Капустина Лариса Вячеславовна
Афанасьева Марина Алексеевна
Приморский край
Методика организации исследовательской работы на уроках истории с акцентированием внимания на деяниях и поступках исторических личностей
Проблема развития образовательной мотивации актуальна для любого учителя, заинтересованного в качественном преподавании своего предмета. Преподавание предмета может быть эффективным, если ученик не равнодушен к его содержанию, внутренне понимает значимость изучаемого материала.
Целью изучения исторического материала через деятельность исторической личности, и отношение конкретного ученика к деяниям и поступкам данной исторической персоны было стремление «очеловечить» историю, придать содержанию предмета личностно значимый характер и способствовать развитию учебной мотивации школьников.
На основе системы ценностей, выстроенной личностью, образуются векторы-смыслы, находящие свое отражение в ее поступках и деяниях. Естественно, что в этой системе находит свое отражение время, в которой живет личность, а также иерархия вечных ценностей, таких как семья, любовь, мужество, долг перед отечеством и т.д., по которой любой современник может дать оценку исторической личности с позиции нравственности. Но такая оценка будет достаточно субъективной. Для объективной оценки деятельности личности, необходимо исследовать социальную среду, в которой она сформировалась, изучить особенности данного исторического периода.
Значит, ученик должен стать исследователем. А для этого, ему необходима не только мотивация и четко поставленная цель, но и совокупность инструментов, с помощью которых можно провести грамотное исследование. Набор таких инструментов предлагает технология ОТСМ-ТРИЗ.
С их помощью можно создать исследовательскую среду на уроке и целенаправленно работать над развитием проектно-исследовательских умений старшеклассников, которые являются основой для самоопределения и саморазвития.
Предложенные методики анализа исторической личности на основе инструментов ОТСМ-ТРИЗ дадут возможность учащимся воспринять ее целостный образ, осмыслить историческое пространство, в котором формировалась личность, увидеть в ее деятельности опыт достойный подражания, или наоборот, вызывающий чувство неприятия и отторжения. А это значит, что предлагаемый формат организации учебно-исследовательской работы несет и целенаправленную нагрузку воспитательного характера. Через личность исторической персоны ученики получат возможность глубже познать свою собственную личность и, проводя параллели, сравнивая себя с другими, возможно, примут решение что-то изменить в своей собственной жизни.
Для старшеклассников характерно владение методами научного познания, способствующими выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы, поэтому данное направление организации учебного процесса актуально и психологически обосновано.
Предлагаемые темы и методики организации проектно-исследовательской деятельности на уроках, позволят не только осознанно и личностно - значимо изучить исторический материал, но и предоставят возможность каждому заинтересованному ученику, определить тему или направление для своего, индивидуального исследования.
В данной работе предложены две методики организации проектно-исследовательской работы на уроках истории в 10 классе по темам «Прозвище как зеркало деятельности исторической личности» и «Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы?».
I. Прозвище как зеркало деятельности исторической личности
В 10 классе изучается история Древнерусского государства. Это время правления династии Рюриковичей. Великие князья этой династии носили прозвища, которые им давались за особые черты личности, чаще всего находившие свое отражение в государственной деятельности (Вещий, Старый, Мудрый, Святой, Темный и т.д.). Раскрытие тайны прозвища князя может стать общей идеей, на основе которой будет строиться «проблемное поле» урока.
Методика анализа деяний и поступков исторической личности через ее отношение к проблемной ситуации разработана с помощью инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ, таких как паспорт, копилка (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модели противоречия элемента и «Точка зрения».
Для организации урока кроме материала учебника необходим дополнительный материал: тексты, составленные на основе различных источников; легенды о князьях и их деятельности и документальные фильмы из цикла «История государства Российского», который создан студией «Бабич дизайн» (компания группы Star Media) на основе одноименного труда писателя и историка Н.М. Карамзина.
Поэтому опережающим домашним заданием может стать создание разнообразных информационных копилок. Например, копилки легенд о русских князьях и т.д.
Работа выполняется по следующему алгоритму:
Найдите в тексте учебника информацию об исследуемом лице.
Изучите дополнительный материал.
Работая в группе:
3.1. Создайте копилку «Деяния и поступки личности»
3.2. Заполните паспорт «Рюриковичи. Князь…»
3.3. Представьте выявленные деяния и поступки в виде противоречий.
3.4. Достройте таблицу «Ситуация выбора - Решение»
3.5. Дайте оценку выборам князя.
3.6. Предложите, с вашей точки зрения, сильные или правильные решения, которые мог бы принять князь, но не принял. Обсудите предложенные вами решения с одноклассниками.
3.7. Решите любое другое (не рассмотренное в таблице «Ситуация выбора - Решение) противоречие с позиции князя или со своей личной позиции и представьте ваше решение одноклассникам.
Работая самостоятельно, создайте портрет личности князя и ответьте на вопрос: почему князь носил такое прозвище?
Проектно - исследовательская работа на уроке организуется с использованием следующих форм: индивидуальная работа учащихся с разными источниками информации; эвристическая беседа; групповая самостоятельная работа, направленная на анализ изученного материала; фронтальная работа; дискуссия; групповая самостоятельная работа учащихся проектного характера; индивидуальная самостоятельная работа учащихся проектного характера; ярмарка проектных продуктов.
