5
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна
Методические указания по выполнению практических
и самостоятельных работ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ»
2021 г.
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
На заседании ЦК ХГН Протокол от «___»______2021г. № _____ Председатель ЦК ______________Е.А.Ахмадеева | Заместитель директора по УМР ________ З.К.Биктина «___» _____ 2021 г. |
Печатается по решению Издательского совета колледжа
Автор-составитель – А.Р.Шагивалиева, преподаватель
«Основы рисунка»: метод.указания по выполнению самостоятельной работы
«УГКТиД»; авт.-сост. А.Р.Шагивалиева:
– Уфа, 2021. – 42 с.
Методические указания содержат задания, упражнения, рекомендованные к выполнению по темам и методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ, а также список рекомендованной
литературы.
Пособие предназначено для обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | | стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Методические рекомендации по рисунку | 5 |
3. | Критерии оценки самостоятельной и практической работы | 8 |
4. | Практические работы | 10 |
| 4.1 Практическая работа №1 Тема 1.1 Линейная перспектива. Приемы штриховки 4.2 Практическая работа №2 Тема 1.2 Линейно-конструктивное построение геометрических тел вращения 4.3 Практическая работа №3 Тема 1.3Линейно-конструктивное построение бытовых предметов 4.4 Практическая работа №4 Тема 1.4 Натюрморт из предметов быта простой формы 4.5 Практическая работа №5 Тема 1.5 Натюрморт из предметов быта простой формы на фоне драпировки 4.6 Практическая работа №6 Тема 1.6 Натюрморт из предметов быта простой формы на фоне драпировки 4.6.1 Самостоятельная работа По темам № 1.5, №1.6 Линейно-конструктивное построение бытовых предметов с тональной проработкой предметов и пространства | 9 9 10 11 12 12 13 |
5. | Библиографический список | 15 |
6. | Приложение А (рекомендуемое) | 16 |
1 Пояснительная записка
Специфика работы по профессии 54.01.20 Графический дизайнер заключается в подготовке специалистов, способных к самостоятельной художественной деятельности. Этот образовательно-воспитательный процесс требует развития творческой активности студентов, чему в наибольшей мере способствует их самостоятельная работа (СРС). В формировании практических навыков, умений и закреплении полученных теоретических положений, превращении их в прочные знания самостоятельная работа студентов (СРС) - определяющий фактор. Её эффективность влияет на качество всего учебного процесса, поэтому совершенствование такой работы студентов - одна из самых актуальных задач в целостном процессе обучения и воспитания.
Студентам необходимо внимательно изучить предложенную литературу. Затем, в соответствии с указанным порядком работы выполнить задание. Заключительным этапом работы является экзамен.
В методических указаниях приводится актуальный список литературы по дисциплине с учетом использования современных технологий (сети Интернет)
Возможно использование всевозможных своих источников (дополнительные книги, словари, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-технически грамотно выполнять упражнения по теории живописи;
-составлять хроматические цветовые ряды;
-распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
-анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
-анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе;
-выполнять живопись этюды с использованием различных техник живописи
знать:
-природу и основные свойства цвета;
-теоретические основы работы с цветом;
-теоретические принципы гармонизации цветов в композициях;
-различные виды техники живописи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ПК 1.1. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ данных необходимых для разработки технического задания дизайн-продукта.
ПК 4.1. Анализировать современные тенденции в области графического дизайна для их адаптации и использования в своей профессиональной деятельности.
2 Методические рекомендации по живописи
Живопись, так же как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Прежде чем приступить к выполнению практической работы проводится своего рода подготовительная работа: выбор формата (вертикального или горизонтального), построение карандашом, наброски (эскизы), где определяете общее отношение изображений к формату.
Надо помнить, что слишком крупное изображение будет перегружать картинную плоскость, слишком мелкое "потеряется" на листе. Должна быть найдена мера, как в общем размере рисунка, так и в его расположении на плоскости. Хорошо найденная композиция делает изображение легко воспринимаемым.
