, а также некоторые сведения из акустики
Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» помогает систематизировать знания учащихся о понятии «погода» и изучить четыре ее составляющие – температуру, облачность, осадки, силу ветра; с помощью простейших лабораторных приборов освоить способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик.
В чемодане:
Термометр (от -25 С до +50 С), максимально-минимальный демонстрационный.
Компас, катушки компаса.
Чаша анемометра, телескопическая треного, флюгер и металлическое зеркало.
Емкости для сбора воды.
Карта наблюдения за погодой, пластиковые карточки с условными обозначениями погодных факторов, а также для записи температуры и осадков.
Аксессуары
Тематика лабораторных работ:
Составляющие погоды - температура, облачность, осадки, сила ветра. Описание погодных условий на естественном языке.
Наблюдение, измерение и регистрация погодных характеристик.
Прилагается Руководство для учителя с вариантами уроков и методическими рекомендациями.
Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды» знакомит с проблемой загрязнения природной воды, влиянием этих загрязнений на окружающую среду и способами очистки воды. В процессе экспериментов учащиеся узнают, через какой тип почвы вода просачивается быстрее, что может и не может отфильтровать почва, как очищают воду коллекторы и почему водонапорные башни часто расположены на холме.
В чемодане:
Емкость с трубкой и крышкой для фильтрования.
Сетка пластиковая, медный фильтр и контейнер для адсорбента.
Пластиковые мензурки.
Емкость для проращивания.
Аксессуары.
Тематика лабораторных работ:
Руководство для учителя содержит подробное описание шести лабораторных работ и некоторые теоретические сведения.
Комплект лабораторного оборудования «Весовые измерения» позволяет провести опыты по исследованию условий равновесия, получить представление о принципах работы рычажных и пружинных весов, а также узнать историю развития технологии взвешивания.
Тематика лабораторных работ:
Условия равновесия
Переход от конструкции качелей к весам
Регулировка коромысла весов
Какие предметы весят больше или меньше, а какие – одинаково
Единицы измерения веса
В чемодане (для 15 рабочих групп):
Рычажные и пружинные весы
Качели
Динамометр
Наборы разновесов (0,1, 1 г.,10г.)
Набор тел произвольной массы (гвоздь, стеклянный шарик, скрепка и др.)
Набор запасных деталей в пластиковой коробке (медные пластины, шурупы, стальные иглы и пр.)
Комплект «Равновесие и устойчивость» позволяет выполнять задания на конструирование, проверять свои действия и анализировать результаты, опираясь на принципы, лежащие в основе функционирования конструкций. С помощью комплекта оборудования «Воздух и атмосферное давление» можно провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум Главная особенность организации занятий с набором «Плавание и погружение» в том, что дети сами открывают и развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения.
Выполняя эксперименты, дети убеждаются в том, что плавать могут большие тяжелые тела, а тонуть – маленькие и легкие и готовы сделать следующий шаг в познании: оказывается, что от материала и формы зависит – тонут предметы или плавают. Комплект «Природа звука» предоставляет учащимся возможность получить представление о том, как возникает и распространяется звук, как функционирует наш орган слуха, что означает звук с физической точки зрения, и какую опасность для наших ушей представляет шум. Таким образом, использование лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний
5.2. Определите направления для оптимизации будущих занятий.
Для организации интересных и познавательных уроков нужно использовать не только цифровой микроскоп, но и все оборудование, которое входит в цифровую лабораторию «Архимед»
Цели использования лаборатории «Архимед»:
Осуществлять новые подходы в обучении
Способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся
Создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов
( текстовые, анимированные модели, презентации).
Цифровая лаборатория дает возможность снимать данные, используя целый ряд датчиков: датчики силы, датчики тока и напряжения, датчики освещенности, датчики температуры и т.д. Результаты эксперимента демонстрируются на экране персонального компьютера в виде графика зависимости измеряемой физической величины от времени. Данные могут представляться также в виде таблицы или гистограммы. Дальнейшая обработка полученных данных производиться с использованием специальной программы обработки данных “MULTILAB” на ПК.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях». Позволяют выполнять разнообразные лабораторные исследования, наблюдение, фиксация физических, химических, биологических, природных процессов и явлений, выявление закономерностей, подтверждение гипотезы опытным путем, выявление причинно-следственных связей, межпредметные проекты по естественнонаучному направлению, комплексные работы по элективным, профильным курсам, общественно-полезные работы по анализу и диагностике в сфере экологии, прогноза и анализа природных явлений, техногенных катастроф, поведения живых организмов в экстремальных условиях, профилактики безопасности жизни человека.
Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это дает возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
5.3. Каким образом участники смогут применять данный маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)?
Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта, и микропроцесса, а также их хранение, в том числе, в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, двухуровневую подсветку (слайд 4).
При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:
в 10, 60 и 200 раз!
Фотографировать рассматриваемый объект.
Снимать видеофильмы (верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту, работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение).
Изменять, сохранять, распечатывать, делать коллекции готовых фото- и видеоматериалов и т.д.
Использование цифрового микроскопа нацелено:
на повышение уровня мотивации и познавательной деятельности;
на проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально;
для организации проектной деятельности.
А именно, работа в группах нацелена развивать у обучающихся
1. Регулятивные действия: активность участия в планировании, распределение функций и их выполнение, соответствие исполнения плану, активность в контроле своих действий;
2. Коммуникативные действия:
характер взаимодействия в группе, участие в конфликте,
активность/инициативность ученика, ориентация на партнера и согласованность
позиций, лидерство.
Таким образом, использование на уроках цифрового микроскопа способствует развитию универсальных учебных действий (УУД), что позволяет нам интересно и успешно обучаться в рамках внедрения ФГОС.
5.4. Продолжите обсуждение в режиме он-лайн с коллегами-учителями вашего маршрута, например, на Образовательной Галактике Intel
С развитием данных портативных цифровых лабораторий и их внедрение в учебный процесс, он будет становиться интересней, проще, занимательней.
Классификаторы:
1. Ступени обучения: начальная школа
2. Предметы: окружающий мир
3. Тип уроков /занятий
— изучения новых знаний;
— формирования новых умений;
— практического применения знаний, умений
— комбинированные (смешанные);
4. Преобладающая деятельность: урочная, внеурочная, творческая, исследовательская, проектная,