СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Особенности преподавания общего фортепианов ДМШ и ДШИ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очевидно,  что  положение  учащихся

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Особенности преподавания общего фортепианов ДМШ и ДШИ"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Красноуфимская районная детская школа искусств»

















Методическое сообщение





Особенности преподавания общего курса фортепиано в ДМШ и ДШИ

































Выполнил: преподаватель

по классу фортепиано

Двойнишникова Г.Н.













Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально рознятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограниченны в воспроизведении многоголосья. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано, это означает в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Общий курс фортепиано, в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и школах искусств, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Воспитывать музыканта призваны все эти дисциплины. Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.

В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально - педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. Вот некоторые тезисы его доклада "Программа и методы работы по общему курсу фортепиано".

  1. Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры обусловливается приспособление их к требованиям специальности учащихся.

  2. Все недостатки прежней постановки дела в, так называемых ,обязательных классах фортепиано, сводится к ложному построению работы по образцу спец. классов фортепиано.

  3. Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей специальной профессиональной работе.

  4. Выработка основных приёмов игры является необходимым условием курса, объём, содержание и качественные требования определяются её конечными прикладными целями.

  5. По мере хода занятий по техническому овладению инструментом, специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в материалах и форме заданий.

  6. Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со всеми высоту.

Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

  • развитие фортепианной техники;

  • разучивание пьес разных стилей и фактур; •игра в ансамбле, аккомпанементе;

  • чтение нот с листа.

Развитие методики общего фортепиано связано с именем Б.Л. Яворского "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано", изданная в 1935г.- его труд. Эта хрестоматия, уникальное явление не только в отечественной методической литературе, но и мировой педагогике. Уже известный тезис-ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе у Яворского получает более глубокое развитие: "Курс фортепиано для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей, воспитательной функции общего фортепиано, творческом подходе к решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной литературы. Поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно доказана необходимость в различии методов технического развития учащихся разных специальностей. "Недалеко то время, когда программа курса общего фортепиано будет строго обособленна для каждой специальности"- вот наказ Н. Загорного и Б. Яворского. К сожалению дальнейшие события в нашей стране (война, разруха, просто инертность) стали помехой для внедрения в жизнь этих методик.

В наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль, как хотелось бы. Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:

  • отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;

  • чаще урок по 20 минут или по 40 минут раз в неделю, а в течение года ученику нужно освоить минимум 5 разнохарактерных пьес и в конце полугодия и года ученик должен сыграть 2 пьесы на различные штрихи и часто двумя руками;

  • не на всех отделениях общее фортепиано начинается с первого класса обучения.

Например по нашей программе с первого класса предмет общее фортепиано вводится по специальности "Хоровое пение" ПП/8,по общеразвивающей программе, 5 летнего обучения "Основы вокального исполнительства". На отделениях же "Народные инструменты", "Духовые и ударные инструменты" ПП/8 начинают изучать общее фортепиано лишь с 4 класса и по 20минут. Эти же отделения по ПП\5, изучают фортепиано со 2 класса, и то же по 20 минут. И лишь в выпускном классе на освоение итоговой аттестационной программы учащимся этих отделений отводится 40 минут. На этом фоне в более выгодном положении "Струнные инструменты" ПП/8. У них предмет общее фортепиано начинается с 3 класса и сразу по 40 минут.

Когда предмет общее фортепиано начинается с 1-го класса, то в силу того, что принимают детей с 6-7 лет включительно, возникает проблема возрастной психологии. Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребёнка этого возраста преобладает образное мышление). Ученик 1-го класса ещё не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучать его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: "А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно также, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно. " Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное - к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям - ведь ребёнку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать ещё больше. А это решает главную задачу - развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребёнка, любого отделения - это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Занимаясь фортепиано целесообразно разделять учащихся на две группы:

инструменталистов и не инструменталистов - дирижеров - хоровиков и вокалистов. У первой группы развитие фортепианной техники происходит параллельно техническому развитию на спец. инструменте, превращается в процесс, зависимый от специальности. С одной стороны - корректируемый ею, с другой - учитывающий, использующий опыт работы над техникой в специальном классе. У второй группы процесс развития навыков ф-ной игры не зависит от спец. инструмента, но в то же время и лишен опыта работы над инструментальной техникой. Возникает вопрос, какая из названных групп потенциально перспективнее в работе над техникой? Если рассматривать эту работу как тренировку аппарата, то покажется, что инструменталисты находятся в менее выгодном положении, нежели вокалисты или дирижеры, поскольку спец. инструмент ограничивает время и силы для занятий ф-но. Однако практика отрицает такое предположение. При других равных условиях (муз. способностях, воле, наличии ф-но для домашней работы) преодоление тех. Трудностей и развитие ф-ной техники идут более успешно у инструменталистов, чем у вокалистов. Причина такого явления – в природе техники инструментального исполнителя. Работа по усвоению техники игры на инструменте начинается с формирования с звукотворческой воли и ее реализации посредством игрового аппарата. Успех развития техники немыслим без понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного овладения специального инструмента. У не инструменталистов такое понимание нужно еще сформировать, равно как и сознание неизбежности трудоемкого процесса, каким является обучение игре на инструменте. Я на своем опыте работы с вокалистами вижу, как им трудно преодолевать себя и, оказывается, что уже доказано практикой, что вокалисты более трудны в обучении фно. Это объясняется особенностями «инструмента» специальности вокалиста. Воспроизведение музыки начинающим вокалистом на «инструменте» своей специальности не требует столь огромной работы, в то числе и домашней как у инструменталиста. Поэтому отношение к задачам и заданиям технического развития у них разное. Естественный для инструменталиста начальный период кропотливой малоинтересной работы воспринимается вокалистом как насилие, создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Особенно это проявляется у более одаренных детей в вокальном отношении. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому уч-ся.