Рисунок выполняется карандашами средней мягкости без большого нажима на бумагу. Следует стараться не прибегать к резинке. Линии должны быть как можно более точными. Чем вернее и подробнее выполнен подготовительный рисунок, тем увереннее будет идти работа в цвете.
Перед работой красками, лицевую сторону бумаги смачивают водой, так как оставшиеся жирные следы от прикосновения рук или резинки мешают ровному покрытий листа краской. Если их не удалить, краска будет сползать. Уже в первоначальной прокладке красок надо придерживаться пропорциональных отношений тонов. Акварельные краски по высыхании высветляются, а потому их можно сразу брать интенсивнее и темнее. Вначале прописывают теневые и плотные цветовые поверхности предметов. В первую очередь лучше покрывать предметы, имеющие наиболее сильную окраску. Используя гуашь, нужно знать, что каждый цвет имеет белила, поэтому во время работы над натурой не злоупотреблять белилами.
Если начать работу с менее насыщенных объектов, то в последствии может оказаться невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, передавать правильные отношения. Проработка формы ведется в направлении определения цветовых отношений между освещенными и теневыми частями. При прописке формы предметов не надо забывать основного правила: каждый полутон, свет или тень важны не сами по себе, а только в связи с другими. Каждый мазок должен быть результатом осмысленного отношения к работе. Поэтому надо все время осуществлять сравнительный анализ натуры, то есть работать отношениями.
Работая над какой-либо частью натюрморта, надо смотреть не только на эту часть, а на всю постановку в целом и определять долю участия этой части в общем цветовом строе. Особенно важно помнить об этом в момент проработки рефлекса. Часто рефлекс проявляет себя в виде отражения соседнего предмета. В этом случае следует осторожно вписать это отражение в теневую часть, не нарушая общей тональности тени.
Прописку теневой части следует вести прозрачными красками, учитывая цвета окружающих предметов. Заметное влияние на цвет тени оказывает окрашенность поверхности, на которой стоят предметы. Все нижние части предметов окрашиваются этим отраженным цветом. Приходится учитывать также падающие тени, которые вносят свои исправления в рефлексную часть теневых частей. Цветовые тональности их значительно сближены, благодаря чему контуры оснований предметов мягко списываются с горизонтальной плоскостью. Кроме того, падающая тень неоднородна по цветовой окраске и своему напряжению - чем ближе к предмету, тем она резче; резкость сохраняется и на переднем плане, внутри же она прозрачна, то есть, наполнена рефлектирующими оттенками цветов окружения.
Прописка фона - окружения должна осуществляться одновременно и равномерно в связи с проработкой части натюрморта. При изображении бликов на предметах нельзя ограничиваться передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках.
Цвет блика зависит от цвета, падающего на предмет света и цвета самого предмета; его оттенок будет противоположным цвету поверхности, на которой лежит блик.
Внимание должно быть обращено также на явление воздушной перспективы, натюрморте предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха, который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближайшие предметы поэтому кажутся ярче по сравнению с дальними. Контуры дальних предметов как бы сливаются с фоном, благодаря чему достигается впечатление пространства: одни предметы лежат ближе к нам, другие дальше. Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут "выступать" на передний план. Ослабление и усиление цвета предметов делается следующим образом; совершенно чистой кистью с водой смягчаются краски и контур того предмета, который должен, отойти вглубь. Если же задние предметы написаны в слабых тонах и дальнейшее ослабление их красок нежелательно, то можно "приблизить" предметы переднего плана, усилить их яркость и подчеркнуть их контуры.
Каждое пятно краски, каждый мазок необходимо класть по рисунку, согласно поверхностям, которые ограничивают предмет. Цвет в изображении может иметь смысл только в том случае, если он не воспринимается как краска, а перевоплощается в материал, который лепит объем и создает иллюзию пространства.
3 Критерии оценки практической и самостоятельной работы
Курс живописи рассчитан на 40 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 40часов.
В течение всего курса студент выполняет самостоятельную работу по каждой изучаемой теме. Для оценки знаний, умений и навыков принята пятибалльная система.
