СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение. "Авторские системные паутинки. Гендерное воспитание".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение. "Авторские системные паутинки. Гендерное воспитание".»

  Методическое объединение «Авторские системные паутинки по модульной системе организации работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста»    МАДОУ «Детский сад «Сказка» Старший воспитатель Фролова О.П.

Методическое объединение

«Авторские системные паутинки по модульной системе организации работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста»

МАДОУ «Детский сад «Сказка»

Старший воспитатель

Фролова О.П.

Специально организованное обучение (НОД). Гендерные индикаторы: Гендерное содержание занятий, упражнений; Активизация мальчиков и девочек; Учет опыта мальчиков и девочек. Среда обучения. Гендерные индикаторы: благоприятен ли климат для мальчиков и девочек; признание равенства опытов мальчиков и девочек; отношение педагога к мальчикам и девочкам; позитивная трансляция (передача)  гендерного опыта педагога.

Специально организованное обучение (НОД).

Гендерные индикаторы:

  • Гендерное содержание занятий, упражнений;
  • Активизация мальчиков и девочек;
  • Учет опыта мальчиков и девочек.

Среда обучения.

Гендерные индикаторы:

  • благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;
  • признание равенства опытов мальчиков и девочек;
  • отношение педагога к мальчикам и девочкам;
  • позитивная трансляция (передача)  гендерного опыта педагога.

Игровая деятельность. Гендерные индикаторы: распределение ролей; гендерная составляющая игр; % игр, ориентированных на мальчиков и  девочек; количество игрушек для мальчиков и девочек; возможность транслировать  собственный опыт  мальчиком и девочкой. Физиологическая среда. Гендерные индикаторы: доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты); организация сна,  питания  и т. д.

Игровая деятельность.

Гендерные индикаторы:

  • распределение ролей;
  • гендерная составляющая игр;
  • % игр, ориентированных на мальчиков и  девочек;
  • количество игрушек для мальчиков и девочек;
  • возможность транслировать  собственный опыт  мальчиком и девочкой.

Физиологическая среда.

Гендерные индикаторы:

  • доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты);
  • организация сна,  питания  и т. д.

Повседневная деятельность. Гендерные индикаторы: возможность заниматься собой (мальчик/девочка); возможность удовлетворения  своего интереса/ хобби, увлечений; возможности и способность сознательного участия  в реализации  интересов другого  (мальчик-девочка;  девочка-мальчик;  девочка-девочка; мальчик-мальчик) 

Повседневная деятельность.

Гендерные индикаторы:

  • возможность заниматься собой (мальчик/девочка);
  • возможность удовлетворения  своего интереса/ хобби, увлечений;
  • возможности и способность сознательного участия  в реализации  интересов другого  (мальчик-девочка;  девочка-мальчик;  девочка-девочка; мальчик-мальчик) 
Взаимоотношения: ребенок – ребенок, ребенок – воспитатель, ребенок – родитель, ребенок – другой взрослый. Гендерные индикаторы: возможности  ребенка строить гендерно окрашенные отношения;  учет воспитателем гендерных составляющих   взаимоотношений  с ребенком; гендерная компетентность  родителей в построении  взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента); гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, представления ).

Взаимоотношения: ребенок – ребенок, ребенок – воспитатель, ребенок – родитель, ребенок – другой взрослый.

Гендерные индикаторы:

  • возможности  ребенка строить гендерно окрашенные отношения;
  • учет воспитателем гендерных составляющих   взаимоотношений  с ребенком;
  • гендерная компетентность  родителей в построении  взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);
  • гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, представления ).
Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей. Гендерные индикаторы: в игре; в обучении; в повседневной  деятельности; во  взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка). Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности. Гендерные индикаторы: в  семье; в детском саду; в социуме (улица,  публичные  места)

Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей.

Гендерные индикаторы:

  • в игре;
  • в обучении;
  • в повседневной  деятельности;
  • во  взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка).

Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности.

Гендерные индикаторы:

  • в  семье;
  • в детском саду;
  • в социуме (улица,  публичные  места)

Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других  видов деятельности . Гендерные индикаторы: половая  дифференциация ; выбор партнера по играм и др.; видам деятельности  с учетом пола (девочка, мальчик); гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек.  Дидактический материал. Гендерные индикаторы: гендерное содержание методического материала; гендерное содержание пособий, книг для дошкольников; иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности; гендерно - сензитивная направленность методических пособий и книг.

Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других  видов деятельности .

Гендерные индикаторы:

  • половая  дифференциация ;
  • выбор партнера по играм и др.;
  • видам деятельности  с учетом пола (девочка, мальчик);
  • гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек.

Дидактический материал.

Гендерные индикаторы:

  • гендерное содержание методического материала;
  • гендерное содержание пособий, книг для дошкольников;
  • иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности;
  • гендерно - сензитивная направленность методических пособий и книг.

Методы и приемы гендерного  воспитания (Розова Л.Б .) Методы формирования сознания личности беседа по инициативе детей или взрослых рассказ воспитателя рассказ должен быть краток, эмоционален, доступен, соответствовать переживаниям детей разъяснение «Поступать нужно именно так», «Все так делают» пример пример авторитетных для детей взрослых: родителей, воспитателей, героев книг, фильмов приём отвлечения внимания применяется в момент, когда ребёнок не может понять ваши разъяснения

Методы и приемы гендерного воспитания (Розова Л.Б .)

Методы формирования сознания личности

беседа

по инициативе детей или взрослых

рассказ воспитателя

рассказ должен быть краток, эмоционален, доступен, соответствовать переживаниям детей

разъяснение

«Поступать нужно именно так», «Все так делают»

пример

пример авторитетных для детей взрослых: родителей, воспитателей, героев книг, фильмов

приём отвлечения внимания

применяется в момент, когда ребёнок не может понять ваши разъяснения

Методы формирования поведения: положительных образцов гендерного поведения приём моделирования  активное привлечение детей к деятельности в быту, общении, игре, обучении для освоения опыта гендерного поведения упражнение требование требования - совет, требования в игровом оформлении, требования - просьба приучение эффективен при формировании культурно-гигиенических навыков, культуры взаимоотношений между полами поручение с помощью поручений детей приучают к положительным поступкам воспитывающие ситуации  ситуация не должна быть надуманной, тогда у детей в таких ситуациях проявляются маскулинный/феминный характер поведения ситуации «непринуждённой принудительности » детям предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению

Методы формирования поведения:

положительных образцов гендерного поведения

приём моделирования

активное привлечение детей к деятельности в быту, общении, игре, обучении для освоения опыта гендерного поведения

упражнение

требование

требования - совет, требования в игровом оформлении, требования - просьба

приучение

эффективен при формировании культурно-гигиенических навыков, культуры взаимоотношений между полами

поручение

с помощью поручений детей приучают к положительным поступкам

воспитывающие ситуации

ситуация не должна быть надуманной, тогда у детей в таких ситуациях проявляются маскулинный/феминный характер поведения

ситуации «непринуждённой принудительности »

детям предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению

Методы стимулирования: поощрение  должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка соревнование  в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой наказание  требует педагогического такта, применяется в комплексе с другими методами

Методы стимулирования:

поощрение

должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка

соревнование

в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой

наказание

требует педагогического такта, применяется в комплексе с другими методами

Методы гендерного воспитания  (Н.Е.Татаринцевой ) познавательно-развивающие  этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры диалогово-рефлексивные игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги: взрослые - дети, мальчик - девочка, девочка - девочка и др., диалог с самим собой театрально-игровые имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики сюжетно-образные  символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты состязательные игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги

Методы гендерного воспитания (Н.Е.Татаринцевой )

познавательно-развивающие

этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры

диалогово-рефлексивные

игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги: взрослые - дети, мальчик - девочка, девочка - девочка и др., диалог с самим собой

театрально-игровые

имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики

сюжетно-образные

символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты

состязательные

игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины,

брейн-ринги

этические беседы - Одна из форм организации воспитательного процесса с учётом методов гендерного подхода

В процессе беседы используются следующие методы:

  • Метод сравнения , суть которого заключается в сравнении поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации с аналогичными ситуациями, в которые попадают герои литературных произведений (девочек и мальчиков: дети анализируют, какие действия, неверно совершенные, привели их к этой ситуации, какие действия они выбрали, чтобы разрешить ее и выйти из нее).
  • Метод проблемных ситуаций - описание педагогом тех проблемных ситуаций, в которые ежедневно попадают мальчики и девочки.
  • Метод прогнозирования ситуаций: предлагаются ситуации, в которых дети должны спрогнозировать свои действия, позволяющие им не «войти» в ситуацию и принять правильное решение.
  • Метод моделирования жизненно значимой ситуации : каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенок должен выбрать и руководствоваться ими, находясь в среде сверстников.