Специфика занятий с учащимися вокально-хорового отделения.

Для хоровика - дирижера ф-но является моделью его специального инструмента- хора. Главное научить уч-ся следующим навыкам: - видеть, слышать и воспроизводить нотный текст;

_ разбираться в стиле разных эпох и композиторов.

- чтение с листа, транспонирование

-развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на сольфеджио

Научиться аккомпанировать, играть в ансамбле

-воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.

В таких условиях виртуозность как цель обучения отметается. Главное расширять музыкальное мышление, научить видеть нотный текст, слышать его и воспроизводить. В работе за ф-но представляется идеальная возможность научить вокалиста или дирижера пониманию смысла каждого обозначения в нотах и разумной целесообразности следования им, научить распознавать черты стиля, его тончайшие детали, нюансы, расшифровать замысел композитора, найти путь к образному содержанию и путям решения. Фортепиано является связующим звеном во всей цепи музыкально-теоретических дисциплин. Урок по ф-но позволяет закреплять знания, которые нужны в вокально-хоровом исполнительстве: чтение хоровых партитур, игра вокальных мелодий, подбор баса, игра мелодий с буквенным обозначением баса, чтение с листа, аккомпанементов, ансамблей. Конечно, для хоровика-вокалиста важно владеть инструментом в достаточной степени т.к. это помогает основной специальности. Одной из важных форм работы на уроке - работа над аккомпанементом. Сближение интересов основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером, так как, работая вместе, они получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу и словесный текст.

В идеале - желательно проводить вечера вокальных аккомпанементов, фортепианных ансамблей, можно подготовить тематический концерт, где будут принимать участие все обучающиеся. Все эти выступления будут помогать вокалистам-дирижерам чувствовать себя на сцене более уверенно, что очень важно для их специализации.

Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи, гитаристы, домристы, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.

Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать, временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений.

Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д.

Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для народников и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.



Особенности работы с учащимися народных инструментов.

Наиболее перспективными в овладении курсом ф-но являются баянисты: баян близок по фактуре к ф-но, воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах- не новость, мышление подготовлено к исполнению музыки полифонического склада. Уч-ся по классу домры тоже имеют опыт инструментального исполнительства в ансамбле с ф-но, звучание которого--- непременный компонент активного восприятия и воспроизведения ими музыки. В практике исполнителя на народных инструментах широко используются переложения произведений других жанров и более всего - фортепианные. Например, пед. репертуар для баяна из классической и романтической музыки представлен преимущественно фортепианными произведениями, переложения оных используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты используют скрипичный репертуар т.е. фортепиано представляет учащемуся народного отделения возможность исполнять произведения всех музыкальных направлений на инструменте, для которого они написаны. При этом только урок ф-но расширяет возможности познания тех произведений, которые не поддаются транскрипции для народных инструментов. Как же в условиях классов общего фортепиано реализовать возможность « объять необъятное». Есть только один ответ: на уроке. Исполнение музыки великих композиторов возможны и на простых образцах их муз. наследия.

Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений.

Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.

Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова В.В., они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-настоящему напевной связной игры. В практике преподавания курса общего фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением фортепианными навыками.

Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся должны занимать песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни современных композиторов.

Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.

При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом. Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.

В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины. Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.

Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.

Для успешной работы в классе ф-но нужно убедить учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать необходимость этого на практике. Рекомендуя тот или иной репертуар или прием в работе, преподаватель не должен быть категоричным в своих требованиях, возможно предлагать иные варианты и даже предлагать уч-ся самому предлагать свой вариант решения той или иной проблемы( выбор репертуара, пальцы, овладение трудными пассажами). Главное поддержать активность мысли уч-ся.

Итак, успешному овладению ф-но способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам уч-ся на трудности, искренняя готовность ему помочь, заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика - поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на проявление лени, неорганизованности. Нужно дать ему понять, что ответственность за свою успеваемость несет, прежде всего он сам. И последний совет, который мне понравился. Если ученик пришел в класс не закрепив то, что было объяснено и требовало лишь домашней работы, посвятить предстоящий урок чтению с листа, не повторяя предыдущий урок. Такой подход повышает эффективность каждого урока, воспитывает самостоятельность и ответственность учащегося.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.










СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб..: из-во «Композитор», 1992.-.с. 100.

  2. Баренбойм Л., И Перунов «Путь к музицированию». Л: «Советский композитор», 1979. – с.352.

  3. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано / Н. Н. Загорный. Л. : Academia, 2-я типография транспечати НКПС им. Т. Лоханкова, 1928. - 58 с.

4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М,1965 г

5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных специальностей. М.1980г