СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методика организации исследовательской работы на уроках истории с акцентированием внимания на деяниях и поступках исторических личностей"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития образовательной мотивации актуальна для любого учителя, заинтересованного в качественном преподавании своего предмета. Преподавание предмета может быть эффективным, если ученик не равнодушен к его содержанию, внутренне понимает значимость изучаемого материала.

Целью изучения  исторического материала  через деятельность  исторической личности, и  отношение  конкретного ученика к деяниям и поступкам данной исторической персоны было стремление «очеловечить» историю, придать содержанию предмета личностно значимый характер и способствовать развитию учебной мотивации школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Методика организации исследовательской работы на уроках истории с акцентированием внимания на деяниях и поступках исторических личностей"»

Капустина Лариса Вячеславовна

Афанасьева Марина Алексеевна

Приморский край

Методика организации исследовательской работы на уроках истории с акцентированием внимания на деяниях и поступках исторических личностей


Проблема развития образовательной мотивации актуальна для любого учителя, заинтересованного в качественном преподавании своего предмета. Преподавание предмета может быть эффективным, если ученик не равнодушен к его содержанию, внутренне понимает значимость изучаемого материала.

Целью изучения исторического материала через деятельность исторической личности, и отношение конкретного ученика к деяниям и поступкам данной исторической персоны было стремление «очеловечить» историю, придать содержанию предмета личностно значимый характер и способствовать развитию учебной мотивации школьников.

На основе системы ценностей, выстроенной личностью, образуются векторы-смыслы, находящие свое отражение в ее поступках и деяниях. Естественно, что в этой системе находит свое отражение время, в которой живет личность, а также иерархия вечных ценностей, таких как семья, любовь, мужество, долг перед отечеством и т.д., по которой любой современник может дать оценку исторической личности с позиции нравственности. Но такая оценка будет достаточно субъективной. Для объективной оценки деятельности личности, необходимо исследовать социальную среду, в которой она сформировалась, изучить особенности данного исторического периода.

Значит, ученик должен стать исследователем. А для этого, ему необходима не только мотивация и четко поставленная цель, но и совокупность инструментов, с помощью которых можно провести грамотное исследование. Набор таких инструментов предлагает технология ОТСМ-ТРИЗ.

С их помощью можно создать исследовательскую среду на уроке и целенаправленно работать над развитием проектно-исследовательских умений старшеклассников, которые являются основой для самоопределения и саморазвития.

Предложенные методики анализа исторической личности на основе инструментов ОТСМ-ТРИЗ дадут возможность учащимся воспринять ее целостный образ, осмыслить историческое пространство, в котором формировалась личность, увидеть в ее деятельности опыт достойный подражания, или наоборот, вызывающий чувство неприятия и отторжения. А это значит, что предлагаемый формат организации учебно-исследовательской работы несет и целенаправленную нагрузку воспитательного характера. Через личность исторической персоны ученики получат возможность глубже познать свою собственную личность и, проводя параллели, сравнивая себя с другими, возможно, примут решение что-то изменить в своей собственной жизни.

Для старшеклассников характерно владение методами научного познания, способствующими выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы, поэтому данное направление организации учебного процесса актуально и психологически обосновано.

Предлагаемые темы и методики организации проектно-исследовательской деятельности на уроках, позволят не только осознанно и личностно - значимо изучить исторический материал, но и предоставят возможность каждому заинтересованному ученику, определить тему или направление для своего, индивидуального исследования.

В данной работе предложены две методики организации проектно-исследовательской работы на уроках истории в 10 классе по темам «Прозвище как зеркало деятельности исторической личности» и «Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы?».

I. Прозвище как зеркало деятельности исторической личности

В 10 классе изучается история Древнерусского государства. Это время правления династии Рюриковичей. Великие князья этой династии носили прозвища, которые им давались за особые черты личности, чаще всего находившие свое отражение в государственной деятельности (Вещий, Старый, Мудрый, Святой, Темный и т.д.). Раскрытие тайны прозвища князя может стать общей идеей, на основе которой будет строиться «проблемное поле» урока.