Темами таких этических бесед, например, могут быть:

«Мальчики - будущие мужчины»; «Мальчики - будущие рыцари»; «Мальчики - будущие отцы»;

«Мальчики - защитники слабых»(девочек, женщин, стариков )

«Девочки - будущие женщины»; «Девочки - будущие хозяюшки»; «Девочки - будущие мамы»;

«Девочки - маленькие принцессы»

интеллектуально-познавательная рефлексивная экспериментальная проблемно-поисковая   игровая ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ гендерного воспитания (Н.Е.Татаринцевой)

интеллектуально-познавательная

рефлексивная

экспериментальная

проблемно-поисковая

игровая

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ гендерного воспитания (Н.Е.Татаринцевой)

Средства гендерного воспитания   произведениям устного народного творчества Сказки колыбельные песни пословицы поговоркам закличкам пестушкам авторским произведениям: В.А. Осеевой «Волшебное слово» чтение детской художественной литературы модели  мальчика и девочки, мужчины и женщины - для сравнения внутренних и внешних органов

Средства гендерного воспитания

произведениям устного народного творчества

  • Сказки
  • колыбельные песни
  • пословицы
  • поговоркам
  • закличкам
  • пестушкам
  • авторским произведениям: В.А. Осеевой «Волшебное слово»

чтение детской художественной литературы

модели

мальчика и девочки, мужчины и женщины - для сравнения внутренних и внешних органов

народные игры  иллюстрации «Развитие растений», «Профессии»  книжки - малышки «Зачем нужен папа», «Как вести себя с незнакомыми людьми» дидактические игры словесные настольно - печатные  «Найди пару», «Чей детеныш», «Собери портрет мужчины»;  книжки - раскладушки «Моя родословная», «Герб моей семьи»

народные игры

иллюстрации «Развитие растений», «Профессии»

книжки - малышки

«Зачем нужен папа», «Как вести себя с незнакомыми людьми»

  • дидактические игры
  • словесные
  • настольно - печатные «Найди пару», «Чей детеныш», «Собери портрет мужчины»;

книжки - раскладушки

«Моя родословная», «Герб моей семьи»

совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений .    В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей: самообслуживание - это труд ребёнка, направленного на обслуживание самого себя; хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность детей, в которой они подражают взрослым; труд в природе - это уход за растениями и животными, выращивание овощей на грядках, участие в чистке аквариума и т.д. ручной и художественный труд - это изготовление поделок из природного материала различного вида (этот вид труда способствует развитию фантазии у детей, а так же творческих способностей). Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка .

совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений .

В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей:

  • самообслуживание - это труд ребёнка, направленного на обслуживание самого себя;
  • хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность детей, в которой они подражают взрослым;
  • труд в природе - это уход за растениями и животными, выращивание овощей на грядках, участие в чистке аквариума и т.д.
  • ручной и художественный труд - это изготовление поделок из природного материала различного вида (этот вид труда способствует развитию фантазии у детей, а так же творческих способностей).

Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка .

Взаимодействие ДОУ с семьей по гендерному воспитанию дошкольников. взаимопроникновение мира взрослых и детей Состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживание, сочувствие, сорадости, соогорчения) степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни

Взаимодействие ДОУ с семьей по гендерному воспитанию дошкольников.