Оценка «отлично»: оригинальное и высокохудожественное композиционное решение изображаемого объекта на формате; соблюдение технологических приемов и последовательности выполнения работы; высокая степень художественно-колористического решения работы; высокое техническое исполнение работы; «портретное сходство» изображаемого объекта; хорошая моделировка форм; передача материальности; цельность и завершенность постановки.
Оценка «хорошо»: правильное расположение изображаемого объекта на формате; соблюдение методических принципов основ ведения живописи; «портретное сходство» изображаемого объекта; хорошая подача работы; недостаточная плановая моделировка; небольшая тональная дробность; хорошее техническое исполнение работы.
Оценка «удовлетворительно»: хорошая компоновка изображаемого объекта на формате; выдержанный методический ход ведения работы; слабое построение постановки, «портретное сходство» изображаемого объекта; невысокое колористическое решение; слабое техническое решение.
Оценка «неудовлетворительно»: слабая компоновка изображаемого объекта на формате; слабая цветовая гармония; дробность и незавершенность работы; слабое техническое исполнение; отсутствие портретного сходства; некачественное исполнение.
Итоговый контроль знаний осуществляется в форме экзамена.
Экзамен по дисциплине «Основы живописи» проводится в конце курса в форме просмотра.
Формы заданий:
- практические работа;
Оценка на экзамене ставится с учётом таких критериев, как:
- выполнение объема академических работ;
- выполнение объема самостоятельных домашних работ;
- качество выполненных работ;
- посещение занятий.
Отличные творческие работы отбираются преподавателем во время экзамена для методического фонда.
4 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
4.1 Практическая работа №1
Тема 1.1. Знакомство с живописными материалами
и изобразительными средствами
Цели:
- ознакомить с понятием "живопись" и ее видами и жанрами.
ознакомить с живописными материалами, со спецификой работы с данными материалами;
- ознакомить с изобразительными средствами;
- развить творческий подход к выполнению задания;
- воспитать культуру цвета;
- воспитать любовь к творчеству.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел.+7-495-276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
Интернет магазин www. цветовойкруг.рф
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить цветовой спектр. Передать теплую и холодную гамму ;
2. Нарисовать цветовой круг с помощью циркуля и карандаша;
3. С помощью основных цветов получить дополнительные цвета, путем смешивания.
Материал :
1. Акварельная бумага формат А-2;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое
Форма контроля:
- Практическая работа;
4.1 Практическая работа №2
Тема 1.2. Восприятие цвета. Природа цвета.
Цели:
- ознакомить с основными характеристиками цвета;
- ознакомить с теплой, холодной гаммой, цветовыми сочетаниями;
- овладеть акварельными красками;
- обучить понятию хроматические и ахроматические цвета;
- развить творческий подход к выполнению задания;
- воспитать культуру цвета;
- воспитать любовь к творчеству.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел.+7-495-276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
Интернет магазин www. цветовойкруг.рф
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить цветовой спектр. Передать теплую и холодную гамму ;
2. Нарисовать цветовой круг с помощью циркуля и карандаша;
3. С помощью основных цветов получить дополнительные цвета, путем смешивания.
Материал :
1. Акварельная бумага формат А-3;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое
Форма контроля:
- Практическая работа;
4.1 Практическая работа №3
Тема 2.1. Приемы акварельной живописи.
Цели:
- ознакомить с акварелью;
- ознакомить с различными приемами заливки цветом поверхности бумаги;
- ознакомить с цветом;
- ознакомить с работой акварельными красками;
- обучить приемам живописного письма.
Литература:
1.Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел. +7 495 276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
Порядок выполнения работы:
Выполнить упражнения по нанесению лессировки, мазков, пятен различной цветности и плотности.
Материал:
1. Акварельная бумага формат А-3;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа.
4.1 Практическая работа №4
Тема 2.2. Живопись акварелью. Кратковременные этюды акварелью.
Цели:
- ознакомить с акварельными красками и с приемами живописного письма.