Методика анализа деяний и поступков исторической личности через ее отношение к проблемной ситуации разработана с помощью инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ, таких как паспорт, копилка (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модели противоречия элемента и «Точка зрения».

Для организации урока кроме материала учебника необходим дополнительный материал: тексты, составленные на основе различных источников; легенды о князьях и их деятельности и документальные фильмы из цикла «История государства Российского», который создан студией «Бабич дизайн» (компания группы Star Media) на основе одноименного труда писателя и историка Н.М. Карамзина.

Поэтому опережающим домашним заданием может стать создание разнообразных информационных копилок. Например, копилки легенд о русских князьях и т.д.

Работа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Найдите в тексте учебника информацию об исследуемом лице.

  2. Изучите дополнительный материал.

  3. Работая в группе:

3.1. Создайте копилку «Деяния и поступки личности»

3.2. Заполните паспорт «Рюриковичи. Князь…»

3.3. Представьте выявленные деяния и поступки в виде противоречий.

3.4. Достройте таблицу «Ситуация выбора - Решение»

3.5. Дайте оценку выборам князя.

3.6. Предложите, с вашей точки зрения, сильные или правильные решения, которые мог бы принять князь, но не принял. Обсудите предложенные вами решения с одноклассниками.

3.7. Решите любое другое (не рассмотренное в таблице «Ситуация выбора - Решение) противоречие с позиции князя или со своей личной позиции и представьте ваше решение одноклассникам.

  1. Работая самостоятельно, создайте портрет личности князя и ответьте на вопрос: почему князь носил такое прозвище?

Проектно - исследовательская работа на уроке организуется с использованием следующих форм: индивидуальная работа учащихся с разными источниками информации; эвристическая беседа; групповая самостоятельная работа, направленная на анализ изученного материала; фронтальная работа; дискуссия; групповая самостоятельная работа учащихся проектного характера; индивидуальная самостоятельная работа учащихся проектного характера; ярмарка проектных продуктов.

Пример заполненного паспорта: «Рюриковичи. Князь Олег»


Элемент мира

Имя признака

Значение признака

Князь Олег

Приоритетное (основное) направление политики

внешнее

Основные методы ведения политики

силовые

Уровень успешности осуществленных деяний

высокий

Характерные черты личности князя

дальновидный, смелый, расчетливый, умный, беспощадный, способный на безнравственные поступки и т.д.

Черты характера, в которых прослеживается «отпечаток эпохи»

беспощадный, безнравственный, смелый



Пример представления противоречий



ТО (+) он устрашит врага и возрастут шансы на победу



ЕСЛИ

Князь соберет большое войско


НО (-) большое войско сложно содержать, без мужчин будет трудно вести хозяйство на территории Киевской Руси






Пример заполненной таблицы «Ситуация выбора - Решение»


Ситуация выбора

Решение

Киев хорошо укреплен, и им правят сильные правители Аскольд и Дир. Что делать?

Обмануть (выманил людей за территорию города), убить соперников

Греки закрыли морские ворота. Как быть?

Поставить корабли на колеса и пройти сушей

Греки угощают щедрыми дарами, но можно ли им доверять?

Не доверю, откажусь от даров.

Конь (боевой друг) смертельно опасен. Что делать?

Отказаться от встреч, но обеспечить уход за ним



II. Отказ от брака русских правительниц - во благо государства

или во имя личной свободы?

В 10 классе изучается история России с древнейших времен до середины XIX века. На протяжении этого периода времени во главе русского государства в основном стояли мужчины. В Киевской Руси единственным правителем женского пола была княгиня Ольга. Обилием женщин на российском престоле прославился XVIII век, который некоторые историки называют веком женщин. И действительно, после смерти Петра Великого в 1725 году и до конца столетия Россией почти непрерывно правили женщины, сменяя одна другую на императорском троне. Все они такие разные, у каждой своя необычная судьба, но в чем-то они очень близки. Нас будут интересовать те правительницы, которые, как и княгиня Ольга, по каким-либо причинам, отказались выходить замуж. Это Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Что заставило их отказаться от женского счастья и сосредоточить все свои силы и устремления на управлении государством? Был ли у них выбор? Безусловно, был. Но почему они сделали именно этот шаг, а не другой? Что могли бы посоветовать им мы, живущие в XXI веке?