взаимопроникновение мира взрослых и детей

Состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем

способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживание, сочувствие, сорадости, соогорчения)

степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни

введение ребенка в азы семейной экономики осуществление педагогически грамотного гендерного воспитания детей  Результат влияния семьи и детского сада на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье

введение ребенка в азы семейной экономики

осуществление педагогически грамотного гендерного воспитания детей

Результат влияния семьи и детского сада на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье

Условия становления гармоничной личности детей в семье, их мужских и женских черт. Полная семья Неполная семья уважение, взаимопонимание  царят взаимное уважение, взаимопонимание, взаимопомощь положительные примеры поведения взрослых, мужчины и женщины Осложнения в формировании мужественности и женственности

Условия становления гармоничной личности детей в семье, их мужских и женских черт.

Полная семья

Неполная семья

уважение, взаимопонимание

царят взаимное уважение, взаимопонимание, взаимопомощь

положительные примеры поведения взрослых, мужчины и женщины

Осложнения в формировании мужественности и женственности

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй:  1.Установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения.  2.Ознакомление родителей с вопросами воспитания детей с учётом их пола.  3.Повышение уровня педагогической культуры родителей.  4.Помощь родителям в воспитании детей с учётом их пола.  5.Обмен опытом между родителями.  

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй:

1.Установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения.

2.Ознакомление родителей с вопросами воспитания детей с учётом их пола.

3.Повышение уровня педагогической культуры родителей.

4.Помощь родителям в воспитании детей с учётом их пола.

5.Обмен опытом между родителями.

 

О других программах картинки на рабочем столе добавить

О других программах картинки на рабочем столе добавить

Они призваны способствовать развитию гендерной идентичности дошкольников в педагогически организованных условиях. Программы направлены на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности, предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
  • Они призваны способствовать развитию гендерной идентичности дошкольников в педагогически организованных условиях. Программы направлены на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности, предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Формы работы с семьей:  родительские собрания подбор художественной литературы по гендерному воспитанию  консультации (индивидуальные, групповые) беседы «За круглым столом», дискуссии приглашение специалистов (психолога, педиатра, детского гинеколога) создание библиотечки для родителей по гендерного воспитания дошкольников; оформление родительского уголка

Формы работы с семьей:

родительские собрания

подбор художественной литературы по гендерному воспитанию

консультации (индивидуальные, групповые)

беседы «За круглым столом», дискуссии

приглашение специалистов (психолога, педиатра, детского гинеколога)

создание библиотечки для родителей по гендерного воспитания дошкольников;

оформление родительского уголка

  Программа Шелухиной………………………. Содержание модуля:  « Мир мальчиков и девочек»  Содержание модуля: «Мужчины и женщины» Содержание модуля: «Маленькие принцессы и их рыцари» Содержание модуля:  «Моя семья»

Программа Шелухиной……………………….

Содержание модуля:

« Мир мальчиков и девочек»

Содержание модуля:

«Мужчины и женщины»

Содержание модуля:

«Маленькие принцессы и их рыцари»

Содержание модуля:

«Моя семья»

 Системная паутинка к модулю «Маленькие принцессы и их рыцари»  внешний мир одежда внешний облик имена физические качества Мир мальчиков и девочек деятельность интересы Волосы Волосы Волосы внутренний мир внешние проявления игры способности поведение характер

Системная паутинка к модулю «Маленькие принцессы и их рыцари»

внешний мир

одежда

внешний облик

имена

физические качества

Мир мальчиков и девочек

деятельность

интересы

Волосы

Волосы

Волосы

внутренний мир

внешние

проявления

игры

способности

поведение

характер

Системная паутинка к модулю «Маленькие принцессы и их рыцари» Правила этикета Дифференцированного Маленькие принцессы и их рыцари  поведения в труде и играх Поведение мальчиков и Ознакомление с лучшими девочек в обществе  чертами поведения и дома мужчин и женщин Ориентация на культурные эталоны мужского и  женского поведения

Системная паутинка к модулю «Маленькие принцессы и их рыцари»

Правила этикета

Дифференцированного

Маленькие принцессы и их рыцари

поведения

в труде и играх

Поведение мальчиков и

Ознакомление с лучшими

девочек в обществе

чертами поведения

и дома

мужчин и

женщин

Ориентация на культурные

эталоны мужского и

женского поведения

 Системная паутинка к модулю «Мужчины и женщины» внешний мир физические качества внешний облик деятельность интересы Мужчины и женщины Волосы Волосы Волосы внешние внутренний мир проявления профессии способности поведение характер