Пример заполненного паспорта: «Рюриковичи. Князь Олег»
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Князь Олег | Приоритетное (основное) направление политики | внешнее |
Основные методы ведения политики | силовые |
Уровень успешности осуществленных деяний | высокий |
Характерные черты личности князя | дальновидный, смелый, расчетливый, умный, беспощадный, способный на безнравственные поступки и т.д. |
Черты характера, в которых прослеживается «отпечаток эпохи» | беспощадный, безнравственный, смелый |
Пример представления противоречий
| ТО (+) он устрашит врага и возрастут шансы на победу |
|
|
ЕСЛИ Князь соберет большое войско |
|
НО (-) большое войско сложно содержать, без мужчин будет трудно вести хозяйство на территории Киевской Руси |
|
|
|
Пример заполненной таблицы «Ситуация выбора - Решение»
Ситуация выбора | Решение |
Киев хорошо укреплен, и им правят сильные правители Аскольд и Дир. Что делать? | Обмануть (выманил людей за территорию города), убить соперников |
Греки закрыли морские ворота. Как быть? | Поставить корабли на колеса и пройти сушей |
Греки угощают щедрыми дарами, но можно ли им доверять? | Не доверю, откажусь от даров. |
Конь (боевой друг) смертельно опасен. Что делать? | Отказаться от встреч, но обеспечить уход за ним |
II. Отказ от брака русских правительниц - во благо государства
или во имя личной свободы?
В 10 классе изучается история России с древнейших времен до середины XIX века. На протяжении этого периода времени во главе русского государства в основном стояли мужчины. В Киевской Руси единственным правителем женского пола была княгиня Ольга. Обилием женщин на российском престоле прославился XVIII век, который некоторые историки называют веком женщин. И действительно, после смерти Петра Великого в 1725 году и до конца столетия Россией почти непрерывно правили женщины, сменяя одна другую на императорском троне. Все они такие разные, у каждой своя необычная судьба, но в чем-то они очень близки. Нас будут интересовать те правительницы, которые, как и княгиня Ольга, по каким-либо причинам, отказались выходить замуж. Это Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Что заставило их отказаться от женского счастья и сосредоточить все свои силы и устремления на управлении государством? Был ли у них выбор? Безусловно, был. Но почему они сделали именно этот шаг, а не другой? Что могли бы посоветовать им мы, живущие в XXI веке?
Предложенная методика анализа поступка исторической личности позволяет не просто получить сумму знаний об исторических событиях. Она позволяет увидеть правительниц как женщин, которые любили и ненавидели, совершали ошибки и преступления, страдали сами и мучили других. Такое изучение исторического материала позволит учащимся сформировать личное отношение к поступкам правительниц, а также соотнести их поступки с собственным жизненным опытом.
Для организации урока кроме материала учебника используется дополнительный материал: видеофильмы и тексты, составленные из источников, размещенных в сети Интернет.
Проектно-исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: индивидуальная самостоятельная работа с разнообразной информацией; групповая самостоятельная работа с моделями; публичная презентация результатов исследования; дискуссия; итоговая индивидуальная самостоятельная работа.
Ниже представлены четыре задачи: «Выбор княгини Ольги: брак или власть?», «Выбор Анны Иоанновны: брак или власть?», «Выбор Елизаветы Петровны: брак или власть?» и «Выбор Екатерины II: брак или власть?». К задаче 1. «Выбор княгини Ольги: брак или власть?» прилагается образец решения. Для решения задач используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ как системный оператор, модели противоречия элемента и «Точка зрения».
Методика решения серии задач «анализ поступка»
Для работы над задачей класс делится на 6 групп. Две группы работают с моделью «Ситуация глазами исследуемого лица», две другие с моделью «Ситуацией глазами других» и две группы с моделью «Ситуация глазами современников». Каждая группа работает по общему плану.
План решения задачи.
Найдите в тексте учебника информацию об исследуемом лице.
Изучите дополнительный т материал.
Заполните, предложенную вашей группе, модель.
Подготовьте презентацию своей модели.
Представьте свою презентацию и ответьте на вопросы оппонентов.
Обсудите с одноклассниками: отказ от брака исследуемого лица был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Напишите эссе по теме: Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы? (Эссе пишется после того, как будут решены все четыре задачи).
Пример. Выбор княгини Ольги: брак или власть?
Опишите ситуацию выбора в моделях: «Ситуация глазами княгини Ольги», «Ситуация глазами византийского путешественника», «Ситуация глазами учащихся 10 класса».
Обсудите: отказ княгини Ольги от брака был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Модель 1. Ситуация глазами княгини Ольги
Образец выполненного задания.
| ВЫБОР | |
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала | |
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) | |
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | |
Сейчас | Проблемы государства будет решать муж. | Дружину возглавит князь -опытный воин. | Будет исчерпан конфликт с древлянами | Потеря власти, отказ от обычая кровной мести | Князь Мал приведет свою дружину и установит свои порядки. | Страх за свою судьбу. | Сейчас |
В ближайшем будущем | Окрепнут семейные у4зы,появятся еще дети. | Богатая добыча. | Усиление государства в случае объединения киевской и древлянской дружин. | Князь Мал передаст власть своим детям, а Святослав останется без власти. | Дружинники Игоря при раздачи добычи отойдут на второй план. | Управление будет сосредоточено в руках древлянской знати. | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Благополучная старость в кругу детей и внуков | Рост благососто яния. | Стабиль ость, процветание, государствен ная безопасность | Вражда между детьми от разных браков. | Отсутствие перспектив занятия должностей по управлению государст вом | Киевляне попадут в полную зависимость от древлян. | Отдаленные последствия |
Какой выбор сделан:
Ольга решила не выходить больше замуж. Прямого отказа от замужества князь Мал не получил. Княгиня Ольга использовала данное брачное предложения для осуществления хитроумного плана кровной мести, в которую вовлекла все свое окружение. Ольга управляла страной до совершеннолетия сына Святослава.
Литература
Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013
8