- изучить особенности натурных объектов;
- ознакомить с разновидностями живописных работ: этюды, эскизы, картины;
- ознакомить с цветом;
- дать понятие свет, тень, собственная тень и рефлекс и ихзначение в передачи живописи;
- дать понятие композиции и больших цветовых отношений;
- ознакомить с работой акварельными красками;
- обучить приемам живописного письма.
Литература:
1.Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел. +7 495 276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
Порядок выполнения работы:
Выполнить несложный натюрморт.
Выполнить натюрморт с применением разных планов;
Закомпоновать формат;
Выполнить построение предметов;
Правильно вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Акварельная бумага формат А-3;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа.
4.2.1 Самостоятельная работа по теме 2.2
Цели:
- изучить возможности акварельной живописи.
- изучить работы известных художников акварелистов.
Литература:
1.Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел. +7 495 276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
Порядок выполнения работы:
Выполнить этюды различных овощей, фруктов.
Выполнить этюд с применением разных планов;
Закомпоновать формат;
Выполнить построение предметов;
Правильно вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Акварельная бумага формат А-3;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа.
4.1 Практическая работа №5
Тема 2.3. Несложный натюрморт акварелью
Цели: Поиск композиции и больших цветовых отношений. Анализ конструкции, их взаимосвязи в пространстве, положение на предметной плоскости.
- ознакомить с художниками жанра натюрморт.
- ознакомить с понятием "живопись";
- ознакомить с методом анализа конструкций, их взаимосвязи в пространстве, положение на предметной плоскости;
- дать понятие рефлекс и его значение в передачи живописи;
- дать понятие композиции и больших цветовых отношений;
- ознакомить с работой акварельными красками;
- обучить приемам живописного письма.
Литература:
1.Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел. +7 495 276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
Порядок выполнения работы:
Выполнить несложный натюрморт.
Выполнить натюрморт с применением разных планов;
Закомпоновать формат;
Выполнить построение предметов;
Правильно вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Акварельная бумага формат А-2;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа.
4.2.1 Самостоятельная работа по теме 2.3
Изучить работы известных художников в жанре натюрморт
Цели:
- дать понятие, что такое натюрморт;
- ознакомить с художниками жанра натюрморт;
- изучить технику живописного письма в жанре натюрморт следующих
художников: Б. Кустодиева, К. Коровина, К. Маковского, М. Шагала, Н. Сапунова, С. Жуковского, К. Петрова-Водкина.
Литература:
1.Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: книжный Интернет-магазин "Лабиринт", тел. +7 495 276-08-63, книжный Интернет магазин JZON. ru
artcyclopedia. ru. Энциклопедия русской живописи. Художникам.ру
Порядок выполнения работы:
1. Изучить работы известных художников в жанре натюрморт;
2. Подготовить ответы на следующие вопросы:
1. Рассказать краткую историю натюрморта.
1. Дать определение, что такое натюрморт.
2. Какой бывает натюрморт.
3. Какая техника живописного письма характеризует перечисленных художников
3.Выбрать понравившуюся репродукцию любого из предложенных художников и принести ее на следующее занятие.
Формы контроля:
- Опрос.
4.1 Практическая работа №6
Тема 2.4. Натюрморт в технике "гризайль"
Цели:
- ознакомить с понятием ахроматические и хроматические цвета;
- понять значение тона в живописи;
- изучить технику акварельного письма;
- обучить технике "гризайль" на простых по форме и различных по тону (геометрические тела).
- научиться анализировать и передавать состояние натуры с помощью одного цвета в творческой работе.