Системная паутинка к модулю «Мужчины и женщины»

внешний мир

физические качества

внешний облик

деятельность

интересы

Мужчины и женщины

Волосы

Волосы

Волосы

внешние

внутренний мир

проявления

профессии

способности

поведение

характер

 Системная паутинка к модулю «Моя семья» Члены семьи и родственники (ближние и дальние) Моя семья Понятие семья, что значит она для человека Быт семьи Отношения между членами семьи, чувства Отец, мать- их роль в семье Традиции и обычаи семьи

Системная паутинка к модулю «Моя семья»

Члены семьи и родственники

(ближние и дальние)

Моя семья

Понятие семья, что значит она для человека

Быт семьи

Отношения между членами семьи, чувства

Отец, мать- их роль в семье

Традиции и обычаи семьи

Содержание модуля:

« Мир мальчиков и девочек»

У мальчиков и девочек много общего: они любят играть, петь, танцевать, ухаживать за животными; все дети любят свой дом, родителей. Мальчики и девочки похожи внешне: у каждого есть ноги, руки, туловище, голова. На голове расположены уши, нос, рот, язык, при помощи которых ребенок познает мир.

И мальчики, и девочки испытывают различные чувства: грустят, радуются, плачут, скучают, волнуются, боятся, но проявляют их по-разному. Девочки нежнее мальчиков, поэтому их чувства проявляются ярче: они тяжело переживают обиды, огорчения, боль. Мальчики - сильные, как настоящие мужчины. Они стараются сдерживать свои чувства: не показывают страрах, не капризничают, редко плачут. О чувствах другого человека можно узнать по выражению лица, голосу, движениям. Если у человека лицо грустное, голос тихий, плечи и голова опущены - ему плохо и нужно постараться ему помочь: спросить о том, что случилось, что могло бы его порадовать, утешить, обнять, погладить, сказать добрые слова, проявить милосердие. Слово «милосердие» состоит из двух слов: «милое» и «сердце». Милосердный человек всегда замечает боль другого, спешит ему на помощь. Милосердием всегда отличаются девочки, настоящие женщины.

И мальчики, и девочки проявляют заботу друг о друге, о животных, малышах, родителях. Заботливый мальчик поможет нести тяжелые сумки девочке, женщине любого возраста, переведет через дорогу, починит игрушку, уступит место. Заботливая девочка успокоит малыша, поможет мальчику привести себя в порядок, радостно встретит гостей. Для того чтобы проявлять заботу, нужно многое уметь: мальчикам - замечать и ремонтировать сломанные вещи, игрушки; заниматься спортом, чтобы быть сильным и выносливым; читать книжки о богатырях и храбрых мужчинах, чтобы ничего не бояться; девочкам - видеть состояние других людей, приласкать их, утешить; красиво накрывать на стол, чтобы принимать гостей; пришивать пуговицы, вышивать красивые узоры, чтобы радовать окружающих своим рукоделием.

Все, что делают дети по отношению к другим, называется поступком. Девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляется доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие. Мальчиков -за мужские, в которых люди видят смелость, честность, силу, благородство. Слово «благородство» состоит из двух слов: «благо» и «род». Благо обозначает добро, род - объединение родственников. Все хорошие поступки, которые совершают девочки и мальчики, служат благу рода, его чести. Быть благородным - значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья.

У девочек и мальчиков бывают разные интересы: мальчики больше любят шумные игры, конструкторы, играют в пограничников, пожарных,

Самая нарядная одежда меняет свой вид, если человек не может красиво двигаться, не следит за своей осанкой. Но не все люди выглядят привлекательно. Некоторые из них болеют и не могут красиво двигаться. Есть люди, которые ничего не видят, слепые люди. Они ходят, ощупывая дорогу палочкой, с вытянутыми вперед руками. Кто-то с детства не может ходить или пострадал в аварии и ездит на инвалидной коляске. К таким людям нужно быть особенно внимательными. Не разглядывать их пристально - это может быть им неприятно, помочь поднять оброненную вещь, перевести через дорогу . Красота мужчин и женщин проявляется не только в том, как они выглядят, но и в том, как они себя ведут; в их достойных поступках.