Предложенная методика анализа поступка исторической личности позволяет не просто получить сумму знаний об исторических событиях. Она позволяет увидеть правительниц как женщин, которые любили и ненавидели, совершали ошибки и преступления, страдали сами и мучили других. Такое изучение исторического материала позволит учащимся сформировать личное отношение к поступкам правительниц, а также соотнести их поступки с собственным жизненным опытом.

Для организации урока кроме материала учебника используется дополнительный материал: видеофильмы и тексты, составленные из источников, размещенных в сети Интернет.

Проектно-исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: индивидуальная самостоятельная работа с разнообразной информацией; групповая самостоятельная работа с моделями; публичная презентация результатов исследования; дискуссия; итоговая индивидуальная самостоятельная работа.

Ниже представлены четыре задачи: «Выбор княгини Ольги: брак или власть?», «Выбор Анны Иоанновны: брак или власть?», «Выбор Елизаветы Петровны: брак или власть?» и «Выбор Екатерины II: брак или власть?». К задаче 1. «Выбор княгини Ольги: брак или власть?» прилагается образец решения. Для решения задач используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ как системный оператор, модели противоречия элемента и «Точка зрения».

Методика решения серии задач «анализ поступка»

Для работы над задачей класс делится на 6 групп. Две группы работают с моделью «Ситуация глазами исследуемого лица», две другие с моделью «Ситуацией глазами других» и две группы с моделью «Ситуация глазами современников». Каждая группа работает по общему плану.

План решения задачи.

  1. Найдите в тексте учебника информацию об исследуемом лице.

  2. Изучите дополнительный т материал.

  3. Заполните, предложенную вашей группе, модель.

  4. Подготовьте презентацию своей модели.

  5. Представьте свою презентацию и ответьте на вопросы оппонентов.

  6. Обсудите с одноклассниками: отказ от брака исследуемого лица был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?

  7. Напишите эссе по теме: Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы? (Эссе пишется после того, как будут решены все четыре задачи).

Пример. Выбор княгини Ольги: брак или власть?

Опишите ситуацию выбора в моделях: «Ситуация глазами княгини Ольги», «Ситуация глазами византийского путешественника», «Ситуация глазами учащихся 10 класса».

Обсудите: отказ княгини Ольги от брака был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?

Модель 1. Ситуация глазами княгини Ольги

Образец выполненного задания.



ВЫБОР



 Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала



ТО (ПЛЮСЫ)

НО (МИНУСЫ)


 

Для себя

Для ближайшего окружения

Для общества

Для себя

Для ближайшего окружения

Для общества

 

Сейчас

 Проблемы государства будет решать муж.

 Дружину возглавит князь -опытный воин.

 Будет исчерпан конфликт с древлянами

Потеря власти, отказ от обычая кровной мести

Князь Мал приведет свою дружину и установит свои порядки.

Страх за свою судьбу.

Сейчас

В ближайшем будущем

 Окрепнут семейные у4зы,появятся еще дети.

 Богатая добыча.

 Усиление государства в случае объединения киевской и древлянской дружин.

 Князь Мал передаст власть своим детям, а Святослав останется без власти.

 Дружинники Игоря при раздачи добычи отойдут на второй план.

 Управление будет сосредоточено в руках древлянской знати.

В ближайшем

будущем

Отдаленные

последствия

 Благополучная старость в кругу детей и внуков

 Рост благососто

яния.

 Стабиль

ость, процветание, государствен

ная безопасность

 Вражда между детьми от разных браков.

 Отсутствие перспектив занятия должностей по управлению государст

вом

 Киевляне попадут в полную зависимость от древлян.

Отдаленные

последствия

Какой выбор сделан:

Ольга решила не выходить больше замуж. Прямого отказа от замужества князь Мал не получил. Княгиня Ольга использовала данное брачное предложения для осуществления хитроумного плана кровной мести, в которую вовлекла все свое окружение. Ольга управляла страной до совершеннолетия сына Святослава.


Литература


  1. Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013

8