Литература:
1.Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: Изобразительное искусство, уроки живописи http://www.linteum.ru
Уроки живописи, И. Сахаров-Боб росс. уроки. обучение
Порядок выполнения работы:
Выполнить натюрморт из 3-х предметов быта;
Закомпоновать формат;
Выполнить построение предметов;
Правильно вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Акварельная бумага формат А-2;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа;
4.3.1 Самостоятельная работа по темам: 2.4
Натюрморт из 3-х предметов быта
Цели:
- ознакомить с понятием ахроматические и хроматические цвета;
- понять значение тона в живописи;
- изучить технику акварельного письма;
- научиться анализировать и передавать состояние натуры с помощью одного цвета в творческой работе.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
Подробнее: Изобразительное искусство, уроки живописи http://www.linteum.ru. Уроки живописи, И. Сахаров-Боб росс. уроки. обучение
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить натюрморт из 3-х предметов быта;
2. Закомпоновать формат;
3. Выполнить построение предметов;
4. Правильно вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал :
1. Акварельная бумага формат А-2;
2. Акварельные краски;
3. Кисти из натурального волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа;
4.1 Практическая работа №7
Тема 3.1. Живопись гуашью. Кратковременные этюды гуашью
Цели:
- дать понятие различных техник и материалов в живописи;
- обучить методической последовательности выполнения этюдов;
- изучить технику письма гуашью;
- обучить владению живописным письмом гуашью;
- дать понятие насыщенность, яркость, тональность и плотность в гуаши;
- ознакомить с основными приемами нанесения мазков и пятен гуашью;
- развить творческий подход к выполнению задания;
- воспитать культуру цвета;
- воспитать любовь к творчеству.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
5.Могилевцев В.А. Основы живописи.: М.: Высшая школа, 2016г.-96 с.
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить кратковременные этюды гуашью;
2. Закомпоновать формат;
3. Выполнить построение предметов;
4. Выполнить методическую последовательность работы гуашевыми красками;
4. Вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Бумага формат А-3;
2. Гуашевые краски;
3. Кисти из синтетического волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа;
4.1 Практическая работа №8
Тема 3.2. Живопись гуашью. Несложный натюрморт в теплом колорите
Цели:
- дать понятие хроматические цвета;
- обучить понятию теплая цветовая гамма;
- обучить методической последовательности выполнения натюрморта;
- обучить владению живописным письмом гуашью;
- обучить анализу постановки цветовой гаммы;
- развить творческий подход к выполнению задания;
- воспитать культуру цвета;
- воспитать любовь к творчеству.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
5.Могилевцев В.А. Основы живописи.: М.: Высшая школа, 2016г.-96 с.
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить натюрморт из 2-3-х предметов быта в теплой гамме;
2. Закомпоновать формат;
3. Выполнить построение предметов;
4. Выполнить методическую последовательность работы гуашевыми красками;
4. Вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Бумага формат А-2;
2. Гуашевые краски;
3. Кисти из синтетического волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа;
4.1 Практическая работа №9
Тема 3.3. Живопись гуашью. Несложный натюрморт в холодном колорите
Цели:
- дать понятие хроматические цвета;
- обучить понятию холодная цветовая гамма;
- обучить методической последовательности выполнения натюрморта;
- обучить владению живописным письмом гуашью;
- обучить анализу постановки цветовой гаммы;
- развить творческий подход к выполнению задания;
- воспитать культуру цвета;
- воспитать любовь к творчеству.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
5.Могилевцев В.А. Основы живописи.: М.: Высшая школа, 2016г.-96 с.
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить натюрморт из 2-3х предметов быта;
2. Закомпоновать формат;
3. Выполнить построение предметов;
4. Выполнить методическую последовательность работы гуашевыми красками;
5. Вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Бумага формат А-2;
2. Гуашевые краски;
3. Кисти из синтетического волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа;
4.1 Практическая работа №10
Тема 3.4. Живописный натюрморт с применением разных планов
Цели:
- обучить методической последовательности выполнения натюрморта;
- обучить владению живописным письмом гуашью;
- развить творческий подход к выполнению задания;
- воспитать культуру цвета;
- воспитать любовь к творчеству.
Литература:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
3. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
4. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
5.Могилевцев В.А. Основы живописи.: М.: Высшая школа, 2016г.-96 с.
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить натюрморт из 3-х предметов быта;
2. Закомпоновать формат;
3. Выполнить построение предметов;
4. Выполнить методическую последовательность работы гуашевыми красками;
4. Вести последовательность выполнения картины от общего к частному.