Достойный мужчина не кричит, не злится на других людей, не затевает драку, не обижает слабых. Он всегда поможет женщине нести тяжелые вещи, уступит ей место, предложит пройти первой. Достойный мужчина сможет защитить слабого, помочь старым людям, взять на себя ответственность, быть решительным, честным и смелым.

Женское достоинство проявляется в другом: в ее заботе, нежности, доброжелательности. Недостойно женщины быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой. Достойная женщина всегда приветлива, проявляет заботу; с ней бывает тепло, спокойно и уютно; она может успокоить, утешить, приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.

О красивых мужчинах и женщинах (не только внешне, но и внутренне) написано много сказок, стихов, рассказов, снято много фильмов. На них хочется быть похожими и вести себя так же, как они. Много достойных мужчин и женщин окружает нас в жизни (родственники, соседи, знакомые, работники детского сада). Им приятно, что они доставляют удовольствие другим людям, нравится, когда их родные, близкие, знакомые замечают их доброе отношение к ним. Любой человек получает удовольствие, если другие заметят и скажут, как. он хорошо выглядит, какой он сильный, добрый, смелый, трудолюбивый. Очень важно уметь замечать хорошее, достойное в людях, уметь этим искренне восхищаться.

Все мужчины и женщины работают, имеют разные профессии. Среди них есть такие, которыми владеют и мужчины, и женщины: учитель, врач, строитель, продавец, актер, официант. Однако той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины; они работают военными, пожарными, сталеварами, моряками, спасателями. А той работой, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, чаще занимаются женщины, они работают ткачихами, доярками., медсестрами, нянями, воспитательницами.

Содержание модуля:

«Мужчины и женщины»

Взрослые люди (мужчины и женщины) занимаются разными делами: они работают, учатся, отдыхают, ходят в гости, путешествуют, воспитывают детей. Чтобы быть здоровыми, жить долго, приносить пользу другим, доставлять радость окружающим, мужчины и женщины постоянно следят за собой, приводят в порядок свои вещи, занимаются спортом.

Спорт мужчин и женщин во многом похож. Занимаются спортом для того, чтобы утвердить себя в своих достижениях, чтобы прославить своими успехами родной город, страну, чтобы быть крепкими и здоровыми. Есть виды спорта, которыми занимаются и мужчины, и женщины (легкая атлетика, плавание). Теми видами спорта, которые требуют силы, решительности чаще занимаются мужчины (борьба, культуризм). Те виды спорта, которые связаны с проявлением гибкости, легкости, грациозности, больше привлекают женщин (художественная гимнастика, фигурное катание). Достижения мужчин и женщин в спорте высоко ценятся всеми людьми. Для того чтобы обеспечивать себя и других всем необходимым, взрослые люди работают. В трудовой деятельности мужчины и женщины не могут обходиться друг без друга. Мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выдержки, решительности. Они чаще работают руководителями, потому что эта работа требует высокой ответственности, твердости характера. Женские профессии чаще встречаются там, где нужна забота, аккуратность, доброта, кропотливость.

Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают то, что необходимо людям для удобства, здоровья, правильного питания, счастливой жизни. В труде проявляется красота человека-творца. Все, что сделано руками людей с любовью, вызывает восхищение, требует бережного отношения.

Мужчины и женщины не только вместе работают, но и вместе отдыхают. У них могут быть разные увлечения и интересы, но это не мешает им понимать друг друга. Женщины любят общаться, ходить в гости, беседовать, читать, разводить цветы, шить и окупать одежду, косметику. Для женщины очень важно быть красивой, нарядно одетой. Для того чтобы хорошо выглядеть, женщина пользуется помадой, пудрой, тушью для ресниц, духами; носит разные украше-ния. Мужчин больше привлекают другие занятия: они любят смотреть по телевизору спортивные игры, охоться, заниматься спортом.

Интересы и увлечения мужчин и женщин бывают разными. Иногда мужчинам нравится вышивать, а женщинам - рыбачить. Интересы друг друга нужно уважать и относиться к ним с пониманием. По-разному мужчины и женщины проявляют свои чувства. Мужчины более сдержанны, они редко плачут, ссорятся. Женщины гораздо ярче переживают испуг, обиду, отчаяние; они чаще смеются, радуются. Но бывает и так, что мужчины очень огорчаются из-за событий, которые их взволновали; женщины могут вести себя по-мужски в сложных жизненных ситуациях.

Есть качества, которыми отличаются мужчины (воля, твердость, благородство, решительность, смелость, ответственность) и женщины (доброта, терпение, трудолюбие, аккуратность, нежность, покладистость, верность). Но каждый человек может проявлять их в зависимости от своего характера, от того, что происходит с ним в жизни. Мужчины и женщины проявляют заботу и внимание по отношению друг к другу: дарят цветы, делают подарки, готовят приятные сюрпризы. Особенно важно делать это тогда, когда люди любят друг друга. Из-за любви люди совершают подвиги, верно ждут своих возлюбленных долгие годы. Об этом поэты и писатели сочинили много стихов и сказок, музыканты сложили песни. Чувство любви между мужчиной и женщиной одно из самых высоких чувств человека. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. Многие мужчины и женщины проносят свою любовь через всю жизнь, она согревает людей, живущих с ними рядом.

Есть качества, которыми отличаются мужчины (воля, твердость, благородство, решительность, смелость, ответственность) и женщины (доброта, терпение, трудолюбие, аккуратность, нежность, покладистость, верность). Но каждый человек может проявлять их в зависимости от своего характера, от того, что происходит с ним в жизни.

Мужчины и женщины проявляют заботу и внимание по отношению друг к другу: дарят цветы, делают подарки, готовят приятные сюрпризы. Особенно важно делать это тогда, когда люди любят друг друга. Из-за любви люди совершают подвиги, верно ждут своих возлюбленных долгие годы. Об этом поэты и писатели сочинили много стихов и сказок, музыканты сложили песни. Чувство любви между мужчиной и женщиной одно из самых высоких чувств человека. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. Многие мужчины и женщины проносят свою любовь через всю жизнь, она согревает людей, живущих с ними рядом.

Содержание модуля:

«Маленькие принцессы и их рыцари»

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками- как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

Вырабатываются:

  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • желание быть опрятным, способность видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде;
  • стремление оказать помощь друг другу в игре, совместной деятельности;
  • умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
  • понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола.

Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально- положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В содержание раздела разные виды деятельности взаимосвязаны. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные любимые игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.

Мальчикам и девочкам нравится, когда о них заботятся, говорят ласковые слова, не обижают, называют по имени, не отбирают игрушки, когда они приятны другим людям.

У мальчиков и девочек бывает разное настроение. Его можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты – хорошее. важны тогда, когда они нравятся друг другу. Чтобы привлечь внимание девочки, которая вызывает симпатию, мальчику нужно проявлять себя достойно, по-мужски, стараться сделать ей приятное: поделиться игрушками, сладостями, рассказать интересную историю, поздравить в день рождения, подарить цветы, с разрешения родителей пригласить в гости. Если девочка хочет понравиться мальчику, она может привлечь его внимание заботой, добротой, аккуратностью, тем, как она следит за собой, своим внешним видом.

Дружба между мальчиками и девочками может перерасти в любовь, большое и светлое чувство, которое делает людей счастливыми. Любимого человека нельзя огорчать, смеяться над его чувствами, нужно относиться к нему с пониманием и заботой. Влюбленных людей почитают во всем мире. Люди всех возрастов в разных странах отмечают замечательный праздник - День святого Валентина. В этот день принято дарить «валентинки» тому человеку, который очень нравится.

Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно

с детства. Настоящие мужчины - честные, сильные, смелые. Чтобы стать таким,

нужно заботливо относиться к друзьям, девочкам (уступать им место, защищать,

утешать их, если они расстроены), беречь и уважать старших. Настоящие

мужчины многое умеют делать: забивать гвозди, ремонтировать игрушки,

переносить тяжести. Каким станет мальчик, когда вырастет, видно в детстве.

  • Если он знает вежливые слова, не кричит, не дерется, он будет культурным.
  • Если не обманывает, не нарушает правил в игре - честным.
  • Если не разбрасывает одежду, умывается, причесывается, чистит обувь –

аккуратным.