Материал:
1. Бумага формат А-2;
2. Гуашевые краски;
3. Кисти из синтетического волокна №5-№20;
4. Вода.
Решение:
1. Цветовое.
Формы контроля:
- Практическая работа
Библиографический список
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Г.И. Жеренкова. – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 144 с.: ил. итальянская живопись. - CD - М.: 1 С - Паблишинг, 2015г. – 315с.: ил.
2. Мирхасанов Р.Ф. Живопись с основами цветоведения: учебник/Р.Ф. Мирхасанов. – М.: Академия, 2018. – 224 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бейлс Д., Т. Орланд Переводчики: Л. Родионова, Е. Карманова Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника С - Петербург: Питер, 2016г. - 211 с.: ил.
2. Волшебный круг. Цвета.: - Лабиринт 2016г. - 10 с.: ил.
3. Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Методические указания к практическим заданиям.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017г. - 18 с.: ил.
4. Ермильченко Н.В.. Знаменитые полотна русских живописцев.: Белый город 2015г. - с. 46 с.: ил.
5. Ильина Т.В. История искусств. - М.: Высшая школа, 2014г. – 368 с.
6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Академия, 2016г.– 272 с.: ил.
7. Н. Ли Основы академического рисунка.: Эксмо. 2017г. 480 с.: ил.
8. Лушников Б. В. Рисунок. Портрет.: М.: Владос, 2017г. – 141 с.
9. Могилевцев В.А. Основы живописи.: М.: Высшая школа, 2016г.-96 с.
10. Смородин А.А. Рисуем портреты. Клуб семейного досуга. - М.: 2015.- 96 с.: ил.
11. Сьюзен Сарбек Рисуем маслом и пастелью. Проблема передачи света и цвета С-Питербург: Кристина и К., 2017г. - 125 с.: ил.
12. Сокольникова Н. М. Основы рисунка – Обнинск.: Титул, 2016г. – 95 с.: ил.
13. Эдвардс Б. Откройте в себе художника.: Минск: ООО Попурри, 2017г. - 285с.: ил.
Интернет ресурсы:
Уроки живописи для начинающих
http://www.uroki-risovania.ru/jivopis.html
Изобразительное искусство, уроки живописи http://www.linteum.ru
Уроки живописи, И. Сахаров-Боб росс. уроки. обучение http://www.youtube.com/
4. Шиков, М. Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель : учебное пособие / М. Г. Шиков, Л. Ю. Дубовская. — Минск : Вышэйшая школа, 2011. — 167 c. — ISBN 978-985-06-1977-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/20260.html (дата обращения: 12.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
5. Коробейников, В. Н. Академическая живопись : учебное пособие / В. Н. Коробейников, А. В. Ткаченко. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 151 c. — ISBN 978-5-8154-0358-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66337.html (дата обращения: 12.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
6. Коробейников, В. Н. Академическая живопись : практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / В. Н. Коробейников. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html (дата обращения: 12.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Приложение А (рекомендуемое)
Цветовой круг
Различные приемы наненсения акварельной краски
Этюд в технике «лессировка»
Этюды в технике "А-ля прима" и «по-сырому»
Несложный натюрморт акварелью
Рис. 1 1- Первый этап. Композиция формата. Выполнение рисунка тонкими линиями: линейно-конструктивное построение всех предметов. Наметить границы света и тени.
Рис. 2 2. - Второй этап. Нанесение основного цвета предметов и драпировок при соблюдении тональных изменений цвета на свету и тени.
Рис. 3. 3-Третий этап. Завершение работы. Методом лессировки добиваются впечатления материальности керамики и драпировок. Для бликов на посуде используют белую бумагу. Прорисовать детали, обобщить цветовое решение натюрморта для достижения цельности.
Натюрморт в технике "гризайль"
Этапы выполнения натюрморта в технике «Гризайль»
Знакомство в гуашевыми красками. Различные техники нанесения мазков
Этюды гуашью
Натюрморт в теплых оттенках
Натюрморт в холодных оттенках
Процесс выполнения натюрморта с применением разных планов