  • Если не боится защищать слабых (малышей, животных, девочек) - смелым.
  • Если любит гимнастику - сильным.
  • Если любит слушать интересные книжки - умным.

Настоящие женщины добрые, заботливые, внимательные, ласковые.

Чтобы стать такой, нужно научиться замечать тех, кому плохо, утешать их, ласкать.

Настоящие женщины не кричат, не ругаются, не дерутся. Чтобы стать такой,

девочке нужно быть аккуратной и красивой: следить за одеждой, обувью, быть

чистой, причесанной. У настоящей женщины все в доме красиво. Поэтому девочке

нужно уметь наводить порядок, украшать свою комнату цветами, картинами.

Чтобы стать настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова,

колыбельные песенки, обращаться с родными и друзьями бережно и заботливо,

стараться не огорчать их.

Содержание модуля:

«Моя семья»

Цикл занятий данного раздела позволяет:

  • Дать представление о понятии «семья», что такое дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;
  • Члены семьи;
  • Деятельность каждого члена семьи.

У каждого человека есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат -мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. Женщины и девочки дома готовят еду, стирают, наводят порядок. Мальчики и мужчины выполняют работу, требующую больших физических усилий: носят тяжелые сумки, выбивают ковры, выносят мусор.

В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы у всех было хорошее настроение, нужно стараться никого не огорчать: не шуметь, особенно когда кто-нибудь отдыхает, не брать без разрешения чужие вещи. Семья живет в доме или в квартире, где есть разные комнаты.

В семье живут люди разного возраста и пола: мальчики и девочки (братья и сестры) - дети; папы, мамы, тети, дяди -взрослые мужчины и женщины; бабушки, дедушки - пожилые люди. Каждый занимается своим делом: дети ходят в детский сад или учатся в школе; взрослые работают, пожилые люди занимаются домашними делами.

В семье все заботятся друг о друге. Каждый выполняет свои обязанности: женщины и девочки следят за порядком, чистотой и красотой в доме, убирают, стирают, готовят; мальчики и мужчины выполняют ту работу, с которой женщинам справиться трудно: ремонтируют квартиру, передвигают мебель, строят дом. Чтобы маме и папе хватало времени на отдых, дети помогают мыть посуду, выносить мусор и т.д. Если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять с ними, посмотреть телевизор.

У каждого в семье есть любимый уголок, игрушки, предметы. Девочки любят играть с куклами, строить для них дома, украшать комнаты. Мальчики чаще играют с машинками, в конструкторы. Мамы и бабушки любят шить, вязать, для этого у них есть швейные и вязальные машинки, нитки, иголки и т.п. Папы и дедушки могут ремонтировать мебель, телевизор, для этого у них есть плоскогубцы, молоток, отвертки... Всем нравится, когда их вещи лежат на своем месте и их в любое время можно найти. Ничего нельзя брать без разрешения, чтобы не огорчать и не обижать друг друга.

Чтобы всем дома было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, здороваются при встрече, просят прощения за доставленные неудобства, благодарят за заботу. Больше внимания в семье уделяют детям (многое они еще не умеют делать сами) и пожилым людям (многие дела для них уже непосильны).

Дом, семья - это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.

Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях.

Мальчик в семье - сын, внук, брат, племянник; девочка - дочь, внучка, сестра,

племянница; женщина - мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка

(по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам);

мужчина - отец, сын (по отношению к своим родителям), брат, дядя (по

отношению к племянникам); пожилая женщина - мать (по отношению к своим

детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь

(по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина - отец (по отношению

к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю),

свекор (по отношению к невестке), брат.

Мужчина в семье - защита, опора всех родственников. Для того чтобы быть

достойным почетной роли главы семейства, нужно с детства приучать себя к

благородным поступкам: уметь защищать слабого, не жаловаться, быть честным,

уметь отвечать за свои поступки, за благополучие тех, кто относится к тебе с

доверием (младшие сестры и братья, бабушки и дедушки, домашние животные),

уметь пересилить лень, побороть страх. В семье высоко ценятся женские

достоинства: покладистость, мягкость, доброта, нежность, трудолюбие, забота,

гостеприимство. Чтобы быть достойной женщиной в семье, девочке с детства

нужно много­му научиться: быть внимательной к людям, замечать их настроение.